Открытый урок по истории России. "П.А.Столыпин: палач или спаситель России?". 9 кл.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Кириллова Екатерина Валериевна

В начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». Поэтому задача нашего урока – выяснить, кто же такой П.А. Столыпин: палач или спаситель для России?»

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные оценки личности и деятельности П.А Столыпина, постараемся определить его роль в истории России и поразмышляем о трагедии Петра Аркадьевича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx351.24 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово учителя

В шестидесятые Россия бунтовала,

Вбирая мятежи тех столь далеких лет.

И именно тогда и появился

На свет столь важный для России человек.

Карьера начиналась в Министерстве,

Дворянства предводитель. Потому

Он отдавал России свое сердце,

Хотел великой сделать Родину свою.

О Столыпине много спорят:

В чем-то он исторически прав,

Ну, а может принес много горя,

Суть решений своих не поняв.

Слайд « П.А.Столыпин: палач или спаситель России?» - объявление темы урока.

Слайд-эпиграф «У нашего премьера

                              Ужасная манера

                              На шею людям галстуки цеплять».

                                                                                      Зингерталь.

  « Противникам государственности… нужны великие потрясения; нам – нужна великая Россия».

                                                             Из речи П.А.Столыпина в ГД 10.05.1907.

-  в начале 20 века в России отношение к Столыпину было неоднозначным. Можно было услышать такие куплеты Зингерталя, но были и такие люди, кто считал, что «…нам нужна великая Россия». Поэтому задача нашего урока – выяснить, кто же такой П.А. Столыпин: палач или спаситель для России?»

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные оценки личности и деятельности П.А Столыпина, постараемся определить его роль в истории России и поразмышляем о трагедии Петра Аркадьевича.

Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности личности.

Проблемный вопрос:

Можем ли мы назвать Петра Аркадьевича Столыпина исторической личностью? Кто он П.А. Столыпин палач или спаситель России?

Ребятам предлагаются рабочие листы.

Задание №1.  Качества исторической личности. Отметить те, которые соответствуют П.А. Столыпину.

1. Стремление служить общему благу государства и народа.

 2. Беззаветное мужество.

 3. Стремление и умение вникнуть в условия русской жизни.

 4. Совестливость во всех делах.

 5. Интеллект, образованность.

 6. Организаторские способности.

 7. Воля, смелость.

 8. Способность влиять на других.

 9. Умение понимать людей.

 10. Нравственная зрелость.

 11. Гибкость.

 12. Целеустремленность.

 13. Понимание необходимости решения экономических и социальных проблем.        

Вспомним биографию Столыпина (доклад Биякаевой Динары)

Задание: - Давайте подведем промежуточный итог, что нам известно о Столыпине? Составьте кластер на основе имеющихся знаний.

Министр внутренних дел                Столыпин        Председатель Совмина

Реформатор          образцовый семьянин         предводитель дворянства

                                                          губернатор Гродно, Саратова

Рабочий лист .

Задание №2. Оценка Столыпина его современниками.

Обуч-ся 1 гр. выбирают из приложения №1 только положительные качества, обучающиеся 2 гр. – отрицательные оценки.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

1. «Он всегда шел прямо к цели…, никогда не тратил слов понапрасну. Если он что-нибудь обещал, то всегда исполнял»

Ф.А. Головин.

2. «Человек с ясной головой», «с ясным и сильным», «светлым умом» один «из безупречнейших, умнейших людей России» графиня Клейнмихель.

3.«Все решающим элементом в его жизни были только его убеждения, его совесть»

4. «Правдивый везде и всегда…он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная и героическая». Н.П. Шубинской.

5.Человек «необыкновенно чистый и прямой, никогда не преследующий какие бы то ни было личные интересы»Д.Н. Любимов.

6.«Это был русский человек, деятель русским понятный и человек, безусловно, правдивый и честный» А.Н. Шварц.

7. «Благодаря его умелой политике страна… ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» П.А. Столыпин встал «на защиту Руси» В.В. Розанов.

8. На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях»«Рижский вестник.»

9. «Выдающийся государственный деятель», «незаурядная сила воли и спокойное хладнокровие», «безупречная личная репутация» В.И. Гурко.

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

1. «Столыпин был злой и мстительный» А.А. Рейнбот.

2. «Я не могу считать его большим государственным деятелем: для этого у него мало знаний и мало природных дарований» А.Н. Шварц.

3. «П.А. Столыпин был человек с очень ограниченным политическим кругозором…и был неспособен отрешиться от узких интересов своего класса…» Д.Н. Шипов.

4. «Для меня он всегда был и всегда останется временщиком, то есть карьеристом. Как государственный деятель он обладал… серьезными недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического кругозора…» И.И. Толстой.

5. «Власть ударила ему в голову» он «возомнил о себе как о выдающейся исторической личности», «цеплялся за власть и готов был многим поступиться ради ее сохранения» В.И. Гурко.

6. «При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования» С.Ю. Витте.

7. «Столыпин был баловнем судьбы. Все, что другие достигали бесконечным трудом, досталось ему само собою, падало с неба» С.Е. Крыжановский.

