Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4
методическая разработка по истории на тему

Марина Николаевна Степанова

Московское царство как культурная эпоха 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_4._moskovskoe_tsarstvo_kak_kulturnaya_epoha.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Московское царство как культурная эпоха (XV-XVI  вв.)

Рубеж XV-XVI  вв.- переломный в историческом развитии момент- происходят два взаимосвязанных друг с другом явления: образование единого Российского государства и освобождение страны от монголо- татарского ига. Оба эти события связаны с именем государя Ивана III. И объединение русских земель и освобождение от владычества монголов создали благоприятные условия для экономического и культурного развития России. (Слово «Росия» возникло в Византии и использовалось там как греческое обозначение Руси — страны и созданной в её границах киевской церковной митрополии. Впервые слово Ῥωσία было употреблено в X веке византийским императором Константином Багрянородным. Через церковную греческую письменность и официальные документы греческое слово Ῥωσία вошло в русский язык. Первое известное упоминание слова «Росия» в кириллической записи датировано 24 апреля 1387 года. С конца XV века название Росия стало использоваться в светской литературе и документах Русского государства, постепенно вытесняя прежнее название Русь. Официальный статус оно приобрело после венчания Ивана IV на царство в 1547 году, когда страна стала называться Российским царством. Современное написание слова — с двумя буквами «С» — появится с середины XVII века и окончательно закрепится при Петре I.)

Литература. В это время формируется политическая теория Российского государства. В ее основе лежат два произведения:

«Сказание о князьях Владимирских»- это две легенды,  источник которых и время их появления неизвестны. Неизвестный автор или авторы составили «Сказание о князьях Владимирских» начале XVI века. В основе первой легенды попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи Октавианом Августом. По просьбе северных славян в Новгород приходит княжить Рюрик (с братьями Трувором и Сенеусом и племяшем Олегом). Рюрик происходит  из рода Прусова; а Прус – это брат Августа- первого императора Римской империи. Таким образом, политические  права на единодержавную власть московские князья унаследовали от своих «прародителей» - от самого Августа-кесаря. Затем «Сказание» сообщает о даре греческого императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху– царских регалий:  венца, скипетра и державы.

«Послания игумена Филофея государю Василию III». В них содержится теория «Москва- третий Рим». Мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим»- Константинополь, а затем в Москву. Два Рима пали из-за их измены «истинному христианству»- впали в ересь и погибли. Москва же осталась верна православию, а потому является «третьим Римом», а «четвертому не бывать».

Вопросам политической жизни посвящены и первые публицистические произведения- новый вид литературы, зародившийся в лоне церкви. Первая такая книга «Просветитель». Обличение ереси жидовствующих» направлена против зародившейся в Новгороде, а затем перекинувшейся в Москву ереси, сторонники которой отрицали Троицу. Это сближало их взгляды с иудаизмом, отсюда и название ереси. И в дальнейшем церковная публицистика была сосредоточена на противостоянии двух течений: иосифляне (по имени Иосифа Волоцкого), выступавших за право церкви и монастырей владеть окружающими землями, и нестяжателей- последователей Нила Сорского, которые утверждали, что монахи должны сосредоточиться на нравственном самосовершенствовании и не стремиться к обладанию материальными благами.

Большое культурное значение имело предпринятое по инициативе митрополита Макария составление «Великих Четьих -Миней». Макарий поставил цель собрать воедино все книги- четьи по русской земле. Большой коллектив писателей, редакторов, переписчиков трудился более 20 лет. В результате был создан грандиозный свод- 12 томов (каждый том для чтения на один месяц- годовой круг чтения на каждый день.), в него вошли произведения для «душеполезного» чтения. В состав каждого тома вошли жития всех святых, сочинения греческих «отцов церкви» и русских церковных писателей, послания митрополитов, церковные уставы и др. поучительные произведения. В него не вошли летописи и хронографы, а также множество произведений, признанных «неполезными».

С образованием государства, его развитием возросла потребность в грамотных людях. Обучение осуществлялось особыми «мастерами грамоты», чаще всего это были монахи и священники, но иногда  и светские лица, которые содержали своего рода частные училища. Большей частью они открывались при монастырях и церквях. Обучение осуществлялось не только в городах, но и в сельской местности. Обучение ограничивалось, как правило, элементарной грамотой. Получившие элементарную грамоту могли пополнять ее чтением книг.

Основными центрами хранения книг были монастыри, имевшие уже значительные библиотеки. Также книги были в боярских усадьбах, посадских людей и даже у крестьян. Книги уже продавались на рынках. Церковный совет, чтобы оградить рынок от рукописей нежелательного содержания, запретил продажу без предварительной проверки представителями церкви.

Крупнейшим событием  в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. В 1563 г. на средства царской казны была устроена типография в Москве. Во главе типографии стоял дьякон одной их московских церквей Иван Федоров. 1 марта 1564 г. вышла первая русская печатная книга «Апостол».  До конца XVI века было издано около двадцати книг, преимущественно религиозного содержания.

Музыка. Продолжает развитие жанр исторической песни, связанный с героическими событиями: это и песни о взятии Казани, о завоевании Сибири Ермаком Тимофеевичем. Особой популярность пользовалась песня о взятии Казани. Основные герои песни- это представители народа, пушкари, своим мастерством и умением добившиеся взрыва крепостных стен и победы над Казанью. Народное негодование выразилось в песне о гневе Ивана Грозного на сына. Хотя образ Ивана Грозного в песенном творчестве противоречив. Народ осудил жестокость царя по отношению к простым «мужикам новгородским» и выразил сочувствие безвинным жертвам. Резко отрицательно изображен и «Малюта злодей Скурлатович», не раз проявивший себя как беспощадный палач. В то же время мы видим идеальные черты представления народа о «хорошем» царе.

