Методическая разработка урока Холокост: никто не забыт, ничто не забыто…
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ

Методическая разработка урока

Холокост: никто не забыт, ничто не забыто…

тема

8

класс

1

количество часов

базовый

уровень

Составитель:

учитель истории

Залюбовская Т.А.

ФИО

Кандидат исторических наук

категория

г. Улан-Удэ

Залюбовская Татьяна Алексеевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ

Методическая разработка урока

Холокост: никто не забыт, ничто не забыто…

тема

8

класс

1

количество часов

базовый

уровень

Составитель:

учитель истории

Залюбовская Т.А.

ФИО

к.и.н.

категория

г. Улан-Удэ


Урок изучения нового материала для учащихся 8 класса

Цель: создать условия для формирования у учащихся гуманистических ценностей, толерантного отношения к представителям других наций, неприятия насилия в любых его формах и проявлениях

Задачи:

Образовательная:

  • раскрыть понятие «холокост» как один из примеров бесчеловечной политики нацистов;
  • формирование умения работать с новой информацией по теме «Холокост» (выделять, систематизировать, выстраивать в логике, обобщать);
  • расширение понятийной базы учащихся по теме толерантности, включение в нее новых элементов - определений «холокост», «шоа», «концлагерь»
  • способствовать формированию умения работать с историческим источником, делать выводы и анализировать исторический документ.

Развивающая:

  • развитие навыков социальной восприимчивости;
  • развитие навыков ответов на вопросы и монологической речи;
  • развитие способности к сочувствию, сопереживанию;
  • развить коммуникативные навыки;

Воспитательная:

  • обеспечить условия для понимания учащимися ценности идей гуманизма;
  • способствовать формированию у учащихся межкультурного понимания и толерантного поведения.

План урока:

  1. Вступление. Корни ненависти. (Работа с историческим источником).
  2. Новая тема. Понятие «холокост» в узком и широком смысле.
  3. Основные события холокоста. (Работа в парах по выстраиванию верной хронологической последовательности событий).
  4.  Концлагеря. (Работа на выделение заданной информации).
  5. Понятие «шоа».
  6. Рефлексия. (Работа с литературным произведением).
  7. Домашнее задание. Эссе по одному из высказываний.

1. Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из письма, написанного 16 сентября 1919 года, Адольфом Гитлером своему сослуживцу Адольфу Гемлиху.

«Среди нас живет негерманское, чуждое племя, не желающее и не способное пожертвовать своими особенностями… И тем не менее оно обладает всеми политическими правами, которые есть у нас… Все, что заставляет людей бороться за высокие цели, будь то религия, социализм или демократия, для него - лишь средство для удовлетворения своей жажды денег и господства. Его деятельность порождает расовый туберкулез среди наций».

Вопросы к письму:

Как вы думаете, о каком народе писал Гитлер?

Какими особенностями обладает данный народ?

Почему он так к нему относился?

К каким действиям могли привести данные убеждения после прихода Гитлера к власти?

Ответы детей.

2. Ненависть Гитлера и ему подобных вылилась после его прихода к власти в целенаправленную и систематическую деятельность по уничтожению еврейского народа.

Холоко́ст - в узком смысле - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов евреев; в широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган и др.) в период существования нацистской Германии.

3. Преследование и уничтожение евреев началось после прихода Гитлера к власти и продолжалось вплоть до конца Великой Отечественной войны. На слайде и у вас на партах листочки, на которых написаны несколько дат и событий, произошедших в эти годы. Вам нужно расставить эти события в правильной хронологической последовательности и наклеить в рабочий лист.

9 -10 ноября 1938 года - массовые погромы, вошедшие в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

Начало декабря 1941 г.- начал действовать первый лагерь смерти в Хелмно. Там евреев убивали угарным газом в закрытых грузовиках - «душегубках» .

15 сентября 1935 года - «Нюрнбергский закон» положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

27 июня 1941 г. - в Белоруссии в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней - ещё несколько тысяч.

Июль 1942 г. - начались массовые депортации из гетто Варшавы в лагерь смерти Треблинка.

1 апреля 1933 года - бойкот евреев и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям.

Начало декабря 1941 г.- начал действовать первый лагерь смерти в Хелмно. Там евреев убивали угарным газом в закрытых грузовиках - «душегубках» .

30 июня - 3 июля 1941 года - во Львове (Западная Украина) было убито четыре тысячи евреев.

11 августа 1942 года - массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке.

Cередина октября 1941 года - начало депортации евреев из Германии в гетто Польши, Прибалтики и Белоруссии.

4. Самыми страшными мерами, которые осуществляли нацисты по отношению к еврейскому народу, было создание концентрационных лагерей и лагерей смерти.

