Урок истории на тему "Холокост. Трагедия народа и всего мира" для учащихся 9 класса.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Урок истории на тему "Холокост. Трагедия народа и всего мира" для учащихся 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_holokost.docx34.97 КБ
Файл holokost.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему "Холокост. Трагедия народа и всего мира" для учащихся 9 класса.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием "холокост"

  • рассказать об основных лагерях смерти
  • развивать умение находить историческую информацию в исторических источниках (мемуарах и воспоминаниях)

Развивающая:

  • развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
  • развитие навыков монологической речи;

Воспитательная:

  • воспитывать чувство сострадания;
  • воспитывать способность к сочувствию и сопереживанию

Материалы: презентация, раздаточные листы с отрывками из документов.

Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения, которое непосредственно касается темы нашего урока.

Холокост

Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост -
не только для евреев…

В полях, и в ямах, и в лесах,
и в лагерях, и в гетто,
в нацистских газовых печах
терзали нас…
 Не спета
была ни песнь из древних книг,
ни слово сказано, ни стих…

Но в шуме ветра и знамён,
где путь прошел армейский,
в могилах братских погребён
и мой народ еврейский…

И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех - наш общий дом!

Века об этом говорим,
а всюду кровь, и смерть, и дым…
ФРИДРИХ ЗОЛОТКОВСКИЙ.
9.05.2009 г.Гамбург

После прослушивания стихотворения учитель предлагает учащимся подумать над следующими вопросами:

1. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

2. О чем говорится в этом стихотворении?

3. Какие чувства вызывают у вас эти строки?

4. Какие слова этого стихотворения оказывают такое эмоциональное воздействие?

5. Какую информацию можно получить из этого стихотворения?

Итак, тема нашего сегодняшнего урока "Холокост. Трагедия народа и всего мира".

План урока.

  1. Понятие "холокост" в узком и широком смысле.
  2. Жертвы холокоста.
  3. Лагеря смерти.
  4. Как это было? Факты из жизни узников.

Для начала следует дать определению термину холокост и записать это понятие в тетрадь.

Холоко́ст происходит от др.-греч. - "всесожжение"

Отличительные черты холокоста:

  1. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;
  2. Уничтожение от четверти до трети цыганского народа;
  3. Уничтожение до 10 % поляков;
  4. Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных;
  5. Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных;
  6. Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами Холокоста.

2. Жертвами холокоста считаются те, кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима и был уничтожен/погиб в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, в убежищах, в лесах, а также убит при попытке сопротивления, как участник партизанского движения, подполья, восстания, при попытке нелегального пересечения границы или бегства, от рук нацистов и их пособников.

По ранним послевоенным оценкам, для использования рабского труда, изоляции, наказания и уничтожения евреев и других групп населения, считавшихся «неполноценными», нацисты создали около 7 000 лагерей и гетто. В 2000-х годах исследователи оценили их количество уже в 20 000. По последним данным, на территории Европы существовало более 42 500 подобных учреждений. Традиционно жертвами холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 4 миллионах жертв, поимённо идентифицированных. Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства - сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам «Энциклопедии Холокоста», погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев, из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч - Румынии, 140 тысяч - Германии, 100 тысяч - Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч - Чехии, 70 тысяч - Словакии, 65 тысяч - Греции, 60 тысяч - Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Лагеря смерти - учреждения для массового уничтожения различных групп населения. Первые концентрационные лагеря в нацистской Германии были созданы с целью изоляции и интернирования лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму, однако вскоре они развились в гигантскую машину подавления и уничтожения людей разных национальностей, врагов или представителей «низших» групп населения - в странах, попавших под власть нацистов, и сыграли решающую роль в проведении нацистской политики уничтожения евреев.

Используемые нацистами для убийства евреев, цыган и узников других национальностей лагеря смерти были построены по специальным проектам, с расчётной мощностью на уничтожение заданного количества людей. В них уничтожались люди разных национальностей, представители «низших» и враги «массовых» групп населения. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.

Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на поток. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств евреев и цыган, были Хелмно, Треблинка, Белжец, Собибор, а также Майданек и Освенцим (Аушвиц-Биркенау) в Польше.

Также к лагерям смерти можно отнести Ясеновац в Хорватии и Малый Тростенец в Белоруссии. 

  1. Как это было? Факты из жизни узников.

Учащимся раздаются исторические тексты (мемуары), в которых они должны найти исторические факты о процессе функционирования лагерей и жизни узников в них и выписать их в тетради.

