«Фашизм – преступление против человечности и человечества».
статья по истории

 Башкова Галина Александровна

«Фашизм – преступление против человечности и человечества»

Шрамко Маргарита в своей работе предприняла попытку  раскрыть сущность фашизма, различные формы его проявления. Проводя исследование, ученица опиралась на широкую источниковедческую базу: историческую и военную литературу. документы и архивы. В данной  исследовательской работе нашли свое отражение материалы школьного краеведческого музея: фотографии, письма. газетные публикации .Самостоятельная работа позволила сделать правильные выводы и раскрыть тему на основе теоретических материалов и практического исследования          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx705.34 КБ

Предварительный просмотр:

Люберецкий район, г.п.Октябрьский

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53

140060, МО, Люберецкий район, г.п.Октябрьский, ул.Первомайская, дом 22, т.8-495-558-01-00

Материалы

на районные Девятые Жуковские чтения

«Нюрнбергский процесс – первый в истории суд над фашизмом»

Тема: «Фашизм – преступление против человечности и человечества»

Автор

Шрамко Маргарита Дмитриевна

Ученица 11 б класса

Руководитель

Башкова Галина Александровна

Учитель истории и социальных дисциплин

2017 год

Оглавление

Стр.

  1. Введение        3
  2. Основная часть. Фашизм – преступление против человечности и человечества

  1. Суть фашизма        3
  2. Нюрнбергский процесс – процесс о преступлениях против человечества        4
  3. Концентрационные лагеря – фабрики смерти        6
  4. Геноцид еврейского населения        7
  5. Выступление советской делегации на Нюрнбергском процессе,  

посвящённое жертвам фашизма на советской территории        9

  1. Жители посёлка – узники концлагерей                                                                         11

  1. Заключение        12
  2. Список литературы14
  3. Рецензия                                                                                                                                               15
  4. Приложения                                                                                                         16

Введение

Пошло восьмое десятилетие с того времени, когда германский фашизм потерпел сокрушительное поражение. Советская Армия, советский народ и войска его союзников – Англии, Франции и США наголову разбили нацистский вермахт. Пламя Сопротивления охватило и оккупированные страны Европы. Была похоронена легенда о непобедимости немецко-фашистских армад, стремившихся к мировому господству. И решающий вклад внесли в это воины Советского Союза. Страны-победительницы, и в первую очередь Советский Союз, немало сделали для того, чтобы Нюрнбергский трибунал, осудивший не только главных военных преступников, но и созданные ими органы власти, воистину стал судом народов.

 В своей работе я предприняла попытку раскрыть суть фашизма как идеологии. Опираясь на исторические документы, военные мемуары, материалы Нюрнбергского процесса, я попыталась выяснить актуальность проблем, рассматриваемых на заседаниях Трибунала, в современном мире.

Методика исследования

 Проводя исследование, я изучила архив школьного музея, связанный с Великой Отечественной войной, а также материалы местной печати: газет "Октябрьские Известия", "Октябрьский вестник" В ходе работы были проанализированы анкетные данные участников Великой Отечественной войны, хранящиеся в альбомах, письма и воспоминания очевидцев. Среди них нашлись узники концентрационных лагерей. Некоторые из них живы и поныне.   С одним из малолетних узников фашистского "Шталага 342" Михалочкиным Валерием Алексеевичем мне удалось встретиться, побеседовать и использовать это интервью в своей работе

Основная часть

С самого детства мы знаем, что фашизм — это ужас, страдания, страх. Он делает из людей бесчеловечные машины, которые не могут думать, а лишь исполняют приказы, вторят свои предводителям, выдвигая страшные лозунги. Фашизм – то, что заставляет нам забыть о ценности человеческой жизни, уступая место жестокости.

Одержимые идеями завоевания мирового господства, утверждения превосходства нордической германской расы и создания нового мирового порядка мире, нацисты развернули и пытались осуществить программу покорения, порабощения и уничтожения "неполноценных" народов. Претворение этой программы в жизнь явилось тягчайшим преступлением против человечности. Уничтожение основ нравственности, разжигание ненависти между народами, ограбление и эксплуатация населения завоеванных стран, уничтожение культурных ценностей побежденных народов, разрушение городов и деревень, не оправданных военной необходимостью, германизация временно оккупированных территорий, массовое заключение и уничтожение людей в многочисленных концентрационных лагерях -  все эти преступления были направлены на ликвидацию нормальных отношений между народами, отдельными людьми, на попрание моральных норм и человеческого достоинства.

