единый урок прав человека
план-конспект урока по истории на тему

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

Единый урок, посвященный 25-летию действующей Конституции Российской Федерации и 70-летию Всеобщей декларации прав человека. Инициатором Единого урока выступила Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова при поддержке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, уполномоченных по правам человека в 85 субъектах Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_urok_-_kopiya.pptx2.99 МБ
Файл edinyy_urok_po_pravam_cheloveka.docx47.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единый урок прав человека

Слайд 4

Всеобщей декларации прав человека Принята 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей Основные положения : Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом

Слайд 6

Особое место в истории прав человека занимает защита прав детей В 1959 году принята Декларацию прав ребенка 20 ноября 1989 года принята Конвенция о правах ребенка Цель - защита детей и забота о них

Слайд 8

Права человека в России Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году Одна из важнейших целей Конституция – это закрепление прав и свобод человека «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»

Слайд 9

Права и свободы человека и гражданина По Конституции Российской Федерации Личные права: Все равны перед законом и судом каждый имеет право на жизнь достоинство личности охраняется государством Политические и гражданские права: Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается жилище неприкосновенно каждый вправе определять национальную принадлежность Социальные права: материнство и детство, семья находятся под защитой государства каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту каждый имеет право на жилище и другие C огласно Конституции РФ защищаются любыми способами, не запрещенными законом.

Слайд 11

Что же такое права человека? Права человека - это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать. Категории прав и свобод гражданина Личные права : Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека Политические права : связаны непосредственно с государством Культурные права : Обеспечивают развитие личности

Слайд 12

Какие права нарушены?

Слайд 13

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.

Слайд 14

Право на свободный труд, отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни.

Слайд 15

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.

Слайд 16

Тайна переписки, неприкосновенность частной жизни.

Слайд 17

Ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой оговорили царицу

Слайд 18

Посягательство на честь и репутацию

Слайд 20

Ситуация №1. Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!! Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном

Слайд 21

В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка

Слайд 22

Ситуация №2. Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее... Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать? Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся . А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Слайд 23

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей.

Слайд 24

Ситуация 3. Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице. Учитель – Сидоров!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься! Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели? Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору! Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!! .

Слайд 25

Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства, что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.

Слайд 26

Ситуация 4. Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми!

Слайд 27

Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

Слайд 28

Ситуация 5 Учитель. Миша, убери пожалуйста за собой посуду. Миша: Почему я должен убирать? Пусть работники столовой убирают.

Слайд 29

Учащиеся обязаны уважительно относится к работникам столовой. Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.

Слайд 30

Ситуация 6. Учитель: Гриша, слезь с подоконника! Гриша: Почему я должен слезть с подоконника, хочу и буду сидеть .

Слайд 31

Запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Права человека и их закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г.»

План занятия:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (история принятия и содержание).
  2. Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации.

Цель занятия: формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны, продвижение идей Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, воспитание личности, которую отличают устойчивые нравственные качества, осознание достоинства человека.

Задачи:

- рассмотрение основных положений Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, закрепляющих права и свободы человека;

- содействие формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, убеждения в необходимости их соблюдения, понимания ценности человеческой жизни, а также необходимости регулирования отношений между людьми правовыми средствами;

- формирование восприятия Конституции и ее роли в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, их защиты - обязанностью органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц;

- содействие формированию у учащихся демократических правовых ценностей.

Вопрос 1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (история принятия и содержание).

Урок необходимо начать с ознакомления учащихся с основными положениям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. Учитывая, что лекция является наиболее информативным видом учебных занятий, очевидно, что при изучении прав человека невозможно обойтись без данной формы передачи информации. (См. Приложение 1 – Лекция 1, вопрос 1.).

В ходе урока необходимо обратить внимание учеников на актуальность положений Всеобщей декларации прав человека, несмотря на то, что она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 70 лет назад. Для подтверждения данного тезиса учащимся дается задание попробовать исключить какую-либо статью из Декларации, подставив частицу «не» (например, «не каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»; «не каждый человек имеет право на гражданство»; «не каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях» и т.д.).

