Четыре подхода к школьному историческому образованию.
методическая разработка по истории на тему

Сереброва Светлана Валентиновна

Четыре подхода к школьному историческому образованию.

(Методические рекомендации школьным методобъединениям)

“За социальные ценности

можно бороться и постепенно,

 эволюционно, не подрывая рыночных,

экономических основ общества,

 по разуму".

(Э.Берштейн - реформист)

…..Изучение истории всегда было делом столь же непростым, сколь и необходимый для каждого культурное человека. Все настоящее подготовлено прошлым, содержится уже в нем и в прошлом следует искать ключ к тому, чему жизнь делает нас свидетелями.

     Такой подход позволяет видеть исторические параллели в развитии общества, вырабатывает умения мыслить противоречиями жизни, природы, познания и преодолевать стереотипы прежнего школьного исторического образования.

     Сейчас особенно отчетливо осознается всеми учителями необходимость исторического образования на принципиально новых подходах, в центре которых стоит Человек. Данное работа, направлена в адрес школьных методических объедений, преследует цель: познакомить учителей истории с новыми подходами к преподаванию общественно-исторических дисциплин и помочь овладеть ими в практике работы МО в течение 2018-2019 года. Вначале председателям методобъединений придется спланировать свою работу по изучению новой концепции школьного исторического образования, затем продумать: как заложить в календарно-тематическое планирование всех курсов всемирно-исторический подход. То есть историю родного края, (Малая родина), историю республики, Отечества, отдельных регионов необходимо рассматривать в едином контексте с общемировым развитием, используя межпредметный, межкурсовой, интегративный подход. Ибо только так учитель сможет помочь ученикам иначе взглянуть на исторический процесс, увидеть параллели в развитии стран и народов мира, научиться сравнивать, анализировать, прогнозировать, мыслить через призму общечеловеческих и обще цивилизационных ценностей.

      Задача педагогов показать историю человечества не только как факты, с бытия, даты, закономерности, войны, революции, массовая борьба, но и как созидательный процесс, как цель философских воззрений, культурно-научных, технических, производственных, торгово-рыночных достижений, рассмотреть исторический процесс как результат интеллектуального, физического, духовного труда Человека. Историкам вряд ли стоит отказываться от испытанных временем и прежних подходов к преподаванию школьных курсов в угоду модным политическим настроениям? Историку отводится роль как бы беспристрастного наблюдателя-исследователя.

     Полагаю, что прежний Формационный подход к истории, основанный на марксистско-ленинской методологии, имеет право на использование, скажем, при анализе событий классовой борьбы, политологических вопросов, революций, гражданских, мировых войн… К.Маркс, являясь автором этого подхода, сам критически относился к проблеме деления человечества на пять общественно-экономических формаций. Он признавая его лишь как метод, подход, для исследования развития товарно-денежных отношений в разных способах общественного производства. Учителю рекомендуется сохранить в качестве альтернативы, марксистско-ленинский анализ исторической действительности, особенно эпохи XIX-XX столетий, оче­видцами и активными мыслителями которой были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Для этого предлагается опорная схема:

Марксизм-ленинизм →       формационный подход

(теория)                                       (метод)

Классовый анализ        →        классовая борьба

(подход к Человеку,                 (способ достижения

его сознанию)                         социальной справедливости)

Революции                  →        смена ОЭФ    →??????

( локомотивы истории)

     При этом учителю необходимо показывать и раскрывать ученикам на примере истории различных стран., на борьбе мировоззрений и право на существование более естественного эволюционного развития общества наряду с революционным (как правило, сопровождающимся гражданскими кровопролитными войнами). Очень важно научить учащихся, используя формационный подход к истории, опираться на цивилизационный. Например: изучав первые цивилизации Востока, Египта, Греции, Рима, показывать, что в их основе заложен рабский принудительный труд миллионов людей. И последующие цивилизации (эпохи феодализма, эпохи капитализма, эпохи социализма) также создавались высочайшим напряжением духовных, интеллектуальных и физических сил Человека. Но по сравнению с рабством феодализма расширил возможности использования результатов своего труда, узаконив частную собственность на. землю, другие средства производства, сделав собственниками целые классы, социальные группы. С расцветом капиталистического способа производства ценность труда каждого индивидуума значительно возрастает. Рабочая сила становится товаром. Перерастание товарно-денежных отношений (ТДО) в рыночно-экономические отношения (РЭЭ), начиная с XX века, приводит в целом ряде стран Европы, США, Японии и т.д. к созданию Новой системы производственно-экономических рыночных отношений (П-ЭРО), которая объективно ставит Человека в центр всех проблем жизни общества. Неслучайно появились новые понятия:

  • Азиатский способ производства (и место Человека в нем),
  • Европейский способ производства (и Человек в нем).

      В Российской империи (Россия, СССР) переплелись два типа цивилизаций. Еще Н. Бердяев говорил о том, что в России соединились 2 мира - огромный Востоко-Запад, и всегда в так называемой русской душе боролись два начала - восточное и западное, духовное и материальное... Н. Рерих писал: "Россия как пуповина Земли, связующая восточные и европейские цивилизации".

     В изучении школьных курсов истории имеет право на существование и

историко-хронологический подход, суть которого - рассмотрение событий, фактов, исторических личностей в хронике, для выявления закономерностей развития, выяснения причин и последствий. Такой подход позволяет учителю при изучении международных событий, предшествующих, скажем, мировым войнам; при анализе вопросов политической истории и т.е. емко брать большой исторический пласт событий и за короткое время вводных уроков в тему; уроков-лекций, уроков-семинаров; повторительно-обобщающих и т.д. При этом учащиеся овладевают умениями исторического анализа, исторического прогноза.

     Безусловно заслуживает внимания учителя описательно- исторический подход. Описательная история дает прекрасную возможность передать ученикам всю прелесть знаний, эрудиции, культурно-эстетических отношений через историко-вспомогательные дисциплины:

  • этнографию;
  • геральдику;
  • историю религий;
  • нумизматику;
  • фрагистику;
  • национальные традиции, обычаи, костюмы и т.д.

     Несмотря на ограниченные возможности урочного времени, вряд ли стоит пренебрегать возможностями описательной истории, где развивается исторический вкус и устойчивый интерес к истории на всю жизнь. Кстати, всемирно признанная школы широко использует описательно-исторический подход. Не пренебрегли им и известные историки В.0.Ключевский,Н.М.Карамзин,

С.М. Соловьев, М.С. Грушевский и другие.

     Настал черед перейти в аналитическому  подходу в освещении исторического процесса. Впервые школа "Анналов" была создана в. 1929 г. во Франции, Париже учеными-историками, философами, психологами, культурологами. Постепенно привлекая внимание к своим исследования м, она получила признание всего гу­манитарного мира после более чем 80-летнего своего существования.

      Спектр научных направлений школы "Анналов" - углубленное изучение роли Человека в истории; всемирно-исторический подход к развитию цивилизаций; специальное, пристальное внимание к человеческому сознанию, как индивидуальному, так и массовому (сознание Гения, Творца, сознание обыденное, сознание толпы, массы и т.д.).

     Для овладения аналитическим подходом к истории Учителю не обойтись без культурно-антропологических, философско-психологических знаний, без понимания развития мировой художественной культуры. Что, безусловно, чрезвычайно сложно в наше время. Сложно, но возможно и доступно именно сейчас.

     Элементы аналитического подхода к истории Учитель уже может внедрять в учебный процесс в течении учебного года, используя знания курсовой подготовки и самообразования. И не только на уроках истории, но и курсов "Человек и общество", "Мировая художественная культура", "Человек и окружающий мир", факультативы.

     Все четыре названных подхода как бы воедино связуются, интегрируются в так называемый цивилизационный подход к общественно-историческому развитию мира (ОИРМ). Ему в исторической литературе есть масса определений. Только у Арнольда Тойнби приводится свыше 20 понятии с характерными признаками. Очевидно, критерии цивилизационного подхода определяются уровнем образованности, мышления и общей эрудиции тех, кто всерьез и давно исследует эту проблему. Итак, рассмотреть суть цивилизационного подхода к ОИРМ возможно с 2-х течек зрения:

  • с позиции развития социо-культурных эпох;
  • с позиции развития культурно-исторических эпох.

