Разработка урока-беседы "Я помню! Я горжусь!"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Попова Любовь Викторовна

Разработка урока-беседы "Я помню! Я горжусь!" в цикле уроков, посвящённых событиям Великой Отечественной войны (региональный компонент)).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_pomnyu_ya_gorzhus.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по истории

9 кл. «Великая Отечественная война»

Региональный компонент.

Оборудование: ПК, интерактивная доска. На партах учащихся стоят гильзы от патронов и снарядов с живыми цветами.

Раздаточный материал: бумага, фломастеры, звёздочки разных цветов и размеров, медальоны разных цветов по количеству участников, гильзы патронов по количеству участников, анкета определения уровня патриотизма и смайлики – определение своего отношения к беседе по количеству учащихся.

Тип урока: Урок-беседа

Тема урока: «Я помню! Я горжусь!»

Цель урока: Формирование ключевых компетенций учащихся о событиях Великой Отечественной войны на территории хутора Объединенного.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания учащихся о событиях ВОв на территории хутора Объединенный;
  2. Сформировать понятийный ряд:

- поисковая деятельность

- поисковый отряд

- паспорт воинского захоронения

- роль школьного музея в сохранении истории родного края

  1. Воспитывать чувство патриотизма и вызвать чувство гордости у учащихся за свою Родину.

Опережающее задание: 

- Работа в группах. Составление паспортов захоронений, расположенных на территории Объединенного СП;

- Подготовить сообщение о В.А. Сулёве;

- Подготовить

Добрый день, ребята!

Прежде, чем мы начнём наше общение, обратите, пожалуйста, внимание, что перед каждым из вас лежат предметы, которые вам пригодятся в ходе урока. Сегодня у нас урок-беседа, посвящённый событиям Великой Отечественной войны на территории нашего хутора. Это один из уроков, входящий в цикл уроков о Великой Отечественной войне

Темой нашей сегодняшней встречи стали слова «Я помню   Я горжусь». Нет, я не ошиблась, не поставив знаки препинания. Мы их вместе поставим в конце встречи, согласны?

В истории каждого государства есть этапы, которые становятся эпохальными, переломными для неё. В истории России много таких моментов…

Какие, например?

(ответы)

А вот скажите, откуда, чаще всего, вы узнаёте о них?

(ответы)

Основных ответа может быть два: извне (уроки, книги, СМИ и пр.) и в результате поисковой деятельности. Независимо от ответов, вывести на тему поисковой деятельности.

Ребята, помните фильм «Назад в будущее», где четверо чёрных копателей попали в 43-тий год? Они стали непосредственными участниками событий, о которых только читали или слышали…

Отлично, я ждала этих ответов. А, вот скажите мне, готовясь к нашей встрече, вы получили задание. Какое?

(Ответ учеников: составить паспорта воинских захоронений, находящихся на территории наших хуторов).

Прекрасно. Кто мне из вас скажет, как называется тот вид деятельности, которым вы занимались в последнее время?

(ответ: Поисковая деятельность)

Отлично! Тогда следующий вопрос: поисковая деятельность имеет конечный результат?

(ответы)

Превосходно! Вы совершенно правы! Конечная цель поисковой работы – сохранение истории страны, малой родины. А в нашей школе есть уголок, где хранится история родного края?

(Ответ: Музей)

А знаете, с чего начался школьный музей? С имени, которое носит наша школа! А почему наша школа названа именем Виктора Александровича Сулева?

(Слайды)

Ученик: В 30-х годах в нашей школе, (тогда она называлась Первомайской), работали преподавателями супруги  Сулёвы, и их сын Виктор учился в нашей школе до 10 класса. 10 класс заканчивал в станице Мечётинской. Во время войны Виктор был боевым лётчиком, имел 42 боевых вылета. Сбил 9 вражеских самолётов, удостоен звания Героя Советского Союза.  До конца 80-х годов преподавал в Киевском военном училище. Похоронен в Киеве.

Совершенно верно! Инициативная группой, которую возглавил наш земляк Битков В.М., была проведена большая работа и 14 октября 2000 года нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Сулёва Виктора Александровича. В школе был большой праздник, на котором почётными гостями были дети Виктора Александровича – сын Александр - кадровый военный лётчик и дочь Ольга – переводчик, преподаватель иностранного языка в Киевском ВУЗе.

(слайд)

Вы знаете, когда мы собирали материал о семье Сулёвых, все жители нашего хутора очень воодушевились, рассказывали о своей жизни, об истории нашего хутора. Мы едва успевали записывать. Дарили школе свои фотографии, вещи, предметы быта, которые им были дороги, как свидетели прошлых дней и не хотелось, чтобы они были утеряны. Вот тогда у нас и родилась идея создать школьный музей.

Вот тут-то всё и началось! Ребята и взрослые на «Ура» приняли эту идею, и школа стала одним большим поисковым отрядом! Записывали рассказы старожилов, сносили в школу прялки, чугуны, ухваты, утюги…

(слайды)

Одним словом, к 9 мая 2002  года в школе был открыт музей Боевой и Трудовой славы хутора Объединённый.

И с тех пор в школе официально создан и работает поисковый отряд «Поиск».

И вы все – члены этого поискового отряда!

И та, конечная цель легла в основу девиза нашего поискового отряда: «Историю края храним для потомков!». 

(Девиз на слайд).

За эти годы ребятами собрано очень много различных предметов, воспоминаний, фотографий, оформлено много экспозиций. Оказалось, что и у нас есть знаменитые земляки, кроме В.А.Сулева!

Кто мне подскажет, о ком я сейчас говорю?

(Дети: Сергей Жигунов)

Конечно! Сергей Жигунов!