Недаром после окончания войны, и особенно в современных условиях, придается такое большое значение созданию нравственного климата в отношениях между народами, выработке новых правовых норм, направленных на защиту человечества от преступных посягательств, на охрану прав и интересов отдельного человека.

Нюрнбергский процесс – первый в истории суд над фашизмом. Проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившемся в «Зале 600» Нюрнбергского Дворца юстиции. Советскую делегацию возглавил заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко. В качестве главного обвинителя от СССР выступил Роман Андреевич Руденко.

Все преступления, охватываемые статьей 6 Устава Нюрнбергского

Трибунала, именуются в силу своей направленности и опасности "преступлениями против человечества". Деликты же, предусмотренные п. "в" этой статьи -"преступления против человечности", - имеют в виду деяния, конкретно представляющие опасность для людей, такие как: преследование по расовым признакам, уничтожение определенных социальных групп на захваченных нацистами территориях, депортация местного населения, медицинские эксперименты на живых людях, конфискация и уничтожение имущества, взятие заложников, конфискация и уничтожение национальных культурных ценностей, направление населения на принудительные работы, насильственное"онемечивание".  Нацисты, осуществляя преступления против человечности, систематически разрушали экономику завоеванных стран, лишая их население самых необходимых средств существования.

Первыми жертвами массовых нацистских преступлений против человечности оказались дети. Именно с них началось уничтожение людей в огромных масштабах"индустриальным способом".23 мая 1939 года некто Кнауеры, в Лейпциге, обратились к Гитлеру с просьбой решить судьбу их ребенка: от рождения глухонемого, слепого и не владеющего конечностями. В то время в Германии не допускалось умерщвление неизлечимо больных людей под предлогом избавления их от излишних страданий(эвтаназия) и это каралось по уголовному законодательству. Однако Гитлер, получив информацию, послал в Лейпциг Брандта (группенфюрер СС, государственный комиссар санитарной службы и здравоохранения) для проверки упомянутого факта о ребенке Кнауеров, после чего, 1 сентября 1939 года, издал приказ, в котором говорилось:

"Рейхслейтеру  Буллеру и доктору медицины Брандту поручается, под их ответственность, расширить полномочия назначаемых для этого врачей в том направлении, чтобы из гуманных соображений неизлечимо больным в случае критической оценки их состояния обеспечивалась легкая смерть". Именно с этого момента началась акция, известная под названием "эвтаназия", при которой было уничтожено около 80 000 людей, признанных психически неполноценными. В нацистском рейхе извращались и уничтожались понятия о гуманизме, совести, человеколюбии.

Главным средством выполнения нацистами программы уничтожения целых народов являлись концлагеря. Они густой сетью покрывали всю Европу, включая Германию, Австрию, Польшу, оккупированные районы СССР, Югославию, Западную и Северную Европу. Самые крупные из них находились на территории Польши. Множество узников концентрационных лагерей было убито, погибло от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов.

Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом Третьем рейхе. Их создание началось сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму.  Чуть позже в концлагеря стали направлять уголовных преступников и так называемый асоциальный элемент — бродяг, пьяниц и т. п. Начиная с 1941 года, появляются «лагеря смерти», «фабрики смерти», единственной целью которых было методичное убийство европейских евреев. Эти лагеря были созданы на территории Восточной Европы, в основном в Польше.

В 1944в результате начавшейся ликвидации концлагерей в связи с освобождением союзниками оккупированных Третьим рейхом территорий функционировали только 15 главных лагерей. Из около 700.000 человек, ещё содержавшихся в концлагерях, из-за катастрофически ухудшившихся условий за последние месяцы войны погибли от трети до почти половины. Часть заключённых была убита охраной во время массовых расстрелов в лагерях или на «маршах смерти» в последние месяцы и дни войны.

Всего с 1939 по 1945 г. в концентрационные лагеря было заключено около 2,5 млн. человек, из которых немцы составляли примерно 15%. В концлагерях, за исключением Освенцима и Майданека (которые были также лагерями смерти), погибло, по разным оценкам, от 836 000 до 995 000 человек. В Освенциме и Майданеке погибло ещё около 1,1 млн. человек, из которых подавляющее большинство составили евреи.

