Борьба за власть в конце XVII века
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

План-конспект урока по истории (8 класс) на тему: "Борьба за власть в конце XVII века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_8_klass_istoriya_rossii.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Борьба за власть в конце XVII века»

        

Цели урока

  • учащиеся проанализируют предпосылки Петровских реформ, выявят западные черты в политике царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, царевны Софьи и боярина В. В. Голицына, познакомятся с условиями вступления на престол Петра I, охарактеризуют основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования.
  • учащиеся охарактеризуют геополитическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв. (используя историческую карту), охарактеризуют окружение юного Петра I, смогут дать оценку Азовских походов и Великого посольства.
  • формирование способности давать моральную оценку действиям исторических личностей.

      Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы

      Оборудование: учебник Андреев И.Л. История России конец XVII-XVIII век, мультимедийная презентация, проектор.

План урока

  1. Избрание на престол Петра I.
  2. «Хованщина».
  3. Регентство Софьи.
  4. Россия накануне петровского времени.

ХОД УРОКА

Создание проблемной ситуации

Чтение эпиграфа: «В то же время и Софья, понимая, что время близится к развязке, что следует отдать власть Петру, и не желая этого, не решалась на какие-нибудь резкие меры для укрепления себя на престоле. Ей очень хотелось из правительницы стать “самодержицей”, иначе говоря, венчаться на царство». (С. Ф. Платонов)

Чтение главного вопроса урока: «Почему царевна Софья и её сторонники проиграли борьбу за власть?»

— Свою версию ответа на главный вопрос урока запишите в тетради. (Несколько версий учитель кратко записывает на доске.)

Актуализация знаний

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте уровень развития России в конце XVII в., выделив основные тенденции социально-экономического и политического развития.
  2. Докажите, что при Петре I Россия встала на путь реформ.
  3. Почему во второй половине XVII в. усиливается иностранное влияние в России?
  4. Какие западные новшества приходят в страну?

Открытие нового знания

  • О чем мы должны узнать на уроке?

(Каковы итоги политической борьбы в России в конце XVII в.)

Вопросы к эпиграфу:

  1. О каких событиях конца XVII в. идет речь в высказывании историка?
  2. Какие меры могла предпринять царевна Софья для укрепления своей власти?
  • Анализируя главный вопрос урока, можно предположить, что в стране разгорелась борьба за власть. Что мы должны выяснить? (Кто принимал участие в борьбе за власть, какие события предшествовали и кто победил в этой борьбе.)
  • Прочитайте в параграфе пункты «Избрание на престол Петра I и Стрелецкие бунты», «Хованщина».

Вопросы и задание

  1. Какие новые черты в деятельности монархов появились после царствования Алексея Михайловича?
  2. Почему в 1682 г. обострилась борьба за власть? Кто участвовал в этой борьбе?
  3. Сравните Стрелецкие бунты 1682 и 1689 гг. Почему царевна Софья проиграла борьбу за власть? Ответ представьте в виде сравнительной таблицы.

Вопросы для сравнения

1682 г.

1689 г.

Причины бунтов

Повод

Кто принимал участие

Результат

Следствием какого бунта явилась «хованщина»?

Почему это событие так называлось

Вопрос

Когда было создано стрелецкое войско?

Рассказ учителя:

Стрельцы появились в России в середине XVI в., при Иване Грозном. Своеобразием этого сословия было то, что, находясь на постоянной службе, стрельцы пахали пашню, огородничали, вели торг и, кроме того, получали от государя денежное жалованье. Как отмечает А. Петрушевский, «живя таким способом, оседло и семьянисто, стрельцы избаловались, отвыкли от строгой ратной службы, с неохотой ходили в походы. Потеряв ратный дух, они не потеряли ратного задора, сделались буйны, своевольны, непослушны». По свидетельству Г. К. Котошихина, в Москве было более 20 стрелецких полков, по 80—100 человек в каждом.

Брожение среди стрельцов началось еще при царе Федоре Алексеевиче. Они жаловались на своих начальников, присваивающих стрелецкие деньги. 30 апреля 1682 г., после похорон царя Федора, раздражение стрельцов усилилось. Они подали на своих полковников челобитные. Волнениями решили воспользоваться царевна Софья и бояре Милославские, родственники первой жены царя Алексея Михайловича.

После смерти царя остро встал вопрос о наследнике. Из двух царевичей, братьев Федора Алексеевича, старший, Иван, был юношей болезненным и слабоумным, а Петр  еще 10-летним ребенком. Возведение Ивана на престол означало введение опеки над ним. Опекуншей хотела быть сестра — царевна Софья. В царствование своего отца Алексея Михайловича она получила домашнее образование. В правление брата Ивана царевны пользовались большой свободой при дворе, и Софья начала вмешиваться в государственные дела, присутствовала на встречах царя с боярами.

Однако бояре, решив, что царем должен стать Петр, принесли ему присягу; «подойти к руке» нового царя была вынуждена и Софья. Родственники второй жены Алексея Михайловича — бояре Нарышкины — почувствовали свою силу. Это возмутило Милославских, которые считали, что Иван имеет больше прав на престол, а следовательно, подчиняться Нарышкиным не собирались.

Чтобы успокоить стрельцов, Нарышкины удалили несколько стрелецких полковников. Стрельцы же, подстрекаемые Милославскими, почувствовав себя  хозяевами положения, поднялись на бунт. Милославские утверждали, что стрельцы дождутся от Нарышкиных такого зла, какого еще и не видывали; говорили, что Петр посажен на царство не по закону и идти против него — святое дело. Последней каплей, переполнившей чашу терпения стрельцов, стало известие о том, что Иван Нарышкин, царицын брат и дядя Петра, пытался задушить царевича Ивана. День, когда распространился этот слух, был выбран не случайно: почти сто лет назад 15 мая в Угличе был убит сын Ивана Грозного царевич Дмитрий.

Софья и новый начальник стрельцов боярин Иван Хованский стали раздавать деньги стрельцам, жалуясь, что Нарышкины хотят истребить всех Милославских, а Москву отдать иноземцам. Стрельцы заняли Кремль, окружили царский дворец и потребовали показать им царевича Ивана. Наталья Кирилловна и патриарх Иоаким с боярами вывели на Красное крыльцо Петра и Ивана. Несмотря на то что все увидели, что Иван жив, стрельцы не успокоились, ворвались во дворец и на глазах у царской семьи зверски убили боярина Артамона Матвеева, Ивана Нарышкина и многих родственников царицы Натальи. Бесчинства продолжались в Москве три дня. Отец царицы Кирилл Нарышкин был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Задобрив стрельцов деньгами и различного рода обещаниями, Софья, по сути, подчинила их себе. По наущению Софьи и Хованского от имени стрельцов была написана челобитная Боярской думе, в которой содержалась просьба, чтобы на престоле сидели оба брата — Иван и Петр. В другой челобитной говорилось о том, чтобы регентом при братьях была назначена царевна Софья.

Страх перед стрелецким бунтом еще долго жил в царской семье. В. О. Ключевский так писал об этом: «Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его память. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту: через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей... С тех пор Московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами».

События 1682 г. имели последствия не только для личности Петра, но и для его здоровья. Иностранец Юст Юль, видевший Петра в 1710 г., писал: «[Конвульсии] случаются с ним часто, преимущественно когда он сердит, получил дурные вести, вообще когда чем-нибудь недоволен или погружен в глубокую задумчивость. Нередко подобные подергивания в мускулах рук находят на него за столом, когда он ест, и если при этом он держит в руках вилку и ножик, то тычет ими по направлению к своему лицу, вселяя в присутствующих страх, как бы он не порезал или не проколол себе лица». Современные врачи не могут объяснить, чем болел Петр, но с уверенностью говорят, что события 15 мая 1682 г. оказали сильное воздействие на психику ребенка, ставшего очевидцем кровавых убийств ближайших родственников.

  • Прочитайте в параграфе пункт «Регентство Софьи».

Вопрос и задание:

  1. Как царевна Софья пыталась укрепить свое положение на троне?
  2. Ответ на вопрос представьте в виде сложного плана.
  • Прочитайте в учебнике документ из «Курса русской истории» В. О. Ключевского.

Вопросы к документу:

  1. Как историк характеризует В. В. Голицына?
  2. Какие направления деятельности князя и почему выделены в тексте?
  • Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте:

Почему царевна Софья и её сторонники проиграли борьбу за власть?

(Неудачные Крымские походы подорвали авторитет Софьи и ее окружения. В решающий момент борьбы за престол правительницу не поддержали церковь, боярство, стрельцы.)

  • Обратимся к вашим ответам на главный вопрос урока. У кого были правильные версии? Оцените их.

Применение нового знания

Задание

Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

  1. Крымские походы В. В. Голицына;
  2. «вечный мир» с Польшей;
  3. стрелецкий бунт, начало правления Софьи;
  4. воцарение Петра I.

Домашнее задание: § 1, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить сообщение о воспитании Петра I и его «военных потехах». Опережающее чтение § 2.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции".

Учебное занятие: "Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во  Франции".Цель и задачи урока:1.    Подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного...

Презентация по теме 7 класса история : "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии"

презентация подробно раасказывает об истории возникновения Алой и Белой розы, династических распрях и итогах этой войны....

Контрольная работа "С древнейших времен до конца XVII века" 10 класс (профиль)

Контрольная работа (без ответов) для 10 класса с профилем "История" рассчитана на 45 мин., включает 2 варианта. Составлена в соответствии с курсом учебника "История России с древнейших ...

Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М.

Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М....

Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».

Конспект урока истории по теме:  «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...