После этого учащиеся должны проанализировать, какие последствия возможны в случае исключения того или иного права из текста Декларации, осуществление каких прав станет невозможным после подобного ограничения. На основе проведенного анализа учащиеся делают вывод об универсальности, неделимости, и взаимосвязи прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

Выполнение данного задания подтверждает, что права человека:

• универсальны – принадлежат всем людям во всех ситуациях;

• естественны – принадлежат людям от рождения только потому, что они люди;

• неотчуждаемы – нельзя произвольно лишить этих прав;

• могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимы для обеспечения безопасности общества, защиты нравственности, здоровья, прав других людей.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что, согласно современному международному праву, государства обязаны соблюдать его общепризнанные принципы и нормы, в том числе и в сфере прав человека, а также свои международные обязательства в этой области.

Вопрос 2. Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации.

Обращаясь к вопросу закрепления прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации 1993 г., необходимо отметить, что она установила принципиально новую систему взаимоотношений человека и государства, основанную на признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. (См. Приложение 1 – Лекция 1, вопрос 2.)

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на конституционные принципы осуществления прав и свобод в Российской Федерации, дать классификацию прав, свобод и обязанностей, содержащихся в Конституции РФ.

Изучая права человека и их закрепление в международных актах и российской Конституции, было бы эффективно использовать сравнительный метод, дающий возможность сопоставлять определения, понятия, выявлять противоречия и пробелы правового регулирования сферы прав человека.

В ходе проведения Всероссийского Единого урока «Права человека» предлагается провести сравнительный анализ статей Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, воспользовавшись таблицей (См. Приложение 3).

После проведения сравнения, учащиеся смогут сделать вывод о полноте отражения положений Всеобщей декларации прав человека в Основном Законе нашей страны, обсудить, какие формулировки, с их точки зрения, являются более удачными.

Подводя итоги урока, можно сформулировать следующие выводы:

- права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов;

- государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах;

- Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

Процесс становления развитого гражданского общества невозможен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Всеобщей декларации прав человека и последующих нормативных актов, развивающих ее положения.

Вопросы:

  1. Каковы причины принятия Всеобщей декларации прав человека генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году?
  2. Какие права человека и гражданина закреплены Всеобщей декларацией прав человека?
  3. Какова юридическая сила Всеобщей декларации прав человека, являются ли ее положения обязательными?
  4. В чем суть прямого действия положений Всеобщей декларации прав человека?
  5. Дайте определение конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.
  6. Назовите конституционные принципы осуществления прав и свобод в Российской Федерации.
  7. Какие группы прав закреплены в Конституции Российской Федерации? Дайте их краткую характеристику.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопрос 1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (история принятия и содержание).

Мысль о том, что у человека есть права и что они нуждаются в защите, возникла достаточно давно. Основным стимулом к ее развитию послужили последствия двух мировых войн. Жертвы, понесенные многими народами, были настолько велики, что всерьез заставили задуматься о будущем человечества. По окончании Второй мировой войны, с целью содействия выявлению путей предотвращения подобных катастроф в будущем, была образована Организация Объединенных Наций. В Уставе ООН закрепляется, что основная задача новой организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека».

В Уставе отсутствует определение прав человека и не устанавливается какой-либо конкретный механизм обеспечения их осуществления в государствах-членах ООН.

В 1946 году Организация Объединенных Наций создала Комиссию по правам человека, которая является основным директивным органом по правам человека в рамках системы ООН. Под председательством вдовы бывшего президента США Франклина Рузвельта Элеоноры Рузвельт Комиссия занялась определением основных прав и свобод.

В работе комиссии принимали активное участие представители таких стран, как Франция, Ливан, Китай, Чили, Великобритания, Австралия, Канада, а также два представителя от СССР - Александр Богомолов и Алексей Павлов.

