Рабочая программа по истории. 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Березкина Елена Евгеньевна

Рабочая программа по истории. 5 класс. Включает в себя две части: "Введение в историю" и "Историю Древнего мира". Ориентирована на учебники А.Н. Майкова/Д.А. Вигасина,

Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_5_klass.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Статус программы

Данная рабочая программа по «Истории Древнего мира» составлена на основе «Программы основного общего образования. История. 5 класс, авторы: А.Н. Майков «Введение в историю» «Вентана-Граф», Д. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» 2014. Рабочая программа реализуется в учебнике «История Древнего мира для 5 класса» в системе «Просвещение».

Планируемые предметные результаты освоения курса

Предметными результатами изучения курса Истории Древнего мира в 5 классе являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  •  владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

  1. Содержание  учебного курса Истории  Древнего мира  5 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

Введение в историю (10 ч)

Что изучает история. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Первобытное общество (3 ч)

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству.  Появление неравенства и знати. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (13ч)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир (20ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (19 ч)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

Сравнительная характеристика Греции и Рима (5ч)

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности:

Формы: вводный урок, урок-погружение, лабораторная работа с текстом учебника, урок конструирования понятий, урок-диалог, урок-конференция, урок-лекция, урок работы с первоисточниками, урок-практикум, урок работы в малых группах.

Виды: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, дифференцированная.

Календарно-тематическое планирование курса «История Древнего мира»

5 класс, базовый уровень. 2018-2019 учебный год.

УМК А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая 70 час. 2 часа в неделю.

Тема/Тема урока

Часов

Введение

10

1/1

Что изучает история.

1

2/2

Исторические события. Причинные связи между событиями.

1

3/3

Историческая память. Источники знаний о прошлом.

1

4/4

Происхождение имен и фамилий. Генеалогия.

1

5/5

Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств.

1

6/6

Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

1

7/7

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.

1

8/8

Российская государственная символика.

1

9/9

Россия – многонациональное государство.

1

10/10

 Россия – многонациональное государство.

1

Первобытное общество

3

11/1

Жизнь первобытных людей. Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей.

1

12/2

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

13/3

Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.

1

Древний Восток

13

14/1

От первобытности к цивилизации.  Древний Египет.  Государство на берегах Нила. 

1

15/2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи.

1

16/3

Военные походы фараонов.

1

17/4

Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.

1

18/5

Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

19/6

Финикийские мореплаватели.

1

20/7

Библейские сказания.

1

21/8

Древнееврейское царство.

1

22/9

Ассирийская держава.

1

23/10

Персидская держава «царя царей».

1

24/11

Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии.

1

25/12

Индийские касты.

1

26/13

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Познавательная лаборатория.

1

Древняя Греция и эллинистический мир

20

27/1

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

1

28/2

Микены и Троя.

1

29/3

Поэма Гомера «Илиада».

1

30/4

Поэма Гомера «Одиссея».

1

31/5

Религия древних греков.

1

32/6

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

33/7

Зарождение демократии в Афинах.

1

34/8

Древняя Спарта.

1

35/9

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

36/10

Олимпийские игры в древности.

1

37/11

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

38/12

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

39/13

Возвышение Афин в 5-м веке до н. э. и расцвет демократии.  В гаванях афинского порта Пирей.

1

40/14

В городе богини Афины.

1

41/15

В афинских школах и гимнасиях.

1

42/16

В театре Диониса.

1

43/17

Афинская демократия при Перикле.

1

44/18

Македонские завоевания в 4-м веке до н. э. Города Эллады подчиняются Македонии. Моделирование.

1

45/19

Поход Александра Македонского на Восток.

1

46/20

В Александрии Египетской.

1

Древний Рим

19

47/1

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древнейший Рим. Проекты.

1

48/2

Завоевание Римом Италии.

1

49/3

Устройство Римской республики.

1

50/4

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья.  Вторая война Рима с Карфагеном.

1

51/5

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1

52/6

Рабство в Древнем Риме.

1

53/7

Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов.

1

54/8

Восстание Спартака.

1

55/9

Единовластие Цезаря.

1

56/10

Установление империи.

1

57/11

Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи.

1

58/12

В Риме при императоре Нероне.

1

59/13

Первые христиане и их учение.

1

60/14

Расцвет империи во 2-м веке.

1

61/15

«Вечный город» и его жители.

1

62/16

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.  Римская империя при Константине.

1

63/17

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.  Римская империя при Константине.

1

64/18

Взятие Рима варварами.

1

65/19

Взятие Рима варварами.

1

Сравнительная характеристика Греции и Рима

5

66/1

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме.

1

67/2

Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.

1

68/3

Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

1

69/4

Семь чудес света.

1

70/5

Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру.

Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира.

1

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...