Преступления против собственности
план-конспект урока права (7 класс) по теме

Сорока Любовь Николаевна
Всего на изучение темы «Преступления против собственности» отводится четыре часа. 1. Корыстные преступления. 2. Вымогательство. 3. Некорыстные преступления. 4. Повторительно-обобщающий урок по теме. Цель и задачи: путём повторения темы «Преступления против собственности» с использованием ТСО, обобщить и систематизировать знания, полученные на трёх предыдущих уроках; сформулировать выводы в тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanovedenie_7.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок граждановедения в 7 классе

Тема: «Преступления против собственности»

Урок 4-й

Пояснение: всего на изучение темы  «Преступления против собственности» отводится четыре часа.

  1. Корыстные преступления.
  2. Вымогательство.
  3. Некорыстные преступления.
  4. Повторительно-обобщающий урок по теме.

Цель и задачи:  путём повторения темы «Преступления против собственности» с использованием ТСО, обобщить и систематизировать знания, полученные на трёх предыдущих уроках; сформулировать выводы в тетради.

Оснащение урока:  Учебник «Граждановедение» Соколов В. Я.; тетрадь; карточки индивидуальных заданий.

                               Видеофрагменты из фильмов:

  1. «Свадьба в Малиновке»
  2. «Я объявляю вам войну»
  3. «Цветы для победителей»

Кроссворд по теме в качестве домашнего задания.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока:

  1. Повторение темы (составление на доске схемы преступлений против собственности).
  2. Обобщение и систематизация знаний по группе корыстных преступлений (с использованием ТСО).
  3. Обобщение и систематизация знаний по группе некорыстных преступлений (с использованием ТСО).
  4. Итоги урока (выводы в тетради).

                   Ход урока:

  1. На доске записана тема урока.

Объявление темы урока.

Вопрос классу: Что такое преступление? (ответы)

Преступления бывают разными, но мы сегодня будем вести разговор только о преступлениях против собственности.

Вопрос классу: Что мы называем собственностью? (ответы)

Запись в тетради: 1. Любая собственность является неприкосновенной.

(в своих ответах подвести ребят к данной формулировке)

Учитель вместе с классом начинает составлять схему на доске, используя знания учащихся, полученные на предыдущих уроках, обращая внимание на правильное произношение, написание и формулировку понятий и терминов. Полная схема в приложении №1.

Составление схемы сопровождается вопросами к классу:

  1. На какие группы делятся все преступления против собственности?
  2. Какие преступления мы называем корыстными? (перечислить) Что такое корысть? Какие качества характера человека толкают его на подобные преступления? (жадность, зависть)
  3. Какие преступления мы называем некорыстными? (перечислить) Какие качества характера заставляют человека совершать такие преступления? (месть, безответственность, безнаказанность)

Постановка задачи урока:

Сегодня мы должны обобщить и конкретизировать всю информацию, полученную при изучении темы «Преступления против собственности». Наша задача – провести небольшое расследование по каждому виду преступлений, а к концу урока выделить самое главное по изученному материалу.

  1. Прежде, чем мы начнём своё расследование, возьмите карточки индивидуальных заданий (приложение №2) и выполните задание №1.

  1. Самостоятельная индивидуальная работа (промежуточное закрепление знаний)

Проведём расследование группы корыстных преступлений.

А) Используя приложение №3 (6, 7), учитель приводит два примера совершённых преступлений.

Задание классу: дайте определение вида преступлений (кража). Сформулируйте понятие.

Вопрос классу: какая ответственность наступает за совершение кражи? (от 3 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества) Что мы называем имуществом?

Б) Классу предлагается видеофрагмент из фильма «Свадьба в Малиновке».

Задание классу: классифицируйте увиденное вами преступление (грабёж). Сформулируйте определение.

Вопрос классу: какая ответственность наступает за совершение грабежа? (от 4 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества)

В) Приводится пример совершенного преступления из приложения №3 (4).

Задание классу: дайте определение вида преступления (разбой). Сформулируйте понятие.

Вопрос классу: какая ответственность наступает за совершение разбоя? (от 3 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества).

Г) Приводится пример совершенного преступления из приложения №3 (5).

Задание классу: дайте определение вида преступления (мошенничество).

Сформулируйте определение.

Вопрос классу: какая ответственность наступает за совершение мошенничества? (от 3 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества).

Д) Приводится пример совершенного преступления из приложения №3 (3).

Задание классу: дайте определение вида преступления (вымогательство).

Сформулируйте определение.

Какая ответственность наступает за совершение вымогательства? (от 7 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества).

  1. Если позволяет время, предложить классу самостоятельно привести примеры корыстных преступлений.

Вопрос классу: Есть ли такие преступления, при совершении которых не наступает ответственность (ответы, как правило, «нет»)

Запись в тетради: 2. За любое совершенное преступление наступает ответственность.