В концентрационных лагерях по распоряжению Гиммлера производились различные "эксперименты" над людьми. Заключенных помещали в камеры для испытания влияния различного давления на людей (для нужд военно-воздушных сил), производили опыты с переохлаждением, искусственным замораживанием. Для опробования новых медицинских средств искусственно вызывались различные заболевания: малярия, сыпной тиф, инфекционная желтуха и др. Производились регенерация костей, мышц, стерилизация. На живых людях проверялось воздействие на организмы ядов и действие зажигательных бомб. Некоторые медики использовались нацистскими учреждениями в качестве палачей и их помощников. Они содействовали нацистскому рейху в осуществлении гитлеровской индустриализированной программы уничтожения людей, что является тягчайшим преступлением против человечности. Такова одна из масок фашизма, заставившая тысячи людей навсегда оставить близких.

Историки, публицисты, которые пишут о лагерях уничтожения – последнем круге нацистского ада, подчёркивают, что умерщвление в них людей – в Треблинке, Берген-Бельзене, Сибоборе, Майданеке, Освенциме – было поставлено на промышленную основу. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей показывают, что необходимо было создать «индустриальную» базу для убийств. Ведь счет шёл не на сотни, не на тысячи, даже не на десятки или сотни тысяч, а на миллионы. Чтобы умерщвлять миллионы, и впрямь было необходимо создать что-то вроде «производственного процесса».

Одним из злодеяний, совершенных нацистами и составляющих одну из форм преступлений против человечности, было преследование и уничтожение еврейского населения. Главный обвинитель от США на Нюрнбергском процессе Р.Джексон говорил:

"Нацистское движение навсегда оставит о себе дурную память в истории из-за преследования евреев - самого яростного и самого широкого по масштабам расового преследования в истории народов. Хотя антисемитизм не является ни изобретением, ни монополией нацистской партии, ее руководители с самого начала приняли его, раздули и использовали в своих целях. Они использовали его как "психологическую искру", которая воспламенит толпу. После захвата власти антисемитизм стал официальной политикой".

Гиммлер говорил об антиеврейской акции открыто перед своими генералами СС и остальным офицерам дивизий СС, в апреле 1940 года он сказал им:

 «Антисемитизм – это точно то же самое, что санитарная обработка. Избавление от вшей не вопрос идеологии, это вопрос гигиены. Точно так же для нас антисемитизм являлся не вопросом идеологии, а вопросом гигиены, которым мы скоро практически займёмся. Скоро мы избавимся от «вшей», и затем с этим вопросом будет покончено во всей Германии».

Нацисты заранее планировали злодеяния против человечества. Еще в октябре 1939 года Гитлер на совещании командования вермахта ставил задачу:"После предполагаемого поражения СССР должно последовать истребление славянского населения в таких масштабах, что физическое уничтожение евреев следует рассматривать лишь как эксперимент для подобных кампаний в будущем".

Идея международного процесса возникла и утвердилась не сразу. Некоторые западные государственные деятели думали расправиться с военными преступниками, не заботясь о процедуре и формальностях. Еще в ходе войны в СССР состоялись первые процессы над нацистскими преступниками. Например, на заседании советского военного трибунала в Харькове в декабре 1943 г. было рассмотрено дело трех немецких офицеров, обвиненных в варварских казнях мирных граждан с применением "газенвагенов", или, проще говоря, душегубок. Сам суд и публичная казнь осужденных стали темой документального фильма, показанного всей стране.

Постепенно к идее суда подходили и западные союзники. Наряду с циничными предложениями о трибунале как о формальном прикрытии предрешенного расстрела высказывались мысли о необходимости серьезного разбирательства и справедливых вердиктов.

Характеризуя Нюрнбергский процесс, Руденко, главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе, подчеркивал, что это был первый случай, когда перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и сделавшие само государство орудием своих чудовищных преступлений. На скамье подсудимых оказались люди, чья преступная деятельность не ограничилась пределами одного государства и привела к неслыханным по своей тяжести последствиям. В ходе Нюрнбергского процесса обвинители с советской стороны указывали именно на бесчеловечность и крайнюю жестокость нацистов. Такой мотив звучал и в выступлении помощника главного обвинителя от СССР Л. Н. Смирнова.

