План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Кузнецова Мария Александровна

План-конспект урока по истории России

Тема: ««Альтруизм и эгоизм».

Класс: 8

   Учитель: Кузнецова Мария Александровна

   Школа: МОУ Удельнинская гимназия

   Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.

 

Цель: приобретение знаний об альтруизме, эгоизме, разумном эгоизме, о том, как эти качества проявляются в поступках людей; какие из этих качеств являются наибольшим проявлением добродетели.

 

Задачи:

·        познакомить с понятиями поступок; «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями;

·        воспитывать гуманное отношение к людям, нравственную жизненную позицию - стремление к совершению поступков, направленных на благо других людей;

·        развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и переносить полученные знания на жизненные ситуации.

Мотивация выбора данной темы: о совершении бескорыстных поступков ради других людей и о поступках, которые пренебрегают общественными ценностями, слышал каждый. Познакомить детей с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями, формировать и детей желание сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно – задача педагога, школы, общества.

Основные термины и понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм, поступок.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, карточки-задания для индивидуальной и групповой работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_4.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России

Тема: ««Альтруизм и эгоизм».

Класс: 8

   Учитель: Кузнецова Мария Александровна

   Школа: МОУ Удельнинская гимназия

   Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.

Цель: приобретение знаний об альтруизме, эгоизме, разумном эгоизме, о том, как эти качества проявляются в поступках людей; какие из этих качеств являются наибольшим проявлением добродетели.

Задачи:

  • познакомить с понятиями поступок; «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями;
  • воспитывать гуманное отношение к людям, нравственную жизненную позицию - стремление к совершению поступков, направленных на благо других людей;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и переносить полученные знания на жизненные ситуации.

Мотивация выбора данной темы: о совершении бескорыстных поступков ради других людей и о поступках, которые пренебрегают общественными ценностями, слышал каждый. Познакомить детей с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», «разумный эгоизм», их проявлениями, формировать и детей желание сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно – задача педагога, школы, общества.

Основные термины и понятия: альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм, поступок.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.

Место проведения: классная комната.

Комментарий к уроку.

Данный урок является 13-ым уроком курса. Дети уже знакомы с некоторыми понятиями и терминами. Данное занятие проводится на основе жизненного опыта и уже полученных знаний.

На уроке кроме работы с мультимедийной презентацией используется работа с текстом учебника и с карточками-заданиями для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент.

Приветствие, объявление темы урока

Слайд 1,2

2.Актуализация темы.

Часто поступки людей в моральном отношении оцениваются как альтруистические и эгоистические. При этом альтруистические поступки одобряются, а эгоистические осуждаются. Что же такое альтруизм и эгоизм? Почему и за что мы одобряем альтруистов и отрицательно высказываемся в адрес тех людей, которых мы называем «эгоистами»?

Послушайте рассказ – притчу и поразмышляйте.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце.

  1. Кто герои этой притчи?
  2. Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?
  3. Как объяснил причину своего поступка один из детей?
  4. Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились», - характеризуют людей?
  5. Как вы думаете, почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Слайд 3

Слайд 4

3. Знакомство с понятием «альтруизм».

- Откройте учебник (стр.30) и прочитайте определение.

Альтруизм – это нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей и ради общих целей.

Альтруизм – это бескорыстная помощь.

? Что значит «бескорыстная помощь»?

? Как вы считаете, свободен ли альтруизм от недостатков? Может ли излишняя любовь к «дальнему» привести к забвению «ближних»?

Находят нужный текст, зачитывают его. Слайд 5

Слайд 6,7,8,9,10,11

Рассуждения детей

4. Знакомство с понятием «эгоизм».

- Откройте учебник (стр.31) и прочитайте определение.

Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Поразмышляем над высказыванием:

Эгоист — это человек, который никогда не скажет дурного слова ни о ком, потому что говорит только о себе.

Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — столько одной, и притом очень жалкой. (Мария Эбнер Эшенбах)

Поразмышляем над фотографиями.

