Конспект открытого урока по Истории России
план-конспект урока по истории на тему

Мудриченко Александр Геннадиевич

Конспект урока по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx160.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока – интеллектуальная игра

по дисциплине: «История»

«По страницам истории Государства Российского»

Волхвы в шелках и лохмотьях (4 фото) - Человек

                                                         

                     

Преподаватель: Мудриченко А. Г.

     

                                                                                           Рассмотрено

                                                        на заседании предметно-цикловой комиссии

                                                        общеобразовательных дисциплин

                                                        Протокол №___ от «___»_________ 201__ г.

                                                        Председатель _____________Н. Г. Михайлова

Прасковея, 2014


Методическая цель: Показать активные формы и методы развития творческой активности студентов, интереса к истории, приемы неординарного проведения занятия

Тема урока: «По страницам истории Государства Российского».

Цели урока:

  1. Обучающая: повторение и систематизация пройденного материала.
  2. Развивающая: развивать у учащихся умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, развивать мыслительную и познавательную деятельность.
  3. Воспитательная: Воспитание глубокого уважения к истории Отечества, чувства патриотизма.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Методы бучения: интеллектуальная  игра

Оборудование:

1. Карточки с заданиями

2. Материалы презентации к уроку

3. Материалы викторины (выдержки из летописных источников, рейтинговая ведомость)

4. Мультимедийный проектор, ноутбук, переносной экран

5. Раздаточный материал (тесты)

Оформление кабинета: стол со старинными книгами, рукописями, свитками, чернильницей, свечей, гусиными перьями.

        Ход урока:

1. Организационный момент

        1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю.

        2. Проверка готовности учащихся к уроку.

        3. Ознакомление учащихся с темой и целями урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Как организовать урок, на котором каждый студент активно участвует в процессе познания, анализирует факты, делает выводы? Эти вопросы волнуют любого преподавателя. И каждый по-своему старается ответить на них.

Стремясь добиться максимального усвоения и осмысления исторического материала, я использую различные методы. Один из них – интеллектуальная игра.

Преподаватель (Ведущий):

Условие игры:

-  Учащиеся группы делятся на четыре команды (можно по жребию, можно по уровню знаний) и выбирают капитанов команд.

-   Каждая команда принимает участие во  всех проводимых конкурсах.

-   При ответах на вопросы принимаются коллективные ответы.

-   За каждый полный ответ на вопрос и выполненное задание, команда получает - 1 балл, за неполный ответ – 0,5 балла, за неправильный ответ или отказ отвечать – 0 баллов (оценивают преподаватель и два (3-4) эксперта – наиболее подготовленные учащийся данной группы «Боярская дума»).

-  При необходимости определения команды – победительницы задаются дополнительные вопросы.

-   Все члены команды, набравшие большее количество баллов, получают оценки - 5, члены следующей команды – 4, остальные – 3.

Ход игры:

ТРЕК 1  Голос на фоне мелодии

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый, -

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.

Презентация СЛАЙД 1 (словянское поселение)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашей игре.

Девиз игры: «Да не посрамим себя…».  Эти слова принадлежат великому князю, Киевскому Святославу.

На уроках истории мы говорили о том, как становилось и развивалось государство Российское, кто стоял во главе страны, какие события свершались в государстве.

Все мы должны знать прошлое нашей Родины для того, чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные ситуации.

Наша игра охватывает историю России с древних времен  до нач. XVIII в. (Объявляются правила игры, выбирается «Боярская дума», студенты    

гр. 1 ТХК). В первом туре после каждого вопроса боярин (помощник) зачитывает отрывки из летописей.

Выбираются команды:

1-я команда:

Замолодская С. (капитан)

Шаламова А.

Байдавлетова В.

Потапова В.

Букай Т.

Коваль А.

2-я команда:

Пархоменко Е. (капитан)

Носачева К.

Высоцкая В.

Мадатова В.

Крупская К.

Керимова Ф.

3-я команда:

Нечаев Я. (капитан)

Хасанов Т.

Зорин В.

Голосная Т.

Таримухтарова П.

Поляков Н.

4-я команда:

Гузеева М. (капитан)

Чернышева М.

Рубякин Д.

Сидоров В.

Романенко Н.

Гаджиомарова С.

  1. «Разминка»:

 (по 5 вопросов, каждой команде, за каждый  правильный ответ – 1 балл) После каждого ответа думный боярин зачитывает правильный ответ из подготовленных свитков.