     При этом заложив в историю философское кредо Человека, живущего в ту или иную эпоху или на переходе эпох.

     Для удобства использования и емкости изложения предлагается следующая опорная схема-конспект сути цивилизационного подхода.

Пояснение сокращений в оперном конспекте:

Эпоха А-РТЦ -   аграрно-ремесленного типа цивилизаций.

Эпоха ИТЦ -      индустриального типа цивилизаций.

ОИРМ -              общественно-историческое развитие мира.

Цивилизационный подход к общественно-историческому развитию мира.

  1. Социо-культурные эпохи

эпохи

Эпоха АРТЦ

(создания и развития)

Эпоха кризисов

АРТЦ в Европе

Эпоха ИТЦ

- в Европе

- в Америке

- в Азии

Эпоха кризиса НТЦ

Создание нового типа цивилизаций в перспективе

Периоды

XV-1 я-пол. XVI в.в.

2-я пол. XVIв.- 1-я пол. XVIIIв.

2-я пол. XVIIIв.- XIX-

1 я-пол. XXв.

2-я пол. XXв.- 1 я-пол. XXI

XXI: XXII;в.в.

Эпохи

Эпоха Возрождения Ренессанса

( Расцвет культуры , мысли, науки)

Эпоха реформаций

( религиозные воины, смутное время, теории протеста, инквизиции. Борьба власти церковной со светской)

Эпоха Просвещения

( идеи французских просветителей, английской полит-экономики, немецких философов. Психологии З.Фрейда, Ф. Ницше, Е.И.Блавацкой ,Рерихи)

Эпохи НТП; НТР( теории А. Эйнштейна, Циолковского, А.Камю, А.Д.Сахорова и др.) и ( татолит-аризм, фашизм,  мировые воины, проблемы человечества…)

Природа, общество;

Власть, человек.

-нравствен-

 ность;

- ответствен-

  ность;

-власть;

- инфор-

  мация

-ресурсы

 

Человек и его кредо

Я- творю, созидаю!!!

Я- сомневаюсь!!

Я – познаю!

Я- участвую!

Я- преобразую!

Сомневаюсь! Верю в разум!

Я- и Мир!

Я-и Космос??

(Ноосфера)

2. Культурно-исторические эпохи

     Для понимания содержания цивилизационного подхода к ОИРМ Учителю необходимо вначале глубоко самому усвоить опорные слова, скачала на уровне представления, термина, затем понятия, мировоззренческой идеи. Для того, чтобы помочь учащимся усваивать исторический процесс через курсы всемирной и родной истории как части ее (с учетом возрастные интеллектуальных способностей учеников 5, 6, 7, 8, 9, 10,11 классов) на основе историческо -цивилизационного подхода.

Вот эти понятия:

1.Цивилизация (ее типы)

2.Менталитет

3.Ментальность (ее типы)

4. Сознание (индивидуальное, общественное)

5.Общечеловеческие ценности

6.Общецивилизационные ценности

7.Разновременность процессов СИЙ (как можно больше конкретных исторических примеров)

8.Историзм, историческое понимание

9.Мировоззрение (его виды)

10.Религии

11.Культура и т.д.

    При этом Учителю истории всегда нужно стремиться к пониманию различных точек зрения, максимальной объективности, альтернативности в постижении истины. В работе с учениками придерживаться логики диалога, умножая интеллект, но не исключая и логики спора, без конкретизации. Ибо каждый урок есть постижение истины человеческой.

Председатель МО ГБОУ  СОШ № 398 Санкт- Петербург

Сереброва Светлана Валентиновна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4_podhoda.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Четыре подхода к школьному историческому образованию.

(Методические рекомендации школьным методобъединениям)

“За социальные ценности

можно бороться и постепенно,

 эволюционно, не подрывая рыночных,

экономических основ общества,

 по разуму".