Концентрационные лагеря - места массового заключения и уничтожения властями нацистской Германии гражданских лиц по политическим или расовым соображениям. Концентрационные лагеря существовали до начала и во время Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории. Множество узников концентрационных лагерей было убито, погибло от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов.

Лагеря смерти - учреждения для массового уничтожения различных групп населения. Информация о лагерях смерти держалась в строгом секрете. Чтобы уничтожить все следы использования отравляющих газов, специальные группы заключенных (зондеркоманды) должны были выносить трупы из газовых камер и кремировать их. В конце войны камеры были демонтированы, а их остатки замаскированы, чтобы скрыть следы массовых убийств.

На слайдах будет представлена информация о нескольких концентрационных лагерях. Вам нужно будет определить, какие из них были лагерями смерти.

Первым лагерем смерти был Хелмно, открытый в Вартегау (область Польши, аннексированная Германией) в декабре 1941 года. Евреев, а также цыган там отравляли выхлопными газами в специальных автомобилях -газенвагенах.

В 1942 году в Генерал-губернаторстве (так назывались внутренние районы оккупированной Польши) фашисты открыли лагеря смерти Белжец, Собибор и Треблинка. В лагерях сотрудниками СС и вспомогательных подразделений с марта 1942 по ноябрь 1943 года было убито приблизительно 1 526 500 евреев.

Крупнейшим лагерем смерти был Освенцим (Аушвиц-Биркенау); к весне 1943 года там работали четыре газовые камеры, в которых использовался газ Циклон-Б. К ноябрю 1944 года в Освенциме погибло более миллиона евреев, а также десятки тысяч цыган, поляков и советских военнопленных.

Майданек - шестой лагерь смерти. Лагерем смерти он служил лишь время от времени для уничтожения жертв, которых не могли принять другие лагеря смерти. Кроме того, на его территории находились складские помещения для хранения вещей и драгоценностей, отнятых у евреев - жертв лагерей смерти.

Список лагерей:

5. Гибель огромного числа евреев является катастрофой всего еврейского народа и обозначается понятием шоа.

Шоа - катастрофа европейского еврейства, результат политики нацистов по планомерному уничтожению евреев. Жертвами катастрофы стали около 6 миллионов евреев Европы.
Сейчас я вам расскажу стихотворение, написанное Игорем Хентовым.

ШОА
Это - безумие, ставшее нормой,
Это - геенны недавняя форма,
Это - последние, с хрипом, слова:
Это - Шоа.
Это - скелет чуть живого ребёнка,
Это - с глазами старухи, девчонка,
Смерть, что с улыбкой идёт, не спеша:
Это - Шоа.
Это - ботинок, лежащий без пары,
Это - из досок не струганых нары,
Жизнь под безжалостным взором ножа:
Это - Шоа.
Это - зубов и посуды осколки,
Это костей человечьих обломки,
Ставшая мёртвой живая душа:
Это - Шоа.
Это - убийством людей наслажденье,
Это - насилье, увечье, смятенье,
Это - раввина последнее пенье:
Это - Шоа, Холокост, Всесожженье.


Вопросы к стихотворению:

О каком безумии говорит автор?

Какие факты приводит автор?

Какие чувства вы испытываете, слыша эти строки?

6. 27 января - день освобождения Освенцима Советскими войсками. Этот день стал Международным днем памяти жертв Холокоста. 

Домашнее задание: написать мини-сочинение по одному из высказываний.

Целью Холокоста был геноцид в чистом виде - истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной - убийством для убийства. Берл Лазар

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателям. Иегуда Бауэр

Прежде всего, нельзя забыть, если мы хотим жить и завещать жизнь нашим потомкам, если хотим верить, что проложили дорогу в будущее. Динур Бен-Цион.

Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима - то, что мир забудет, что было такое место. Генри Аппель, узник Освенцима


Список использованной литературы:

Лоуренс Рис - Холокост. Новая история. М., 2018.

https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82

https://www.inpearls.ru/%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82

https://encyclopedia.ushmm.org/content/ru/article/killing-centers-an-overview

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8F_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%85%D0%B0


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Холокост Т.А.Залюбовская МАОУ СОШ №26 г.Улан -Удэ

Слайд 2

Холокост: никто не забыт, ничто не забыто … Вступление. Корни ненависти. (Работа с историческим источником). Новая тема. Понятие «холокост» в узком и широком смысле. Основные события холокоста. (Работа в парах по выстраиванию верной хронологической последовательности событий). Концлагеря. (Работа на выделение заданной информации). Понятие « шоа ». Рефлексия. (Работа с литературным произведением). Домашнее задание. Эссе по одному из высказываний .

Слайд 3

Отрывок из письма, написанного 16 сентября 1919 года, Адольфом Гитлером своему сослуживцу Адольфу Гемлиху . «Среди нас живет негерманское, чуждое племя, не желающее и не способное пожертвовать своими особенностями… И тем не менее оно обладает всеми политическими правами, которые есть у нас… Все, что заставляет людей бороться за высокие цели, будь то религия, социализм или демократия, для него - лишь средство для удовлетворения своей жажды денег и господства. Его деятельность порождает расовый туберкулез среди наций».

Слайд 4

Вопросы к письму : Как вы думаете, о каком народе писал Гитлер? Какими особенностями обладает данный народ? Почему он так к нему относился? К каким действиям могли привести данные убеждения после прихода Гитлера к власти?

Слайд 5

Холоко́ст в узком смысле — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов евреев; в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган и др.) в период существования нацистской Германии.

Слайд 6

События: 9 -10 ноября 1938 года - массовые погромы, вошедшие в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов). Начало декабря 1941 г.- начал действовать первый лагерь смерти в Хелмно. Там евреев убивали угарным газом в закрытых грузовиках — «душегубках» . 15 сентября 1935 года - «Нюрнбергский закон» положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах. 27 июня 1941 г. - в Белоруссии в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней — ещё несколько тысяч. Июль 1942 г. - начались массовые депортации из гетто Варшавы в лагерь смерти Треблинка. 1 апреля 1933 года - бойкот евреев и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. Начало декабря 1941 г.- начал действовать первый лагерь смерти в Хелмно. Там евреев убивали угарным газом в закрытых грузовиках — «душегубках» . 30 июня — 3 июля 1941 года - во Львове (Западная Украина) было убито четыре тысячи евреев. 11 августа 1942 года - массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиёвской балке. C ередина октября 1941 года - начало депортации евреев из Германии в гетто Польши, Прибалтики и Белоруссии .

Слайд 7

Концентрационные лагеря места массового заключения и уничтожения властями нацистской Германии гражданских лиц по политическим или расовым соображениям . Лагеря смерти учреждения для массового уничтожения различных групп населения.

Слайд 8

Майданек лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблина. В настоящее время является музейным учреждением, включённым в Государственный реестр музеев

Слайд 9

Бухенвальд один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии, располагавшийся близ Веймара в Тюрингии. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек.

Слайд 10

Даха́у один из первых концентрационных лагерей на территории Германии

Слайд 11

Дранси ́ нацистский концентрационный лагерь и транзитный пункт для отправки в лагеря смерти, существовавший в 1941—1944 годах во Франции. Использовался для временного содержания евреев, которые впоследствии отправлялись в лагеря смерти.

Слайд 12

Маутха́узен немецкий концлагерь около города Маутхаузен в 1938—1945 годах

Слайд 13

Тере́зиенштадт нацистский концентрационный лагерь, располагавшийся на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже . Создан в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо. За годы войны в этот лагерь попали около 140 тысяч человек (среди них 15 тысяч детей), из которых около 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти и были убиты. Терезин был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года

Слайд 14

Заксенхаузен нацистский концентрационный лагерь, расположенный в городе Ораниенбург в Германии. Освобождён советскими войсками 22 апреля 1945 года. До 1950 года существовал как пересыльный лагерь НКВД для перемещённых лиц.

Слайд 15

Хаммельбург лагерь военнопленных нацистской Германии, предназначенный для содержания пленных офицеров Красной Армии. Обозначение Oflag -XIII D (в дальнейшем после снятия карантина Oflag 62). Располагался на территории полигона Хаммельбург в Нижней Франконии к северу от Вюрцбурга. За время Великой Отечественной войны в лагере было зарегистрировано более 18000 советских офицеров.

Слайд 16

Плашов нацистский концентрационный лагерь в южном пригороде Кракова, основанный нацистами вскоре после германского вторжения в Польшу и учреждения генерал-губернаторства. Первоначально Плашов , открытый в 1940 году, планировался как лагерь принудительных работ. В 1941 лагерь был расширен и впоследствии преобразован в концентрационный лагерь, куда с 28 октября 1942 года начали проводиться депортации евреев из краковского гетто. Плашов был известен как концлагерь, снабжающий рабочей силой несколько военных заводов и каменоломню. Уровень смертности в лагере был очень высок. Многие заключённые, включая женщин и детей, погибли от тифа, истощения и наказаний.

Слайд 17

Амерсфорт концентрационный лагерь, организованный нацистскими оккупационными войсками в оккупированном Германией королевстве Нидерланды. Располагался в южной части города Амерсфорт , действовал с мая 1941 по апрель 1945 года. За это время в Амерсфорт попало свыше 35 000 узников и военнопленных.

