Святые защитники Руси
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Чернова Юлия Евгеньевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatye_zashchitniki.docx581.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Святые защитники Руси».

Цель урока:  Рассмотрев деяния великих наших соотечественников прийти к выводу:

  1. О роли личности особенно в период тяжких испытаний и переломных моментов в истории нашего отечества.
  2. О чувстве патриотизма и ответственности за судьбу страны и людей живущих в ней.
  3. Испытать гордость и уважение к нашим предкам, стремившимся сохранить и укрепить нашу Родину.

Оборудование урока:

  1. Таблички со словами : убеждения, преданность, стойкость, героизм, слово.
  2. Иконы и портреты : Ф.Ф.Ушакова, Гермогена, С.Радонежского, Д.Донского, Даниила Александровича, Александра Невского.
  3. Таблички с высказываниями Патриарха Гермогена
  4. Выставка литературы посвящённая нашим святым защитникам Руси.

Вводное слово учителя.

Много святых было в ранний период истории нашего государства, потому, что нужно было обладать силою воли, чувством огромной  любви к своей Родине и чувством глубокой ответственности за всё, что происходит в стране. И люди понимали эту ответственность и старались укрепить и усилить государство Российское.

Сегодня мы вспомним с вами далеко не всех святых защитников Руси, а лишь некоторых из них. Они создавали наше государство, своим авторитетом и мудростью укрепляли его, кто с оружием в руках, а кто словом отстаивали независимость нашей Родины в противоборстве с врагами.

Мы будем говорить с вами о :

  1. Данииле Московском
  2. Александре Невском
  3. Дмитрии Донском
  4. Сергии Радонежском
  5. Патриархе Гермогене
  6. Ф.Ф.Ушакове.

Нам нужно вспомнить, в чём их заслуги перед Родиной? За что их причислили к лику святых?

Почему Святых, не державших в руках оружие, мы с вами можем назвать святыми защитниками Земли русской?  Что было их оружием?

Учащиеся называют, что по их мнению было оружием этих людей, учитель по ходу высказанных мнений вывешивает на доске заранее заготовленные таблички.

Вывешиваем таблички на доске

слово                                       убеждения

стойкость                                преданность

героизм

Далее учащиеся выступают с краткими сообщениями о выбранных нами персонажах нашего урока. В конце выступления каждого ученика, учитель задаёт выделенные синим цветом вопросы учащимся – слушателям.

1 ученик представляет Александра Невского

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде». С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский.

В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь вновь поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.

В1263 году дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

2 ученик представляет Даниила Александровича Московского.

 Московское княжество оказалось той  силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/2644.jpg 

  Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии.

Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.

Как сообщает Житие святого, мудро управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — «Братолюбец».

Сам же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих старших братьев в борьбе за великокняжеский стол.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/2_7.jpg

Миролюбие князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение современников. К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре, ремесленники, земледельцы, князь Даниил гостеприимно встречал тех, кто искал в ней приюта. На рубеже XIII–XIV вв. Даниил принимает у себя беглецов из разоренных земель, среди которых были Федор Бяконт, отец будущего святителя, митрополита Московского Алексия.  Каждому новоприбывшему московский князь находил дело по его призванию и склонности, имея  попечение о пользе своих подданных. И многолюдно становилось в московских землях. И росли новые села, умножались крестьянские хозяйства, возрождались ремесла.

  Москва в годы правления князя Даниила постепенно строилась и крепла. Даже страшное разорение, которому Москва подверглась во время «Дюденёвой рати», не погубило её. Всем миром трудились москвичи, заново отстраивая свой город. И снова князь Даниил Александрович подал всем пример небывалой милости. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. И Москва быстро оправилась от погрома. Скоро и следа не осталось от пронесшейся татарской бури.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/03/39_frag1.jpeg

 

Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил захватывает у Рязани Коломну  . Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.

Русский народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь князя Даниила Александровича. И потому в XVI веке, в 1547 г., князь Даниил Московский был канонизирован Русской Православной Церковью.

3-й ученик представляет Сергия Радонежского.