(Э.Берштейн - реформист)

…..Изучение истории всегда было делом столь же непростым, сколь и необходимый для каждого культурное человека. Все настоящее подготовлено прошлым, содержится уже в нем и в прошлом следует искать ключ к тому, чему жизнь делает нас свидетелями.

     Такой подход позволяет видеть исторические параллели в развитии общества, вырабатывает умения мыслить противоречиями жизни, природы, познания и преодолевать стереотипы прежнего школьного исторического образования.

     Сейчас особенно отчетливо осознается всеми учителями необходимость исторического образования на принципиально новых подходах, в центре которых стоит Человек. Данное работа, направлена в адрес школьных методических объедений, преследует цель: познакомить учителей истории с новыми подходами к преподаванию общественно-исторических дисциплин и помочь овладеть ими в практике работы МО в течение 2018-2019 года. Вначале председателям методобъединений придется спланировать свою работу по изучению новой концепции школьного исторического образования, затем продумать: как заложить в календарно-тематическое планирование всех курсов всемирно-исторический подход. То есть историю родного края, (Малая родина), историю республики, Отечества, отдельных регионов необходимо рассматривать в едином контексте с общемировым развитием, используя межпредметный, межкурсовой, интегративный подход. Ибо только так учитель сможет помочь ученикам иначе взглянуть на исторический процесс, увидеть параллели в развитии стран и народов мира, научиться сравнивать, анализировать, прогнозировать, мыслить через призму общечеловеческих и обще цивилизационных ценностей.

      Задача педагогов показать историю человечества не только как факты, с бытия, даты, закономерности, войны, революции, массовая борьба, но и как созидательный процесс, как цель философских воззрений, культурно-научных, технических, производственных, торгово-рыночных достижений, рассмотреть исторический процесс как результат интеллектуального, физического, духовного труда Человека. Историкам вряд ли стоит отказываться от испытанных временем и прежних подходов к преподаванию школьных курсов в угоду модным политическим настроениям? Историку отводится роль как бы беспристрастного наблюдателя-исследователя.

     Полагаю, что прежний Формационный подход к истории, основанный на марксистско-ленинской методологии, имеет право на использование, скажем, при анализе событий классовой борьбы, политологических вопросов, революций, гражданских, мировых войн… К.Маркс, являясь автором этого подхода, сам критически относился к проблеме деления человечества на пять общественно-экономических формаций. Он признавая его лишь как метод, подход, для исследования развития товарно-денежных отношений в разных способах общественного производства. Учителю рекомендуется сохранить в качестве альтернативы, марксистско-ленинский анализ исторической действительности, особенно эпохи XIX-XX столетий, очевидцами и активными мыслителями которой были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Для этого предлагается опорная схема:

Марксизм-ленинизм →       формационный подход

(теория)                                       (метод)

Классовый анализ             →        классовая борьба         

(подход к Человеку,                 (способ достижения

его сознанию)                         социальной справедливости)

Революции                  →        смена ОЭФ    →??????

( локомотивы истории)

     При этом учителю необходимо показывать и раскрывать ученикам на примере истории различных стран., на борьбе мировоззрений и право на существование более естественного эволюционного развития общества наряду с революционным (как правило, сопровождающимся гражданскими кровопролитными войнами). Очень важно научить учащихся, используя формационный подход к истории, опираться на цивилизационный. Например: изучав первые цивилизации Востока, Египта, Греции, Рима, показывать, что в их основе заложен рабский принудительный труд миллионов людей. И последующие цивилизации (эпохи феодализма, эпохи капитализма, эпохи социализма) также создавались высочайшим напряжением духовных, интеллектуальных и физических сил Человека. Но по сравнению с рабством феодализма расширил возможности использования результатов своего труда, узаконив частную собственность на. землю, другие средства производства, сделав собственниками целые классы, социальные группы. С расцветом капиталистического способа производства ценность труда каждого индивидуума значительно возрастает. Рабочая сила становится товаром. Перерастание товарно-денежных отношений (ТДО) в рыночно-экономические отношения (РЭЭ), начиная с XX века, приводит в целом ряде стран Европы, США, Японии и т.д. к созданию Новой системы производственно-экономических рыночных отношений (П-ЭРО), которая объективно ставит Человека в центр всех проблем жизни общества. Неслучайно появились новые понятия:

  • Азиатский способ производства (и место Человека в нем),
  • Европейский способ производства (и Человек в нем).

