Брейн-ринг по истории "Святые защитники Руси"
методическая разработка по истории (7 класс)

Анашкина Оксана Михайловна

Сценарий проведения брейн-ринга по истории для 7-9 классов, посвященного Дню народного единства «СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ РУСИ»

Пояснительная записка

Урок посвящен празднованию Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства – 4 ноября, а также исторической миссии Русской Православной Церкви в избавлении России от польской интервенции в 1612 г. 

Проводится для учащихся 7-9 классов в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания учеников с целью их приобщения к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, песенному наследию православной культуры нашей Родины, а также содействует объединению и духовному общению детей.

Цель:

Создать условия для формирования нравственных качеств учащихся (патриотизм, бережное отношение к истории Отечества и края)

Задачи:

  • приобщение к духовному историческому наследию родного Отечества;
  • духовно-нравственное и историко-патриотическое воспитание учащихся;
  • популяризация произведений патриотической направленности;
  • приобщение молодёжи к поэтическому и песенному творчеству;
  • отражение в молодёжном творчестве Православной веры, любви, чувства гордости за свою страну и родной край.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_svyatye_zashchitniki_rusi.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения брейн-ринга по истории для 7-9 классов,

посвященного Дню народного единства

Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №7 ст. Воронежской

Анашкина О.М.

«СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ РУСИ»

Пояснительная записка

Урок посвящен празднованию Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства – 4 ноября, а также исторической миссии Русской Православной Церкви в избавлении России от польской интервенции в 1612 г.  

Проводится для учащихся 7-9 классов в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания учеников с целью их приобщения к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, песенному наследию православной культуры нашей Родины, а также содействует объединению и духовному общению детей.

Цель:

Создать условия для формирования нравственных качеств учащихся (патриотизм, бережное отношение к истории Отечества и края)

Задачи:

  • приобщение к духовному историческому наследию родного Отечества;
  • духовно-нравственное и историко-патриотическое воспитание учащихся;
  • популяризация произведений патриотической направленности;
  • приобщение молодёжи к поэтическому и песенному творчеству;
  • отражение в молодёжном творчестве Православной веры, любви, чувства гордости за свою страну и родной край.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

1тур – «Колесо истории»

  1. 200 лет отмечалось в 2012г. со дня одного из важнейших событий в Отечественной истории. Что это за событие? (Отечественная война 1812 г., Бородино)
  2. О ком и кем сказаны эти слова: «Далеко шагает мальчик. Пора его унять» 

(О Наполеоне сказал Суворов)

  1. 8 сентября 1380 г. встретились в поле Пересвет и Челубей. Бой между ними был смертельным и оба погибли. Где же происходил этот бой? (Куликовское поле) 
  2. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26.08.1812». Французский историк Рамбо по этому поводу писал: «7.09.1812 г. бой завязался в 5 часов утра». Есть ли здесь ошибка? Ошибки нет. В первом случае число указано по старому стилю (юлианскому; по нему Россия жила до 1918 года), а во втором - по-новому (григорианскому).
  3. О каком событии говорится в этом отрывке?

«Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И под пеплом ты лежала

Полонённою,

И из пепла ты восстала

Неизменною.» Ф.Н.Глинка о пожаре Москвы 1812 г.

  1. С 1918 года по 1943 год национальным гимном России являлся известный международный гимн. Какой? (Интернационал).
  2. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
  3. Что обозначает каждый цвет на флаге России? (Белый - свобода, откровенность, благородство. Синий - Богородица, верность, честность. Красный - державность, мужество, смелость, любовь).

2 тур «Исторические заморочки»

  1. Эта рубаха была введена в I860 г. нижним чинам русской армии для гимнастических занятий. С 1869 г. превращается в летнюю форму. С 1912 г. летняя и походная форма для всех чинов армии. Как она называется? (гимнастерка)

  1. Ни одна другая мода не встречала такого жестокого противодействия со стороны правительств всех стран. За это били, штрафовали, сажали в тюрьмы, лишали наследства, отлучали от церкви, ставили к позорному столбу. Великий государь Михаил Федорович в 1634 г. видел в этом основную причину участившихся в Москве пожаров. О какой моде идет речь? О моде на курение.

  1. В русскую армию забривали, как известно, не всех крестьян. Рекрутов тщательно выбирали. Например, у пригодного к службе рекрута значение одного из параметров должно было составлять не менее 30. А чему равно значение этого параметра у здорового взрослого человека? 32 (количество зубов).

  1. Какое советское оружие изображено на гербах 5 стран? автомат Калашникова

  1. В русских деревнях крестьяне пользовались палочками вместо расписок. Положим взял мужик у соседа в долг 4 мешка зерна. Он обстругивает небольшую палочку и делает на ней четыре зарубки. А что он должен сделать с ней еще что бы придать такой расписке законченный вид? Он должен ее расколоть на две половинки. Одну отдать соседу, другую оставить себе.