Принятие этого эпохального документа проходило в условиях сложнейшей дипломатической борьбы. Западные страны, руководствуясь в первую очередь положениями французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., а также Конституцией США 1787 г., исходили из необходимости признания естественного характера основных прав человека. Учитывая тот факт, что эти документы содержали перечень гражданских (личных) и политических прав, делегаты западных стран возражали против включения в проект документа экономических и социальных прав. СССР же напротив, опираясь на свой основной закон — Конституцию 1936 г., выступал за включение в Декларацию именно этой категории прав человека. Более того, советская делегация выступала против признания естественного характера прав человека, исходя из позитивистского подхода о том, что права человек получает от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательном порядке. Кроме этого, спорным вполне ожидаемо оказался и вопрос о праве на частную собственность, разногласия, по поводу которого базировались не только на положениях внутригосударственных нормативно-правовых актов, но и были продиктованы идеологическими соображениями. Обсуждение проекта Всеобщей декларации прав человека прошло более 1400 раундов, голосование проводилось практически по каждому слову. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН Декларация была принята.

Каким же образом удалось найти компромисс и согласовать окончательный текст Всеобщей декларации прав человека, несмотря на прямо противоположные трактовки и принципиально различные оценки социально-политических категорий со стороны противоборствующих блоков?

Это стало возможно благодаря тому, что при разработке и принятии Всеобщей декларации, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержание многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений, в их определение вкладывался общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех.

Всеобщая декларация прав человека содержит перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В Декларации провозглашается, что правительства обязуются отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран. Иными словами, национальные границы не являются препятствием в оказании помощи другим людям в борьбе за признание их прав.

Учитывая тот факт, что Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, она носит не обязательный, а рекомендательный характер, она лишь провозглашает «общие достижения всех народов и наций», поэтому не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Однако необходимо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что документ разрабатывался и принимался в период, когда идеалы демократии, гуманизма и уважения прав человека не были достоянием всего мирового сообщества, в связи с чем, Декларация предлагалась как некий стандарт для развития внутригосударственного законодательства государств в сфере обеспечения прав человека. Содержащийся же в ней каталог основных прав и свобод человека призван играть роль образца для конкретного перечня прав, реализацию которых должны обеспечивать государства в рамках национальной юрисдикции. И, несмотря на то, что за это время государства присоединились к внушительному числу международных договоров в области прав человека и таким образом связали себя договорными обязательствами, Декларация остается основным международным документом, представляющим собой своего рода ориентир, моральный авторитет которого не вызывает сомнений.

Всеобщая декларация прав человека имеет прямое действие, т.е. на нее можно ссылаться при защите своих прав и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Коротко остановимся на содержании Всеобщей декларации прав человека:

1) в Декларации устанавливается непосредственная связь между достижением справедливости и всеобщего мира в международных отношениях и признанием равных и неотъемлемых прав человека. Пренебрежение к правам человека уже привело к варварским актам, оно возмущает совесть человечества. Нарушения прав человека дестабилизируют международную обстановку, создают угрозу безопасности государств. Уважение прав содействует дружественным отношениям между народами;

2) определяется, что непременным условием обеспечения прав человека является власть закона, т. е. установление такого законодательного режима, который гарантирует права человека, «чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения»;

3) проводится идея о тесной связи содержания Декларации с обязательством государств — членов ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Декларация включает гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права.

Исходя из положений ст. 1, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Согласно Декларации к неотъемлемым гражданским правам и свободам человека относятся: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3). В ст. 4 устанавливается свобода от рабства — «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». Статья 5 запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание. Декларация провозглашает равенство всех людей перед законом и их право, без всякого различия, на равную защиту закона (ст. 7). «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию» (ст. 12). В первую группу прав и свобод входят также положения, касающиеся гарантий правосудия: право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8). «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9). Каждый человек для установления обоснованности -предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, чтобы его дело было рассмотрено гласно независимым беспристрастным судом (ст. 10). Человек имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11).

К гражданским правам Декларация относит также право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 6). Каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13). Он имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это касается преследования за политические убеждения и действия (ст. 14) Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15). К гражданским правам относятся также право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (ст. 17). Каждый человек пользуется свободой мысли, совести и религии (ст. 18).