До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, были зверским способом умерщвлены: их топили в бочонке. Это делали медсестры Клара и Пфани. После родов младенца уносили в комнату этих женщин, где детский крик обрывался и до рожениц доносился плеск воды, а потом… роженица могла увидеть тельце своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами.

В мае 1943 года положение некоторых детей изменилось. Голубоглазых и светловолосых детей отнимали у матерей и отправляли в Германию с целью денационализации.

Еврейских детей продолжали топить с беспощадной жестокостью. Не было речи о том, чтобы спрятать еврейского ребенка или скрыть его среди нееврейских детей. Клара и Пфани попеременно внимательно следили за еврейскими женщинами во время родов. Рожденного ребенка татуировали номером матери, топили в бочонке и выбрасывали из барака.

Судьба остальных детей была еще хуже: они умирали медленной голодной смертью. Их кожа становилась тонкой, словно пергаментной, сквозь нее просвечивали сухожилия, кровеносные сосуды и кости.

Среди многих пережитых там трагедий особенно живо запомнилась мне история женщины из Вильно, отправленной в Освенцим за помощь партизанам. Сразу после того, как она родила ребенка, кто-то из охраны выкрикнул ее номер (заключенных в лагере вызывали по номерам). Я пошла, чтобы объяснить ее ситуацию, но это не помогло, а только вызвало гнев. Я поняла, что ее вызывают в крематорий. Она завернула ребенка в грязную бумагу и прижала к груди... Ее губы беззвучно шевелились, - видимо, она хотела спеть малышу песенку, как это иногда делали матери, напевая своим младенцам колыбельные, чтобы утешить их в мучительный холод и голод и смягчить их горькую долю. Но у этой женщины не было сил... она не могла издать ни звука, - только большие слезы текли из-под век, стекали по ее необыкновенно бледным щекам, падая на головку маленького приговоренного. Что было более трагичным, трудно сказать - переживание смерти младенца, гибнущего на глазах матери, или смерть матери, в сознании которой остается ее живой ребенок, брошенный на произвол судьбы.

Свидетельство польской акушерки пани Станиславы Лещинской, бывшей узницы Освенцима

Михаэль Шварц прибыл в Аушвиц-Биркенау в августе 1944 года. Железнодорожная платформа с собачьим лаем и воплями эсэсовцев, перегоняемые бегом узники в полосатых халатах, с глазами, полными скорби, удары украинских полицаев - все это нагнетало обстановку террора, вызывало чувство безнадежности и страстное желание преодолеть этот кошмар. Прежде чем ему удалось осознать происходящее, он был разлучен со своей семьей и отправлен в противоположном направлении вместе с группой молодых людей. Их прогнали под градом ударов кожаных дубинок мимо края пылающего рва, куда бросали живых людей. Воздух был наполнен зловонием серы и горелого мяса.

Несколькими часами позже его волосы были обриты. Тело, обожженное дезинфицирующими средствами, одето в полосатую, не по размеру униформу, ноги обуты в пару драных башмаков - и Михаэль в числе сотен других молодых людей был отправлен в барак…

Михаэль быстро усвоил реалии Освенцима. Выживаемость зависела от умения «организовать» что угодно, начиная от лишнего глотка кофе и более удобного спального места на трехъярусных деревянных нарах и кончая способностью выглядеть здоровым и трудоспособным во время очередной селекции.

Из разговора Елены Блакфайн с Михаэлем Шварцом, 31 марта 1979 года

18 января мы услышали вдруг свистки по лагерной улице. Построили нас, подсчитали и повели в "сауну". Там велели раздеться, и мы проходили перед Гесслером и врачом. Некоторых, в том числе и мою мать, записали. Вернувшись, мы узнали, что эта сортировка означала "селекцию". Это было самое страшное слово в лагере: оно означало, что люди, сегодня еще живые, обречены на сожжение. Каково же было мое состояние! Я знала, что теряю мать, и не в силах была помочь ей. Мать утешала меня, говоря, что свой век она уже прожила и что ей жалко лишь нас, детей. Она знала, что та же участь ожидает и нас Два дня после селекции обреченных держали в блоке, кормили как и нас, а 20 января пришли за ними и забрали в специальный блок смерти (блок А 25 а). Там собрали несчастных со всех блоков и на машинах отвезли в крематорий. Во время вечернего "аппеля" не хватало в нашем блоке многих. Пламя в небе и дым говорили о том, что в этот день, 20 января, сожгли многих невинных несчастных людей; в их числе была и моя мать. Единственным моим утешением было то, что и я погибну, а они избавлены уже от страдания.

