РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАГАДОК В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.
статья по истории на тему

Загадки и история - явления, органически связаны между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_i_znachenie_istoricheskih_zagadok.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Джандарова Р.Ф.

                                                         учитель истории и обществознания

                                                                     МБОУ «Гимназия № 18» г. Черкесск

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАГАДОК В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.

Загадки и ИСТОРИЯ – явления, органически связанные между собой. История возникновения загадок корнями уходит в далекое прошлое. Они всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире.

У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

Использование загадок на уроках истории является одним из педагогических приемов, который создает условия для решения основной задачи развития образования – повышение качества знаний. Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. 

Применение загадок на уроках истории не противоречит системно-деятельностному подходу, лежащему в основе ФГОС, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  • продолжение традиций

И, наконец, применение загадок на уроках истории можно использовать как прием для создания условий для решения стратегической задачи развития российского образования повышения качества образования.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

1. Хозяин заставлял работать

Их целый месяц на себя

И за это только раз

В месяц хлеб решил давать,

А в семью, в своё хозяйство,

Лишь на праздник отпускать.

Ты ж скажи, что за работа

У крестьянина была?

Под каким понятием

В историю вошла?

(Месячина.)

2. Как назывался орган тот,

Что в империи весь год,

Судом в России высшим был,

Для всех «грозою» он прослыл?

(Сенат.)

3. Из посада они вышли.

Жизнь по «чину» все вели.

Много подати платили,

Рекрутами также были.

(Мещане.)

4. Им хуже на Руси всех было.

Их было больше, чем мещан.

И тоже подати платили.

Горб гнули на чужой земле,

Чему хозяин рад вполне.

(Крестьяне.)

5. Умом своим, трудом и благородством,

Он славу реформатора снискал.

Он в жизни всё достиг своим упорством

И за него Наполеон сам выкуп предлагал.

(М. М. Сперанский.)

6. Что был создан за указ,

Где помещикам наказ,

Дан был строгий и серьёзный,

Чтоб вопрос решить несложный:

Мог помещик волю дать

Мужику, но не за так.

Должен землю выкупать

Потом волю получать.

        («Указ о вольных хлебопашцах», 1803 г.)

7. В каком году Наполеон

Не шёл в Россию напролом,

А договор он заключил,

Чтоб с нею мир недолго был.

        (Тильзитский мир, 1807 г.)

8. Французы были слишком горделивы,

Решив Россию на колени преклонить.

Со всей Европы хоть собрали силы,

Под Бородино не удалось им Русь сломить.

        (1812 г., Отечественная война.)

9. Он миром всем владеть мечтал,

И с Александра пример брал, (Македонского)

Европу всю завоевал,

А об Россию зуб сломал.

(Наполеон Бонапарт.)

10. Светлейший князь, герой народа.

И Александр, двор боясь,

Назначил его главным над походом,

Он спас Россию, Бонапарта наказав.

(М. И. Кутузов.)

11. Отрядом он командовал отважным,

Что неприятелю Кутузов в тыл заслал.

Стихи писал и был гусаром славным,

Простой народ его за смелость уважал.

(Д. В. Давыдов.)

12. Подполковником он был,

Смелым и отважным слыл.

Партизанский он отряд

Создал под Москвой незря:

Ведь всегда его доклад

Был для войска просто клад.

По его всем донесеньям,

Узнав врага расположенье,

Бил их Кутузов без промедленья.

(А. С. Фигнер.)

13. Крестьянами владеет,

Их жизнями, землёй.

Хлеба те ему сеют,

А он доход имеет

От их работы всей.

(Помещик.)

14. Петр Великий их создал.

Власть большую он им дал:

Государством управлять

Ему должны те помогать.

Александр, став царём,

Чтобы помнили о нём,

По-другому их назвал.

Так же он их  учреждал.

Ну а ты скажи скорей,

Как назвали орган сей?

(Министерства.)

15. На юге общество создал,

И «Правду русскую» писал.

И за народ российский

Он жизнь свою отдал.

(П. И. Пестель.)

16. Он за Отечество сражался,

Наполеона не боялся.

Когда же бунт он усмирял,

Он от руки своих же пал.

(М. А. Милорадович.)

17. Когда он всходил на трон,

Бунт поднял не один полк.

Долго мстил за это он,

Но народ все ж не умолк.

Назови ж того царя,

Долго что был зол не зря.

(Николай I.)

18. Против царя они восстали.

Хотя как он, они дворяне.

Крестьянам волю дать хотели

И Конституцию ввести.

(Декабристы.)

19. Конституцию создал,

Был и обществу глава,

Про которое поныне

По Руси идёт молва:

Что на площадь они вышли

И против царя пошли,

Чтоб крестьян освободить –

Всей России угодить.

(Н. М. Муравьёв.)

20. Народы Севера, Сибири

Царю спешат его отдать.

И для этого пушнину

В тайге готовы собирать.

Ты ж поспеши быстрей назвать,

Как эту дань звать-величать?

(Ясак.)

21. Чтоб в армию набрать солдат,

Крестьян поставили всех в ряд.

И выбирали не подряд,

А только как велит наряд.

Так назови систему ту –

По ней солдат всегда берут.

(Рекрутчина.)

22. Когда на смену строю старому

Пришел капитализм на Русь,

То богача совсем по-новому

Назвали. Что же, ну и пусть!

Поспеши-ка ты назвать

Как богача-то стали звать?

(Буржуа.)

23. Их готовят для того,

Чтоб солдат наказывать.

Как прогонят через строй,

А ей будут охаживать!

(Шпицрутены.)

24. Над жандармами он главный.

Бунтарей он всё искал.

И его порыв неславный

Народ российский не признал.

Николай же, император,

Власть ему большую дал.

(граф А. Х. Бенкендорф.)

25. Их Пётр I создавал,

Коллегиями называл.

Скажи, в каком году и как

Уже назвали их не так.

(1802 г., создание Министерств.)

26. И нового боясь наполеона,

В Европе странами союз вдруг создан был.