Одним из главных обвинений против Столыпина – установление реакции: жесткое подавление революции, репрессии, казни.

Выражения "столыпинская реакция"; "столыпинские галстуки" (виселицы) продолжают жить в русском языке. Прославился этим выпадом против Столыпина депутат Госдумы, кадет Родичев. С его легкой руки это выражение пошло гулять по стране, появились даже язвительные куплеты:

У нашего премьера

 Ужасная манера

 На шею людям галстуки цеплять.

Позиция Столыпина на посту Председателя была выражена предельно ясно: «Правительство не колеблясь, противопоставит насилию силу.»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1)  Программа П.А.Столыпина. Работа с документом. Работа  в паре.

Из правительственного сообщения, сделанного П.А.Столыпиным при вступлении на пост Председателя Совета министров

24 августа 1906 г.

Таким образом, путь правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и вместе с тем напряжением всей силы государственной идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе.

Обращаясь к способам достижения последней цели, правительство сознает, что перед ним стоят вопросы разного порядка. Одни подлежат разрешению Государственной думы и Государственного совета, и по этим вопросам высшая администрация обязана подготовить вполне разработанные законопроекты, которые служили бы основанием для суждения в законодательных учреждениях. На это должен быть использован весь промежуток времени до созыва Государственной думы. Другие, по чрезвычайной неотложности своей, должны быть проведены в жизнь немедленно... На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный, или землеустроительный...

Правительство разрабатывает в настоящее время целый ряд вопросов первостепенного государственного значения; важнейшие из них следующие:

  1. о свободе вероисповедания;        
  2. о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
  3. об улучшении крестьянского землевладения;
  4. об улучшении быта рабочих, и в частности о государственном их страховании;
  5. о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
  6. о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также в Северном и Юго-Западном крае;
  7. о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
  8. о преобразовании местных судов;
  9. о реформе средней и высшей школы;
  10. о подоходном налоге;
  11. о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;
  12. о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе.

Правительство вправе рассчитывать на сочувствие благоразумной части общества, жаждущей успокоения, а не разрушения и распада государства. Со своей стороны правительство считает для себя обязательным не стеснять свободно высказываемого общественного мнения, будь то печатным словом или путем общественных собраний. Но если этими способами проявления общественного сознания воспользуются для проведения идей революционных, то правительство, не колеблясь, должно будет и впредь предъявить к своим агентам безусловное требование всеми законными мерами ограждать население от обращения орудия просвещения и прогресса в способ пропаганды разрушения и насилия.

Вопросы к документу:

  1. Кто является автором документа? К какому виду источников он относится?
  2. Когда и в связи с какими событиями была произнесена данная речь?
  3. Охарактеризуйте политическую программу Столыпина. Какой вопрос он считал первоочередным при проведении реформ?
  4. Как Столыпин относился к Думе?
  5. Какие положения в речи Столыпина вам кажутся разумными, с чем вы не можете согласиться?
  6. Как вы считаете, есть ли связь между личностными качествами человека и его политической позицией?
  7. Что нового помог вам этот документ узнать о  политической ситуации в России в начале XX в.?

Давайте перейдем к реформаторской деятельности Столыпина ( доклад Поповой Полины)

 Аграрная реформа.

Рабочий лист. Задание №3 Внимательно прочитайте Приложение №3 дайте характеристику аграрной реформы  и ее результатов

Суть указа от 9 ноября сводилась, в принципе к ликвидации крестьянской общины. Столыпин разрешал всем  желающим крестьянам со своими наделами выделиться в отдельное хозяйство - "отруб", т.е. самостоятельное хозяйство на территории общины или вообще уйти на отдельные от общины земли - на хутора. И в первом, и во  втором случае земли выделялись в один участок.

 Однако крестьяне получали не только разрешение на выход из общины, но и поощрялись к этому. Указ  разрешал домохозяевам, имевшим земли больше норм душевого владения, взять из общины земли больше, т.е. земли  тех, кто умер /"мертвые души", которые в манипуляциях живых впервые увидел и показал великий Гоголь/ после  последнего передела земель /а они по закону должны были проходить не реже 25 лет/. За каждым домохозяином,  переходившим от общинного владения землей к личному сохраняли все участки земли, находившиеся в его  пользовании как арендные, в случае отсутствия передела в последние 24 года. За 24 года получился большой довесок  земли богатым крестьянам, которые, как правило, арендовали земли, /у бедняцкого хозяйства на аренду средств не  было/.

Характеристика аграрной реформы

 Результаты аграрной реформы

Разрушение общины (9 ноября 1906г-указ)

Образование хуторов и отрубов

Помещичьи земли – неприкосновенны.

Политика массового переселения крестьян за Урал (льготы на 5 лет

«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Посевные площади выросли на треть,

Удвоилось количество применяемых удобрений,

Возросли закупки с/х машин в 3, 5 раза

Общину сменили кооперативы.

1912г – создан Московский народный банк

Вывод: разрушение общины и формирование в деревне класса собственников.

Учащиеся изучают исторические документы и совместно с учителем заполняют структурно- логическую схему “Решение проблемы малоземелья крестьян”.

