Опорные схемы на уроках литературы в старших классах
методическая разработка по литературе по теме

Схемы различных типов для уроков литературы в старших классах (по программам Курдюмовой , Агеносова, Журавлевой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_shemy_na_urokah_literatury_v_starshih_klassah.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районной секции учителей русского языка и литературы учителя Шайковской средней школы №2 Захарченко О. А. на тему:

«Применение опорных схем на уроках литературы в старших классах».

План.

  1. Методическая целесообразность применения опорных схем.
  2. Классификация опорных схем.
  3. Работа с опорными схемами на уроках литературы в старших классах.

  1. Ещё в 90-е гг. XX в. на страницах методических журналов разгорелась полемика по вопросу принципиальной возможности фиксации художественного текста в виде формул, знаков, символов, т.е. схематично (Аркин И.И. – Крот Ю.Ф.). Противники данного приёма выдвигали опасения: не сама ли схема станет предметом изучения? Зачем она уроку литературы?

Сторонники же, среди которых Любимов О.И. (создатель методики ОСК), Мелехина В.В., Мещерякова М.И., Богомолова Т.И., Малыхина Е.В., утверждают, что схема лишь средство постижения текста.

Так Мелехина В.В., Мещерякова М.И., Богомолова Т.И. – каждая по-своему – обосновали преимущества данного методического приёма:

  1. Мелехина В.В. обратила внимание на повышение информативной плотности урока, совершенствование навыков самообразования;
  2. Мещерякова М.И. указала на то, что схемы существенно облегчают усвоение сложных теоретических понятий, дисциплинируют мышление;
  3. Богомолова Т.И. определила место приёма в структуре урока (схема используется на этапе осмысления нового или закрепления, обобщения изученного), акцентировала внимание на развивающей функции приёма, его воспитательной роли (воздействие произведения эффективнее).

Приняв за исходные положения о возможности и целесообразности применения схем-опор на уроках литературы, назовём цели и принципы, которые были заложены в методику «первопроходцем» «Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» Виктором Фёдоровичем Шаталовым.

Среди целевых ориентаций можно выделить следующие:

  1. формирование ЗУН;
  2. обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

Среди принципов:

  1. динамический стереотип деятельности, применение опор как ориентировочной основы действий.

«Заслугой Шаталова В.Ф., - как считает автор книги «Современные образовательные технологии» Селевко Г.К., - является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке».

Следовательно, можно ожидать, что использование опорных схем на уроке литературы даст подобный результат? (В моей практике, в  частности, на уроке по пьесе «Гроза» Н.Островского с применением опоры уровень общей активности – 85%, высокой активности – 53%).

Если мы говорим «за», то есть признаём эффективность данного приёма, то должны знать, как он «работает», как подойти к творческому процессу переосмысления текста и его шифровки. На помощь школе приходит наука. А.Б.Есин в книге «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» даёт советы литературоведу-практику:

  1. прочитать произведение свежим, не отягощённым догмами взглядом, как в первый раз;
  2. определить содержательные доминанты произведения, которые объединяют все его конкретные элементы (среди таких доминант Есин выделяет типы проблематики, разновидность пафоса, идею).

Автор методики работы по ОСК, Любимов О.И., не используя термин «доминанта», обращается к тому же принципу: ищет 1-2 магистральные темы, которые организуют всю аналитическую работу. «При соблюдении этого условия урок приобретает чёткость и глубину, позволяет сосредоточиться на главном, не разбрасываться», - отмечает он. (С этими положениями согласны и учителя-методисты Ильин Е.Н., Лазарева В.А. Так Ильин Е.Н. в книге «Как сдать экзамен по литературе?» в рубрике «Из блокнота словесника» пишет: «Дело не в том, сколько и какой информации получить или выдать, а как обработать её, чтобы она стала знанием». Если смотреть шире, то этот приём – одно из условий эффективности образовательной технологии и, что немаловажно, гарантия здоровьесберегающего характера обучения. В брошюре «Инновационная деятельность современного педагога» Никишина И.В. отмечает: «Наиболее актуальным и первоочередным является грамотное структурирование содержания, выделение ключевых понятий, закономерностей, межпредметных связей и продумывание на их основе рациональной         логики процесса обучения».)