Грозою европейским всем народам

Он в веке 19 прослыл.

(1815 г., создание «Священного союза».)

27. Консерватор, финансист, реформатор тоже.

Рубль серебряный при нём стал всего дороже.

И казна наполнилась пошлиной приличной.

А торговля стала делом преотличным.

(Е. Ф. Канкрин.)

28. Администратор, генерал,

И с декабристами был дружен.

Когда царь министерства вновь создал,

Ему он тоже стал там нужен.

И, став министром царским,

Вопросом он крестьянским

Занялся всерьёз, разумно,

Чтоб у крестьян жизнь была нетрудной.

Не голодной даже в год,

Когда хлеба недород:

Он картофель велел сеять.

Но, крестьяне, не поняв,

Бунтовали, как и встарь.

        (П. Д. Киселёв.)

29. Запряжёт свою лошадку

И отправится возить

Мужичок простой, хозяйский,

Чтобы прибыль получить,

Своих деток прокормить.

Груз, людей – любой товар,

Чтобы был ему навар.

        (Извоз.)

30. Для боя ратного на поле

Солдаты строили их встарь,

Чтобы врага остановить

И путь их войску преградить.

(Флеши.)

31. Когда её не победил,

Решил он по-другому:

Всем государством европейским

Наказ он выдал строгий:

С нею всем не торговать,

Корабли не пропускать.

Страны все же втихаря

Торговали с ней не зря.

Её сукно отличное

За цену, за приличную

Покупали не жалея.

Ты ж скажи, что за страна

Наполеону неугодна была?

                                        (Англия. Континентальная блокада.)

32. Их в России очень много

Не больших, а маленьких.

Там людей совсем немного.

Нет промышленности там.

Первый признак же здесь – сад.

Вам всем ясно то...

(посад).

33. В станице гам, переполох,

Великое событие.

Так уже который год

Казачество спешит на...

(сход).

34. Александр, став царем,

Доверял своим друзьям.

За советом к ним спешил,

Их поддержкой дорожил.

И, державой управляя,

Он советы слушал их.

Как же сей союз прекрасный

Назывался для других?

(Негласный комитет.)

35. На Руси народу тысячи,

Но с религией какой, может даже основной,

Все они в союзе давнем

Проживают много лет?

(Православие.)

Это состояние

Всех стран достояние:

Когда голод, недород,

И заводы все встают,

И народ бунтует,

За власть другую голосует.

Быть может в культуре

Этакое ж «чудо».

Ты же поспеши назвать,

Как то чудо величать.

(Кризис.)

37. Время Пушкина назвали

По-другому и не зря.

Время то все прославляли.

Русь гордится навека

Пушкиным – поэтом мира.

Ты ж без всякого примера

Назови, как время то

Величают до сих пор.

(«Золотой век».)

38. Чтоб решить вопрос о войске,

Он диван спешит созвать:

Толь войну начать, толь кончить,

Все ему спешат сказать.

Ты же поспеши назвать

Как его звать-величать?

(Султан.)

39. Скажи, что за течение

В народе русском было?

Оно патриотическим тогда еще прослыло.

Его все представители говорили так:

Россия среди стран всех не простак.

У неё особый путь

И её им не столкнуть.

(Славянофильство.)

40. Он – вождь духовный у мюридов.

Не зря они его так чтут:

По первому его приказу

Они ему всё отдадут.

        (Имам.)

41. Кто автор был письма,

Где про Россию речь зашла:

Что от Запада никак

Нельзя Россию отделять?

(П. Я. Чаадаев, «Философическое письмо».)

42. Это явление

Без всякого сомнения

В историю вошло.

А на пользу ли пошло?

Тогда всем объявили,

Что царь, народ едины.

Да плюс еще попы –

В единстве все сильны!

Уваров был создатель,

А может он мечтатель?

Поясни всем поскорей

Что за теория сия?

(«Теория официальной народности».)

43. Главный то для нас продукт,

Но мужик не принял «Фрукт».

Взбунтовались не на шутку.

Усмирял их царь всерьёз.

Назови же ты когда

Возник эдакий вопрос?

(1840–1844 гг., Картофельные бунты.)

44. В России славный это год –

Он по реке пошел впервые.

Как звали этот пароход,

Ты дату огласи быстрее.

(1815 г, по реке Неве пошел первый пароход.)

45. Делами церкви управлял,

Её работу направлял.

Спеши назвать ты орган тот –

Существовал не один он год.

(Синод.)

46. Кто придумал укрепленья,

В Севастополе что были?

Хоть мешки с песком, корзины

Для врага ж грозою слыло.

(Э. И. Тотлебен.)

47. Студенты в Москве

Кружок создали,

Где обращенье к народу писали.

Хотели к памятнику положить,

Чтоб народу услужить.

Их же царь наказал,

Из Москвы даже изгнал.

(Братья Критские.)

48. Граф, министр и сочинитель

Он теории такой,

По которой царь мог править

Не один, а год сколькой.

Та теория народ от борьбы могла спасать.

Кто же автор её был?

Он реакционером слыл.

(С. С. Уваров.)

49. Скажи, в каком году, когда

Войну Россия проиграла.

На Чёрном море и на суше

Она бесславно воевала.

(1853–1856 гг., Крымская война.)

50. Войну он в Крыме проиграл

За это сам был неутешен.

Всё власть, финансы укреплял,

Хоть царь, но тоже был он грешен.

        (Николай I.)

51. Он тысячи и тысячи спасал

В том городе, который всё же пал

Почти чрез год, не выдержав осаду.

Страданья раненных

Он с грустью наблюдал:

Эфирный он наркоз давно уж знал,

Но здесь его не применял.

Хотя хотел – условий нет,

А сколько б жизней он сберёг!

(Н. И. Пирогов.)

52. Он живописцем был хорошим,

Портреты он для нас писал.

И Пушкин сам признал: пригожим

Он чересчур его нарисовал.

(О. А. Кипренский.)