3 тур. История флота России.

  1. Русский крейсер русско-японской войны, героически сражавшийся в бухте Чемульпо с японской эскадрой. В виду угрозы захвата противником был затоплен командой. Подвигу этого крейсера посвящено несколько песен. «Варяг».
  2. Российский военно – морской флаг. Андреевский.  
  3. Русский флотоводец, командующий Черноморским флотом; командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирал. Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Ф.Ф. Ушаков
  4. Старинное русское парусное судно. Ладья. 
  5. Полуостров в Корейском проливе в котором в мае 1905 г. произошёл героический бой Второй русской Тихоокеанской эскадры под командованием вице адмирала З.П. Рожественского с неравными силами противника. Цусима.
  6. Российский флотоводец, адмирал, сподвижник М.П. Лазарева. В Крымской войне коман7дующий русским флотом в Синопском бою, где разгромил турецкий флот. Один из руководителей героической обороны Севастополя. Нахимов  

4 тур . «Великие сражения».

  1. Крепость – герой, которая выдержала многонедельную атаку немецко-фашистских войск в первые месяцы войны 1941 -1945 гг. Брест.
  2. Город – герой, у которого летом 1943 г. был закреплён коренной перелом в пользу СССР, знаменитая «дуга». Курск.
  3. Знаменитое поле, на котором в 1380 г. состоялось решающее сражение русских войск под командованием Дмитрия Донского с монголо-татарской ордой хана Мамая. Куликово.
  4. Населённый пункт, у которого в 1709 г произошло генеральное сражение против Швеции в ходе Северной войны. Полтава.                                    
  5. Населённый пункт, у которого в августе 1812 г. произошло генеральное сражение Отечественной войны. Бородино.
  6. Город – герой, с обороны которого начался коренной перелом Второй мировой и Великой Отечественной войны. Сталинград.
  7. Озеро, у которого в апреле 1242 г. русские войска под предводительством Александра Невского разгромили армию крестоносцев. Чудское.

5тур. «Русские военачальники».

  1. Генералиссимус, за свои знаменитые походы заслужил титулы графа Рымникского и князя Италийского, штурмовал до того считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил, автор книг по полководческому искусству, не проиграл ни одного сражения. Суворов.
  2. Имя древнерусского князя, за свои военные походы прозванного «Александром Македонским» Древней Руси, его боевым кличем были слова «Иду на вы». Святослав.
  3. Новгородский и Великий князь Владимирский, русский святой, победами в 1240 и 1242 г.г. обезопасил западные границы Руси от иноземных завоевателей, ему принадлежат слова: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!». Александр Невский.
  4. Император Российской империи, основатель русского военно-морского флота. Пётр.
  5. Генерал – фельдмаршал, герой войны 1812 г., русские войска под его командованием разбили армию «Двадцати языков» Наполеона I. Кутузов.
  6. Великий князь Московский и Владимирский, титул свой заслужил за полководческий талант, проявленный в Мамаевом побоище. Дмитрий Донской.
  7. Первый князь древнерусского государства, в знак своей победы над Константинополем прибил на ворота города свой щит. Олег.

6тур. Русские святые.

  1. По различным литературным и фольклорным источникам этот святой: был монахом Киево-Печерского монастыря, принимал участие в крещении Руси, в частности города Кинешмы; сражался с иноземными захватчиками и легендарными чудовищами; после смерти его мощи были обретены нетленными. Исторических и агиографических данных об этом человеке практически нет, но он, пожалуй, занимает первое место по числу литературных и фольклорных произведений, написанных о нем. 
    Кто этот святой?
     святой преподобный Илья Муромец
  2. Назовите виднейшего церковного деятеля Руси, благословившего Московского князя Дмитрия Ивановича и предрекшего ему победу. Кого из богатырей-иноков, вошедших в список Собора Тульских Святых, он отправил с ним в поход?         Преподобный Сергий Радонежский. Он отправил с ним в поход схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
  3. Какой православный праздник способствовал героическому настроению войск  в  в день Куликовской битвы? Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября (по новому стилю - 21 сентября)
  4. Как монголо-татары относились к православной вере русских?
  5. Политическая зависимость (вассалитет) в составе монгольской империи требовала подчинению Великой Ясе (своду законов Чингисхана). Эти законы оставляли за Русью независимость религиозную (православию монголы, в отличие от католиков, не угрожали), культурную, бытовую и в значительной степени - административную (то есть широкую автономию). Плюс - внешняя защита от Запада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...