брейн-ринг "Содружество муз"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

надежда Николаевна Мартинкене

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_ring.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

интеллектуальной игры

Брейн – ринг

«Содружество муз»

Автор: Мартинкене Надежда Николаевна,

  учитель изобразительного искусства

  I категории Григорьевской  СОШ

  Соль-Илецкого района,

  Оренбургской области

   

2009 год

Оформление зала:        - плакаты «Их было девять», «Содружество муз»;

  •  эмблемы для символического танца:

 «Скрипичный ключ», «Лира», «Палитра»;

  •  в центре  зала - два стола, один покрыт красным  

сукном, другой – синим, на столах стоят электрические лампы; у каждого стола  - по шесть стульев.

Музыкальный ряд:        Э.Григ «Вечер»,

П.И.Чайковский, вальс из балета «Золушка»,

«Наигрыши» (саратовская гармоника),

Э.Григ «Вечер»,

Фонограмма песенки «Во саду ли, в огороде»,

                                         Фонограмма песни «Все хочу на свете знать»

Зрительный ряд:        Рафаэль «Сикстинская мадонна» - 2 экземпляра,

набор рисунков «Народные инструменты» и «Инструменты симфонического оркестра» - 2 экз.,

рисунок флейты,

портрет П.Пикассо,

В.Васнецов «Богатыри»,

графический рисунок,

подборка фотографий на тему «Вечер»,

ордена умников (около 30 штук),

                                         черный ящик и 2 деревянные ложки

Ход игры

1 Ведущий:  Здравствуйте, дорогие друзья!

2 Ведущий:  Мы рады видеть в этом зале всех любителей и знатоков искусства

1 Ведущий:  С первых шагов человека по земле искусство с ним неразлучно.

2 Ведущий:  Слово «искусство» употребляется в разных значениях. С давних

                   пор искусниками называют умельцев, мастеров своего дела        . Так

         мы говорим об искусстве водителя машины, об искусном токаре

                   или о талантливом полководце. Все это, конечно, не

                   случайно. Искусством люди называют труд, в котором, кроме

                   знаний и навыков, содержится творчество, выдумка.

1 Ведущий:  Искусство начинается там, где есть творчество.

2 Ведущий:  По греческой мифологии каждый вид искусства олицетворяла  

                  муза. Жили музы на горе Парнас. Их было девять. Управлял музами

Аполлон – бог искусства, бог муз.

Демонстрируются слайды с изображением муз.

1 Ведущий:  Знакомимся: Терпсихора – муза танцев.

                           Эрато – муза любовной поэзии.

                          Эвтерпа – покровительница поэзии.

                         Талия и Мельпомена – музы комедии и трагедии.

                          Каллиопа – муза песнопения и эпической поэзии.

                          Полигимния – муза пантомимы.

                          Урания  - муза астрономии.

                          Клио – муза истории.

2 Ведущий:  Как видите, у древних соединились искусства и ремесла, искусства и науки. Они выступали в содружестве.

1 Ведущий:  Кроме того, музы представляют не все виды искусств. Не придумали древние муз архитектуры, скульптуры, живописи.

2 Ведущий:  И у нас в гостях муза живописи, а вместе с ней еще две музы.

Выходят девочки в костюмах муз, одна читает:

                         

Всевидящий творец, ты мне вожатым будь!

К добру и к истине яви мне верный путь.

Ты помыслам дурным ставь предо мной предел

И отведи меня от недостойных дел!

Звучит фрагмент вальса  П.И.Чайковского «Золушка». Музы исполняют танец, в конце которого поднимают заранее приготовленные на полу эмблемы «Скрипичный ключ», «Лира», «Палитра» над головой.

1 Ведущий:  Какие музы у нас в остях? (ребята отвечают)

2 Ведущий:  Музы близки друг к другу. Нельзя отделить одну от другой. Они не  

                   могут заменить друг друга. Но они могут друг друга дополнить, они  

                   могут помочь нам лучше понять увиденное и услышанное.