53. Сам Александр поручил

Ему сей труд исполнить,

Чтобы народ российский

Свои истоки помнил.

Истории томов 12

Он написал неспешно,

И этот труд до наших дней

Читается успешно.

(Н. М. Карамзин.)

54. Исследовал дугу, разряд,

Чтоб электричеством воспользовались люди.

Скажите ж вы, кто этот человек?

Он электричество заставил

Служить людям.

(В. В. Петров.)

55. Он океан исследовал

И берега Камчатки,

А берега Америки

Исследовал «внакладку».

И для людей он русских

Общество создал,

Где сам он географию – науку развивал.

(Ф. П. Литке.)

56. Он – сын крестьянки крепостной,

И для России сын он верный,

Своим трудом всем показал,

Что гражданином был примерным.

Он спроектировал собор,

Казанским что назвали.

Бывал пред ним людской и сбор –

Когда героям честь воздали.

(А. Н. Воронихин.)

57. В Синопе турок он разбил.

Простым, неутомимым слыл.

И на Малаховом кургане

За Севастополь голову сложил.

(П. С. Нахимов.)

58. Посещали острова, карты составляли,

От Гавайев до Аляски народ изучали.

Вокруг так света русские

Впервые проплывали.

(И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский.)

59. В Севастополе сражаясь,

За людскую жизнь борясь,

И в науку мировую

Что-то новое внеся,

Он Россию прославлял.

Всё работал, люд леча.

(Н. И. Пирогов.)

60. Исследуя Курилы,

Попал к японцам в плен.

И русские узнали

Одну из дальних стран,

Которую в записках

Он после описал.

(В. М. Головин.)

61. Он доказал, что Сахалин

Не часть материка, а остров.

А до него все думали,

Что это полуостров.

Ещё открыл пролив он,

А также устье речки.

И люди все позднее

Уж путешествовали «без осечки».

(Г. И. Невельский.)

62. До него из дальних стран

Чрез моря и океаны

Привозили без прикрас,

Чтоб прекрасным был окрас,

Анилин – краситель нужный.

Он же его и в России

Создал без чужих усилий.

(Н. Н. Зинин.)

63. Адмиралтейство он построил,

Что в Петербурге всё стоит.

И на центральной башне

Символ города блестит:

Кораблик тот, что всем гласит,

Что Петербург всегда велик.

(А. Д. Захаров.)

64. Побывав на раскопках Помпеи,

Он шедевр на века сотворил,

И античную историю

На картине закрепил.

(К. П. Брюллов.)

65. Он 20 лет над ней работал,

И свой талант он ей отдал

И, наконец-то написал.

Сей труд вовеки не пропал:

«Явление Христа народу» –

Так он картину ту назвал.

(А. А. Иванов.)

66. Он проектировал Сенат, Синод,

Михайловский дворец, театр.

Хоть из Италии его был род,

Россия стала ему домом.

(К. И. Росси.)

67. Любимцем Николая был,

И Русь в своих творениях прославил.

Он храм Христа Спасителя построил,

Хоть и не долог век ему и был.

(К. А. Тон.)

68. Он из бронзы создавал

И коней и Николая (I).

Петербург он украшал,

Всю жизнь рук не покладая.

(П. К. Клодт.)

69. Для сына Николая

Дворец он создавал.

И Ренессанс использовал,

Когда его ваял.

(А. И. Штакеншнейдер.)

70. Артистом знаменитым слыл,

Талант народу посвятил,

Но до 33-х лет

Он в крепостной неволе был.

(М. С. Щепкин.)

71. «Руслан и Людмила» –

Детище его.

И его романсы

Дошли до дня сего.

И композитором он стал

За счёт таланта своего.

(М. И. Глинка.)

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

1. Россия и Англия воевать решили.

Османскую империю они не поделили.

В Крыме та война была.

Пораженьем прослыла.

Дату ты изволь назвать,

Как войну ту величать?

(1853–1856 гг. Крымская война.)

2. Скажи, когда сраженье было,

Где наполеоновское войско победило?

Да не одну страну, а две

Россию нашу в том числе.

        (02.12.1805 г. Битва при Аустерлице.)

3. Скажи, в каком году в Тильзите

Два императора сошлись?

И после встречи их на речке

Две армии в союз влились?

(25.06.1807 г. Тильзитский мирный договор.)

4. Когда был бой в Бородино,

Когда померились там силой.

Французы, русские сполна,

Кто ж оказался там ретивей?

        (07.09.1812 г.).

5. Под Лейпцигом она была.

Народов тысячу собрала.

Наполеона разгромили.

Его империю сгубили.

Скажи, как битву ту назвали,

Историки как величали?

(Октябрь 1813 г, «Битва народов».)

6. В конце века это было –

Суд стал гласным.

Вот так да!

Для преступника беда,

Скажет ему, что он вор

Обвинитель его...

(прокурор).

7. Часть уезда, область,

Ясно, это – ...

(волость).

Органы самоуправленья,

Созданные по веленью

Императора-царя, на местах

Вот ведь не зря:

И больницы они строят,

И мосты, дороги тоже,

И политикой заняться

Им ведь тоже невтерпёж.

В конце века их создали

Ты же назови, как звали.

(Земства.)

9. Рабство уничтожили,

Землю же не дали.

И пришлось крестьянству

В кабалу идти:

Должен он на поле

С инвентарем прийти.

За землю арендованную

Отработать в срок.

Назови систему ту –

Всем будет урок.

(Отработки.)

10. Перестройка, перестройка

До крестьянина дошла.

Вот на пользу ли пошла?

Как в Америке он стал,

Фермером себя назвал.

Ты же назови тот путь

Огласи в чём его суть?

(Американский путь развития с/х.)

11. Как назвали ту дорогу,

По Манчжурии что шла?

И Россия с той страною

Вместе с ней в союз вошла.

(КВЖД.)

12. После мастерской она

Вроде лучше и была,

Но как прежде труд людской

Оставался там ручной.

(Мануфактура.)

13. В год реформы те листки

По России вдруг пошли.

В них – всё против царя.