 

Становление  Российского государства отражается в его истории, которая раскрывается в событиях, фактах и датах. Жизнь многих людей была служением Богу, людям, отечеству - Святой Руси. Это название Россия получила благодаря подвигу Святых людей, прославивших ее. Но только одного из них православная церковь называет «игуменом земли Русской». Такое имя дано преподобному Сергию Радонежскому. Он не был ни общественным, ни государственным деятелем, но значение преподобного Сергия Радонежского, как и многих святых в истории Русской  

 Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря (ныне       Троице-Сергиева лавра в подмосковном Сергиевом посаде).

Свою миссию духовного наставника народа он исполнил в  последующей истории России: при свержении татарского ига и установлении государственной независимости Руси, прекращении усобиц и свободном объединении русских княжеств под сильной властью московского князя.

В 1374 году Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей. Преподобный Сергий сам утвердил  и вручил духовную грамоту  Великому князю Дмитрию Ивановичу, завещавшему престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, исключив повод к усобицам, тем самым помог утвердить самодержавную власть Московского государства.

Преподобный Сергий сам ходил к мятежным князьям Рязани, Твери и Ростова (1356 г.), Нижнего Новгорода (1365 г.)  и всеми силами убеждал их помириться с Москвой, дружно встать на общую службу под единой властью великого князя Московского. По словам  современника, преподобный  "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Примиряя русских князей,

Сергий способствовал объединению российского государства.

Сергий Радонежский объединил русские земли и всех русских людей в борьбе с внешними врагами. В 1380 г. великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия попросить благословения на предстоявшее сражение с татарами. В помощь великому князю Преподобный благословил двух своих монахов: Ослябю и Пересвета и предсказал победу князю Дмитрию. Монахи отца Сергия с честью погибли на поле брани, олицетворяя благословение церкви на святое служение Руси.

Пророчество преподобного Сергия исполнилось, 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от иноземных захватчиков. На Куликовом поле и под Казанью Сергий сам чудесно являлся русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Во время сражения преподобный  вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Заслуга Сергия Радонежского не только в благословении на ратный труд войска Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, поднятии духа измученных татаро-монгольским игом людей, но  гораздо больше –  в переломе самосознания русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и независимости России.

 

          Всей своей жизнью преподобный Сергий Радонежский доказывал окружающим, что жить надо с добром и любовью в сердце, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Эта великая идея единения  не раз спасала наше государство от раскола в прошлом, и как хочется, чтобы и мои современники приняли ее всем сердцем!

4 ученик представляет Дмитрия Донского

 

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2008/05/e83d15566983.jpg

 

 

Полководец и  выдающийся стратег, выигравший небывалое в истории Руси сражение, герой, бесстрашно шедший во главе русской рати. Но полководец глубоко религиозный. Посмотрите, как он готовился к сражениям, как истово молился перед ними, как оплакивал и поминал павших своих братьев! Не только Отечество свое и народ защищал святой Димитрий. В ратном подвиге им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа.

Куликовская и Вожская битвы – это не только противостояние войск и оружия, это противостояние вер и мировоззрений. Именно так понимали и ощущали это наши русские предки, да и их враги тоже.

 

В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

 

И, наконец, бесценная заслуга Димитрия Донского – учреждение нового порядка престолонаследия, когда после смерти московского князя власть переходила к его старшему сыну, а не к самому старшему в роду князю, как было прежде. Сколько кровопролития и разрушительной удельной борьбы это предотвратило – и представить трудно!

После Куликовской битвы стало очевидно: народ поддержал политику Московского князя на централизацию власти и борьбу с удельным сепаратизмом. Кровь русских воинов, обильно пролитая на поле Куликовом, укрепила в сознании уроженцев всех земель и княжеств идею русского единства, способствовала формированию великорусской нации.

Всю свою жизнь Димитрий Донской провел с оружием в руках, отдал все свои силы, принес себя в жертву ради Отчества.

 



 

5 ученик представляет Патриарха Гермогена

 

1 марта 2012 года исполнилось 400 лет со дня мученической кончины Патриарха Московского и всея России Гермогена.  

http://history-kazan.ru/images/rubrika/kazan/litsa/germogen-4.JPG

Во времена царя Алексея Михайловича Романова летописец так писал о Патриархе Гермогене (Ермоген):

«Один среди врагов неистовых и гнусных изменников, великий святитель Божий в темной келье сиял добродетелью, как лучезарное светило Отечества, готовое угаснуть, но уже воспламенив в народе жизнь и ревность к великому делу».

Современники же называли его «адамантом веры». Главный подвиг своей жизни – твердое противостояние воцарению над Россией иностранного государя. Вдохновенную проповедь освобождения страны от иноземных захватчиков Патриарх Гермоген совершил уже в глубокой старости. За свои слова он поплатился мученической смертью. Но перед этим была долгая и славная жизнь, которая сама по себе осталась бы в истории Русской православной церкви и России. В памяти православных людей отец Гермоген навсегда останется человеком исключительной духовной силы.

 Когда первый Лжедмитрий со своей польской свитой победным маршем прошествовал к столице и воссел на троне московских царей, Казанский митрополит Гермоген молчал. Скорее всего, подобно большинству русских людей, верил вначале, что человек, пришедший из Польши, – на самом деле сын Ивана Грозного. Но когда псевдо-Дмитрий собрался сделать русской царицей католичку Марину Мнишек, святитель Гермоген не смог смолчать. Самозванец решил «облагодетельствовать» видного митрополита, назначив его на крупную государственную должность в Боярскую думу, нареченную на польский манер «сенатом».

Но вместо благодарности строптивый Казанский митрополит на пару с епископом Коломенским Иосифом осмелился письменно настаивать на обязательном крещении будущей русской царицы в православие. Обозленный царь приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение. Приказ исполнить не успели: через день Лжедмитрий был свергнут заговорщиками во главе с князем Василием Шуйским и убит.

Вскоре боярские соратники на Лобном месте «выкликнули» Шуйского царем. Василий Шуйский долго колебался в выборе нового патриарха. Прямой и даже крутой нрав Гермогена в вопросах веры был известен ему. Но понимал он и другое: шаткой власти «боярского царя» нужна была мощная легитимная подпора в лице принципиального и популярного в народе священника.

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В это время ему было более 70 лет. И вскоре вразумляющий, обличающий голос Патриарха вновь услыхала вся страна.

Когда Лжедимитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушине, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал:

«Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не своё ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...».

Патриарх Гермоген противостоял изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, искоренить Православие. Он рассылал послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призывал всем объединиться и подняться на защиту веры и Отечества. Когда в Москве начался страшный голод, первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на самоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов.

Многотысячный отряд осадил лавру в сентябре 1608 года. Жестокая блокада монастыря длилась больше года, но результата не принесла, и в январе 1610 года интервенты с позором отступили.

По благословению Патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Поляки многократно посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы тот приказал распустить ополчение, угрожая смертной казнью. Святитель же твердо отвечал:

«Вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру!».

Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и думать лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру».

http://history-kazan.ru/images/rubrika/kazan/litsa/germogen-2.JPG

Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриарха была явлена свыше: при вскрытии в 1652 году раки с мощами святителя они оказались нетленными. Через 40 лет после смерти Патриарх лежал как живой...

В 1654 году рака была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Русская православная церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

6 ученик представляет Ф.Ф.Ушакова 

Адмирал Феодор Ушаков

Адмирал Феодор Ушаков

Праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Происходил из небогатого древнего дворянского рода. Родители его — Федор Игнатьевич и Прасковья Никитична были людьми благочестивыми и глубоко верующими, главным условием воспитания детей они считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности.

В феврале 1761 года 16-летний Ушаков был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где прилежно постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. Через пять лет учеба была завершена — молодой мичман принял присягу и получил назначение на Балтийский флот. Первые годы его службы прошли в интенсивной учебе под руководством опытных моряков. Благодаря своему усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам, молодой мичман Федор Ушаков успешно прошел эту первую школу морской практики и был переведен на юг, в Азовскую флотилию.

11 августа 1787 года — Турция объявила России войну. Для ведения боевых действий были развернуты две русские армии, в задачу которых на первых порах входила охрана российской границы. И только флоту, базировавшемуся в Севастополе, были даны более широкие полномочия.

Вскоре произошла и первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей и 8 фрегатов; в русской же эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Федор Ушаков, было всего 2 линейных корабля и 10 фрегатов. И все же малочисленный русский флот впервые в открытом бою одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Этому в большой степени способствовали личная храбрость, искусное владение тактикой и выдающиеся личные качества капитана Федора Ушакова, принявшего на себя руководство боем. Несомненное упование на помощь Божию и, как следствие, неустрашимость перед неприятелем — вот что было решающим во флотоводческом таланте капитана Ушакова.