Ребята, а вот ещё интересные высказывания:

  Амброз: Эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной.

  Георг: Кто влюблен в самого себя, тот никогда не будет иметь много соперников.

  Аруэ: Ни на что не годится тот, кто годится только для себя.

  Пьер: Самая почетная победа — та, которую одерживают над эгоизмом.

Поразмышляем над рисунком:

Находят нужный текст, зачитывают его. Слайд 12,13

Рассуждения детей.

Слайд 14

Слайд 15, 16, 17, 18

Слайд19

Дети выражают свое мнение, оценивают услышанное

Слайд 29

5.Работа с карточками.

- У вас есть карточки со словами, из которых вам нужно собрать пословицы. Соберите, пожалуйста, попробуйте объяснить каждую из них.

Своя рубашка ближе к телу.

Собственное благополучие гораздо важнее интересов других людей.

Говорится в качестве упрека в эгоизме либо как оправдание собственных эгоистических устремлений, действий.

Свет не без добрых людей.

Всегда найдутся люди, готовые посочувствовать, помочь в трудной ситуации.

Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает.

Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня.

После меня хоть трава не расти.

Сперва ты меня повези, а потом я на тебе поеду.

Не до дружка, до своего брюшка.

Хватайся сам за доску, пускай другой тонет, мне что до того, было бы нам хорошо.

Мне что до тебя, я знаю себя.

Коли конь да не мой - так хоть волк его съешь.

После меня хоть трава не расти.

Поразмышляем над высказыванием:

Братолюбие живет тысячью душ, себялюбие — столько одной, и притом очень жалкой. (Мария Эбнер Эшенбах)

Работа в группах.

Собирают пословицы, объясняют их значение. Проверка.

Слайд 21, 22

Размышления детей.

6. Знакомство с понятием «разумный эгоизм».

Так что же лучше? Альтруизм или эгоизм? Есть поступки, которые мы характеризуем как разумный эгоизм. Давайте познакомимся с этим понятием.

- Откройте учебник (стр.31) и прочитайте определение.

Разумный эгоизм – способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

Рассуждают. Читают определение в учебнике.

Обсуждают.

Слайд 23

7.Подведение итогов по разделу.

Ребята, приведите примеры из жизни, в которых можно было бы ярко увидеть эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм.

Порассуждаем над текстом:

Они поселились на Земле вместе с первыми людьми и всегда сопровождали их и были всегда рядом. Они могли существовать и по отдельности. Это было редкостью, и, рано или поздно, они встречались. Снова встречались. Так уж устроен человек. Она была красивой и доброй, Он - колючим и неприятным. Она была светлой и радостной, Он - тёмным и печальным. Она несла людям тепло и надежду. Он - холод и зависть. Она заполняла сердца и мысли, Он опустошал и забирал силы. Она приходила, чтобы помочь и умереть, и воскреснуть снова. Он жил постоянно, меняя свой облик и место жительства. Но люди зависели от них одинаково.

Вывод.

Будучи противоположностями, эгоизм и альтруизм успешно дополняют друг друга. Говоря о добродетели, уместно говорить о разумном эгоизме, т.к. именно он является «золотой серединой» между двумя крайностями – эгоизмом и альтруизмом.

Приводят примеры, доказывают правильность выбора, рассуждают.

8. Итог урока.

- Давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке и сделаем вывод.

Альтруизм:

  • Бескорыстная помощь другим;
  • способствует утверждению нравственности, добродетели;

Эгоизм:

  • поведение людей, когда личные интересы становятся выше интересов других людей.

Разумный эгоизм – «золотая середина» между крайними эгоизмом и альтруизмом, он наиболее приближен к понятию о добродетели.

Слайд 24,25

9. Домашнее задание

- Учебник стр. 30-31.

Устно прокомментировать «мудрые мысли» на стр.31 учебника, дополнительно подобрать высказывания по теме, изученной на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: Ро...

План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...