Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Фефилова Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10_a_kl_hmao.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Угутская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

руководитель МО

МБОУ «Угутская СОШ»

___________/ Шишкина Е.М./

Протокол № 1

«28» августа 2017 г.

Согласовано:

руководитель методсовета

МБОУ «Угутская СОШ»

_____________/Алтаева М.Г./

Протокол № 4

от «29» августа 2017 г.

Утверждаю:

директор

МБОУ «Угутская СОШ»

____________/Титоренко Е.В./

Приказ № 639

от «31» августа 2017г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «История ХМАО»

для 10 А класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

Фефилова Татьяна Юрьевна,

кандидат культурологии,

учитель истории и обществознания,

1 квалификационная категория

 

с.п. Угут, 2018

1. Пояснительная записка

Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» по всеобщей истории для 10 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и обеспечена УМК для 10 классов «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Программа курса для учащихся средней (полной) школы / Н.Н. Баранов и др. – Екатеринбург, 1999 и История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов / Н.Н. Баранов и др. – Екатеринбург, 1999.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения курса истории ХМАО:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, истории Югры и ее места и роли в отечественной истории, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; творчески применять исторические знания;
  • развитие интереса и уважения к  истории и культуре народов, населяющих Югру, стремления сохранять и приумножать культурное наследие народов  своего региона и страны;
  • освоение систематизированных знаний по истории Северо-Запада Сибири, формирование целостного представления о месте и роли Югры во всероссийском и мировом историческом процессе;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия обучающимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Изучение курса истории в 10 классах основывается на проблемно - хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования и т.д.).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: экологический; этнографический; культурологический; исторический.

Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

 Данный курс должен способствовать приобщению подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям.

В процессе изучения предмета обучающиеся, получают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные работы, тесты, исторические диктанты, эссе) и устный опрос (собеседование, зачет по карте, защита проекта). По итогам изучения разделов запланированы письменные контрольные работы.

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса и курса истории, тесную взаимосвязь всех вышеназванных предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования предмет и с приказом о внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, учрежденные приказом департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 г № 99. отводится для обязательного изучения предмета «История ХМАО-Югры» в 10-11 классах – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

В 10 классе общая учебная нагрузка по предмету — 35 учебных часов.

В комплект учебных материалов по истории для 10 класса входят:

  1. учебники;
  2. хрестоматии, сборники документов;
  3. настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
  4. сборники заданий, электронные обучающие программы;
  5. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
  6. книги для чтения.

Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.

Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:

  1. программно-нормативные документы;
  2. тематическое планирование;
  3. предметные и курсовые методические пособия;
  4. методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, и др.


2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории ХМАО предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России, частицей малой Родины-Югры.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • знать соотношение истории России и истории родного края, роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
  • знать взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов, единство исторического процесса.
  • понимать особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли, относительную мягкость русской колонизации Сибири.
  • знать основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств, русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечательности).
  • иметь представление о культуре и быте народов края, об основных исторических источниках по истории края.
  • знать выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
  • уметь сопоставлять знания истории родного края с современными проблемами развития округа.

 

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10 классов по истории ХМАО в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 10 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в. основные этапы отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить хронологию истории России и истории ХМАО;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий истории ХМАО;
  •  группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и Югры с древнейших времен до к. XVIII в., об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
  • анализировать информацию различных источников по истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в.;

4. Описание (реконструкция): · составлять описание образа жизни различных групп населения Югры с древнейших времен до к. XVIII в., памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях новейшей истории;

5. Анализ, объяснение: ·

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и Югре с древнейших времен до к. XVIII в., памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях в истории Югры;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в.;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Югры с древнейших времен до к. XVIII в.; б) эволюции политического строя; в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Югры;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Отечества (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в., сравнивать исторические ситуации и события;

6. Работа с версиями, оценками:

  • давать оценку событиям и личностям истории ХМАО с древнейших времен до к. XVIII в.;

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


3. Содержание учебного предмета

История ХМАО 10 класс

(1 часа в неделю, 35 часов)

Введение

Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах. Происхождение и значение названия «Сибирь».Западная Сибирь и ее природно-ландшафтные зоны. Бассейн Среднего Обь-Иртышья — часть Западной Сибири. Древнейшие сведения о Среднем Обь-Иртышье. Югра — одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Открытие Югры новгородцами. Югра — место проживания различных народов. Представление о Югорской земле в XII-XVI вв. Место и роль края в российской истории.

Раздел I. Наш край в древности

Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита. Открытия неолитического человека. Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства. Представления таежных жителей о духах. Единство окружающего мира и человека. Представления о душе. Мифологическая картина мира в ранних и поздних сказаниях коренных народов края. Возникновение земли, растений, животных и людей. Устройство мира. Божества коренных жителей Приобья.

