Современные приемы визуализации учебного материала на уроках
методическая разработка по истории на тему

 Разработка мастер-класса по  визуализации учебного материала на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_vizualizatsiya.docx731.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

1 слайд Тема:  Современные приёмы визуализации изучаемого материала на уроках истории

2 слайд Эпиграф 

Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли. Сухомлинский В. А.  

3 слайд Цель: Оказать  практическую помощь в повышении уровня компетентности педагогов по использованию современных  приёмов визуализации на уроках  истории

Задачи:

  •  Показать различные способы и приёмы, обеспечивающие наглядное обучение на уроках истории  
  •  Создать условия для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Здравствуйте, уважаемые учителя.

На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это   нежелание детей учиться. Как можно решить эту проблему? 

4 слайд Для этого вспомним теорию деятельности. Ведь учение – это деятельность. Её эффективность зависит от двух факторов – способностей ребёнка и мотивов. Значит, мы должны смотивировать наших учеников. 

Безусловно, одним из приоритетных способов повышения учебной мотивации современных детей является использование метода визуализации. Почему? По мнению социологов, сегодня рождается  новая модель культуры, создается новый мир, который перестает восприниматься как текст, он становится Образом. В результате реальность, в том числе историческая, переосмысливается в контексте истории образов. Визуальный поворот оказывает существенное влияние на изменение технологий исторического познания и, возможно, станет причиной их кардинальной перестройки. В результате меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры.

К тому же при изучении такой дисциплины, как история, работа с визуальными источниками всегда играла большую роль. Это связано с самыми различными факторами. Во-первых, увеличивается возможность реализации деятельностного подхода на занятиях, усиливается познавательный интерес у обучающихся. Во-вторых, оптимизируется работа с историческими понятиями, обучающиеся наглядно представляют предмет беседы и могут почувствовать «дух эпохи».  

Метод визуализации удовлетворяет очень важную потребность человека – потребность в эмоциях- учебная деятельность в результате  становится эмоционально насыщенной.  Задействуются все инструменты  познания детей -  и зрение, и слух, и воображение, и мышление. Воспринимая на слух, мы способны почувствовать, вообразить (способность сознания создавать образы, идеи…) – удивить себя, оживить эмоции. А далее – интерес – творчество – мышление – представление. Еще Аристотель указывал, что «удивление порождает мышление», говоря современным языком, создает атмосферу творчества. И на эту благодатную почву можно сеять семена знаний.

5 слайд Визуализация – (от лат. visualis- зрительный) -  создание условий для зрительного наблюдения.

6 слайд Наглядным называется обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.  

 7 слайд  Принцип наглядности в своё время Я. Коменский охарактеризовал так: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Классификация наглядности:

8 слайд Изобразительная наглядность

  • работа с мелом и доской;
  • репродукции картин;
  • фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
  • учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
  • рисунки и аппликации;
  • видеофрагменты;
  • аудиофрагменты;
  • видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).

9 слайд Условно-графическая

  • таблицы;
  • схемы;
  • блок-схемы
  • диаграммы;
  • графики;
  • карты;
  • картосхемы;
  • планшеты.

10 слайд Предметная

  • музейные экспонаты;
  • макеты;
  • модели.        

 11 слайд  В учебной деятельности визуальные источники: 

- выступают средством формирования мировоззрения,

-стимулируют развитие абстрактно-логического мышления,

-сокращают время на обучение.

- выступают носителями новых исторических знаний,

-иллюстрируют теоретический материал,

-они помогают при актуализации знаний,

-помогают для  закрепления и проверки знаний.

-создают проблемную ситуацию

-формируют эмоциональный компонент

12Слайд Приёмы визуализации:

  • Демонстрация видеофильма, презентации
  •  «Звучание эпохи»
  • «Цвет эпохи»
  • Ассоциация
  • «Предмет эпохи» (работа с наглядностью)
  • Кроссенс

13Слайд Варианты заданий могут быть самыми разными:

- анализ источника

-составление визуальных источников (таблиц, схем, диаграмм, презентаций и др.)

