Статья. "Работа с таблицами и схемами на уроках истории в старших классах".
статья по истории на тему

В статье излагается алгоритм работы со схемами, диаграмами и таблицами, обосновывается их применение и польза при изучении нового материала и повторении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработчик:

Павленко И.В., учитель истории, обществознания и географии

Работа с таблицами и схемами на уроках истории в старших классах.

    ХХI век - век гуманитарных технологий, на первый план выходят гуманитарные науки, среди которых история занимает первое место. Сейчас очень важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Преподавателю необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к предмету, ставить перед ними познавательные задачи различной сложности.

   При изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять работе учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учащихся на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Конечно, не только таблицы играют такую роль, но и иллюстрации, карты и др. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с группами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методичках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всей группы не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы. Применение таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик. К тому же у учащихся юношеского возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность таблиц и схем, связанных с раскрытием и углублением обществоведческих понятий. Они помогают систематизировать, классифицировать материал, «свертывать» его в некие логические, наглядно воспринимаемые структуры, позволяют организовать продуктивную работу с учебником.

Особенно полезно использовать наглядные схемы и таблицы при блоковом (тематическом) обучении в качестве источника знаний, зрительной опоры в рассказе учителя, при закреплении пройденного материала. Графическая схема помогает разбить сложный вопрос на несколько отдельных проблем. Она позволяет отобразить их в условной форме, установить взаимосвязи между составляющими ее элементами и компонентами.

Использование схем (таблиц) при проверке знаний способствует выявлению умений обучающихся оперировать изученным материалом, конкретизировать его. Обучающимся предлагается дополнить логическую схему или заполнить различные виды таблиц, используя полученные теоретические знания. Предлагаемая работа помогает разнообразить виды и формы проверки.

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

Схемы – диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Особо необходимо выделить значение схем для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Схема, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Она позволяет без помощи преподавателя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний, позволяет сжато записать любую лекцию.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 Мая 2012 г. №413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования // Российская газета. - 2012. - №5812.
  2. Абашкина О.А., Требования к современному уроку обществознания в свете ФГОС [Электронный ресурс] /Абашкина О.А.// – Режим доступа: http://www.ufa-edu.ru/nimts/an-online-community-of-teachers-of-teachers/history-social-sciences-law-economics-internal-tabs-forum-for-teachers-of-this-category/sovr%20urok%20(2).doc
  3. Колотовкина С.Г., Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС / Колотовкина С.Г. // Отечественная и зарубежная педагогика - 2012. № 6 (9). С. 34-42.
  4. Поляков Л. В. Обществознание : глобальный мир в XXI веке : 11 кл. : метод. пособие / Л. В. Поляков, А. Н. Иоффе. — М. : Просвещение, 2008. — 176 с.
  5. Тушева Н.Н. Технология интерактивного обучения, как средство формирования ценностно - смысловых компетенций Наука и образование: новое время / Тушева Н.Н . 2014. № 3. 78-84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы на уроках литературы в старших классах

Схемы различных типов для уроков литературы в старших классах (по программам Курдюмовой , Агеносова, Журавлевой)....

Блочно-модульная организация уроков истории в старших классах

Сущность данной работы заключается в эффективной организации процессов обучения, обобщения, систематизации и применения знаний на основе рационального использования форм, методов, приемов урока и допо...

Наглядные материалы (таблицы, схемы) для уроков русского языка (5 класс)

При объяснении нового учебного материала большое внимание уделяю наглядности, графическому оформлению теории. Иногда предлагаю ребятам уже готовые схемы/таблицы, иногда - частично заполненные (учащиес...

Работа над пересказом на уроках истории в старших классах коррекционной школы № 8

В данной работе представлен анализ и описание наиболее эффективной модели методических приемов  работы над пересказом на уроках  истории в старших классах коррекционной школы, которая позвол...

Работа с документами на уроках истории в старших классах в системе исследовательской деятельности обучающихся

Одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность обучающихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является использование исторических ис...

Сборник таблиц и схем по предмету " История"

Для профессий с специальностей среднего профессионального образования...

Модульное обучение на уроках истории в старших классах

Исследование на тему модульного обучения на уроах истории в старшей школе...