конспект открытого урока
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Белопахова Ирина Ильсуровна

конспект конкурсного урока по истории России 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11 класс профиль37.69 КБ
Файл pervaya_russkaya_revolyutsiya.pptx902.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России 11 класс профильный уровень (по учебнику Шестакова В.А. «История России XX- началоXXI века.»

Тема: Первая российская революция 1905-1907 годов.

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Планируемые результаты: личностные - воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции;  метапредметные – развивать умение  работать  с историческим источником (как одним  из видов текста); формулировать и обосновывать выводы;  развитие коммуникативной  компетентности  учащихся;  предметные – умение изучать и систематизировать информацию; формировать  оценочные суждения

Оборудование: раздаточный материал , портрет Николай II, проектор, листы А4, фломастеры, мультимедио

Понятия: революция, петиция (коллективное письменное обращение к властям), манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный        

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЯ  НОВОГО МАТЕРИАЛА:

1.Причины и повод первой русской революции.

2. Отношение партий к данной революции.

3. Этапы  революции.

4. Революция в Тюмени.

5. Итоги  и значение революции 1905 – 1907 гг.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Посмотрите на слайд. Что вы видите?- книгу

Как она к вам повернута: текстом или нет? – без текста( слайд 1)

А на этом слайде что вы видите?-девушку, попугая, саксофониста и т.д.(слайд 2)

- Вот так и в истории. Смотря как взглянуть на событие, исторический факт.

Сейчас вы посмотрите фрагмент фильма и определите тему нашего  урока.(слайд3)

(видеофрагмент)

. Но, чтобы начался разговор, возьмите бейджики, там на них, кроме ваших фамилий еще что- то написано. Попытайтесь понять и определить как вам надо объединиться.

1 группа

2 группа

3 группа

9 января

Декабрьское вооруженное восстание

Гапон

Октябрьский манифест

Неонародники

Большевики

Кадеты

Октябристы

«Союз русского народа»

Тюмень

Тобольск

Тобольский Сибирский полк

«Союз самоохраны Тюмени»

-Какие цели мы можем преследовать на уроке? ( слайд 4)

 1. Выяснить каковы причины и повод первой русской революции.

2.  Как разные партии относились к данной революции.

3.  Каковы основные этапы  революции.

4. Как протекала революция в Тюмени.

5. Чем закончилась революция и ее  значение.

А какие задачи мы можем поставить?

Задачи: Ответить на вопрос( слайд 5)

Задача.1. «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем?

Задача.2.Были ли решены проблемы, которые её породили? Задача

3.Можно ли было избежать революции?»

II. Блок мотивации.

-Итак, всегда мы начинаем урок со слов, которые есть в теме урока.

- революция ?

1) Определить значение слова революция: (слайд 6)

  1. По словарю русского языка
  2. По политическому словарю
  3. По философскому словарю
  4. Интернет-источник

2) Работа с понятием:

  1. что общего во всех определениях?
  2. что отличает?

Революция –преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Революция – поворот, переворот, превращение, радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение.

Используя знания предыдущих уроков, давайте попробуем сформулировать причины первой русской революции.

III. Блок творческого разогрева.

Итак, давайте начнем с того, что попытаемся правильно определить причины революции.

Перед вами лежит задание в формате ЕГЭ. Вам нужно выделить причины Первой русской революции 1905−1907 гг.?

 

Задания в формате ЕГЭ

Что было причинами Первой российской революции 1905−1907 гг.?

 

       1)Тяжёлые условия труда и бесправие промышленных рабочих

       2)Нерешенность аграрного вопроса

       3) Поражение в Первой мировой войне

       4) Сохранение самодержавия.

       5) Проведение правительством национализации предприятий и банков

       6) Неразрешенность национального вопроса.

       7) Нарастающий конфликт между царём и Государственной Думой

       8) Неразрешенность национального вопроса

Причины первой русской революции: (Слайд 7)

  1. Поражение в русско-японской войне.
  2. Нерешенность аграрного вопроса.
  3. Сохранение самодержавия.
  4. Неразрешенность национального вопроса.
  5. Обострение противоречия между рабочими и буржуазией.

IV. Теоретический блок.

- Итак, причины мы выяснили. А каков был повод ?

- Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма и подумать, могло ли это событие  явиться поводом к началу революции? И под каким названием это событие вошло в историю?