Из выступления помощника главного обвинителя от СССР Л. Н. Смирнова

«Господа судьи! Моя задача состоит в том, чтобы предъявить вам письменные документы и иные судебные доказательства, свидетельствующие о совершении гитлеровскими заговорщиками тягчайших преступлений в отношении и мирного населения временно оккупированных районов Советского Союза, Югославии, Польши и Чехословакии.

     Количество подобных доказательств, находящихся в распоряжении и советского обвинения, необычайно велико. Достаточно указать, что лишь в делах Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников находится 54 784 акта о зверствах гитлеровских преступников в отношении мирных граждан Советского Союза…

… Советские люди узнавали о преступлениях немецко-фашистских захватчиков в первую очередь не по циркулярам немецкого командования, указаниям  рейхслейтеров или инструктивным письмам обергруппенфюреров СС, снабженным входящими и исходящими номерами соответствующих канцелярий, хотя и подобные документы были в большом количестве захвачены наступающими частями Красной Армии и находятся в распоряжении советского обвинения. Иными здесь являются источники доказательств. Возвращаясь в родные места, солдаты армии-освободительницы находили много сел, деревень, городов, превращенных гитлеровскими полчищами в "зоны пустыни".

     У братских могил, где покоились тела советских людей, умерщвленных "типичными немецкими приемами", у виселиц, на которых раскачивались тела подростков, у печей гигантских крематориев, где сжигались умерщвленные в лагерях уничтожения, у трупов женщин и девушек, ставших жертвами садистских наклонностей фашистских бандитов, у мертвых тел детей, разорванных пополам, постигали советские люди цепь злодеяний, тянущихся, как справедливо сказано в речи Главного обвинителя от СССР, "от рук палачей до министерских кресел"…

Одна из самых мрачных и кровавых страниц в истории германского фашизма и нацистского аппарата насилия – это обращение гитлеровцев с военнопленными. Особенно с советскими военнопленными. Здесь уж само слово «обращение» кажется неуместным. Речь шла о поголовном уничтожении взятых в плен бойцов и командиров Советской Армии – пленных расстреливали, подвергнув многих из них пыткам, морили в «рабочих лагерях», то есть также умерщвляли, но уже с помощью непосильного труда, побоев, голода и свирепствовавших эпидемий.

На Нюрнбергском процессе уже можно было воссоздать полную картину истребления советских военнослужащих, взятых в плен. Но многие факты всплывали и в последующие годы – на процессах нацистских преступников, а также в результате изысканий юристов и историков, поисков родственников погибших.

Характерно, что никто из нацистских палачей на судах, призванных к ответу или же выступавших на судах в качестве свидетелей, не пытался отрицать, что советских военнопленных истребляли с неслыханной жестокостью.

А теперь поговорим о Михалочкине  Валерии Алексеевиче – узнике концлагеря, жителя нашего посёлка.

Родился в 1940 году. Мне трудно вспоминать то время, когда я ребенком вместе с семьей попал в концлагерь «Шталаг 342», что находится в Белоруссии.

Началась Великая Отечественная война. Мне было всего 1 год и 4 дня. На следующий день войны отец ушел на фронт. Он взял меня на руки и сказал маме: «Береги нашего сына». Отец погиб под Вязьмой. Остались мы одни: мама, сестры Нина и Таня, брат Женя. Старший брат воевал в финской компании, затем на разных фронтах. Был ранен, работал военкомом в г. Алушта.

Деревня моя Болотово Дорогобужского района Смоленской области находилась под оккупацией немцев. В мае 1943 г. немцы забрали всю нашу семью и других жителей деревни, посадили в эшелон и повезли. По дороге в Германию состав останавливался в Молодечно, и мы оказались в лагере военнопленных и мирных жителей. Узников систематически истязали и морили голодом. Однажды я убежал из барака по нужде, и тотчас получил такой пинок в зад, что взвыл. На крик прибежала мать, а нас стали загонять в барак. Помню, как сестра Нина дала одному военнопленному тарелку супа. Ее избили, она потеряла сознание, но четко произнесла: «За что бьете? Это мой жених».

Вечером она получила записку, в которой было написано, что если останемся живы, отомстим за издевательства над нашими девушками.