Девушка из Освенцима (N 74233)

... 2 января 1943 года я был зачислен в команду по разборке вещей, прибывающих в лагерь заключенных. ... Часть из нас занималась разборкой прибывавших вещей, другие - сортировкой, а третья группа - упаковкой для отправки в Германию. Ежедневно отправлялись в разные города Германии по семь-восемь вагонов вещей. Старые, изношенные вещи отправлялись на переработку в Мемель и Лодзь.

Работа шла беспрерывно круглые сутки, и днем и ночью, и все же нельзя было с ней справиться - так много было вещей.

Здесь, в тюке детских пальто, я нашел однажды пальто моей младшей дочурки - Лани.

Уже вскоре после того как я начал работать в этой команде, я узнал о газовых камерах, о крематориях, где ежедневно сжигались тысячи людей, я узнал о судьбе всех тех, кому не посчастливилось попасть в рабочие команды, и понял, что та же судьба постигла и мою семью. Люди ослабевшие, истощенные, больные, негодные для рабочих команд неизменно "газировались", а на их место присылались другие. Однажды, в сильный мороз, эсэсовцы заставили целую группу работать раздетыми. Через два часа люди были совершенно обморожены. Работа стала. Эсэсовцы избили людей палками, те же, кто не выдержал экзекуции и свалились, были отправлены в "газ".

Мордехай Цирульницкий, бывший заключенный N 79414

Нас лишили имен и опознавали лишь по номеру, вытатуированному на руке. Меня, мою мать и сестру депортировали в Освенцим в апреле 1944 года. После недельного пребывания в Дранси, транзитном лагере для французских евреев, нас всех запихнули на три ужасных дня в запломбированные вагоны для скота, почти без пищи и воды, не сообщая о пункте назначения.

Мы прибыли в Освенцим посреди ночи. Все было устроено так, чтобы до смерти запугать нас: ослепляющие прожектора, лай эсесовских собак, одетые как каторжники заключенные, которые вытаскивали нас из вагонов.

Доктор Менгеле, главный в СС специалист по отбору, самолично решал, кого вести в лагерь, а кого сразу же отправлять в газовые камеры. Это было чудо, что всех нас - меня, мать и сестру, - впустили в лагерь.

Мы работали более 12 часов в день на тяжелых земляных работах, которые, как оказалось, были большей частью бесполезными. Нас почти не кормили. Но все же наша судьба была еще не самой худшей. Летом 1944 года из Венгрии прибыли 435 000 евреев. Сразу после того, как они покинули поезд, большинство из них отправили в газовую камеру.

Симона Вайль, почетный президент Фонда памяти Шоа, Париж, Франция, бывшая узница Освенцима

«Из тридцати пяти лет работы акушеркой, два года я провела как узница женского концентрационного лагеря Освенцим-Бжезинка, продолжая выполнять свой профессиональный долг. Среди огромного количества женщин, доставлявшихся туда, было много беременных. Функции акушерки я выполняла там поочередно в трех бараках, которые были построены из досок, с множеством щелей, прогрызенных крысами.

Внутри барака с обеих сторон возвышались трехэтажные нары, на которых размещались на грязных соломенных матрасах по три или по четыре женщины. Солома давно стерлась в пыль, и больные женщины лежали на почти голых не струганных досках, к тому же с сучками, впивавшимися в тело.

Посередине, вдоль барака, тянулась печь, сложенная из кирпича, с топками по краям. Она была единственным местом для принятия родов, так как другого сооружения для этой цели не было. Топили печь изредка. Поэтому донимал холод: мучительный, пронизывающий, особенно зимой, когда с крыши свисали длинные сосульки.

Женщина, готовящаяся к родам, вынуждена была долгое время отказывать себе в пайке хлеба, за который можно было достать простыню. Эту простыню она разрывала на лоскуты, и они служили пеленками для малыша. Стирка пеленок вызывала много трудностей, особенно из-за строгого запрета покидать барак, а также невозможности свободно делать что-либо внутри него. Выстиранные пеленки роженицы сушили на собственном теле.

Свидетельство польской акушерки пани Станиславы Лещинской, бывшей узницы Освенцима

После выполнения работы в заключении урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • Что такое холокост?
  • Какие лагеря смерти существовали во время Второй мировой войны?
  • Что поразило Вас сегодня на уроке?
  • Какие чувства вызвали отрывки из прочитанных статей и мемуаров?

Учитель: Холокост - это страшная трагедия XX века, страдание и гибель не только еврейского народа, но и всего человечества. Уроки холокоста не должны забываться, чтобы в будущем не было повторения ужасного прошлого.

Домашнее задание:

Написать историческое эссе на одну из тем:

Целью Холокоста был геноцид в чистом виде - истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной - убийством для убийства. (Берл Лазар)

Холокост представлял собой ужасное и непростительное преступление против еврейского народа, преступление против человечности, которое не может быть принято человечеством. (Махмуд Аббас)

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. (Иегуда Бауэр)

Прежде всего, нельзя забыть, если мы хотим жить и завещать жизнь нашим потомкам, если хотим верить, что проложили дорогу в будущее. (Динур Бен-Цион)

Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима - то, что мир забудет, что было такое место. (Генри Аппель, узник Освенцима)

Список литературы:

  • http://www.holocf.ru/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1195889
  • http://eajc.org/page619
  • http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10005142


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Холокост. Трагедия народа и всего мира . Тема урока:

Слайд 2

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями» И. Бауэр Холокост

Слайд 3

Вопросы к стихотворению: 1. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? 2. О чем говорится в этом стихотворении? 3. Какие чувства вызывают у вас эти строки? 4. Какие слова этого стихотворения оказывают такое эмоциональное воздействие? 5. Какую информацию можно получить из этого стихотворения?

Слайд 5

Понятие "холокост" в узком и широком смысле. Жертвы холокоста. Лагеря смерти. Как это было? Факты из жизни узников. План урока.

Слайд 6

Холоко́ст происходит от др.-греч. — "всесожжение" • в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. • в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период существования нацистской Германии. Определение понятия:

Слайд 7

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира; Уничтожение от четверти до трети цыганского народа; Уничтожение до 10 % поляков; Уничтожение около 3 миллионов советских военнопленных; Тотальное истребление душевнобольных и нетрудоспособных; Разработка систем и способов массового уничтожения людей при постоянном их совершенствовании Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты нацистов над жертвами Холокоста. Отличительные черты холокоста:

Слайд 8

Лагеря и гетто: Послевоенные данные - 7 000 лагерей и гетто. 2000-е годы - 20 000 лагерей и гетто. Последние данные - 42 500 подобных учреждений.

Слайд 9

Погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев, из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев. Жертвы холокоста - 6 миллионов евреев Европы.

Слайд 11

Лагеря смерти — учреждения для массового уничтожения различных групп населения. Лагеря смерти, предназначенными для массовых убийств евреев и цыган - Хелмно , Треблинка , Белжец , Собибор , Майданек и Освенцим ( Аушвиц-Биркенау ) в Польше, Ясеновац в Хорватии и Малый Тростенец в Белоруссии .

Слайд 12

Что такое холокост? Какие лагеря смерти существовали во время Второй мировой войны? Что поразило Вас сегодня на уроке? Какие чувства вызвали отрывки из прочитанных статей и мемуаров? Вопросы:

Слайд 13

Целью Холокоста был геноцид в чистом виде — истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной — убийством для убийства. (Берл Лазар ) Холокост представлял собой ужасное и непростительное преступление против еврейского народа, преступление против человечности, которое не может быть принято человечеством. (Махмуд Аббас ) Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. (Иегуда Бауэр) Прежде всего, нельзя забыть, если мы хотим жить и завещать жизнь нашим потомкам, если хотим верить, что проложили дорогу в будущее. ( Динур Бен- Цион ) Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима — то, что мир забудет, что было такое место. (Генри Аппель , узник Освенцима) Темы для исторического эссе:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.

Аннотация.  Статья посвящена тематике  использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся.  Предлагается разработка дело...

Игровые моменты на уроках истории и обществознания как способ активизации познавательной деятельности учащихся

КоКак повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут ус...

«Использование информационно коммуникативных технологий на уроках истории через краеведческий модуль для активизации познавательной деятельности учащихся»

Представленный  опыт раскрывает  ряд педагогических условий, способствующих развитию личности   в процессе  обучения истории с привлечением информационно коммуникативных техно...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.

Презентация выступления из опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей"....

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...