- составление характеристики исторического деятеля

-составление рассказа на основе источника

14 слайд Правила применения:

  •  Все, что можно, представляйте для восприятия органами чувств.
  • Не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий.
  • Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, воспитывайте внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  • Варьируйте наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.
  • Следите, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.
  • Используйте наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.
  • Помните, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.

15 слайд   Для визуализации обучения на уроках истории и обществознания активно применяю специализированные  предметные электронные ресурсы.  Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru ), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достаточно давно и эффективно зарекомендовали себя предметные модули, помещенные на вышеуказанных сайтах.     

        16слайд Новым приёмом визуализации материала сегодня является «кроссенс», который способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов" и этот метод разработан  Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд",  которое в переводе с английского означает "пересечение слов".

Кроссенс  впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". 17Слайд Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

 Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

18Слайд Задача  учащихся– объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, дать название кроссенсу.  Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева  направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как  первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.  По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.  

19 Слайд Задание у вас будет следующее- определить тему кроссенса и установить взаимосвязи между картинками.                  «Праздник»

20 слайд «Пищевая цепочка»

21 слайд «Пушкин»

*Применять кроссенс можно на любом предмете и в любом классе. Кроссенс может быть составлен по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Он может стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио.

*Использование такого метода хорошо при изучении нового материала, выведение темы урока, установка проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала. Так же можно использовать кроссенс в качестве домашнего задания.

Кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем:

- отражает глубину понимания учеником заданной темы;

  • способствует развитию логического и образного мышления;
  • повышает мотивацию;
  • развивает способность самовыражения.

Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

22 слайд «Пётр Первый»

Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями. Например  исторический кроссенс по теме «Дворцовые перевороты» для учащихся 10 класса  C:\Users\Леся\Desktop\Кроссенсы\notitle5.JPG

   

Учащиеся называют эпоху дворцовых переворотов и правителей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке - Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Анна Леопольдовна, Иван VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II. Пётр Первый помещён в середину как способствовавший началу этой эпохи, создавший предпосылки для неё своей политикой и указом о порядке престолонаследия.

Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.

  Это простой вариант чтения кроссенса. Этот вариант предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией.

23 слайд «Жизнь»

Более высокий уровень-это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические. Тогда кроссенс нужно разгадать.  Давайте попробуем это сделать….

Пример

1 – Началом живого является клетка;

2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;

3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;

4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;

5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;

6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального  и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;

7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;

8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;

9 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.

24 слайд «Выбор увлечения»

Кроссенс на тему «Каждый человек сам выбирает, чем ему заниматься в свободное время»

 

25 Слайд Алгоритм составления кроссенса вы видите на экране:

1. определить тематику, общую идею;

    2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;

3. найти связь между элементами, определить последовательность;

4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;

9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).

Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.

Задание составить кроссенс на тему «Система образования сегодня» (Учителя составляют и защищают свой кроссенс)

Таким образом,  кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала

Учебно-методический материал по теме "Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала" (из опыта работы)...

Современные приемы визуализации учебного материала на уроках

Мастер -класс по  применению принципа наглядности  на уроках....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Современные средства визуализации учебного материала в обучении детей с ОВЗ»

Российский национальный проект «Образование» включает в себя такие важные вопросы как применение инноваций и интерактивного оборудования в учебном процессе.  Новые информационно-...

«Цифровая визуализация учебного материала на уроках иностранного языка». Из опыта работы.

Представленный методический материал ориентирован на педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях. При знакомстве с этой методической разработкой педагоги смогу...

Технология визуализации учебного материала на уроках музыки.

Практический опыт использования технологии визуализации....

Методы и приемы визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы.

Актуальность темы исследования определяется применением на практике визуальных форм усвоения учебной информации, которые позволяют изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщен...