Использование современных образовательных технологий при работе на факультативных занятиях по истории общинной цивилизации Древней Руси.
учебно-методический материал по истории (10 класс)

В современную жизнь возвращаеться интерес к древней культуре нашего народа. Россию относят к старнам общинной цивилизации, которая отличается от европейской. Русский менталитет и русская культура своим источником имели язычество, общинные ценности, православие. Именно на Руси произошло их соединение и возникла русская традиция веры, которая соединялась с народными представлениями и обычаями. Изучение первоисточников нашей древней истории важно для понимания закономерностей исторического развития России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий при работе на факультативных занятиях по истории общинной цивилизации Древней Руси.

Структура курса

Курс состоит из шести разделов, которые изучаются в течение 32 часов факультативно 1 час в неделю:

1 тема – «Поселения древних славян» - 4 часа

2 тема – «Родственные отношения славян» - 4 часа

3 тема – «Языческая религия» - 5 часов

4 тема – «Восприятие окружающего мира» - 5 часов

5 тема – «Ценность человеческой жизни» - 5 часов

6 тема – «Занятие славян» - 9 часов

Образовательные технологии

Цель факультативного курса – повысить интерес учащихся к отечественной истории, учить пониманию исторических корней русских традиций и русского менталитета.

Активное использование проблемно-поисковых образовательных технологий: активизирующих продуктивное мышление, развивающих творческие способности, формирующих исследовательские навыки, стимулирующие познавательный мотив, развитие способностей  анализу и рефлексии.

Осознание процесса познания, как решение проблем, усвоение обобщенных способов решения проблем, более прочные усвоение знаний.

  1. При работе над проектами используются исторические источники, определяется проблема, формулируется гипотеза о результатах и путях их достижения.
  2. Определяются цели проекта и поэтапные задачи, выбирается формы работы, способ оформления результатов.
  3. Рефлексия (обсуждение процесса и итогов работы)

Содержание курса

  1. Учитывается, что дописьменная история восточно-славянских племен опирается на более поздние не всегда надежные источники, прежде всего на косвенные сведения. Сравнивая разные источники (тексты русских летописей и письменные документы византийских и восточных историков обращается внимание на происхождение устойчивых географических названий. Формируются сведения о древнейших поселения славян, их разновидностях, структуре, о зарождении городов. Важно правильно использовать исторические термины: « Городище, Селище, Гнезда, Гардарики, Останцы, Кремль, Детинец, Посад, Концы, Весь, Печище, Погост, Слобода, Пристанище».
  2. Поселение славян развивались в зависимости от географической среды, плотности населения, от ступени общественного развития. Многие элементы городского строительства выполнял магическую функцию.
  3. Племена жившие на севере и в центре Восточно-Европейской равнине в 1 тысячелетии до н.э. говорили на индоевропейских и финно-угорских племенах. Четкого разделения племен по языковому признаку не было. И вражда и добрососедские отношения между племенами не зависли от этнических различий или сходства. Деление племен на «народов леса» (земледельческие племена) и народов степи – скотоводческие племена во многом было условным. Причиной своеобразия исторического развития восточной Европы стало сложное взаимодействие оседлого севера и кочевого юга. В этом противоборстве и в мирном общении складывались и разрушались союзы племен, в них включались иноязычные группы. Все это отражалось на жизненном укладе и общественном строе славян.
  4. Государство складывалось из естественного желания упорядочить усложняющаяся жизнь и самоорганизоваться.  В родовой общине, пока сородичи и соплеменники не слишком отличались друг от друга, жизнь регулировалась традициями и правом сильного. Появлением неравенства в процессе развития привело к значительному различию между родами и племенами. Это неравенство существовало всегда, но обособленное проживание рода или племени не позволяло полностью осознать несхожесть племен. Формирование личности привело к разрушению рода изнутри, так как личный интерес не совпадал с общественным. Это привело к появлению законов. Государство возникло тогда, когда большинство членов общества захотело ограничить патриархальную власть старейшин, опиравшихся на обычай и собственный авторитет в 8-9 веках родовой уклад не мог быть препятствием для возникновения государства, так как был ослаблен вливанием в роды «пришлых» (чуждых роду) людей и появилось семейная собственность.
  5. Развивающие возможности курса:

- учит работать с дополнительными источниками по курсу древней истории;

-расширяет круг понятий и умение объяснять их значение;

-умение анализировать материал и высказывать собственное суждение по историческим событиям;

-понимать действия людей в прошлом, исходя из особенностей природно-климатической среды, менталитета, особенностей эпохи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования

Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...

Доклад на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА".

Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы концертмейстера–профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпани...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

В отчете представлены основные инновационные  педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА...