Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейное дело"8 класс.
    календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему

    Черкасова Вера Геннадьевна

    Внеурочная деятельность 8 класс "Музейное дело".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzeynoe_delo_8_klass.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 8 «Экос» г. ДОЛГОПРУДНОГО

    ( МБОУ  ШКОЛА №8)

    РАБОЧАЯ

    ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности

    Социальное направление

    «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

     ( базовый уровень)

    8 класс

    Составитель:

    Черкасова Вера Геннадьевна

    учитель высшей квалификационной категории

    2018 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа кружка «Музейное дело» составлена на основе:

    1. Федеральный закон от 21.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    2. Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области. Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой. Министерство Образования Московской области.  Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.

    3. Преподавание основ музейного дела в школе. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./

    4. Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.

    Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

    Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

    Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.

    При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

    В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

    Актуальность программы.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

    Цель: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы.

    Задачи программы:

    1. Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

    2. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

    3. Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

    4. Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.

    5. Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.

    6. Сформировать научные и профессиональные интересы.

    7. Воспитать музейную культуру.

    Программа кружка «Музейное дело» рассчитана на обучающихся 8 классов. Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.

    Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, 1 час в неделю.

    Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.

    Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры города-героя Смоленска, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.).

    Результаты освоения предмета

    Личностные результаты:

    - осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;

    - осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

    - понимание культурного многообразия своего отечества, уважение к культуре своего и других народов.

    Метапредметные результаты:

    - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;

    - овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;

    - использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;

    - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);

    - готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.

    Предметные результаты:

    - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

    - формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

    - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Тема

    Часы

    1

    Вводное занятие.

    2

    Роль музея в жизни человека.

    3

    Свидетели истории - ваши помощники в поисковой работе.

    4

    Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

    5

    Как работать с газетами, журналами и книгами.

    6

    Учет и хранение собранных документов и вещей.

    7

    Оформление результатов поиска и создание экспозиции музея.

    8

    Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

    9

    Забота о ветеранах – наш священный долг.

    10

    Как записывать воспоминания.

    11

    Исторические источники как средство познания исторического прошлого.

    12

    История музейного дела в России.

    13

    Многообразие вспомогательных дисциплин.

    14

    Объекты исследования.

    15

    Изучение истории школы.

    16

    Выставочная деятельность музея.

    17

    Подготовка и проведение игрового мероприятия.

    Содержание программы.

    1. Вводное занятие. Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные.

    2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

    3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях, ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».

    4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники ( символы, атрибуты).

    5.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

    6. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

    7.Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.

    8. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).

    9. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.

    10.Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с «тимуровской работой». Какую помощь можно оказать ветеранам.

    11.Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

    12.Исторические источники как средство познания исторического прошлого. Что такое исторический источник? Классификация исторических источников.

    1. Письменные;

    2. Вещественные;

    3. Лингвистические;

    4. Этнографические;

    5. Устные.

    Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.

    13. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в. Музеи Смоленской области.

    14. Многообразие вспомогательных дисциплин.

    1. Археология

    2. Археография

    3. Генеалогия

    4. Геральдика

    5. Дипломатика

    6. Кодикология

    7. Метрология

    8. Нумизматика

    9. Ономастика

    10. Палеология

    11. Сфрагистика

    12. Фалеристика

    13. Хронология

    14. Эпиграфика.

    15. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место в исторической науке.

    16. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

    Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

    17. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

    18. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок.

    Календарно-тематическое  планирование

    1

    Вводное занятие.

    1

    2

    Роль музея в жизни человека.

    1

    3

    Свидетели истории - ваши помощники в поисковой работе.

    1

    1

    4

    Свидетели истории - ваши помощники в поисковой работе(практика)

    5

    Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

    1

    1

    6

    Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.(практика)

    7

    Как работать с газетами, журналами и книгами.

    1

    1

    8

    Как работать с газетами, журналами и книгами.(практика)

    9

    Учет и хранение собранных документов и вещей.

    1

    10

    Оформление результатов поиска и создание экспозиции музея.

    1

    11

    Оформление результатов поиска и создание экспозиции музея.(практика)

    12

    Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.

    1

    1

    13

    Как подготовить доклад, выступление, презентацию (практика)

    14

    Забота о ветеранах – наш священный долг.

    1

    15

    Как записывать воспоминания.

    2

    2

    16

    Как записывать воспоминания.

    17

    Как записывать воспоминания.

    18

    Исторические источники как средство познания исторического прошлого.

    1

    1

    19

    Исторические источники как средство познания исторического прошлого.

    20

    История музейного дела в России.

    1

    21

    Многообразие вспомогательных дисциплин.

    1

    22

    Объекты исследования.

    1

    1

    23

    Изучение истории школы.

    2

    3

    24

    Изучение истории школы.

    25

    Выставочная деятельность музея.

    26

    Выставочная деятельность музея..

    1

    2

    27

    Выставочная деятельность музея.

    28

    Выставочная деятельность музея.

    29

    Выставочная деятельность музея.

    30

    Выставочная деятельность музея.

    31

    Выставочная деятельность музея.

    32

    Выставочная деятельность музея.

    23

    Подготовка и проведение игрового мероприятия.

    2

    1

    Всего:

    34

    Согласовано                                                                                      Согласовано

    Протокол заседания ШМО                                                            Зам. директора по УВР                                                        

    учителей основной школы                                                          __________ М.А. Макарова

    от 29. 08.2018 №1                                                                            29.08.2018

    __________/Макарова М.А../


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

    Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

    Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

    Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

    Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

    Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

    Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс.

    Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс....

    Календарно-тематическое планирование для внеурочной деятельности 5 класс

    Данное календарно-тематическое планирование составлено по ФГОС для внеурочной деятельности 5 класс по программе "Город мастеров"....