(Слайды)

Оказывается, Сергей родился у нас и до школы жил у нас. Его дедушка Жигунов Павел Георгиевич работал директором Болдиновской школы, которая позднее вошла в состав нашей Объединённой школы.

(Ученик. Рассказ о Жигунове.)

Что ещё интересного вы узнали, занимаясь поисковой деятельностью?

Ученик: В 1934 году в одном из наших колхозов «Другая жизнь» проходил международный съезд работников сельского хозяйства, на который съехались делегации из Испании, Германии…

Скажите, что вам запомнилось больше всего?

(Ответ учеников: Работа по паспортизации воинских захоронений). 

Что интересного вы узнали?

Ученик: Мы встречались с непосредственными участниками и свидетелями страшных лет Великой Отечественной войны, узнавали, где и как проходили бои, где хоронили наших бойцов.

(Ученик:Свидетельство Лызенко А.С.) и дать ребятам паспорт воинского захоронения.

Ребята, скажите, есть ли среди вас те, чьи семьи непосредственно затронула война?

(вывести разговор на рассказ ребят о своих предках, принявших участие в войне)

Скажите, а кто-нибудь из вас интересовался, где воевал его прадед, где он погиб?

Куда обращались за ответом?

У вас в раздаточном материале есть жёлтая звёздочка, на ней записан адрес сайта, на котором вы можете найти сведения о своих воевавших родственниках.

(ОДБ «Мемориал»)

 Благодаря этому сайту мы восстановили имена шести разведчиков, погибших 16 января 1943 года в хуторе Терновский. Фронт к нашей территории приблизился только 22-23 января, а 16 января в хутор вошли шесть молодых парней в белых маскхалатах, разузнали обстановку и молоденькая, 15-ти летняя девчушка, Люда, сейчас – Людмила Александровна Рубан, проводила их за речку и не успела прийти домой, как вездесущие мальчишки прибежали со страшной вестью – наши разведчики наткнулись на немецкие танки и все погибли. Ночью, боясь и прячась, жители хутора вырыли братскую могилу и всех шестерых похоронили. Документов при них не было.

Мы разыскали родственников погибших. В 2009 году к нам приезжал внук одного из разведчиков, Немцева Н.П., Коренкович Д.А. из г.Ахтубинска, что в Астраханской области. И Дмитрий Александрович с членами Астраханского поискового отряда установили мемориальную доску  с именами погибших разведчиков. А осенью 2013 года Дмитрий Александрович установил на братской могиле памятную доску с портретом своего прадеда.

Ребята, перед вами лежат свидетели тех страшных лет – гильзы от патронов автоматов и винтовок, найденные в результате поисковой деятельности нашими ребятами.

(слайды)

Через Дмитрия Александровича мы нашли солдат, освобождавших наши хутора в далёком 43, Кузнецова Александра Антоновича и Данке Геннадия Ильича, который после войны стал писателем. Его книги у вас на столах.

(книги)

А кто мне скажет, сколько воинских захоронений на территории нашего сельского поселения?

(Ученики перечисляют)

х.Терновский, х.Калмыков, х.Объединённый – 2

Вот теперь и вы можете гордо назвать себя поисковиками!

Ну, а теперь, приближаясь к финалу нашего урока, я попрошу вас заполнить анкеты, которые лежат перед каждым из вас.

(заполнили)

 Ребята, к сожалению,  время очень быстротечно и  наш урок потихоньку подходит к концу. Но перед тем, как мы с вами расстанемся, мне бы хотелось вернуться к началу нашей беседы, и спросить вас какие же знаки препинания мне поставить?

(«Я помню! Я горжусь!»)

Я думаю, что восклицательный знак здесь поставлен по праву! Вы – молодцы!

Как вы думаете, что символизируют собой гильзы патронов и снарядов с живыми цветами в них?

(ответ учащихся)

У каждого из вас есть три смайлика: грустный, равнодушный и веселый. Я попрошу вас сейчас поднять тот смайлик, который сможет выразить вашу степень удовлетворенности уроком.

(ребята поднимают смайлики)

Мне хотелось бы, чтобы вы закончили сегодняшнею встречу стихотворением, которое стало гимном нашего поискового отряда:

Ученик 1: Родина суровая и милая

Помнит все жестокие бои,

Вырастают ивы над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи!

Ученица 2: Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда!

Всё проходит, остаётся Родина,

Та, что не изменит никогда!

Ученик 2: С ней живут, любя, старея, радуясь,

Падая и поднимаясь в высь.

Над грозою торжествует радуга,

Над бедою торжествует жизнь!

Ученица 2: Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Всё стареет. Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Ученик 3: Те же травы к солнцу поднимаются,

Так же розов не отцветший сад…

Так же любят и с любовью маются,

И страдают, как века назад.

Ученик 3: И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но святей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести!

Учитель: С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним…

Всё пройдёт,

А Родина останется,

Если мы то чувство сохраним!

Спасибо всем за урок, за беседу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия ко Дню Победы "Я помню, я горжусь"

Сценарий составлен практически из стихотворений учащихся школы. Предшествовала этому мероприятию огромная поисковая работа детей и родителей под руководством классных руководителей. Каждый класс в теч...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Я помню! Я горжусь!"

Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945  годов. Мероприятие направленно на ф...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Я помню! Я горжусь!" (Посвященного Дню победы)

В настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и ...

я помню я горжусь разработка по истории

laquo;Я помню! Горжусь».для учащихся 9-11 классов Цель мероприятия: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечест...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Я помню. Я горжусь».

Методическая разработкавнеклассного мероприятияна тему: «Я помню. Я горжусь»....

Методическая разработка по направлению "Патриотическое воспитание" на тему "Я помню, я горжусь!"

Методическая разработка представляет собой среднесрочный проект, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь…», направленный на обучающихся ...