                 Музы убегают за кулисы.

1 Ведущий:  Итак, содружество муз - через соперничество команд!

Звучит фонограмма песни «Все хочу на свете знать»(1куплет)

2 Ведущий:  Мы надеемся, что здесь находятся ребята, которые хотят все знать,

                      а, может быть, все знают об искусстве.

1 Ведущий:  Брей – ринг состоит из трех туров.

2 Ведущий:  В 1 туре участвуют все желающие. За правильный ответ каждый участник получает орден умника и становится участником команды. Необходимо сформировать  4 команды по  6 человек.

1 Ведущий:  Во втором туре соревнуются 4 команды, из которых выбираем две сильнейшие.

2 Ведущий:  Третий тур – для двух сильнейших команд, из которых победителем будет лишь одна.

1 Ведущий:  Итак, начинаем 1 тур!

Звучат фанфары.

Учитель задает вопросы, музы вручают ордена.

Вопросы первого тура

  1. Назовите три кита, выражаясь фигурально, на которых держится музыка.
  2. Назовите основные цвета графики.
  3. Замените фразу «изображение неживой природы» одним словом.
  4. Продолжите стихотворение «Там на неведомых дорожках…»
  5. Архитектура по-другому.
  6. Назовите художников-пейзажистов
  7. Назовите автора этих строк: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперед…»
  8. На чем рисовали первобытные художники?
  9. Как по-другому называется картина Леонардо да Винчи «Джаконда»?
  10. Назовите инструменты симфонического оркестра.
  11. Скажите полное название «Сказка о царе Салтане…»
  12. Кто автор вышеназванной сказки?
  13. Назовите русские народные инструменты.
  14. Назовите любой медленный танец.
  15. Великий русский иконописец, автор знаменитой «Троицы».
  16. Самый низкий мужской голос?
  17. Какие цвета являются основными?
  18. Назовите композитора, фамилия которого в переводе с немецкого обозначает «ручей»?
  19. Назовите цвета холодной гаммы.
  20. Как называется музыкальный коллектив, состоящий из трех человек?
  21. Назовите ближайшего родственника гармоники.
  22. Какой цвет получается при смешении желтого и синего?
  23. Что обозначает слово «динамика»?
  24. Какой цвет является и теплым, и холодным?
  25. Найдите рифму к слову «нос».
  26. Назовите двух композиторов – классиков.
  27. Что такое анималистика?
  28. Продолжите стихотворную строчку «Мой братишка молодец…»

Учитель:  Вопросы 1 тура закончились. Встаньте ребята, которые заработали орден умника! Вы должны сформировать 4 команды по 6 человек.

1 Ведущий:  Пока ребята формируют команды, выбирают капитанов, для вас   Войтина Даша исполнит песню «Здравствуй, мир!»

2 Ведущий:  Итак, есть четыре команды! Приглашаем за синий стол первую команду с капитаном _________. За красный стол приглашается вторая команда, капитан ________.

Учитель:  Послушайте условия игры. Я задаю вопрос. После удара гонга вам дается 1 минута на обсуждение. Если ответ готов –  зажигаете лампочку. Капитан команды четко говорит имя игрока, который будет отвечать на вопрос.

1 Ведущий:  Начинаем 2 тур!

Звучат фанфары.

Вопросы второго  тура

I этап

  1. По сказкам А.С.Пушкина снято множество художественных и мультипликационных фильмов. Спойте песенку Белочки из фильма- сказки о царе Салтане.

Внимание! Правильный ответ (звучит запись песенки): Во саду ли, в огороде девица гуляла…)

2. На каждый стол ведущие раздают комплект рисунков с изображением народных инструментов и инструментов симфонического оркестра.

                           Звучит мелодия «Наигрыши».

Внимание, вопрос: Назовите музыкальные инструменты, которые использовались при исполнении этой мелодии.

Внимание! Правильный ответ: балалайка, гармоника – русские народные инструменты. Кроме этого, к народным инструментам относятся баян, мандолина, домра.