Слайд 18

Освенцим ( Аушвиц , Биркенау ) комплекс немецких концентрационных лагерей и лагерей смерти, располагавшийся в 1940—1945 годах к западу от Генерал-губернаторства, около города Освенцима, который в 1939 году указом Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова.

Слайд 19

Белжец нацистский концентрационный лагерь и лагерь смерти, существовавший в 1939—1943 годах на юго-востоке Люблинского воеводства около одноимённого села Белжец в Польше.

Слайд 20

Брайтенау нацистский трудовой лагерь, созданный в июне 1933 года в Гуксгагене , в 15 километрах на юг от Касселя , на территории бывшего монастыря Брайтенау . За годы войны через этот лагерь прошли около 9 тысяч человек.

Слайд 21

Бретвет тюрьма, которая во время Второй мировой войны использовалась как нацистский концентрационный лагерь

Слайд 22

• Малый Тростенец крупнейший лагерь смерти на территории Белоруссии и оккупированных районов СССР, созданный СД в окрестностях Минска. В Тростенце уничтожались мирные жители, военнопленные из СССР, а также евреи — граждане Польши, Австрии, Германии, Чехословакии

Слайд 23

Флоссенбюрг концентрационный лагерь СС в Баварии возле города Флоссенбюрг на границе с Чехией. Был создан в мае 1938 года. Располагался на небольшом горном плато на высоте 800 метров над уровнем моря. За время существования лагеря через него прошли около 96 000 заключённых, из них более 30 000 скончались.

Слайд 24

• Треблинка два концентрационных лагеря: Треблинка-1 (так называемый «трудовой лагерь») и Треблинка-2 (лагерь смерти). Лагеря были организованы нацистами на территории оккупированной Польши, недалеко от деревни Треблинка (воеводство Мазовецкое ), расположенной в 80 км к северо-востоку от Варшавы. Лагерь смерти Треблинка-2 существовал с 22 июля 1942 года по октябрь 1943. По разным оценкам, всего в лагере было убито от 750 до 810 тысяч человек

Слайд 25

Шоа катастро́фа европе́йского евре́йства , результат политики нацистов по планомерному уничтожению евреев. Жертвами катастрофы стали около 6 миллионов евреев Европы.

Слайд 26

Вопросы к стихотворению : О каком безумии говорит автор? Какие факты приводит автор? Какие чувства вы испытываете, слыша эти строки?

Слайд 27

27 января день освобождения Освенцима Советскими войсками. Этот день стал Международным днем памяти жертв Холокоста

Слайд 28

Домашнее задание - написать мини-сочинение по одному из высказываний: Целью Холокоста был геноцид в чистом виде — истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной — убийством для убийства. Берл Лазар Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателям. Иегуда Бауэр Прежде всего, нельзя забыть, если мы хотим жить и завещать жизнь нашим потомкам, если хотим верить, что проложили дорогу в будущее. Динур Бен- Цион Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима — то, что мир забудет, что было такое место. Генри Аппель , узник Освенцима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества. "Никто не забыт, ничто не забыто"

Урок мужества - это классный час в 7-х классах. Ребята с интересом и сопереживанием слушали материал и смотрели инсценировку отрывков из литературных произведений.Цели:осветить основные события Велико...

Урок Мужества "Никто не забыт - ничто не забыто!"

Методическая разработка Урока Мужества "Никто не забыт - ничто не забыто!"...

Методическая разработка общешкольного мероприятия " Никто не забыт, ничто не забыто"

В данной методической разработке представлен материал для проведения мероприятий к празднику 9 мая в коррекционной школе...

Презентация-приложение к уроку истории "Никто не забыт, ничто не забыто"

Презентация "Никто не забыт, ничто не забыто" посвящена героическим страницам в истории города Ельни Смоленской области.В годы Великой Отечественной войны  1941-1945 годов он дваж...

Памятные даты. Презентация к урокам истории "Никто не забыт, ничто не забыто"

Небольшой древний городок Ельня  известен далеко за пределами Смоленской области прежде всего своим историческим прошлым. Он находится на пути к столице нашей Родине- городу Москве. В 1812 году о...

Урок мужества «Никто не забыт, ничто не забыто»

Данное мероприятие расширяет представления, знания детей о событиях Великой Отечественной войны...

Урок Победы («Никто не забыт, ничто не забыто!»)

Тематическое направление: патриотическое.Тема воспитательного мероприятия: Урок Победы «Никто не забыт! Ничто не забыто!»Целевая аудитория: 6-7 класс (12-13 лет).Роль и мест...