(ВИДЕОФРАГМЕНТ) (слайд 8)

   Толчок к началу революции была деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию»( коллективное письменное обращение к властям). В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами((полотнище с изображением Христа, святых) , портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу. (слайд 9)

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Перед вами лежит документ. Прочитайте и постарайтесь ответить на вопросы после петиции.

Работа с документом. (слайд 10)

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
  4. Ответственность министров перед народом.
  5. Равенство перед законом всех без исключения…

1.О чём просят рабочие царя?

2.Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

3.Можно ли петицию назвать призывом к революции?( Нет. Петиция не призывала к смене существующего строя. Петиция содержала ряд требований, часть из которых имела политический, а часть - экономический характер. Главным требованием Петиции было уничтожение власти чиновников и созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного и равного голосования.)

Хорошо! Молодцы!

Прежде чем мы начнем говорить о самой революции, как она происходила, какие партии в ней участвовали, как развивалась революция в Тюмени, проведем психологическую разгрузку.

V. Психологическая разгрузка.

Реализуется через упражнения по развитию полушарий головного мозга.

       Физкультминутка. Психологическая разгрузка.

Учитель:

Чтобы преодолеть инертность мышления, развивать память проделаем упражнение и заставим работать оба полушария нашего головного мозга: Пальцами правой руки в воздухе все напишем фразу: «9 января 1905 года началась первая российская революция». А теперь эту же фразу – левой рукой.

- Молодцы! Хорошо! Продолжаем дальше.

-VI. Блок работы в мини-группах.

-Дальнейшая работа будет проходить в группах.

- За оставшееся время каждая группа должна будет создать свой мини-проект и защитить его.

1 группа: а) основные этапы революции( слайд 11)

                 б) события (год, результат)

 Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом. 

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
  1. Какие права получило российское население?(свобода слова, совести, собраний, печати.0
  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте? Гос. Дума
  3. Что нового вносил он в политический строй Российской империи? Становление Конституционной монархии

Кто помнит, когда состоялись последние выборы на территории РФ в Гос. Думу? (созыв I Государственной - Что вы знаете о выборах на территории РФ, которые состоялись 18 сентября 2016 года? -Выборы депутатов в Государственную Думу РФ VII созыва)

- Что такое Государственная Дума? (Законодательный орган государственной власти РФ)

- кто имеет право участвовать на выборах?  (все граждане РФ,  кроме признанных судом недееспособными и тех, кто находится в местах лишения свободы по приговору суда; т.е. пользуясь избирательным правом вся активная часть общества участвует в управлении государством через своих избранников, влияет на принятие новых законов, в чем проявляется деятельность гражданского общества)

Т.е., свой отсчет российский парламентаризм начинает с первой русской революции.

                 б) итоги революции

                 1.Учреждение Государственной Думы.

                 2. Дарование политических свобод.

                 3.Введение рабочего законодательства.

                 4. Крестьяне землю не получили, не выкупные платежи были отменены..

                 5.Национальные окраины получили представительства в Думе.

2 группа: а) партии и движения (кадеты, октябристы, большевики (Слайд 12)
                 б) их программы.

Название партии

лидер

программы

1

кадеты

Петр Николаевич Милюков

  1. Введение конституции.
  2. Конституционная монархия или республика
  3. Разделение властей.
  4. частичное отчуждение помещичьей земли в пользу крестьян.
  5. Право на культурное самоопределение всех наций и народностей.

2

октябристы

Александр Иванович Гучков

  1. Конституционная монархия.
  2.  Разрушение общины. Возвращение кр. отрезков
  3. Единая и неделимая Россия

3

РСДРП

Владимир Ульянов

программа-минимум:

1.свержение самодержавия и установление демократической республики;

2.всеобщее избирательное право и демократические свободы;

3.право наций на самоопределение ; 4.возвращение крестьянам отрезанных в 1861г. от их наделов земель, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 5.8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхурочных работ.

программа-максимум:

предусматривала победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества.


                в) роль партий.(
 ни одна из партий не смогла объединить всех участников движения и претендовать на политическое лидерство, поэтому политическая инициатива осталась в руках

правящих кругов и дала царизму шанс ограничиться полумерами, и выйти из революции без больших потерь. Надежды большевиков на свержение самодержавия не оправдались.)