Раздел II. Югорское средневековье

В начале железного века. Общественная организация народов севера Западной-Сибири в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири: борьба за лесостепь и освоение Арктики. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины». Торгово-обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Болгария и Золотая Орда — главные торговые посредники Югры. Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI — первой половине XV в. Пути за Камень. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с югорскими племенами. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо-востоке в XIV в. и миссия Стефана Пермского. Утрата Новгородом своих позиций в Югре. Причины и процесс формирования угорских княжеств. Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Общественная организация обских угров. Князья и «лучшие люди». Организация и функции княжеской власти. Рядовое население: экономическое, социальное, юридическое положение. Зависимое население. Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана: географическое положение и этнические процессы. Формирование этнической общности сибирских татар. Юг Западной Сибири в конце XIV — начале XV в. Междоусобная борьба ордынских ханов. Образование Тюменского ханства и его гибель.

Раздел III. «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв.

Взаимоотношения Москвы и Сибири. Укрепление Московских позиций в Приуралье в 50-х гг. XV в. Пелымское княжество XV в. - раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XV в. Зауральские походы московских войск. Характеристика взаимоотношений Московского государства и Югорской земли в XV в. Казачество как социокультурный феномен Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в. Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения код-ского населения. Ляпинское княжество. Сосьвинское и Казымское княжества. Обдорское княжество. Пелым и Конда. Сургутские княжества.

Раздел IV. Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в.

Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика. Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20-х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские. Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ-ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).

Раздел V. В составе Российской империи (Югра в XVIII в.)

Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне. Тема 2 Административное устройство и управление края в XVIII в. Административное устройство и управление края в начале XVIII в. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно-территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок (1786— 1788 гг.). Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла. Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.


4. Тематическое планирование курса история в 10 А классе

Название раздела

Кол-во часов

В том числе на проведение

Основные виды учебной деятельности

Инвар.

Вар.

Лабораторных работ        

Практических работ        

Контрольных работ

1

Введение

1

0

0

0

Объяснять: Смысл и назначение истории и ее регионального компонента.

Знать: Понятие «Сибирь». Югра - одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Место и роль края в российской истории. Современное географическое и политико-административное положение округа

Уметь показывать на карте объекты и события, анализировать и обобщать информации разных источников.

2

Раздел I. Наш край в древности

5

0

0

0

Знать хронологию, понимать исторические факты и явления, анализировать и обобщать информации разных источников

Извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

3

Раздел II. Югорское средневековье

7

0

1

0

Знать: патриархальная семья, родовая община, соседская община, военная демократия, каганат; Полукочевое скотоводство, католичество, мадьяры, Колонизация, христианизация, гиперборейские.

Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой.

Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

4

Раздел III.

 «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв.

8

0

0

0

Знать: Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение, колонизация, христианизация, гиперборейские.

Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой.

Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

4

Раздел IV.

Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в

6

0

0

0

Знать: Воевода, подрядные воеводы, волостное управление, повинности ясачных людей, таможенная политика Служилые люди, посадские люди, гулящие люди, казаки Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение.

Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой.

Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

5

Раздел V.

В составе Российской империи (Югра в XVIII в.)

8

0

1

0

Знать: этнос, секуляризация, автономия, оброк, ясак, налог Подати, сословия, окладной ясак, подушная подать

Уметь: Сравнивать информацию выявлять сходство и различие, создание презентаций.

ИТОГО

35

0

2

0


5. Календарно-тематическое планирование по курсу история в 10 А классе

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

По плану

По факту

Введение

Раздел I. Наш край в древности

Север Западной Сибири в каменном веке

Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

Природа и человек в представлении обских угров

Раздел II. Югорское средневековье

Север Западной Сибири в железном веке

Западносибирская прародина венгров

Югра в системе мировой пушной торговли

Походы новгородцев на Северный Урал и Зауралье в XI – п.п. XV вв.

Образование угорских княжеств

Государство сибирских татар в XIII – XV вв.

Учебная конференция «Древняя земля»

Раздел III. «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв.

Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства

Сибирские татары в XVI в.

Поход дружины Ермака в Сибирь

Первые русские города и остроги в Западной Сибири

Город Сургут

Угорские княжества в составе Российского государства на рубеже XVI – XVII вв.

Богатырь Тонья в эпосе и в истории

Раздел IV. Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в

Северо-Западная Сибирь под властью Российского государства в XVII в.

Русское население Северо-Западной Сибири в XVII в.

Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII в.

Судьба властелинов приобской тайги

Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII в.

Язычество и христианство на обских берегах

Язычество и христианство на обских берегах

Раздел V. В составе Российской империи (Югра в XVIII в.)

Народы края в XVIII в.

Административное устройство и управление края

Экономическое развитие края

Государственные повинности

Секретные узники Березова

Культура и быт народов края

Учебная конференция «Русские в Западной Сибири»

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс

разработка рабочей программы по истории ХМАО для 10 класса...

Рабочая программа по истории ХМАО- Югры.

Рабочая программа по истории ХМАО- Югры. составлена на основе регионального компонента  государственного образовательного стандарта   среднего   общего  образования...

Рабочая программа по истории ХМАО 10 класс

Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней»  является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого  образова...

Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс

Общая характеристика учебного курса:Курс «История Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра с Древности до наших дней»  является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого  образова...

Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс

Рабочая программа по истории ХМАО 11 класс...

Рабочая программа по истории ХМАО

Рабочая программа по истории ХМАО...