Представителями светской музыки остаются скоморохи, которых особенно много было в Новгороде. Северорусские певцы исполняли исторические песни в полуречетативной манере, как когда то былины. В южных районах, особенно у донских казаков, существовала более распевная манера исполнения исторических песен.

Наряду с исторической существует жанр лирической песни- мелодичная, протяжная. «Унылая и грустная» по словам А.С. Пушкина, «тоскливая и рыдающая» по словам Н.В. Гоголя. Как отмечают исследователи, русская песня представляет собой слияние трех искусств: музыки, слова, и театра. Самым почитаемым в Московской Руси был бас. Образуются певческие школы, из которых крупнейшая- новгородская.

Церковное пение регламентируется Церковным собором- оно должно совершаться чинно и немятежно, в спокойной неторопливой манере. Наряду с грамотой, письмом и законом Божьим церковное пение называется в числе обязательных предметов. В первой половине  XVI века создается придворный хор их лучших мастеров, которые именовались государевыми певчими дъяками. Они участвовали в царском богослужении и в торжественных официальных приемах. В середине  XVI века крупнейшие мастера церковного пения Федор Христианин и Иван Нос создают собственные школы. Возникают большие частные хоры, самый известный Строгановский хор.

В XV- XVI вв. во время праздничных богослужений, чтобы придать им особую торжественность, стали вводить театрализованное изображение эпизодов Священного писания- т.н. «пещное действие» (первыми постановками были сцены, изображавшие трех отроков Седраха, Мисаго и Авдинаго, которых за отказ поклониться идолу, персидский царь Навуходоносор приказал живыми бросить в печь). Так зарождался театр. Алтарь на время представления превращался в подобие кулис- оттуда выходили действующие лица.

Архитектура. Живопись. Расширились масштабы каменного строительства. Новшеством стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В Москву были приглашены итальянские мастера Аристотель Фиораванти, Марко Руффо (Фрязин- от русского фряг- итальянец), Алевиз де Карезано Фрязин, Пьетро Антонио Солари и другие, познакомившие русских мастеров с архитектурно- строительной техникои Итальянского Возрождения. У Ивана III явно была склонность к итальянскому искусству.

Полностью был перестроен Московский Кремль в конце XV- начале XVI вв. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского Собора, порученного Аристотелю Фиорованти. Ему удалось создать оригинальное произведение по традициям русского зодчества, обогащенного элементами итальянской архитектуры. Пятиглавие, венчавшее собор, получило распространение в строительстве и других церковных сооружений. Затем псковские зодчие Кривцов и Мышкин перестраивают Благовещенский собор. В те же годы Алевиз Фрязин строит Архангельский собор Кремля. Марк Фрязин и Антонио Солари возводят Грановитую палату с парадным тронным залом русских царей. Официальный вид палате придавала облицовка гранеными плитами из белого известняка- отсюда и название. Начинают возводить новые кирпичные стены Кремля. По своим техническим качествам Московский Кремль не уступал лучшим фортификационным сооружениям Западной Европы. До наших дней уцелела монументальныя стрельница Троицких ворот, правда потеряв боевые зубцы. Ивановская колокольня по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина увенчала композицию Московского Кремля. Иван Великий стал самым высоким сооружением в Москве- 80 м. и символом Русского государства.

Новаторское направление в каменном зодчестве XVI в. представляют столпообразные шатровые храмы- это возрожденный стиль русского деревянного зодчества.  Пример: собор Вознесения в селе Коломенском, построенный в честь долгожданного рождения наследника государя Василия III- Ивана IV.

В честь победы над Казанским ханством построен Собор Василия Блаженного. В народной памяти он связан с именем юродивого Василия, который был в то время хорошо известен всей Москве и погребен в пределе собора. Построен русскими мастерами Бармой и Постником. Поражают разные по высоте и исполнению башни, нет похожих друг на друга.

Крупнейшим живописцем на рубеже XV- XVI вв. был Дионисий. Он написал ряд икон, часть фресок Успенского собора Кремля. Его работам свойственны утонченный рисунок, изысканный колорит, пышная декоративность. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва

Официальная идея об исторической преемственности власти московских князей от византийских императоров воплотилась в росписи Благовещенского собора, выполненной под руководством Феодосия- сына Дионисия. Здесь изображены византийские императоры и императрицы и русские князья. В середине XVIв. В Москве была написана большая, длиной в четыре метра икона- картина «Церковь воинствующая», посвященная реальному историческому событию0 взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие «победоносного воинства» во главе с царем Иваном Грозным. Среди воинов- князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья.. Впереди на крылатом коне архангел Михаил. В центре – фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с младенцем.

Наряду с храмовой живописью (фрески, мозаика, иконы) в XVI веке начинает развиваться портретное искусство. Портреты русских князей заполнили росписи Золотой и Грановитой палаты, Благовещенского и Архангельского соборов Кремля.

Литература:

  1. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская.-М., 1993.
  2. История русской литературы XI- XVII вв. / по ред. Д.С. Лихачева.- М., 1975.
  3. Келдыш, Ю.В. История русской музыки: в 10 т./ Ю.В. Келдыш Т.1.-М., 1983.
  4. Лазарев, В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVIвека/ В.Н. Лазарев.- М., 1983.
  5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т./П.Н. Милюков.- М.1994-1995.-Т.2. –Ч.2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...