      В Российской империи (Россия, СССР) переплелись два типа цивилизаций. Еще Н. Бердяев говорил о том, что в России соединились 2 мира - огромный Востоко-Запад, и всегда в так называемой русской душе боролись два начала - восточное и западное, духовное и материальное... Н. Рерих писал: "Россия как пуповина Земли, связующая восточные и европейские цивилизации".

     В изучении школьных курсов истории имеет право на существование и

историко-хронологический подход, суть которого - рассмотрение событий, фактов, исторических личностей в хронике, для выявления закономерностей развития, выяснения причин и последствий. Такой подход позволяет учителю при изучении международных событий, предшествующих, скажем, мировым войнам; при анализе вопросов политической истории и т.е. емко брать большой исторический пласт событий и за короткое время вводных уроков в тему; уроков-лекций, уроков-семинаров; повторительно-обобщающих и т.д. При этом учащиеся овладевают умениями исторического анализа, исторического прогноза.

     Безусловно заслуживает внимания учителя описательно- исторический подход. Описательная история дает прекрасную возможность передать ученикам всю прелесть знаний, эрудиции, культурно-эстетических отношений через историко-вспомогательные дисциплины:

  • этнографию;
  • геральдику;
  • историю религий;
  • нумизматику;
  • фрагистику;
  • национальные традиции, обычаи, костюмы и т.д.

     Несмотря на ограниченные возможности урочного времени, вряд ли стоит пренебрегать возможностями описательной истории, где развивается исторический вкус и устойчивый интерес к истории на всю жизнь. Кстати, всемирно признанная школы широко использует описательно-исторический подход. Не пренебрегли им и известные историки В.0.Ключевский,Н.М.Карамзин,

С.М. Соловьев, М.С. Грушевский и другие.

     Настал черед перейти в аналитическому  подходу в освещении исторического процесса. Впервые школа "Анналов" была создана в. 1929 г. во Франции, Париже учеными-историками, философами, психологами, культурологами. Постепенно привлекая внимание к своим исследования м, она получила признание всего гуманитарного мира после более чем 80-летнего своего существования.

      Спектр научных направлений школы "Анналов" - углубленное изучение роли Человека в истории; всемирно-исторический подход к развитию цивилизаций; специальное, пристальное внимание к человеческому сознанию, как индивидуальному, так и массовому (сознание Гения, Творца, сознание обыденное, сознание толпы, массы и т.д.).

     Для овладения аналитическим подходом к истории Учителю не обойтись без культурно-антропологических, философско-психологических знаний, без понимания развития мировой художественной культуры. Что, безусловно, чрезвычайно сложно в наше время. Сложно, но возможно и доступно именно сейчас.

     Элементы аналитического подхода к истории Учитель уже может внедрять в учебный процесс в течении учебного года, используя знания курсовой подготовки и самообразования. И не только на уроках истории, но и курсов "Человек и общество", "Мировая художественная культура", "Человек и окружающий мир", факультативы.

     Все четыре названных подхода как бы воедино связуются, интегрируются в так называемый цивилизационный подход к общественно-историческому развитию мира (ОИРМ). Ему в исторической литературе есть масса определений. Только у Арнольда Тойнби приводится свыше 20 понятии с характерными признаками. Очевидно, критерии цивилизационного подхода определяются уровнем образованности, мышления и общей эрудиции тех, кто всерьез и давно исследует эту проблему. Итак, рассмотреть суть цивилизационного подхода к ОИРМ возможно с 2-х течек зрения:

  • с позиции развития социо-культурных эпох;
  • с позиции развития культурно-исторических эпох.

     При этом заложив в историю философское кредо Человека, живущего в ту или иную эпоху или на переходе эпох.

     Для удобства использования и емкости изложения предлагается следующая опорная схема-конспект сути цивилизационного подхода.

Пояснение сокращений в оперном конспекте:

Эпоха А-РТЦ -   аграрно-ремесленного типа цивилизаций.

Эпоха ИТЦ -      индустриального типа цивилизаций.

ОИРМ -              общественно-историческое развитие мира.

Цивилизационный подход к общественно-историческому развитию мира.

  1. Социо-культурные эпохи

эпохи

Эпоха АРТЦ

(создания и развития)

Эпоха кризисов

АРТЦ в Европе

Эпоха ИТЦ

- в Европе

- в Америке

- в Азии

Эпоха кризиса НТЦ

Создание нового типа цивилизаций в перспективе

Периоды

XV-1 я-пол. XVI в.в.

2-я пол. XVIв.- 1-я пол. XVIIIв.

2-я пол. XVIIIв.- XIX-

1 я-пол. XXв.

2-я пол. XXв.- 1 я-пол. XXI

XXI: XXII;в.в.

Эпохи

Эпоха Возрождения Ренессанса

( Расцвет культуры , мысли, науки)

Эпоха реформаций

( религиозные воины, смутное время, теории протеста, инквизиции. Борьба власти церковной со светской)

Эпоха Просвещения

( идеи французских просветителей, английской полит-экономики, немецких философов. Психологии З.Фрейда, Ф. Ницше, Е.И.Блавацкой ,Рерихи)

Эпохи НТП; НТР( теории А. Эйнштейна, Циолковского, А.Камю, А.Д.Сахорова и др.) и ( татолит-аризм, фашизм,  мировые воины, проблемы человечества…)

Природа, общество;

Власть, человек.

-нравствен-

 ность;

- ответствен-

  ность;

-власть;

- инфор-

  мация

-ресурсы

Человек и его кредо

Я- творю, созидаю!!!

Я- сомневаюсь!!

Я – познаю!

Я- участвую!

Я- преобразую!

Сомневаюсь! Верю в разум!

Я- и Мир!

Я-и Космос??

(Ноосфера)

2. Культурно-исторические эпохи

     Для понимания содержания цивилизационного подхода к ОИРМ Учителю необходимо вначале глубоко самому усвоить опорные слова, скачала на уровне представления, термина, затем понятия, мировоззренческой идеи. Для того, чтобы помочь учащимся усваивать исторический процесс через курсы всемирной и родной истории как части ее (с учетом возрастные интеллектуальных способностей учеников 5, 6, 7, 8, 9, 10,11 классов) на основе историческо -цивилизационного подхода.

Вот эти понятия:

1.Цивилизация (ее типы)

2.Менталитет

3.Ментальность (ее типы)

4. Сознание (индивидуальное, общественное)

5.Общечеловеческие ценности

6.Общецивилизационные ценности

7.Разновременность процессов СИЙ (как можно больше конкретных исторических примеров)

8.Историзм, историческое понимание

9.Мировоззрение (его виды)

10.Религии

11.Культура и т.д.

    При этом Учителю истории всегда нужно стремиться к пониманию различных точек зрения, максимальной объективности, альтернативности в постижении истины. В работе с учениками придерживаться логики диалога, умножая интеллект, но не исключая и логики спора, без конкретизации. Ибо каждый урок есть постижение истины человеческой.

Председатель МО ГБОУ  СОШ № 398 Санкт- Петербург

Сереброва Светлана Валентиновна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение в школьном историческом образовании

Выступление на ШМО гуманитарного цикла...

Современные подходы к школьному математическому образованию

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ШКОЛЬНОМУ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ...

Культурологический подход в школьном географическом образовании

Урок  автором  рассматривается  как источник формирования и развития национального  менталитета, механизм связи менталитета с природным фактором.  Содержание материала  о...

Краеведение в школьном историческом образовании (методическое пособие для учителя)

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт...

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ШКОЛЬНОМУ МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Рассуждения на тему математического образования в современном мире...

Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта

Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...