Ну и, верно, ведь не зря.

Назови-ка листки те,

Что писали тайно все.

(«Великорус».)

14. Государство отрицали

И любую власть в стране.

И движение создали

То ж серьёзное вполне.

(Анархисты.)

15. Они «в народ пошли», надеясь

Крестьян против царя поднять,

И, думая, что пропагандой

Можно их пронять.

(Народники, «Хождение в народ».)

16. Для либералов – золотое время!

Когда еще в России было так?

Для императора они не бремя –

Он их советы слушать рад.

        («Диктатура сердца»)

17. Когда царя короновали,

Народу тысячи затоптали.

Скажи-ка, что то за беда

И как в историю вошла?

        («Ходынка».)

18. Она соединила две столицы,

Она соединила города.

Из рельс и шпал дорога та.

Так назови, когда и где

Она построена была?

(1851 г, железная дорога между Москвой
и Петербургом.)

19. В каком году в столетье прошлом

«Союз» в России создан был?

В свою программу он основы

Ученья Маркса положил.

                                (1895 г., «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»)

20. Они коммуной жили.

И люди не зазря

За служение народу,

Чтут картины их, любя.

(Передвижники.)

21. Назови союз державный,

Что в Европе создан был.

Агрессивным и коварным

Для России он прослыл.

(Тройственный союз.)

22. Много лет там воевали,

Много жизней потеряли.

Назови ж на этот раз,

Год, когда в состав России

Вошёл все-таки Кавказ.

(1864 г.)

23. Прославлен был ещё при Карсе,

Затем он в Харькове служил.

И либеральный люд российский

Его работой дорожил:

В России «диктатурой сердца»

Его правленье огласил.

(М. Т. Лорис-Меликов.)

24. Союз художников возглавил,

Что против правил всех пошёл.

Простой народ союз тот славил:

Нужду, страданье показал.

Товарищество передвижников –

Союз художник тот назвал.

А сам же он портретов больше

Для всей России написал.

(И. Н. Крамской.)

25. Он больше всех в России был.

Торговым городом прослыл.

С тех пор, как люд российский

Сибирский тракт там проложил.

(Томск.)

26. Он был создан для семьи,

Ему же трон вручили.

И через некоторое время

То и получили:

Революция свершилась –

Государство развалилось.

Ну, а ты спеши назвать

Что же это был за царь?

(Николай II.)

27. Как сто лет тому назад

Они стали воевать

С государством, что когда-то

Славян стало разорять,

Византию захватив,

В Черно море вход закрыв.

Ты ж скажи, что за война

И с какой страной была?

(1877–1878 гг., русско-турецкая война.)

28. Скажи, когда в России

Назло Европе всей

Заводы, фабрики, дороги

Стали строить все?

И догнали иностранцев,

Промышленность подняв.

И уж свой товар российский

Стали в мире продавать.

(90-е гг., промышленный подъём.)

29. Крестьяне о земле мечтали,

Но им цари лишь обещали.

Он же решил с дворян начать,

Чтоб власть с крестьян их только снять.

И не в ущерб же их богатству –

Ведь с ними был он в тесном братстве.

Он сам крестьянами владел,

Боялся бунта он за землю передел.

(Александр II.)

30. Дела Глинки продолжатель,

Для русских музыку мечтал создать.

Композиторов всех в «кучу»

Для этого старался он собрать.

(М. А. Балакирев).

31. Математике – науке

Посвятил он жизнь свою.

Сделал он открытия

Нужные миру всему.

И из школы в Петербурге,

Ту, которую создал,

Математиков открытья

Мир учёный увидал.

(П. Л. Чебышев.)

32. Он армию возглавил,

На турок он пошёл.

Труднейший перевал Чурьяк

С солдатами прошёл.

И, несмотря на снег, морозы

В Софию он вошёл!

(И. В. Гурко.)

33. Друг Наполеона, умнейший человек,

Посол, министр,

В жизни он оставил важный след:

Союзом трех империй

Он прославился навек,

Что спас Европу от войны

На много, много лет.

(А. М. Горчаков.)

34. Смело с турками он дрался

И врагу не поддавался.

Он прославился не зря.

До сих пор в Болгарии

Знают все его.

Уважают, чтят и помнят –

«Генерала белого».

(М. Д. Скобелев.)

35. России гордость и отрада.

При жизни мир его признал.

Балеты, оперы, романсы

Он очень много сочинял.

Как, например, балет «Щелкунчик»

Он нам, потомкам, завещал.

(П. И. Чайковский.)

36. Профессор, химик, музыкант –

В немногие часы досуга

И музыкальный сей талант

В России признан был.

Когда уж он сошёл с жизненного круга,

Так опера его – «Князь Игорь»

Уж после его смерти

Поставлена была.

(А. П. Бородин.)

37. Он Островского признал,

Его пьесы прочитал,

Сам героев в них играл,

Свой талант им отдавал.

(П. М. Садовский.)

38. Ей сродни был Достоевский,

Хоть он не актером был.

И великую актрису

Люд российский не забыл.

(П. А. Стрепетова.)

39. Его при жизни не признали,

Хоть России предан был.

И для неё он «Годунова» (Бориса)

Для сцены русской сочинял.

(М. П. Мусоргский.)

40. Вся жизнь её в театре протекала,

Болтливых барышень играла,

Но Катерину так она играла (пьеса «Гроза»),

Талант свой всем навеки доказала.

(М. Н. Ермолова.)

41. Новгородский дворянин.

Настоящий славянин!

Он купил завод в столице

И назло молве-девице

Сделал её лучше всех.

Его сталь – стране успех!

(Н. И. Путилов.)

42. Устроился он в Зимний,

Чтоб бомбу заложить,

Так как решили террористы

Царя все-таки убить.

(Степан Халтурин.)

43. Когда край Уссурийский нам отдали,

Что китайским долго был.

На востоке государства

В бухте город основали.

Ты быстрей его узнай,

И сейчас там славный край.

(Владивосток.)