В число политических прав, провозглашаемых Декларацией входят: свобода мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), свобода убеждений и выражения их (ст. 19). Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 21).

В Декларации нашли отражение также экономические, социальные и культурные права. К ним относят право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы. Каждый работающий человек имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Декларация фиксирует право на отдых, на образование, право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе (ст. 24, 26, 27). Составной частью этих прав является право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи. Человек имеет также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25). Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25).

Всеобщая декларация прав человека обращает внимание и на то, что каждый человек должен нести обязанности перед обществом. Кроме того, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

а) должного признания и уважения прав и свобод других;

б) удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).

Декларация получила всемирное признание. В основных законах или конституциях многих стран содержатся положения этой Декларации или ссылки на нее. Всеобщая декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств мира.

В 1950 году Организация Объединенных Наций учредила праздник - День прав человека, отмечаемый ежегодно в день принятия Всеобщей декларации прав человека.

В дальнейшем на основе Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба эти пакта были приняты в 1966 году и вступили в силу в 1976 году. Вместе с Всеобщей декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

Вопрос 2. Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации.

Обращаясь к вопросу закрепления прав и свобод человека в Конституции Российской Федерации 1993 г., необходимо отметить, что она установила принципиально новую систему взаимоотношений человека и государства, основанную на признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Приоритет прав человека - основополагающий принцип конституционного строя России. Конституция России, как конституции большинства развитых демократических государств, признает естественный и неотчуждаемый характер прав человека.

Необходимо ориентироваться в основных терминах, используемых в Конституции Российской Федерации, в частности, в главе, посвященной правам и свободам.

Под правом человека и гражданина понимается гарантированная конституцией и законодательством государства возможность каждого избирать вид и меру своего поведения.

Термином «свобода» обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Свобода очерчивает сферу самостоятельности личности, защищает от вмешательства в ее внутренний мир (свобода совести, мысли, творчества).

Конституция разграничивает все права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина.

Права человека - это права, принадлежащие людям независимо от наличия или отсутствия гражданства, они обеспечивают свободу и безопасность личности.

Права гражданина - это права личности, обусловленные принадлежностью к гражданству, эти права обычно предполагают возможность участия человека в управлении делами государства.

Конституционные права и свободы человека и гражданина - это наиболее важные права и свободы, закрепленные во 2-ой главе Конституции РФ, реализация которых обеспечивает достойное, свободное и безопасное существование личности, участие в управление делами общества и государства, удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Хотя в названии 2-ой главы Конституции России отсутствует упоминание об обязанностях, тем не менее, в этой главе есть несколько статей, посвященных обязанностям.

Конституционная обязанность - это установленные Конституцией вид и мера должного поведения личности.

Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина образует конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации.

Особое внимание следует обратить на конституционные принципы осуществления прав и свобод в Российской Федерации, имеющие универсальное значение и определяющие главные черты правового положения всех членов общества.

Всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод человека. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции, «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Это означает, что все люди от рождения обладают определенными правами (естественными), которые сохраняются за ними при любом общественном строе, при любом государственном порядке. Государство не вправе изъять основные права и свободы или ввести запрет на их реализацию человеком.

Признание прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международным правом. Согласно современному международному праву государства обязаны соблюдать его общепризнанные принципы и нормы, в том числе и в сфере прав человека, а также свои международные обязательства в этой области.

Рассматривая данный принцип, необходимо еще раз обратить внимание, что Конституция России признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с международными стандартами прав человека, закрепленными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Эти стандарты носят всеобщий характер и отступление от них недопустимо.

Непосредственное действие прав и свобод. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Равноправие. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции РФ выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Возможность ограничения прав и свобод только в целях, установленных Конституцией РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Гарантированность. Права, свободы и обязанности человека и гражданина подкрепляются гарантиями.