Широта охвата тем, изучаемых на основе схем-опор в старших классах («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – Любимов О.И.; «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Отцы и дети» И.С.Тургенева – Лазарева В.А.; «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина – Афанащенко, от «Слова о полку Игореве» до «Поднятой целины» М. Шолохова – в пособии для учителя «Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах» Богомоловой Т.И.), доказывает их необходимость и эффективность (иначе не был бы так плодотворен методический поиск в этом направлении. Сравнить хотя бы книги Богомоловой Т.И.(1994 г), Мещеряковой М.И. «Литература в таблицах и схемах» (2000 г), Мироновой Ю.С. «Литература. Схемы и таблицы» (2006 г)).

  1. Осмелюсь предложить Вашему вниманию разработанные мною и апробированные на уроках в старших классах схемы – опоры. Начнём с их   классификации:
  1. схемы структурного (обобщающего) характера (например, по роману    «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, пьесе «Вишнёвый сад» А.П.Чехова);
  2. логического характера (к рассказу А.П.Чехова «Ионыч», переход от пьесы М.Горького «На дне» к роману «Мать»);
  3. теоретико-практического характера («Что такое обломовщина?» - по роману «Обломов» И.А.Гончарова).

Предлагаю обсудить примеры разных схем-опор по плану:

  1. возможности данного типа схемы;
  2. как она «работает» на уроке.
  1. Возможности схем-опор:
  1. структурного (обобщающего) характера:
  1. помогают увидеть своеобразие произведения в целом (как со стороны внешней, структурной, так и со стороны содержательной), если используются на первом занятии в системе уроков (дедуктивный метод);
  2. обобщить уже изученное о произведении – на заключительном уроке;
  3. организовать повторение или подготовку к экзаменам;
  1. схемы логического характера:
  1. устанавливают логические связи между явлениями действительности, компонентами текста и пр., помогая проникнуть в глубь содержательной стороны произведения;
  2. устанавливают логические связи между отдельными произведениями одного автора, помогая увидеть их связь, место в творчестве писателя и осуществить логический переход от изучения одного произведения к другому;
  1. схемы-опоры теоретико-практического характера:
  1. дают представление о явлении, кроющемся за литературным термином, понятием;
  2. помогают организовать работу с текстом, наполняя данное понятие конкретным содержанием.

(Далее – презентация схем, комментарий к ним, обмен мнениями, ответы на вопросы о применении схем на уроке. См. Приложение.)

Вывод: Опыт работы на основе опорных схем убеждает в их целесообразности и широком диапазоне возможностей (от выявления структуры и содержания отдельного понятия до определения внутренних (логических) связей между отдельными произведениями. Применение опорных схем повышает:

  1. уровень информативности урока;
  2. уровень активности учащихся на уроке;
  3. долю самостоятельной работы учащихся;
  4. прочность запоминания материала на основе логических связей и ассоциаций.

Являясь элементом технологии сотрудничества, создаёт благоприятную атмосферу сотворчества учителя и ученика.

Приложение № _

  1.  К изучению рассказа А.П.Чехова «Ионыч». Предлагаю учащимся опорную схему для рассуждения:

Личность

Деньги

=

Старцев

 Ионыч

 

   Сходство с математической формулой и «принцип работы» делают опору эффективной для запоминания.

   2. Обобщающая схема на уроке по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

Символ – железная дорога – «разлом жизни»

Беда – гибель дворянских гнезд, утрата связи со счастливым, светлым прошлым, беспомощность перед будущим.




Символ – гибель вишневого сада.

Фирс.

Вина – растерянность, нежелание что-либо изменить в жизни, измениться самим; неумение трудиться, бесполезность для наступающей жизни, покорное ожидание участи.

Символ – звук лопнувшей струны.

Лопахин, Аня, Петя.

Душа человека.

Раневская

Гаев

Пищик

Варя

Епиходов

Шарлотта

помогает решить сразу несколько задач:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

А.Грин "Алые паруса" Опорный конспект к уроку литературы в 8 классе

Задания к уроку (опорный конспект) ученики получают заранее.Это дает возможность  учащимся более тщательно подготовиться к уроку. Ребята, зная ход занятия, чувствуют себя увереннее, активно участ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Статья. "Работа с таблицами и схемами на уроках истории в старших классах".

В статье излагается алгоритм работы со схемами, диаграмами и таблицами, обосновывается их применение и польза при изучении нового материала и повторении....

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....

Использование опорных схем на уроках ручного труда в классах "Особый ребенок"

Использование опорных схем на уроках  ручного труда в классах "Особый ребенок"...