Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3
учебно-методический материал по истории на тему

Марина Николаевна Степанова

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция 3. Русская культура в ситуации монголо- татарского влияния

Монголо- татарское нашествие имело катастрофические последствия как для экономики, так и для культуры. Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, уничтожением материальных ценностей городов и сел.

Увод в плен ремесленников привел к падению уровня ремесленного производства. Были утеряны многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесел вообще исчезли. Пострадало русское зодчество- многие памятники были разрушены, прекратилось каменное строительство из-за отсутствия средств и мастеров- строителей. Монголо- татары ничем не обогатили русскую культуру, кроме определенного количества заимствованных слов (врач- бариач(знахарь), палач- алаач, караул- хараул, еда- идэ, меч, жук, собака, топор, юг, ура- урай, телега, бомба, сундук, халат, кирпич, деньги). Не обнаруживается никаких заимствований на в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

Влияние Золотой Орды привело к углублению политической раздробленности, т.к. ханы поощряли и разжигали междоусобицы. В результате на этот период приходится формирование трех народностей: русской, украинской и белорусской.

В период монгольского влияния можно выделить два этапа развития культуры: первый (до XIV в.) отмечен значительным упадком в различных сферах культуры; второй- после победы в Куликовской битве- подъем русской культуры, который объяснялся успехами хозяйственного развития и ослаблением Золотой Орды.

Фольклор. Главной темой устного народного творчества была борьба против золотоордынского ига. Это и Сказание о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате.

В этот период оформился новый жанр- исторической песни. В отличии от былин его герои изображаются более реалистичными, время действия не условно- эпическое, а конкретоно- историческое. Историческая песня- произведение не о прошлом, а о настоящем. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя. Одна из них- песня об Авдотье- Рязаночке. Она- простая горожанка, совершает подвиг, проявляя мужество, мудрость и стойкость, уводит из плена жителей Рязани и заново возрождает город. К историческим песням, связанным с Куликовской битвой относятся «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Ряд таких песен посвящен девушкам- полонянкам. Образ чистой и стойкой духом девушки, попавшей в плен воплощал образ страдающей под тяжким игом Руси.

Литература. В этот период летописание становится местным. Причем каждое местное летописание начинается с «Повести временных лет», а затем продолжает свое летоописание.

В произведениях, написанных в этот период постоянно подчеркивается мысль, что иго- это Божья кара, обрушившаяся на Русь за грехи людей. Только покаяние, нравственное самоусовершенствование могут спасти людей. Из житийной (поучительной) литературы наиболее известным является «Повесть о житие Александра Невского». Здесь описаны главные деяния Александра- разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей на Чудском озере. Став Великим князем владимирским Александр проявил себя умелым дипломатом, при нем монголы не нападали на русскую землю. В характеристике Александра Невского подчеркиваются его христианские добродетели: тих, приветлив, кроток, смирен. В то же время он величествен и прекрасен внешне, мужественный, непобедимый полководец. Соединение воинской доблести с христианскими добродетелями присутствует и в словах Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», «Кто с мечом к нам пойдет, тот от меча и погибнет». Особой лиричностью проникнута последняя часть «Повести», в которой говорится о поездке Александра к хану с целью добиться освобождения русских от обязанности входить в монгольские войска. Александру удалось этого добиться, но возвращаясь из поездки в Орду, Александр умер, перед смертью приняв монашество. Далее идет рассказ о чуде во время погребения Александра, когда покойник простер длань и взял у митрополита духовную грамоту, которую тот хотел вложить в его руку.

Известно также, относящееся ко второй половине XIII века «Житие Михаила Черниговского». Оно посвящено трагической гибели в Орде черниговского князя, который по христианским убеждениям отказался совершить в Орде ритуальный обряд прохождения между горящими кострами и казненного за это. Смерть за веру стала основанием канонизации Михаила Черниговского.

Наибольший интерес у читателей вызывал новый тип книг- «четьи» XV в. , предназначенные для индивидуального чтения. Как правило, это были сборники разных статей в одной книге- там могли соседствовать религиозно- назидательные тексты, отрывки летописей, исторические повести, статьи естественно- научного характера. Так, в одном из сборников Кирилло- Белозерского монастыря помещены статьи «О широте и долготе земли», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей», «О земном устроении». Автор этих статей решительно порывал с фантастическими представлениями о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по- прежнему ставилась в центр мироздания. В других статьях дано вполне реалистичное объяснение грома и молний (от столкновения туч).

В XIV веке на смену дорогому пергаменту пришла бумага, которую доставляли из других стран, преимущественно из Италии и Франции.

Архитектура. Живопись.  Одним из крупнейших центров развития искусства был Новгород, который избежал нашествия монголов. Помимо храмовых в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В 1433г. была построена Грановитая палата, предназначенная для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые бояре строили себе каменные палаты. Были возведены крепостные укрепления на побережье Балтийского моря: Копорье, Ям, Орешек.

Первым городов Северо-Восточной Руси, в котором возобновилось каменное строительство была Тверь (конец XIII в.). Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четвери XIV века. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский Собор, Архангельский, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. В 1367г.  при Дмитрии Донском в Москве возводится Кремль из белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма).

Вторую половину XIV- начало XVв. Называют «золотым веком» стенной живописи Древней Руси. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии уже зрелым художником и посвятил свое мастерство новой родине. Лучшей работой, отражающей самобытность художника, считается фресковая роспись церкви Спаса на Ильине. В его живописи интерес к характеру, внутреннему миру человека, его переживаниям и эмоциям. Творчество Феофана Грека- яркое проявление экспрессивно- эмоционального стиля в исскустве.

Высокого расцвета достигла живопись в Москве на рубеже  XIV-  XVвв. В это время здесь окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителей которой был гениальный русский художник Андрей Рублев. Рублев был монахом. Вместе с Феофаном Греком они расписывают стены Благовещенского собора Московского кремля. Затем с Даниилом Черным он работает над фресками Успенского собора во Владимире (одна из знаменитых фресок «Шествие праведников в рай», в ней проявились характерные черты рублевского стиля- лирическая умиротворенность) и Троицкого собора Троице- Сергиева монастыря. Самая известная работа художника- икона «Троица», написанная им для Троицкого собора. В творчестве Рублева получает логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской.

Литература

  1. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Кн.1-15/ С.М. Соловьев.- М.1959-1966.
  2. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т./П.Н. Милюков.- М.1994-1995.-Т.2. –Ч.2.
  3. Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История отечественной культуры. [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник для СПО, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 452с.
  4. Березовая, Л. Г. История отечественной культуры. Практикум : учебное пособие для СПО / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 228 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09776-4.
  5. Горелов, А.А. История русской культуры [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 387с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4

Московское царство как культурная эпоха...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...