Рассказ учителя: Неблагоустройство значительной части крестьянства давно уже заботило и Николая II. Кабинету С.Ю. Витте не удалось принять никаких “сильных мер”, хотя предварительная работа велась и в 1905 году. Резерва времени у власти больше не было, поэтому тяжелую ношу по реформированию крестьянского землеустройства принял на себя кабинет Столыпина. 9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина.

Важной частью крестьянской реформы стали отмена сословных ограничений крестьян и предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю.

Правительство более не могло игнорировать требования крестьянства решить проблемы аграрного перенаселения и малоземелья.

- Анализируя документы в приложении №4, составим основные мероприятия, необходимые для решения проблемы малоземелья крестьян.

(Заполнение схемы)

Документ №1
Речь П.А. Столыпина об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной Думе 10 мая 1907 года.

…Земельный вопрос дал бы он или нет возможность устроить крестьян у себя на местах?

На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе с имеющимися ныне по 147 десятин на двор…, в 14 губерниях не досталось бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9…, в 10 губерниях… с наименьшим наделом, т. е. по 7 десятин на один двор.

Поголовное разделение всех земель едва ли может удовлетворить земельную нужду на местах; придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению; придется отказаться от мысли наделить землей весь трудовой народ…

Но где же взять достаточное количество земли?

Документ № 2

Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения…

12 августа 1906 г последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа – о порядке продажи казенных земель; 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора)… этими решениями был создан национальный земельный фонд.

Цит. По: История России XX век под редакцией А.Н. Сахарова и др.

М., АСТ, 2001. С. 88-89.

Кроме того, в земельный фонд вошли продаваемые земли помещиков.

(Заполнение схемы)

Указ 9 ноября 1906 года ликвидировал насильственное прикрепление к общине и уничтожил закрепощение личности, т.е. община была разрушена.

img4

Документ № 3
Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающийся ему части из означенной земли…

12. Каждый домохозяин… имеет право…требовать, чтобы общество выделило

ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Преподаватель поясняет, как происходило выделение земли крестьянам в качестве отрубов и хуторов и подчеркивает, чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, по мнению Столыпина, следует дать возможность “укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность”.

(Заполнение схемы)

Учитель  знакомит с другими мероприятиями реформы: с государственной помощью крестьянским хозяйствам, в т.ч. и переселенцам, с крестьянской кооперацией. Для совместной переработки и сбыта продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы (льноводческие, молочные, маслоделательные).

img3

 Проверка индивидуального опережающего задания.

 Отчет по  результатам социологического опроса, проведенного учащимся среди жителей села в возрасте 15-85 лет по вопросам:

1.    Знаете ли Вы, кто такой П.А. Столыпин?
2.    Что Вам известно о нем?
3.    Как вы считаете, какую роль он сыграл в истории России начала XX века: положительную или отрицательную?

Возраст респондентов:15 – 18 лет -  12; 18-35 лет - 8; 35-50 лет - 6; 50-85 лет - 4. Опрошено 30 респондентов.
Обобщенные результаты исследования представлены в диаграммах.

Знаете ли Вы, кто такой П.А. Столыпин?

Что Вам известно о нем?

Среди ответов: реформатор России в начале 20 века, российский политический деятель, ничего.

5) Результаты реформы. Работа в паре.

Задание : - Рассмотрите представленную схему и укажите, каковы основные итоги и  последствия аграрной реформы Столыпина, в чем причины незавершенности реформы. Сравните поставленную цель и результаты реформы, сделайте вывод о  степени реализации намеченной цели.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Scan0001.jpg

4. Этап закрепления:

 Задание: Выполните небольшую тестовую работу по материалу урока:

1.Когда начал проводить реформы П.А.Столыпин?
а) 1906 г. б) 1907 г. в) 1908 г.

2. Какие меры предусматривал правительственный Указ от 9
ноября?
а) частичное отчуждение помещичьих земель в пользу крестьян
б) запрещение свободной купли-продажи земли
в) поощрение выхода крестьян из общины с целью её разрушения

3. Отметьте те пункты, которые относятся к положениям аграрной реформы Столыпина
а) выход крестьян из общины с землёй
б) переселение крестьян на новые земли за Урал
в) выделение крестьянам части помещичьих земель
4. Какие слои крестьян более активно выходили из общины?
а) зажиточные
б) бедные
в) бедные и зажиточные
5. Дайте определение понятию «хутор»
а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из
общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек
б) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из
общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в
деревне
в) это дом крестьянина, который он поставил вдали от деревни
6. Почему Столыпин был категорически против идеи
принудительного отчуждения части помещичьих земель?
а) он сам был крупным помещиком
б) он считал, что эта идея противоречит принципам правового
государства
в) он считал, что это приведёт к череде бесконечных переделов
собственности

5. Подведение итогов урока.

Оценка  работы на уроке и опережающего задания.

6. Постановка и комментирование домашнего задания.

1. Изучить параграф 16 п.1 учебника, ответить на вопрос 1.

2. Написать эссе « Аграрная реформа П.А.Столыпина имела продворянскую направленность».

3. Подбор материла для решения проблемного задания, поставленного в начале урока.