В сентябре 1943 г., когда уже был виден конец войны, немцы вывели жителей города на площадь и предложили им взять семьи в работники. Одна горожанка спросила нашу мать: «Откуда вы?» Мать ответила, что из Смоленска. Оказалось, что эта женщина тоже оттуда. Так мы остались жить в Молодечно Минской области.

Я закончил школу №2 г. Молодечно в 1958 году, потом была учеба в техникуме, закончил строительный институт. Работал на разных инженерных должностях, а с 1972 г. по 1991 г. был на партийной работе.

С 1991 г. до ухода на пенсию в 2000 г. работал в системе жилищно-коммунального хозяйства поселка Октябрьский.

Веду общественную работу: член районного собрания Люберецкого района, зам. Председателя районной организации несовершеннолетних узников фашистских лагерей. Заканчивая свои воспоминания, хочется напомнить всем живущим слова английской поговорки: «Только тот, кто наступил на гвоздь, знает, что такое больно».

Итак, Михалочкину В.А пришлось пережить ужас концентрационных лагерей.

Заключение

Нюрнбергский процесс впервые осудил преступления против человечества и человечности, он раскрыл саму суть фашизма, предопределил перспективы предупреждения подобных явлений в нашей истории, а также показал необходимость борьбы с фашизмом.

Мы помним тех, кто пострадал от рук фашизма. В моём посёлке жители ежегодно приходят к монументу погибшим воинам Девятого мая, чтобы почтить их память. Эта незримая связь с «героями былых времён» проходит через десятилетия и будет и дальше передаваться от поколения к поколению. Пока мы помним их великий подвиг - они живы.

Практическая значимость работы:

Данная работа может быть использована учениками общеобразовательных школ при изучении предметов: история Отечества, обществознание, право, всемирная история, а также при проведении тематических классных часов.

Список использованной литературы:

  1. «Империя смерти». Д. Мельников, Л. Черная. 2012
  2. «Нюрнбергский процесс. Преступления против человечности». Том 5. Автор неизвестен. 2016
  3. «Прокурор Руденко». Российская газета. Автор: Александр Звягинцев. 2007
  4. Сборник «Дети военной поры». Москва. 2010
  5. «В сражениях за победу». Москва. 2015
  6. «Мера мужества», Составитель Локшин. 2013
  7. Газета «Октябрьские вести»
  8. Газета «Октябрьские известия»
  9. Газета «Люберецкая правда»

РЕЦЕНЗИЯ

Шрамко Маргарита в своей работе "Фашизм - преступление против человечности и человечества" предприняла попытку раскрыть сущность фашизма, различные формы его проявления. Проводя исследование, ученица опиралась на широкую источниковедческую базу: историческую и военную литературу, документы и архивы. В данной исследовательской работе нашли свое отражение материалы школьного краеведческого музея: фотографии, письма, газетные публикации. Самостоятельная работа позволила сделать правильные выводы и раскрыть тему на основе теоретических материалов и практического исследования.

Данное исследование дает необходимый материал для ознакомления с историей Великой Отечественной войны, ее итогов, знание которых,  традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма и гражданственности.

C:\Users\admin\Desktop\Фашизм - преступление против человечества и человечности\Приложение..jpg

Михалочкин Валерий Алексеевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преступления против собственности

Всего на изучение темы «Преступления против собственности» отводится четыре часа. 1. Корыстные преступления. 2. Вымогательство. 3. Некорыстные преступления. 4. Повторительно-обобщающий урок по те...

АЛКОГОЛЬ ОБВИНЯЕТСЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ ПРОТИВ ПОДРОСТКОВ.

Статья предназначена для выступления на родительском лектории....

Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"

Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"...

"Вторая мировая война. Преступление против человечества. Нюрнбергский процесс"

Звучит песня- Городам- героям.         Фильм- « Самый лучший ролик о войне».            Слайд- испуганные...

К вопросу о факторах способствующих совершению преступлений против несовершеннолетних

В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, способствующие противоправному поведению взрослых лиц направленных на несовершеннолетних.Причины, факторы, способствующие совершению престу...

Правовой час "Преступления против морали"

Воспитание правовой активности подростков. Понятие противоправного поведения, административного и уголовного преступления. Беседа о том, какие преступления подростки совершают чаще всего....