3 группа:  а) Революционные события в Тюмени.(Слайд 13)

                 б). Участие партий в революции.

                  в). Значение революции для Сибири.

- Таким образом, давайте попытаемся все вместе сформулировать значение революции для России и ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

«Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили?

Следовательно, какой характер носила революция?- незавершенный, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили.

Можно ли было избежать революции?»

Главным значением революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы, а именно: начался процесс зарождения российского парламентаризма и вплотную заняться аграрным вопросом.

VII.Рефлексия.

Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами.

 Если бы русским императором были вы, то какие бы меры предприняли, чтобы избежать революции?

Либо составить синквейн к слову революция (предложить крылатые выражения)

Крылатые выражения, афоризмы о революции:

  1. Революция – локомотив истории.
  2. Оружие пролетариата – булыжник.
  3. Непродуманный революционный шаг делается в пропасть.
  4. Верхи не могут, а низы не хотят.
  5. В ходе революций распадается связь времен.
  6. Все возникает через борьбу.
  7. Когда совместно борются, то победят и слабые.
  8. История всех существовавших обществ была историей борьбы классов.
  9. Пути не открываются перед теми, кто не борется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Первая русская революция 1905-1907 года

Слайд 4

Цели урока 1. Выяснить каковы причины и повод первой русской революции. 2. Как разные партии относились к данной революции. 3. Каковы основные этапы революции. 4. Как протекала революция в Тюмени. 5. Чем закончилась революция и ее значение.

Слайд 5

Задачи Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Слайд 6

понятие Революция –коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Революция – поворот, переворот, превращение, радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение.

Слайд 7

Задание в формате ЕГЭ Что было причинами Первой российской революции 1905−1907 гг . 1)Тяжёлые условия труда и бесправие промышленных рабочих 2)Нерешенность аграрного вопроса 3) Поражение в Первой мировой войне 4) Сохранение самодержавия. 5) Проведение правительством национализации предприятий и банков 6) Неразрешенность национального вопроса. 7) Нарастающий конфликт между царём и Государственной Думой 8) Неразрешенность национального вопроса

Слайд 8

Причины первой русской революции 1.Поражение в русско-японской войне в 1904- 1905 годов 2.Неразрешенность аграрного вопроса. 3.Обострение противоречий между рабочими и капиталистами. 4. Неразрешенность национального вопроса. 5.Сохранение самодержавия.

Слайд 9

Повод Расстрел мирной демонстрации- 9 января 1905 года - «кровавое воскресенье»

Слайд 10

Георгий Гапон Собра́ние ру́сских фабри́чно-заводски́х рабо́чих г. Санкт-Петербу́рга (1904—1906) — одна из первых массовых легальных рабочих организаций в России, основанная священником Георгием Гапоном. «Собрание» сыграло ведущую роль в начале Первой русской революции 1905—1907 годов. К началу 1905 года «Собрание» объединяло около 10 000 человек рабочих. «Собранием» была подготовлена Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга и организовано шествие к царю в день Кровавого воскресенья 1905 года Георгий Гапон - инициатор шествия к Зимнему дворцую Русский православный священник, политический деятель и профсоюзный лидер, выдающийся оратор и проповедник. Создатель и руководитель рабочей организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», организатор январской рабочей забастовки и массового шествия рабочих к царю в день «Кровавого воскресенья» 9 (22) января 1905 года, закончившегося расстрелом рабочих и положившего начало Первой русской революции 1905—1907 годов.

Слайд 11

Петиция-коллективное письменное обращение к властям Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой… 1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. 2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии. 3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт. 4. Ответственность министров перед народом. 5. Равенство перед законом всех без исключения…

Слайд 12

1 группа «революция» План : 1.Основные этапы революции. 2. События (год, результат) 3. Итоги революции.

Слайд 13

2 группа «Партии» План: 1. Партии, участвовавшие в революции. 2. Их программы. 3.Значение.

Слайд 14

3 группа «Революция в Тюмени» План: 1. Революционные события в Тюмени. 2. Участие партий в революции. 3. Значение революции для Сибири.

Слайд 15

Значение Революция носила незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили, а самое главное рухнула вера в царя. Главным значением революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны, а именно: начался процесс зарождения российского парламентаризма(созыв I Государственной Думы) и вплотную заняться аграрным вопросом.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...