44. Она народницей была

И в Трепова стреляла,

И после знаменитого суда

За границу убежала.

(В. И. Засулич.)

45. Из либералов самый был отважным,

Не побоялся самого царя:

Сказал про Конституцию пред земцами,

Свой взгляд на это дело не тая.

(И. И. Петрункевич.)

46. Выйдя из «Земли и воли»,

«Черный передел» создал.

И против террора, казней

Всю жизнь твердо выступал.

(Г. В. Плеханов.)

47. Организатором союза

В историю вошёл навек.

В Европе три державы крупных

Соединил тот человек.

(Отто Бисмарк, Тройственный союз.)

48. Гремит набат по всей России –

Рабочие на бунт пошли.

И на фабрике Никольской

Они стачку провели.

Ну, а вы скажите, кто

Встал во главе тогда её?

(Пётр Моисеев, Василий Волков.)

49. Бисмарк тот союз создал.

Государства три сближал:

С итальянцами, австрийцами

Договор он заключал.

(Май 1882 г., образование Тройственного союза.)

50. Машины стали изобретать,

А потом в производство внедрять.

Заводы и фабрики появлялись,

А люди машинами заменялись.

Как этот процесс называли,

Его в истории как величали?

(Промышленный переворот).

51. Активно машины внедряются

В области производства.

И товаров выпускается

Больше и больше. Что это?

(Индустриализация.)

52. В городе жили, о прошлом тужили,

Ничем не владели, ничего не имели.

Были из крестьян они

Как их звали назови.

(Пролетариат.)

Тот процесс скажи, как звали,

Все как в мире величали,

Когда технику создали,

И заводы, и станки.

Индустрию поднимали,

Общество всё изменяли.

(Модернизация.)

2. «Продвагон», и «Гвоздь», «Продуголь» –

Все в историю вошли.

Как в России нарекли

Монополии они.

(Синдикат.)

3. Она жизни всей оплот,

Берёт деревню в оборот,

И крестьяне все решают,

Как наделы разделить

И налоги уплатить.

Что ж крестьян объединяло

И порукой отличало?

(Община.)

4. Меру как в России звали,

Землю что обозначала?

Каждый знал мужик в деревне,

Что его земля в общине.

Мерят её в...

(десятинах).

5. Гнёт в России испытали

Многие народы.

Их веками угнетали,

Жили без свободы.

Так скажи политику

Как ту называли,

Когда права народов

В России ущемляли?

(Русификация.)

6. Дел внутренних министром был,

Антисемитом он прослыл.

И провести войну победную

Царю он предложил.

(В. К. Плеве.)

7. И чиновник, и банкир.

Он богатый гражданин.

Капиталы все имеют

И богатыми слывут.

Как же класс этот зовут?

(Буржуазия.)

8. В городе их большинство,

Жить им очень нелегко.

Платят им зарплаты мало,

Стачки организовали

У хозяина завода,

Чтобы требовать свободы.

(Пролетариат, рабочие.)

9. Та война была лишь год,

И погиб весь русский флот.

Порт-Артур врагам отдали,

Те пол-острова отняли.

(1904–1905 гг., русско-японская война.)

10. Он финансам был глава,

За реформы всё стоял.

От войны с японцами

Россию оберегал.

(С. Ю. Витте.)

11. Весь народ пошёл на сход

И повёл их поп Гапон.

Правду у царя просили,

Ну а пули получили.

(9 января 1905 г., Кровавое воскресенье.)

12. И рабочий, и солдат,

Все пошли против царя.

Конституцию чтоб дал

И парламент учреждал.

Так хотел весь русский люд.

Как событье то зовут?

(Первая русская революция, 1905–1907 гг.)

13. Так в году примерно пятом

Партия та родилась.

И, по сути, к либералам

Сразу она отнеслась.

(«Кадеты» или «Союз 17 октября».)

14. Он правительство возглавил,

И реформу проводил.

В годы революции

Дел внутренних министром был.

(П. А. Столыпин.)

15. Много человек в России.

И народностей не счесть,

Но одной лишь только ей

Выпала такая честь,

Чтоб дела самой решать,

Автономией назвать.

(Великое княжество финское.)

16. Модернизация была.

Она развитием слыла.

И для России переходом

К какому обществу она?

(К индустриальному.)

17. Он университет открыл,

Народ учиться пригласил.

И высшее, и среднее

Образование привил.

(А. Л. Шанявский.)

18. Когда деньги все вложили,

Чтоб завод построить, мост,

А не в банк их положили.

Прибыль после получили.

Как процесс сей называли,

Как веками его звали?

(Инвестиция.)

19. Монополий нынче много.

Государству то подмога.

Их в России много форм.

Поспеши назвать их нам.

(Синдикат, картель, трест, концерн.)

20. В мастерской они сидят,

Что-нибудь там мастерят,

Чтоб изделие продать,

Надо много сил отдать.

Труд их в основном ручной.

Назови же ты, какой?

(Кустарное производство, кустари.)

21. Он Ходынкой знаменит,

Но молва о нем гласит:

Царь был этот добрым нравом,

А народ прозвал его Кровавым.

Спеши имя ты назвать,

Как же его величать?

(Николай II.)

22. Во всем мире та война

Беды много принесла.

И Россия пострадала,

Боль и скорбь она узнала,

Когда русский мужичок

Приходил без рук, без ног.

Хоть и были там герои,

Как Брусилов, генерал.

Он победы не узнал.

(Первая мировая война, 1914–1918.)

23. Он царицу выручал,

Когда сына их спасал.

Будто даром исцелителя,

Говорят, он обладал.

По его указке царь

И министров назначал.

«Министерской чехардой»

Тот период люд прозвал.

(Григорий Распутин.)

24. Премию он получил,

Когда желудок изучил.

И учение создал –

Он рефлексы показал.

(И. П. Павлов.)

25. Как построить самолёт,

Запустить его в полёт

Человек тот научил,

Мир талантом удивил.

(И. С. Жуковский.)

26. Самородок он, учитель.