Обладание не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип находит свое выражение в том, что у каждого человека и гражданина есть, не только права, но и обязанности. Каждый человек имеет определенные обязанности перед обществом, в котором и возможно свободное и полное развитие его личности.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

В зависимости от сферы жизнедеятельности индивида, в которой они используются, права и свободы классифицируются на:

1.        Личные (гражданские) права и свободы - это основополагающие, неотъемлемые права человека. Они принадлежат каждому от рождения. Эти права определяют соотношение личной свободы и государственной власти. Личные права призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить человека от произвола со стороны государства и других людей. К этой группе прав обычно относят право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения и выбор места жительства и др. (ст. 20-30,45-54 Конституции РФ).

2.        Политические права - обеспечивают участие гражданина в осуществлении государственной власти.

К политическим правам относятся следующие: право избирать и быть избранным, право на создание общественных объединений, право на участие в отправлении правосудия, право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 31-33 Конституции РФ).

3.        Экономические права - обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида, и гарантирует ему свободу участия в хозяйственно-экономической сфере жизни общества. К этим правам относятся: право на труд, на занятие предпринимательской деятельностью и др. (ст. 34-37 Конституции РФ).

4.        Социальные права - обеспечивают нуждающимся поддержку со стороны государства (право на пенсионное обеспечение, на охрану здоровья и др. (ст. 38-43 Конституции РФ).

5.        Культурные права и свободы - гарантируют удовлетворение духовных потребностей человека (право на доступ к культурным ценностям, свобода творчества и др. (ст. 44 Конституции РФ)).

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что правовое положение личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер; 2) направлены на охрану, защиту важнейших социальных ценностей.

В заключении, необходимо еще раз обратить внимание на основные выводы:

- права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов;

- государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах;

- Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле;

- Конституция Российской Федерации закрепляет права и свободы в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.


Извлечения из текста Всеобщей Декларации прав человека для проведения сравнительного анализа статей Декларации и Конституции Российской Федерации. Номера статей Конституции вписываются учащимися.

Статьи Всеобщей Декларации

прав человека

Статьи Конституции Российской Федерации

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

(ст. 19, 22)

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

(ст. 20, 22, ч. 1)

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

(ст. 21, ч. 2)

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

(ст. 19, ч. 1, ст. 45)

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

(ст. 22, ч.2)

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

(ст. 49, ч. 1,

ст. 54, ч.2)

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

(ст. 23, 25, 46, ч.1)

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

(ст. 27)

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

(ст. 6, ч.3, ст. 62)

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

(ст. 19, ч.3,

ст. 38, ч.2)

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

(ст. 35)

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

(ст. 28, 29)

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

(ст. 29)

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

(ст. 30, 31)

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

(ст. 32)

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

(ст. 39. ч.1,

ст.7, ч.2)

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

(ст. 37, 30, ч.1)

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

(ст. 37. ч.5)

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

(ст. 7, ч.2, ст. 38)

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

(ст. 43)

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

(ст. 44)

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

(ст. 55, ч.3,

ст. 57, 58, 59)


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

На основе анализа статей главы 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, учащимся предлагается классифицировать права и свободы по группам. Номера статей Конституции вписываются учащимися.

Классификация

прав и свобод

Статьи Конституции РФ 1993 года

Личные (гражданские)

Ст. 20-30, 45-54 Конституции РФ.

Политические

Ст. 31-33 Конституции РФ.

Экономические

Ст. 34-37 Конституции РФ.

Социальные

Ст. 38-43 Конституции РФ.

Культурные

Ст. 44 Конституции РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Презентация к Единому уроку прав человека

Материал к проведению Единого урока прав человека, приуроченному ко Всемирному дню прав человека. Содержит сведения об организаторах единого урока, викторину на знание прав человека....

Единый урок прав

данная публикация содержит материал по проведению классного часа "Единый урок прав"....

презентация по теме: "Единый урок прав человека"

презентация к единому уроку по правам человека включает в себя 45 слайдов....

Единый урок "Правила поведения и современный школьный этикет"

Описание единого урока "Правила поведения и современный школьный этикет"...

Единый урок прав человека.

20 ноября в нашей школе прошел Единый урок прав человека, посвященный Всемирному дню ребенка...

Единый урок Права человека.

Презентация для проведения классного часа по правам человека....