За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин-Таврический писал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».

Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».

В 1796 году на Российский престол вступил император Павел I. В то время революционная Франция «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Вице-адмирал Ушаков получил приказ привести в боевую готовность Черноморский флот, а в начале августа 1798 года — высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции». Взяв курс на Константинополь, российская эскадра скоро приблизилась к Босфору. Командующим объединенными силами был назначен вице-адмирал Ушаков.

Так началась его знаменитая Средиземноморская кампания, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов.

Первой задачей было взятие Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции, главный из которых — Корфу, имея и без того мощнейшие в Европе бастионы, был еще значительно укреплен французами и считался неприступным.

Командующий поступил премудро: он обратился с письменным воззванием к жителям островов — православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь населения. Как ни сопротивлялись французы, наш десант решительными действиями освободил острова Цериго, Занте и Кефалонию…

10 ноября 1798 года Федор Ушаков писал в донесении: «Благодарение Всевышнему Богу, мы с соединенными эскадрами, кроме Корфу, все прочие острова от рук зловредных французов освободили». 18 февраля 1799 года, в 7 часов пополуночи начался штурм и Корфу — на следующий день крепость пала. Это был день великого торжества адмирала Ушакова, торжества его военного таланта и твердой воли, поддержанных храбростью и искусством его подчиненных, их доверием к своему победоносному предводителю и его уверенностью в их непоколебимом мужестве.

Командующий сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов».

За победу при Корфу император Павел I произвел Федора Ушакова в полные адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей.

Как полномочный представитель России, адмирал Ушаков создал на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу «мир, тишину и спокойствие». Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов — первое греческое национальное государство нового времени.

 Неаполитанский министр Мишуру восторженно писал адмиралу Ушакову: «За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».

На очереди была Мальта, но на исходе 1799 года адмирал Федор Ушаков получил приказ императора Павла I о возвращении вверенной ему эскадры в Севастополь.

Жители Республики Семи Соединенных Островов прощались с адмиралом Ушаковым и его моряками, не скрывая слез. Сенат острова Корфу назвал его «освободителем и отцом своим». На золотом, осыпанном алмазами мече, поднесенном ему на прощанье, было написано: «Остров Корфу — адмиралу Ушакову». Столь же памятные и дорогие награды были и от других островов…

26 октября 1800 года эскадра адмирала Феодора Ушакова вошла в Севастопольскую бухту.

В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, на Российский престол взошел его сын Александр I. Политика России резко изменилась. И вскоре адмирал Федор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург — при дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России.

В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человекиз наших служителей неприятелю не достался ».

Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря.

 По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

После праведной кончины Феодора Ушакова прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. В годы Великой Отечественной войны его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников Родины. Высшей наградой для воинов-моряков стал орден адмирала Ушакова.

Каждый выступающий должен уложиться во временной промежуток 3-5 мин.

После каждого выступления учащиеся высказывают своё мнение по вопросам предложенным учителем в начале урока.

Учитель опираясь и представляя публикации о этих людях (используя выставку литературы) подводит итог данного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

грамота Святые заступники Руси

был отмечен мой ученик....

Литературная гостиная "Святые женщины Руси"

Мероприятие , рассказывающее о героинях Отечественной войны 1812 года, для учащихся 8-11 классов....

Святые заступники Руси

Святые заступники Руси...

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «СВЯТОЙ ЗАЩИТНИК РУСИ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 6 КЛАСС.

Тип урока: проблемный урок-исследование.Предметная цель урока: восприятие и первичное осознаниенового материала по теме урока.Метапредметная цель урока: создание условий для формирования универсальных...

Брейн-ринг по истории "Святые защитники Руси"

Сценарий проведения брейн-ринга по истории для 7-9 классов, посвященного Дню народного единства «СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ РУСИ»Пояснительная запискаУрок посвящен празднованию Казанской и...

Предметная Неделя основ православной культуры.Святые защитники Руси.

  Наша Родина в разные исторические периоды подвергалась нападению врагов. В эти трудные времена  все народы  объединялись перед лицом  общей беды и вставали на защиту своей...