Он о космосе мечтал.

И в трудах он завещал,

Чтоб космический корабль

Российский первый полетел.

(К. Э. Циолковский.)

27. Они моду учреждали,

Что «модерном» называли.

«Мир искусства» – так назвали

Общество своё они.

Назови их имена.

(А. Бенуа. Л. Бакст, Н. Рерих, К. Сомов.)

28. В век серебряный творил,

Он народу угодил.

Своими он скульптурами

Других творцов затмил.

Его «Чехов» и «Самсон»

Нынче знают уже все.

(С. Т. Коненков.)

29. В мире наш балет признали,

Показаться приглашали.

Он традициям был верен,

Балетмейстер был хорош,

Имя его назовёшь?

(М. Петипа.)

30. Режиссер он величайший,

В век серебряный попал.

Психологическую школу

Он для актеров основал.

(К. Станиславский.)

31. «Тройственное согласие» –

Тот союз назвали.

Интересы трех стран оно оберегало.

Ты спеши назвать скорей

Как союз тот звали все?

(1907 г., Антанта.)

32. Ты скажи, где это было

И жестокостью прослыло.

Там наследника убили

И вражду вновь закрепили.

Началась потом война.

Не нужна была она.

(28.06.1914 г., убийство в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога
Франца-Фердинанда.)

33. Немцы план какой создали?

Быстро всех разбить мечтали.

Самим земли захватить

И народ поработить.

(План Шлифена.)

34. Он союзников спасал,

И на немцев нападал,

Чтобы под Верденом

Они себя спасли.

Генерал то боевой

Имя ты его открой.

(Брусилов А. А., Брусиловский прорыв.)

РОССИЯ В 1917–1939 гг.

1. В феврале, в 17-ом

Две возникли власти.

Для народа всё это

Было как напасти.

Власти эти назови,

Иль угадывать начни.

(Петроградский совет,

Временное правительство.)

2. Его Керенский назначил

Армией руководить.

Когда же он мятеж поднял,

Приказал Керенский его сместить.

Генерал он боевой,

Имя ты его открой.

(Л. Г. Корнилов.)

3. Его Керенский назначил

Главным генералом быть.

Вместе с Крымовым пытался

Петроград он захватить.

(Л. Г. Корнилов.)

4. Съезд Советов закон принял.

Мир для всех провозгласил.

И народу угодил:

Землю взять им разрешил

Ты раскрой нам всем секрет

Был законом там...

(декрет.)

5. Орган тот карать всех должен,

Власти кто не угодил.

Спекулянта он и вора

За решетку посадил.

(ВЧК, Всерросийская

чрезвычайная комиссия.)

 6. В Брест-Литовске Троцкий был,

С немцами он говорил.

Мир так с ними заключили,

Территории делили.

Когда было то скажи,

Иль угадывать начни.

(Март 1918 г., Брестский мир.)

7. В Брест-Литовске Троцкий Лев

Власть спасал от лишних бед.

Мир Россия подписала.

Земли многие теряла.

Когда был подписан акт?

Был в истории сей факт.

(03.03.1918 г., Брестский мирный договор.)

8. В дела российские вмешались,

За белых все они сражались.

Свои войска везде ввели.

Явленье это назови.

(Интервенция.)

9. Кто виноватым может стать

За то, что власть не поделили,

Что две враждующие силы

Россию на две части разделили,

И множество людей в могилу унесли.

(Гражданская война, 1918–1921 гг.)

10. Ты скажи, когда война

Была всё ж завершена?

Более 4-х лет

Несла много она бед.

(11.11.1918 г.)

11. В Поволжье, на Урале и в Сибири,

И весь Дальний Восток заняв,

Против Советов выступав,

Они восстание подняли.

Ты войско это назови,

Иль угадывать начни.

(Чехословацкий корпус.)

12. Орган сей в деревне был,

Хлеб среди крестьян делил,

Что у кулаков изъяли,

И излишками назвали.

Орган ты нам назови,

Бедняки туда вошли.

(Комбеды.)

13. В ноябре, в 17-ом, он армию возглавил,

Законность и порядок он везде славил.

Восстановить империю хотел,

Власть большевиков презрел.

(Генерал М. В. Алексеев.)

14. Всероссийское правительство

в Уфе образовалось,

Когда красные и белые

Между собой сражались.

Против большевиков они пошли.

Как его звали, назови?

(Уфимская директория.)

15. Он правителем верховным

Для России избран был.

Чехам же не угодил.

И они его предали,

Большевикам выдавали.

Адмирал тот боевой,

Имя ты его открой.

(А. В. Колчак.)

16. На Дону он воевал,

С немцами союз держал,

А затем своё он войско

Деникину передал.

(П. Н. Краснов.)

17. Он последний генерал,

Что за белых воевал.

Ну а Крым он всё же красным

После всех боёв отдал.

(П. В. Врангель.)

18. Армией он всей глава,

Шла о нём везде молва.

Дисциплину он наладил,

С трусами ведь даже сладил.

Ты совет тот назови,

Троцкий им руководил.

(РВС, Революционный военный совет.)

19. Хлеб тогда отбирали,

Всех работать заставляли,

Не платили за жильё,

Было трудным то житьё.

Как политику ту звали?

И военной прозывали.

(Политика «военного коммунизма».)

20. Населенье устрашали,

Людей много расстреляли.

Даже в лагеря бросали –

Власть свою так утверждали.

В мир беда пришла с тех пор

Был у красных то...

(красный террор).

21. Брал Самару и Уфу,

Колчака разбил в бою.

И Сиваш он штурмовал.

То отважный командарм.

Полководец красный он,

Имя ты его открой.

(М. В. Фрунзе.)

22. Все крестьяне за него,

За свободное житьё.

Против белых выступал,

И за красных не стоял.

Анархист, по сути, он.

Захватил целый район.

(Нестор Махно)

23. На тамбовщине то было,

И примером послужило.

Против власти выступать,

Требовать, чтоб хлеб не брать.

Так крестьяне выступали

И войной то называли.

(Антоновщина.)

24. Ты скажи, когда в Крондштате

Бастовали все солдаты.

Против партии пошли,

Ох, и глупые они!

Штурмом их завоевали,

Многих даже расстреляли.

(Кронштадское восстание, 1921 г.)

25. В 21 курс сменили

Продразверстку отменили.

Для крестьян ввели налог,

Иностранцам дали в долг

И заводы, и другое,

Так скажи, что ж то такое?

(НЭП, новая экономическая политика.)

26. Ты скажи, когда страна

Была союзом названа?

Наций было в нём не счесть.

Всем была большая честь.

(30 декабря 1922 г., образование СССР.)

27. Для людей то был герой,

Имя ты его открой.

Много лет страной он правил,

Многих в лагеря отправил.

(И. В. Сталин.)

28. Коммунистов всех в кулак

Собирал союз тот так:

В Москве центр учредили

Партии объединили.

Как, скажи, тот штаб назвали,

Коммунисты величали?

(Коминтерн.)

29. В 21 был расстрелян,

Он стихи не дописал.

Имя ж его мир узнал.

(Поэт Н. Гумилёв.)

30. Он теорию создал,

Самолеты предвещал.

(Н. Е. Жуковский.)

31. Геохимии отец.

Биохимии творец.

Во всем мире знаменит,

Спеши имя ты открыть.

(В. Н. Вернадский.)

32. Премию он получил,

В мире имя закрепил.

Физиологом он был.

Знаменитостью прослыл.

(И. П. Павлов.)

33. Вышел в Праге сборник тот,

Для кадетов он оплот.

О России там писали.

Возвращаться призывали.

(«Смена вех».)

34. «Клоп» и «Баню» он создал,

И плакаты рисовал.

В «Окнах РОСТА» был он главный.

В жизни путь прошёл он славный.

Имя ты его открой.

Назови кто он такой?

(В. Маяковский.)

35. Назови тот год, когда

И в село пришла беда.

На Урал крестьян везли.

Кулаками нарекли.

А других в колхоз загнали,

Как им жить – за них решали.

(1929 г., раскулачивание,

год великого перелома.)

36. И промышленность поднять,

Оборону создавать,

Ликвидировать отсталость –

Цели так определялись.

Как процесс тот все назвали?

Планами определяли.

(Индустриализация.)

37. Партия, когда одна

Оппозиция запрещена.

Когда культ вождя в стране,

Унификация везде.

Ту систему назови,

И была когда скажи.

(Тоталитаризм.)

38. Беспартийный он горняк,

Вырубил он угля так,

Что его почин в стране

Подхватили люди все.

Он движению глава,

И труду его хвала.

Имя его назови.

Иль угадывать начни.

(Алексей Стаханов.)

РОССИЯ В 1939–1945 гг.

1. Договор мы заключили,

Пол Европы разделили.

Но людей всех от войны,

Он не спас от той беды.

Так скажи, когда и с кем

Заключили сговор сей.

(1939 г., пакт Молотова-Рибентропа,

Германия.)

2. Властью создан орган был,

Зеками руководил.

И бесплатно те трудились,

Лес валили, не ленились.

Орган этот назови,

Для чего он, огласи.

(ГУЛАГ.)

3. Этот орган в мире главный,

Вне всех стран он, он – нейтральный.

Наша же страна когда

Была принята туда?

Как великая держава

Мы туда вошли поправу.

(1934 г., Лига Наций.)

4. Ты скажи, какой стране

Помогали мы в войне?

Генерал там Франко был,

Республиканцев победил.

(Испания, 1936–1939 гг.)

5. Он комедии создал,

Фильмы эти показал.

«Трактористов»  и «Свинарку»

Для людей он  всех снимал.

(И. Пырьев.)

6. На какой реке, когда

Шла с японцами война?

А с Монголией в союзе

Воевали мы не хуже.

(Май–сентябрь 1939 г., река Халхин-Гол.)

7. С Маннергеймом воевали,

Землю всё отобирали.

И бесславьем та война

Нам в историю вошла.

(Финская война, ноябрь

1939 – 12 марта 1940 гг.)

8. Вероломно он напал,

Договор он нарушал.

Рано утром это было,

Города, сёла бомбили.

Началась война тогда,

Много бед несла она.

(22.06.1941 г.)

9. «Центр» немецкий шел на нас.

Отдан всем такой приказ,

Что Россия велика,

Отступать же здесь нельзя.

И не отдали сей град.

В ноябре там был парад.

Битву эту назови,

И была когда скажи.

(Декабрь 1941 г., Московская битва.)

10. Там немецкий генерал

Хорошо все ж воевал,

Но его здесь полонили.

Наши там не отступили.

Паулюса взяли в плен.

Город был освобожден.

( 17.07.1942–2.02.1943 г.

Сталинградская битва.)

11. Танки воевали там

Был великий тарарам,

Когда в бой они пошли

Немцы смерть свою нашли.

Той победе на Дуге

Радовались все, везде.

А Москва салютовала

Всех героев прославляла!

( 5.07–23.08.1943 г. Курская дуга.)

12. «Теркина» он сочинил,

И солдату угодил.

Его Васю знали все

И читали вслух везде.

(А. Твардовский.)

13. Операцию как звали,

Когда наши наступали?

В Белоруссии то было,

Героя имя послужило.

(23.06.–19.09.1944 г.,«Багратион».)

14. Где и кто в Крыму собрался?

И вопросы там решались,

Как фашистов разгромить,

Странам всем в ООН вступить.

(Ялта, февраль 1945 г.,

Крымская конференция.)

15. Ты скажи, когда и где

Пришел конец таки войне?

Там японцев разгромили,

Государства в мир вступили.

(02. 09.1945 г., Токийский залив,

американский линкор Миссури.)

16. Был первым Брест, потом Москва,

Потом дошли они до Волги.

И думали они, разбив войска,

Страны такой не будет боле.

Но Русь веками доказала –

Жила, цвела и расцветала.

На зависть всем своим врагам.

(Отечественная война, 1941–1945 гг.)

17. Когда много лагерей,

Много там всегда смертей.

Ни за что народ страдал,

Страх и горечь он познал.

Управленье лагерей

Поспеши назвать скорей.

(ГУЛАГ.)

РОССИЯ В 1945–1991 гг.

1. Период тот войной назвали,

Но битв там не было, печали.

И США,  и СССР

Показывали всем пример.

Народы их врагами были,

Оружие все копили.

Период этот назови

И был когда нам огласи.

(1945–1991 гг., Холодная война.)

2. Кукурузу насаждал,

И про Сталина сказал,

Что познали много бед,

Когда правил тот в свой век.

Он страной руководил,

Но не всем и угодил.

Имя его нам раскрой,

Рано ушел он на покой.

(Н. С. Хрущев.)

3. То учитель, инженер,

Бюрократам всем пример,

И не класс это, прослойка.

Власть их так нарекла,

Служащими назвала.

(Интеллигенция.)

4. На завод они пришли,

Здесь судьбу свою нашли.

Трудовую дали им,

Только им, а не другим.

В городах они живут,

Назови, как их зовут?

(Рабочий класс.)

5. Не кулак, не середняк,

Не бедняк он тоже.

На судьбу ему роптать

Вроде бы не гоже.

На земле он живёт,

Государству хлеб сдаёт.

Не зарплату получает,

Трудодни он лишь считает.

(Колхозник.)

6. Общества Советов дно,

Их число всегда росло.

Был средь них и инженер,

И учёный им в пример,

И колхозник, и рабочий

Все едины – заключенные.

Их ГУЛАГ объединил

И в «шарашки» посадил.

(Спецконтингент.)

7. Выше всех людей стояли,

Управленцами их звали.

Сталин всем руководил,

Власть свою так укрепил.

Привилегии имели,

Страх за это претерпели.

Что это за класс, скажи,

С иерархией внутри?

(Номенклатура.)

8. После Сталина он – первый.

После его смерти главный.

Он страною управлял,

И делами заправлял.

Но его арестовали.

Быстро очень расстреляли.

(Л. Берия.)

9. На каком то съезде было

И примером послужило?

Реабилитация в жизнь вошла,

Многим счастье принесла.

(XX съезд, февраль 1956 г.)

10. Как процесс, скажи, назвали,

Когда в правах восстановляли?

Добро имя возвращали,

Чтобы не было печали.

(Реабилитация.)

11. Тысяч семь рабочих

Выступили против.

Цены вдруг подняли,

Они и выступали.

Танки и солдаты против них пошли.

Многие рабочие

Смерть свою нашли.

Хрущева в том винили,

Скажите где то было?

(1962 г., город Новочеркасск.)

12. СССР был первым в мире,

Когда спутник запустили.

Всему миру огласили,

Что мечту осуществили.

Когда был сей факт, скажи,

Иль угадывать начни.

(1957 г.)

13. Назови-ка человека,

Первым в космос что слетал,

Что страна его велика

Всему миру доказал.

(12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин.)

14. Кто и как, скажи, в стране

Десять лет хрущевских

Назвал словом ну вполне

Справедливым, метким?

(И. Эренбург, «Оттепель».)

15. Публикация романа

Та на Западе была,

И за это премия Нобеля присуждена.

Но не смел её он получить,

Чтоб в стране остаться жить.

Автора нам назови,

И роман нам огласи.

(Пастернак, «Доктор Живаго».)

16. Напряженность вновь возникла,

Когда стену возвели.

И народ берлинский

На горе обрекли.

Так когда же был сей факт?

Страны ВД писали акт.

(Август 1961 г., возведение

стены в Берлине.)

17. СССР на Кубе ракеты разместили,

США готовность войне всем огласил.

Кеннеди, Хрущев долго говорили.

Ядерную войну они не допустили.

(1962 г., Карибский кризис.)

18. Как, скажи, совет тот звали,

Государство что создали,

Где социализм был

И примером всем служил?

(СЭВ, Совет Экономической Взаимопомощи.)

19. Против власти выступал,

Всем открыто он вещал,

Что не так в его стране

И за это боль вдвойне.

Либо его высылали,

Иль в психушку отправляли.

Как тот звался человек?

Было то в XX век.

(Диссидент.)

20. За права он выступал,

Гнев он власти и познал.

Был он выслан из Москвы,

Всё равно писал труды.

Академик знаменитый

И учёный он маститый.

Имя его назови,

Иль угадывать начни.

(А. Д. Сахаров.)

21. Замполит корабль свой

Вывел в море. Не простой

Он поступок совершил:

На себя он обратил

Всех чиновников страны,

Чтобы жизнь исправили.

Прекратили лгать и красть

И исправили бы власть.

Что за случай был такой?

Имя его нам открой.

(В. Саблин.)

22. Ошибкой та война была,

И много жизней унесла.

Помощью братской звалась,

Трагедией отозвалась.

(Афганская война, 1979–1989 гг.)

23. В Чехословакию когда

Ввели всех стран ВД войска?

Чтоб демократию сгубить,

Народ весь под себя сломить?

(1968 г., ввод войск в Чехословакию.)

24. После Брежнева, скажите,

Кто страной руководил?

И народу он всему

Перестройку объявил.

(М. С. Горбачёв.)

25. СССР когда распался?

Горбачев один остался.

Он последний президент

Той страны, что сейчас нет.

(1991 г., распад СССР.)

26. СНГ он создавал,

И Россию укреплял.

Президентом первым был,

И реформы проводил.

Имя его нам открой,

Назови, кто он такой?

(Б. Н. Ельцин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по предмету и её роль в повышении качества знаний учащихся

В презентации отражены цели. виды и задачи внеклассной работы по любому предмету....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Выступление учителя предметника на родительском собрании "Роль родителей в повышении качества знаний обучающихся"

В выступлении рассматриваются вопросы снижения качества знаний обучающихся в сельской школе, анализируются причины, предлагаются решения...

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...