Православные храмы Подмосковья
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Интегрированный урок истории и духовного краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированный урок33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока духовного краеведения Подмосковья, истории, литературы « Храмы нашей местности» учителей

МОУ «Починковская средняя общеобразовательная школа»

Спириной О.А. и Файзухановой Н.И.


           Мы живём в очень сложное время.  Вопросы  духовности и нравственности, казалось бы, отодвинуты  сейчас обществом на  второй  план,  приоритеты отдаются  вопросам  материальным, приобретению «земных  сокровищ». Но при этом   все   осознают, что  без  «сокровищ небесных» все  попытки навести  порядок в политической и экономической  сфере  обречены на провал.

На протяжении почти десяти веков русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые и по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы . История русской культуры неразрывно связана с историей русской церкви. Смысл этой культуры невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианстве.

Приобщение школьников к высокой  духовной культуре – дело трудное. Оно требует от самого учителя напряжения сил, подлинной любви. На уроках духовного Подмосковья, литературы, истории, изобразительного искусства, МХК и музыки ученики знакомятся с произведениями великих русских художников, музыкантов, поэтов, писателей, историческими деятелями.

За каждой картиной, книгой, музыкальным произведением должна стоять личность автора, его судьба, его радости и страдания цели и надежды.  Это требует от учителя способности варьировать методы и приемы работы, видеть личность ученика и обладать высокой гуманитарной и духовной культурой.

При всей сложности исторического развития нашей страны в русском искусстве не распалась связь времен.  Диалог «художественного» и «духовного», переходящий из века в век, продолжается сегодня на наших уроках, помогает решать вечные проблемы и утверждать ценности, соотносимые с понятиями Истины, Добра, Красоты. Как же происходит приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям?

Особый интерес у учащихся Починковской СОШ вызывают интегрированные уроки по истории, духовному краеведению Подмосковья, литературе, которые проводятся в нашей школе учителями – предметниками.

Вашему вниманию мы предлагаем план-конспект интегрированного урока «Православные храмы нашей местности», который подготовили и провели учитель истории Спирина Ольга Анатольевна и учитель литературы и духовного краеведения Подмосковья Файзуханова Наталья Ивановна.

МОУ «Починковская средняя общеобразовательная школа»

План - конспект интегрированного урока

по предметам

«Духовное краеведение Подмосковья» и "История".

Тема

«Православные храмы Подмосковья»

 Подготовили: учитель духовного краеведения Подмосковья Н.И.Файзуханова,

учитель истории О.А.Спирина

Цель:способствовать развитию интереса к истории православной культуры нашего края через изучение истории храмов  малой родины.

Задачи:

        Образовательные:знать понятия:притвор, храм, алтарь, иконостас; даты:1869г, 1584г; имена: отецСтефан Сперанский.

        Развивающие:продолжать развивать

- навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложение собственных мыслей и эмоций;

-навыки рассмотрения и осмысления полученной информации;

-умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;

-умение высказывать и аргументированно доказывать свою тоску     зрения;

- умение выступать публично, литературно выражая свои мысли.

        Воспитательные: воспитывать нравственные качества, патриотизм, гуманность и милосердие через изучение  истории православной культуры нашего края.

Технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное, метод проектов

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку

Приветствие учителя.

1 мин

2.

3.

4.

Эмоциональ-ный настрой учащихся.

Вступительное слово.

Формулировка темы и  цели урока.

Постановка проблемы.

Звучит музыка В. Моцарта симфония №6 «Музыка ангелов». Файзуханова Н.И. читает стихи:

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь теплятся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы божьи по лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили и синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России:

 здесь мама, здесь Храм, здесь отеческий дом!

Спирина О.А.

Сегодня у нас необычный урок – урок истории и духовного  краеведения одновременно. История основывается на фактах уже свершившихся,  позволяет нам делать выводы, извлекать уроки. Духовное   краеведение  указывает путь,  по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку.

Файзуханова Н.И. Тема нашего урока «Православные храмы нашей местности».

Сегодня на уроке каждый из вас попробует найти ответ на вопрос «Что значит храм в жизни православных христиан?»

Настраиваются на работу во время урока.

2 мин

5.

Проверка домашнего задания:

фронтальный опрос

Файзуханова Н.И. Предлагаю с открытой головой, чистыми помыслами, любящим сердцем совершить паломничество по храмам нашей местности. Стремясь обрести благодать, люди часто отправляются за тридевять земель, не задумываясь, что не меньшую благодать мы можем обрести рядом, посещая храмы, монастыри, которые находятся рядом.  

Повторим тему предыдущего урока. Давайте вспомним «Внутреннее устройство православного храма». Учитель задаёт вопросы ученикам.

Бесспорно, то о чем рассказывалиребята, должен знать каждый православный христианин.

Отвечают на вопросы учителя, повторяют понятия темы.

5 мин

6.

Новая тема:

мин

6.1

6.2

6.3

рассказ учителя истории об истории храма Троицы Живоначальной в селе Шарапово, сопровождающийся трансляцией презентации;

чтение стихотворенийохрамах учащимися

рассказ ученика об истории Николо-Радовицкого мужского монастыря с комментариями учителей;

трансляция презентации

Спирина

О.А. Сельский храм. Сколько чувств вызывают эти слова в сердце каждого русского человека! Невозможно представить себе сельский пейзаж без церкви или хотя бы часовни.

