Урок по Истории России.Тема: «Художественная культура» 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Михайлова Светлана Юрьевна

Тип урока: Урок заочная экскурсия. Урок закрепления изученного. Класс: 8(14-15 лет) Предмет: История России. Тема: «Художественная культура» Задачи урока: -Помочь ученикам ознакомиться с идеями, ценностями и умениями людей прошлого. -Развивать уважение ко всем направлениям культуры, способность понимать других людей, навыки аналитического мышления. -Посетить музей, как исследователь, а не просто как экскурсант. -Получать удовольствие от изучения художественной культуры. Цели урока: -Создать у учащихся представление о художественной культуре России в первой половине XIX в., обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством литераторов, композиторов, художников, архитекторов. -Развивать навыки устной, монологической речи, самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе вежливости, доброжелательности. Конструктивно взаимодействовать в интересах общего дела. -Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям своей страны, трепетное отношение к тем кто собирает и хранит наше культурное достояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_kultura._urok_na_konkurs.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора работы: учитель  истории  Михайлова Светлана Юрьевна.

Школа: ГБОУ школа 2080 школьное отделение 2.

Тип урока: Урок заочная экскурсия. Урок закрепления изученного.

Класс: 8(14-15 лет)

Предмет: История России.

Тема: «Художественная культура»

Задачи урока:

-Помочь ученикам ознакомиться с идеями, ценностями и умениями людей прошлого.

-Развивать уважение ко всем направлениям культуры, способность понимать других людей, навыки аналитического мышления.

 -Посетить музей, как исследователь, а не просто как экскурсант.

-Получать удовольствие от изучения художественной культуры.

Цели урока:

-Создать у учащихся представление о художественной культуре России в первой половине XIX в., обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством литераторов, композиторов, художников, архитекторов.

-Развивать навыки устной, монологической речи, самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе вежливости, доброжелательности. Конструктивно взаимодействовать в интересах общего дела.

-Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям своей страны, трепетное отношение к тем   кто собирает и хранит наше культурное достояние.

                      План урока:

  1. Русская литература.
  2. Музыка.
  3. Живопись.
  4. Архитектура.

Новые термины: Художественная культура, художественный стиль, сентиментализм, романтизм, реализм, классицизм.

Оборудование: Иллюстративный материал, презентации учащихся, раздаточный материал, рабочие листы.

Предварительное   задание:

Разделиться на 4 группы по 4-5 человека.

Выбрать тему:

а) Русская литература.

б) Музыка.

в) Живопись.

г) Архитектура.

Найти информацию в интернете на сайте музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас», прочитать статьи в других печатных изданиях.

Побывать в музее, сделать фотографии, выбрать те предметы, о которых пойдёт рассказ, составить текст экскурсии на 7-10 минут.

Фотографии на флешке подготовить к демонстрации. Подготовить общую презентацию.

Также выделяется дополнительная группа из добровольцев для проведения социологического опроса.

Вопросы анкеты:

-Когда вы были в последний раз в музее-усадьбе «Остафьево» - «Русский Парнас»?

-Назовите ваши любимые уголки парка и экспозиции музея ради которых вы готовы возвращаться.

-Кто впервые познакомил вас с музеем?

Этапы урока:

-Вступительное слово учителя.

-Выступление социологической группы.

-Заочная экскурсия (представление подготовленных экскурсий по группам)

-Заполнение рабочих листов.

-Подведение итогов.

Вступительное слово учителя: В начале 19 века значительно возрос интерес в обществе к произведениям литературы и искусства. На протяжении всего 19 столетия подмосковная усадьба Остафьево была тесно связана с литературой и художественной жизнью Москвы.  Ребята на примере истории усадьбы представят литераторов, музыкантов, художников первой половины 19 века, познакомят с их творчеством.

Экскурсионные остановки:

  1. Русская литература.

Перед классом выходит экскурсовод (ведущий группы), готовивший материал по русской литературе. Он приглашает всех посетить заочную экскурсию в музей-усадьбу «Остафьево» - «Русский Парнас», которая являлась местом встреч представителей нескольких поколений литераторов: П.А. Вяземского, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других.

  1. Музыка.

Следующая остановка музыкальная. Ребята слушают отрывки из музыкальных произведений той поры.

В начале 19 века в русскую музыку проникли новые романтические веяния. В 1820-е годы в летнее время в Остафьеве проходили традиционные праздники. В программу включались спектакли, балы, приглашался оркестр музыкантов из Суханова. В репертуаре были классические произведения и водевили. Устраивались камерные музыкальные вечера, исполнялись романсы.

  1. Живопись.

Теперь все приглашаются посмотреть коллекцию русской живописи, представленную в музее Остафьево. Она отличалась интересным подбором и была представлено всеми жанрами. В неё вошли работы известных художников А.А. Кисилева, А.И. Мещерского, И.К. Айвазовского, И. Захарова и других. В 19 веке растёт интерес художников к личности человека. Самым многочисленным в коллекции русской живописи усадьбы Остафьево было собрание портрета. Здесь были портреты императоров, семейные портреты и портреты друзей дома. Особое место отводилось коллекционным портретам. Они являются свидетельством высокого таланта художников-портретистов Боровиковского, Маковского, Кипренского, Брюлова и других выдающихся русских мастеров.

  1. Архитектура.

Следующая остановка связана с архитектурой.

В первой половине 19 века в архитектуре классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Усадебный дом в селе Остафьево был построен в 1800-1807 году А.И. Вяземским, отцом поэта П.А. Вяземского. Автор проекта точно не известен. Двухэтажный, кирпичный, он воплотил в себе все стилистические принципы архитектуры классицизма. Основным элементом декоративного главного фасада является шестиколонный портик, завершающийся высоким треугольным фронтоном.  Над домом возвышался бельведер, подчёркивавший ось симметрии. Рядом с усадьбой был разбит регулярный парк центральной липовой аллеей. Он переходил в пейзажный с небольшими зелёными лужайками.

Подведение итогов:

В конце урока учитель оценивает работу каждой группы и отдельных учеников. Всем выступавшим целесообразно поставить положительные оценки ("«хорошо" и «отлично»)

Домашнее задание: п. 17, заполнить рабочие листы.

Рефлексия.

Оцените свое участие на занятиях.

-Что полезного и нужного вы взяли из занятий?

-Что вам дают такие занятия в плане развития?

-Какие виды работы вам больше всего понравились и почему?

-Как вы оцениваете своё участие на занятии. Какие для себя сделали выводы?

Список использованной литературы.

1. А.А. Данилов Л.Г. Косулина «История России, 19 век. 8 класс» М., 2007.

2. Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России» М.,2008г.

3. Н.К.Квятковская «Остафьево» М.,1990г.

4. Л.М. Карнишина О.М. Свалова «Пушкин и Остафьево»  Остафьево 2008г.

5. А.Н.Греч «Убранство Остафьевского  дома»  Остафьево 2007г.

6. М.А. Шаповалов «Вяземский – Гоголь. Диалог» Остафьево 2009г.

7. Т.Н. Смирнова «Памятники в Остафьеве», М.,1999г.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: Ро...

План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: ««Альтруизм и эгоизм».Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: Р...

План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."

Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны ...

Конспект урока по истории России Тема. Внешняя политика России в XVII в. 10 класс

Цель урока: - описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;- оценить значение присоединения Украины к России;- охарактеризовать процесс освоения новых территор...