Метапредметная интеграция в научно-исследовательской деятельности обучающихся 8 «в» класса МОАУ «СОШ №40» города Оренбурга
статья по истории (8 класс) на тему

Горюнова Елена Юрьевна

Статья представляет практический опыт  создания метапредметной исследовательской работы по теме "Морально-нравтсвенный фактор победы в Отечественной войне 1812 года", которая успешно опробировалась на региональной научно-практической конференции в г. Оренбурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Ю. Горюнова

Интеграция в научно-исследовательской деятельности обучающихся  МОАУ «СОШ №40» города Оренбурга.

Современное общество заинтересованно в высококлассных специалистах с нестандартным мышлением, которые могут совершать открытия на стыке наук, разрабатывать программы развития отраслей экономики государства и отдельных предприятий, применять различные модели для управления персоналом компаний, заниматься творческой и спортивной деятельностью.

Таким образом, нашими задачами является раскрытие способностей воспитанников, формирование базы разносторонних умений и навыков, привитие морально-нравственных ценностей и складывание круга положительных примеров, для поступления воспитанников в высшие учебные вузы страны и подготовки дипломированных специалистов широкого профиля. В общем, необходимо «запустить» процесс саморазвития школьников[1].

На наш взгляд одним из механизмов запуска может являться научно-исследовательская деятельность, так как  имеет ряд преимуществ.  Во-первых, исследовательская деятельность предполагает наличие проблемы или проблемной ситуации, которую необходимо решить. Для исследования необходимо привлекать разнообразные источники, вести поиск информации, проводить её отбор и анализ, составлять план, уметь задавать вопросы и самому находить на них ответы. Самое важное то, что подобная деятельность предполагает значительную долю самостоятельности и высокого уровня учебных навыков[2]. Однако, исследование в рамках одного предмета это только первый уровень, овладеть которым необходимо, но недостаточно.

Межпредметная интеграция в рамках одного профиля даст возможность рассмотреть проблему с нескольких точек зрения, а следовательно сделает её анализ более объективным, а поиск решения – более эффективным.  Представим себе группу слепых, которым встретился по дороге слон. Один из них ухватил слона за ногу, другой за хвост, третий за ухо, четвертый за бивень. Если бы у них спросили: Что это такое? Каждый бы ответил по-своему верно, но их ответы не являлись бы истиной, поскольку полной информации не было ни у кого.

Мы должны воспитывать людей, способных рассматривать проблему с разных сторон. В качестве примера можно привести ученицы 8 «в» класса Киреевой Виктории. Нами была выполнена интеграционная научно-исследовательская работа, сочетающая в себе компоненты истории, философии, психологии, социологии и военного искусства.

 Рассматривая психологические особенности русских солдат, офицеров и крестьян в период Отечественной войны 1812 года, мы сделали вывод о том, что моральный фактор имел не меньшее значение для победы в войне, чем иные (талант полководца, дисциплина, опыт ведения боевых действий, снабжение, характеристики вооружения). Выяснили отношение к войне иностранцев, наших солдат и офицеров, мирных жителей. Рассмотрели феномен партизанской войны, который встречался в мировой истории лишь несколько раз. Наши крестьяне, не имея опыта и огнестрельного оружия, громили отряды регулярной французской армии до нескольких тысяч человек, захватывалиих в плен. Это заставило французов пересмотреть все свои планы ведения войны, усилить отряды охранения и держать более крупные гарнизоны в узловых точках. Высокий моральных дух людей, сражавшихся за свою землю и родных намного превосходил дух захватчиков. Уже в битве при Бородино, французские полководцы отмечали, что русских мало убить, их ещё надо свалить на землю. Даже смертельно раненые они продолжали сражаться, погибая сами, забирали с собой солдат врага.    

Наполеон мог в теории  победить русскую армию, но победить российский народ он был не в силах.  

В целом, компоненты различных предметов должны быть  подобраны так, чтобы  органично дополнять друг друга[3].  В нашей работе мы можем это наблюдать. История событий 1812 года дополняется описанием военных операций, тактикой действий партизанских отрядов, эпизодов сражений. Объяснение поведения различных социальных групп населения в период боевых действий объясняется особенностями психологии российского народа, чей менталитет отличался от менталитета французов. Они  так и не смогли объяснить, почему русские крестьяне (в том числе старики, женщины и дети)нападают на французских солдат и побеждают их. Компонент философии позволяет ответить на все важные вопросы и связывает посредством идей остальные предметы в единую структуру.  

Интеграция образования и науки приводит к повышению инновационного потенциала российских граждан, которые в дальнейшем будут решать как экономические, так и политические задачи[4].  Цель осуществляемых в этой области национальных проектов и программ состоит в подъеме конкурентоспособности отечественных образовательных учреждений благодаря обучению их персонала передовым методам труда и взаимосвязи между практической деятельностью и наукой.


[1]БочковаН.В., ПузанковаЕ.Н., Современная педагогическая интеграция,ее характеристики// Образование и общество. Научный   информационно -аналитический журнал.

[2]Горюнов Ю.А. Задача проектной деятельности и проблемных вопросов в системе среднего образования //Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. Тамбов. 2012.

[3]Назарова Н.М. Истоки интеграции: уроки для будущего // В сб.: «Ребенок в современном мире» СПб, 2008.

[4]Шудегов В. Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. N 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в научно-исследовательской деятельности

Данный материал представляет собой статью, содержащую материал из личного профессионального опыта.Статья опубликована в методическом сборнике Кафедры истории и искусства ОПКУ в 2012 г....

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «МОНИТОРИНГ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ГОРОДА УЛАН-УДЭ» В ГКОУ СКОШИ №62 III-IV ВИДА.

В школе реализуется уникальная Программа  мониторинга за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ. Научно-исследовательская работа по Программе   способствует правильной  расс...

ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»

ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка  ...

ПРОГРАММА УНИО (ученическое научно-исследовательское общество) для 1-11 классов «Введение в исследовательскую деятельность»

ПРОГРАММА УНИО(ученическое научно-исследовательское общество)для 1-11 классов«Введение в исследовательскую деятельность»руководитель УНИОучитель: Е.Д. СакунПояснительная записка  ...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....