Праздники и будни, радость и горе – они неразрывно связаны с храмом. От крещения до отпевания, начало и конец, а между ними трудный ко спасению – и всё это храм. Из истории мы знаем, что раньше сельский храм был не только центром духовной и культурной жизни села, но и его украшением, а сельский батюшка был наставником, и просветителем для своих прихожан, а для их детей часто и первым учителем.

Каждый храм, пусть даже самый малый, сопричастен к мгновенной истории нашей Отчизны.

На предыдущем уроке вы познакомились с историей    Преображенского храма с. Починки и судьбами  священнослужителей храма.

Сегодня я расскажу ещё  об одном  – сельском приходском храме во имя Троицы Живоначальной в селе Шарапово Шатурского района Московской области, некогда Рязанской губернии, Егорьевского уезда, Куплеямской волости, куда недавно мы с вами ребята совершили паломчество....Учитель рассказывает.....  В 2009 году начинается новая страница в жизни Троицкого храма.

Файзуханова Н.И. Русские поэты в своих стихах описывали храм как нечто очень близкое, хорошо знакомое, родное. Войдя в храм, человек настраивается духовно и душевно. Огоньки лампад, мерцание свечей, лики святых на иконах, голос священника – всё это настраивает нас на душевный лад. И это состояние присутствует в стихах.        Послушаем стихи.

Файзуханова Н.И. В прошлом году мы с ребятами совершили паломничество в Николо - Радовицкий монастырь, который находится в 15 км от нас. Впечатлений было море! Из руин подняли прекраснейший монастырь, уникальный исторический памятник! Очень хочется, чтобы и вы побывали там. У него удивительная история!         Давайте послушаем сообщение, которое вместе с учителем истории подготовила  Зайцева Татьяна.

Добавляет Файзуханова Н.И.

Уникальная фигура Николая Угодника из яблоневого дерева, продолжал совершать чудеса. Сюда едут паломники со всех уголков нашей земли, чтобы увидеть Святое озеро и этот образ.          Пожар остановился в 300 м от храма. Не чудо?  А рядом находилась сгоревшая деревня Моховое.

Спирина О.А.

Из руин восстанавливаются православные храмы, радуя нас своей красотой и чистотой, украшая и исцеляя Россию. Я уверена, что с восстановлением храма изменится и наша жизнь: каждому из нас предстоит тяжелый, но такой радостный труд - построить храм Божий и в своем сердце.

Спирина О.А.

Музыканты, поэты, молодые люди и пожилые ищут свою дорогу в храм. Иногда эти поиски продолжаются всю жизнь. Когда мы готовились к этому занятию, то нашу душу затронула песня Олега Газманова «Мой храм», которая,  по-моему, очень созвучна теме нашего урока.

Лобышева Вероника и Храмцова Екатерина выразили свои впечатления от поездки в Троицкий храм и уроков в презентации, которую назвали "Дорога в храм". Давайте посмотрим.         

Слушают и смотрят слайды

Под звуки духовной музыки

 И. Зверков, Д.Бадин,

Д. Голубев

читают стихи наизусть.

Сообщение ученицы.

Учащиеся слушают.делают записи.

6 мин

4 мин

6 мин

1

мин

6 мин

7.

Рефлексия.

Файзуханова Н.И.

Мы совершили паломничество в храм  Троицы Живоначальной, познакомились с историей мужского Николо-Радовицкого монастыря. Теперь хотелось бы услышать ваши впечатления от посещения  храма.

И ответы навопрос, который мы поставили в самом начале  урока «Что значит храм в жизни православных христиан ?»

Ответы учащихся на проблемный вопрос. Зачитывают сочинение -эссе «Что значит храм в жизни православных христиан ?»

5 мин

8.

Подведение итогов.

Файзуханова Н.И. Бесспорно, в храме присутствует божественное начало, но без тепла человеческих рук, не выселись бы храмы на нашей земле.

И самое главное:  построить храм в своем сердце. Храм веры, любви к ближнему, храм милосердия, добра, истины. Поверьте, это нелегко, но к этому нужно стремиться.

Слушают.

7-8

мин

Рассказ отца Александра о его «дороге» в храм.

Слово настоятелю Преображенского храма с. Починки отцу Александру. Что значит храм в вашей жизни? Какова ваша дорога в храм?

9.

Выставление отметок.

Учителя комментируют отметки.

Выставляют в дневник

2 мин

10.

Домашнее задание.

Звучит музыка Моцарта симфония №6 «Музыка ангелов».

Вопросы и задания с 1-6 стр 79.

Записывают в дневник

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

Православные святыни Подмосковья. Сергий Радонежский.

В своей работе я пыталаь провести исследование биографии святого преподобного Сергия Радонежского, показать значение его личности в истории России, а также влияние её на духовную и религиозную жизнь л...

Православные святыни Подмосковья. Сергий Радонежский.

Актуальность проекта определяется постановкой проблемы данной работы: провести исследование биографии святого преподобного Сергия Радонежского, показать значение его личности в истории России, а также...

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...