ТРЕК 2

Вопросы для первой команды

  1. В какой части Евразии жили восточные славяне? (Восточная Европа)
  2. Князь, автор «Русской правды» (Ярослав Мудрый)

СЛАЙД 2 (Портрет Ярослава Мудрого)

  1. Как была названа «история пугачевского бунта» А.С. Пушкиным? («Капитанская дочка»)

СЛАЙД 3 (Картина Суд Пугачева)

  1. Назовите имена Киевских князей варяжского происхождения? (Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Трувор, Свинельд )

СЛАЙД 4 (портреты князей)

  1. Плата за проезд и право торговли? (Пошлина)

ТРЕК 3

Вопросы для второй команды

  1. Название религии восточных славян (язычество)

СЛАЙД 5 (портреты славянских волхвов и кудесников)

  1. Как называлась династия русских князей, правивших с X по XVI век? (Рюриковичи)

СЛАЙД 6 (портреты некоторых удельных князей)

  1. Народное собрание, решающее основные вопросы общественной жизни Древней Руси? (вече)

СЛАЙД 7 (картина Новгородского вече)

  1. Назовите дату, место Ледового побоища. Кто его возглавил? (1242 г. Чудское озеро Александр Невский)

СЛАЙД 8 (Портрет Александра Невского)

  1. Сплав меди и олова (бронза)

СЛАЙД 9 (славянские ремесленники)

ТРЕК 5

Вопросы для третьей команды

  1. Имя князя, крестившего Русь? (Владимир)

СЛАЙД 10 (портрет князя Владимира)

  1. Столица Древней Руси? (Киев)

СЛАЙД 11 (Древний Киев)

  1. Как называлась династия русских царей, правивших с 1613 по 1917 годы? (Романовы)

СЛАЙД 12 (портреты Романовых)

  1. Назовите восточнославянские племенные союзы? (поляне, древляне, кривичи, северяне, радимичи, уличи, вятичи, тиверцы, бужане, полочане, ильменские славяне…)

СЛАЙД 13 (Карта расселения славянских племен)

  1. Материал для письма в древнем Новгороде? (береста)

СЛАЙД 14 (Береста мальчика Анфима)

ТРЕК 6

Вопросы для четвертой команды

  1. Название автора первой древнерусской летописи? («Повесть временных лет» Нестор)

СЛАЙД 15 (Нестор Летописец)

  1. Назовите дату, место Куликовской битвы? Кто возглавлял русские дружины? (1380 г. поле Куликово, Дмитрий Донской)

СЛАЙД 16 (Дмитрий Донской)

  1. Земельное владение, передаваемое на Руси по наследству? (Вотчина)

СЛАЙД 17 (княжеский терем)

  1. Правило, обязательное для всех граждан государства? (Закон)
  2. Татарский хан, потерпевший поражение на Кулаковом поле? (Мамай)

СЛАЙД 18 (Битва на Куликовом поле)

  1. Тур. «Ах, эти боги…»

СЛАЙД 19 (Славянские боги)

ТРЕК 7 (мелодия гусли, русская тема)

Задание: соотнесите славянских языческих богов (по окончании жюри оценивает правильность ответов, каждый верный ответ – 1 балл, для каждой команды предлагается два вопроса )

СЛАЙД 20 (Таблица)

Перун

бог скотоводства

Велес

богиня плодородия

Сварог

бог грома, молнии, войны

Мокошь

богиня весны

Ярило

бог огня

Лада

Семаргл                                                    

бог ветра

небесный верховный бог

Стрибог

бог солнца

  1. Тур. «Правильная фраза»

Задание: (нужно закончить фразу -1 балл, если вспомнят автора – 2 балла, где и по какому поводу сказано – 3 балла)

ТРЕК 8

  1. «Да будет Киев матерью…(городам русским». Олег)
  2. «Мертвые сраму…»(не имут,» Святослав)
  3. «Кто с мечом придет…»(от меча и погибнет! Александр Невский)
  4. «Эх тяжела ты шапка…» («Мономаха» Владимир Мономах )

IV тур. «Быстрота и натиск»

Задание: (каждый участник команды отвечает на вопрос. За отчет дается – 1 балл)

ТРЕК 9

  1. Царь, проводивший политику опричнины? (Иван IV)
  2. Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удачи? (Сокол)
  3. В каком году произошло крещение Руси? (988 г.)
  4. Какое сражение решило исход Северной войны на суше? (Полтавская битва, 1709 г.)
  5. Первый российский император? (Петр I)
  6. Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красный-белый-синий)
  7. Имя князя, прозванного Мудрым? (Ярослав)
  8. Кто является первым русским царем? (Иван IV)
  9. Сколько лет длилась Северная война (21 год)
  10. В За какую победу князь Александр Ярославич прозван Невский? (За победу над шведами в 1240 г. на реке Нева)
  11. Какая птица может работать почтальоном? (голубь)
  12. В каком году началось строительство Петербурга? (16 мая 1703 г.)
  13. В каком году состоялась Куликовская битва? (1380  г.)
  14. Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил Романов)
  15. Кто утонул в Иртыше от царского подарка? (Ермак, «Тяжелый панцирь – дар царя, стал гибели его виною»).
  16. Первый  книгопечатник Руси? (Иван Федоров)
  17. Имя сестры-регента Петра I? (Софья)
  18. Часть света, в котором Петр «прорубил окно»? (Европа)
  19. Призывник в регулярную армию Петра I? (рекрут)
  20. Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I (1 сентября)
  21. Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера, помещение для редкостей)
  22. Любимая потеха царя Ивана IV? (Медвежья травля)
  23. Что запретил необразованным дворянам Петр I? (жениться)
  24. Вес царь-пушки? (40 тонн)
  25.  В каком году Украина воссоединилась с Россией? (1654 г.) 

ТРЕК 10 (видео)

СЛАЙД Современная Украина - трагедия

Конкурс капитанов.

Представляю карточки с иллюстрациями картин русских художников. Предлагаю каждому капитану выбрать соответствующие друг другу  отрывки  и составить картину.

Расскажите, какое историческое событие положено в основу этих  картин?

СЛАЙД 21, 22, 23, 24. (для каждого капитана свой слайд)

Ведущий: Пока капитаны готовятся к ответу, остальным предлагаю выполнить тестовые задания.

ТРЕК 11 славянская мелодия

ТЕСТ

(в решении тестового задания принимают участие все студенты)

  1. Что такое архив?

а) хранилище духов                         в) документов

б) кувшинов                                  г) мумий

2. Что, по выражению древних славян, не сваришь с лентяем и неумехой?

а) кашу                                         в) суп

б) щи                                         г) пельмени

3. Как называлась ханская грамота, дающая право быть Великим князем на Руси в ХII-ХIV в.в?

а) ярмо;                        в) ярлык;

б) ясак;                          г) басма;

4. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников (старообряцев)?

а) монастырь;              в) посад;

б) скит;                         г) хутор;

5. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу?

а) Иосаф;                     в)Никон;                                                                                

б) Игнатий;                 г)Филарет;

6. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани?

а) полюдье;                  в) вече;

б) вервь;                      г) подать.

КЛЮЧ  К ТЕСТУ

  1. В; 2. А; 3. В; 4. Б; 5. В; 6. А.

ТРЕК 12

Ответы капитанов.

Подведение общих итогов игры

Ведущий:                      

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шествую часть Земли

С названьем кратким «Русь»

ТРЕК 12 (Колокольный звон)

3. Обобщение и выводы по уроку.

Вот и закончилась наша игра. Мы надеемся, что она прошла с большой пользой для всех нас. Мы (вы) повторили и углубили свои знания по истории Отчества, узнали что-то новое. Вместе работали в одной команде, боролись за результат, стали дружнее.

4. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

   Для закрепления знаний по пройденной теме, запишите задание на дом: А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVII века.

§ 4,6,12.

Литература:

1. В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков «История» учебник для профессий и специальностей технического естественно – научного социально – экономического профилей ч. 1. М. ИЦ «Академия» , 2013г.

2. С.Г. Горяинов «Задачник по истории России» , Ростов –на- Дону, «Феникс» 1996г.

3. Н. И. Павленко, И. Л. Андреев. История России с древнейших времен до конца XVII века., 10 класс. Изд. ДРОФА. М. 2007.

4. А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России. Изд. ПРОСПЕКТ., М. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

конспект открытого урока по истории Росси в 7 классе на тему "Начало правления Ивана IV"

Подробный конспект урока по истории России в 7 классе. Здесь рассматривается начальный период правления Ивана IV, реформы Избранной рады...

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...