3. Испанский художник-импрессионист, автор знаменитой «Девочки на шаре».

Внимание! Правильный ответ (демонстрируется слайд с портретом художника): испанский художник Пабло Пикассо

4. В чем различие между графикой и живописью?

Правильный ответ: графика подразумевает  черно-белое изображение (демонстрируется графический рисунок), основой живописи является цвет (показ репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»).

5. Спорный вопрос: Изображение  художником самого себя? (автопортрет)

1 Ведущий:   Со счетом______ победила команда ________. Поздравляем!    Приглашаем за синий стол третью команду, капитан ________. Четвертая команда во главе с капитаном ________ займет места за красным столом.

 

2 Ведущий:   Внимание! Вопросы второго этапа!

Вопросы второго  тура

II этап

1. посмотрите на экран. Вы видите репродукции картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».

На всемирно известной картине итальянского художника Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»  изображена богоматерь с младенцем Иисусом на руках. Художнику позировала простая крестьянская девушка. Ее облик стал символом материнства. Все в этой картине дышит добротой и нежностью. Внимание, вопрос: почему мадонна названа Сикстинской?

Правильный ответ: Внизу слева изображен старец, имя которого Сикст (на правой его руке шесть пальцев, шесть с греческого «сикст»). По имени старца и названа мадонна.

2. Звучит «Шутка» Баха.

Вопрос таков: назовите  инструмент, исполняющий главную мелодию.

Правильный ответ: флейта (демонстируется слайд  с изображением флейты).

3. Назовите две сказки француза Шарля Перро, по которым русский композитор Петр Ильич Чайковский написал балет.

Правильный ответ: «Золушка», «Спящая красавица».

4. Народный промысел, роспись на керамической посуде, где используются все оттенки синего цвета. ( Гжель)

5.Спорный вопрос: Искусство строить и украшать  здания? (архитектура)

1 Ведущий: Со счетом______ победила команда ________. Поздравляем!

2 Ведущий:  К участию в третьем туре приглашаются команды –   победительницы второго тура!

1 Ведущий:  За синим столом  - команда ___________, за красным - _________.  

                      Начинаем  3 тур!

Звучат фанфары.

Вопросы  третьего  тура

  1. История очень часто демонстрирует примеры, когда кардинально менялась деятельность отдельных исторических личностей. Например, саксофонист Билл Клинтон известен нам как президент США, врач Антон Павлович Чехов вошел в историю как классик мировой литературы.

Внимание, вопрос! А чем известен художник – любитель Шикльгрубер, кроме своих бездарных картин?

Правильный ответ: художник – любитель Шикльгрубер вошел в историю под псевдонимом Адольф Гитлер.

2. Звучит «Вечер» Э.Грига, демонстрируются слайды фотографий на тему «Вечер».

Что общего между фотографиями и музыкой?

3. Внимание! Черный ящик. Музыкальный инструмент и предмет кухонной утвари. Что в ящике?

Ведущий достает из ящика деревянные ложки, показывает всем.

4. Вам известны Всемирные музеи: Лувр в Париже, Метрополитен в Нью-Йорке, Палас в Мадриде, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Третьяковка в Москве. В музеях хранятся шедевры живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Что дословно обозначает слово «музей»?

 

Правильный ответ: «музей» в переводе с греческого - место, где живут музы.

5. Спорный вопрос: Этот термин употребляется и в  изобразительном

          искусстве, и математике. В рисунке он обозначает «соотношение  

          размеров частей предмета друг к другу или к целому». Что это за термин?  

          (пропорции)

Ведущий:   Итак, в ходе интеллектуальной битвы выявлен победитель! Это  (перечисляются фамилии победителей).

Ведущий:  Пока жюри готовит дипломы для вас, дорогие гости и болельщики, блиц – опрос.

  1. Сколько муз в греческой мифологии?
  2. Где живут музы?
  3. Кто управляет музами?
  4. Какая муза является самой главной?
  5. Как называется место, где живут музы?

Награждение и поздравление  победителей.