(в своих ответах подвести ребят к данной формулировке)

  1. Встречаются такие преступления, при совершении которых преступники не получают выгоду от содеянного. Это, как вы уже догадались, некорыстные преступления.

А) Проведём небольшое расследование, посмотрев видеофрагмент из фильма «Я объявляю вам войну».

Вопрос классу: Как вы можете классифицировать увиденное преступление? (умышленное уничтожение или повреждение имущества)

Вопрос: Что мы называем имуществом? (ответы)

Какая ответственность наступает при совершении данного преступления? (до 5 лет лишения свободы)

  1. Работа с учебником.

Б) из примеров текста параграфа 12 выберите те преступления, которые подходят под классификацию как «уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» (пример с угоном автомобиля несовершеннолетними для того, чтобы покататься).

Задание классу: приведите примеры подобных преступлений, о которых известно лично вам (ответы)

Какая ответственность наступает за совершение данного вида преступлений? (до 3 лет лишения свободы).

В) Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент из фильма «Цветы от победителей».

Вопрос классу: Какое преступление было совершено по сюжету? (вандализм)

Сформулируйте понятие.

Какая ответственность наступает при совершении актов вандализма?

(одно из: 1. штраф от 50 до 100 минимальных оплат труда (МОТ);

/Можно спросить класс о размере МОТ в настоящее время/

2. обязательные работы;

3. исправительные работы;

  1. арест до 3 месяцев.)

Пример: У нас в селе есть памятник архитектуры XVIII века, который необходимо сохранить. Это деревянная Предтеченская церковь. Но несколько лет назад подростки превратили стены этого старинного здания в заставку телепередачи «Любовь с первого взгляда», изрисовав их красками. Можно ли отнести данное деяние к преступлению? Как называется этот вид преступления? Понесли ли подростки ответственность? (нет)

ЗАПОМНИТЕ! Безнаказанность ведёт к новым, более серьёзным преступлениям. Запишите это в тетрадь под №3.

Г) И ещё один пример. В начале февраля 2005 года многие из вас смотрели передачу «Дежурная часть» на телеканале «Россия». Сюжет касался г. Бологое.

Учащийся ТУ-7 несколько раз по мобильному телефону сообщал в линейный отдел милиции станции Бологое о том, что в помещении вокзала заложено взрывное устройство. Каждый раз большое число работников правопорядка пытались предотвратить очередной акт терроризма, эвакуируя пассажиров, все службы вокзала. При этом каждый раз задерживали все поезда, которые должны были в это время проходит через станцию или отправляли их по окружному пути. Всё это приводило к огромным многомиллионным убыткам, т. к. сообщения об акте терроризма были заведомо ложными.

Подростка задержали, и он понесёт заслуженное наказание. Какое?

(одно из: 1. Штраф от 200 до 500 МОТ;

2. исправительные работы;

  1. арест от 3 до 6 месяцев;
  2. лишение свободы до 3 лет.)

Задание классу: классифицируйте преступление, совершенное подростком.

Бывает такое, когда преступник после задержания заявляет, что он не знал, что нарушает закон.

Вопрос классу: Понесёт ли ответственность за совершенное преступление такой заявитель? (ответы)

Запись в тетради: 4. Незнание закона не освобождает от ответственности. (в своих ответах подвести ребят к данной формулировке)

  1. Если позволяет время выполнить задание №2 стр. 90 учебника.

Задание классу: выполнить на карточках индивидуальных заданий (приложение №2) задание №2

  1. Самостоятельная индивидуальная работа (итоговое закрепление знаний). Дежурный собирает карточки.

4. Наш урок подходит к концу, и мы можем выделить самое главное в разделе «Преступления против собственности». Для этого зачитаем вслух то, что записали в тетради на уроке (желающие зачитывают записи в тетрадях).

Заключительное слово учителя.

И все-таки, преступление важнее не совершать или вовремя его предотвратить, чем искать преступника, привлекать его к ответственности. Для этого нужно не только знать законы, и нарушать их, а просто быть честным человеком.

  1. Проверка карточек.
  2. Выставление оценок за индивидуальные задания и за работу на уроке.

Домашнее задание.

Отгадать кроссворд (приложение №3) по теме «Преступления против собственности», обратившись за помощью к родителям (при затруднении).


ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ                ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ

ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА                ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ        

                                ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ

                                ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ

ОСКОРБЛЕНИЕ                                                                   - СОВРАЩЕНИЕ

                                        - ОСТАВЛЕНИЕ В                      НЕСОВЕРШЕННО-

КЛЕВЕТА                                  ОПАСНОСТИ                              ЛЕТНИХ

                                                                                

                                        - ПРИЧИНЕНИЕ                            - ИЗНАСИЛОВАНИЕ        

                                           ТЯЖКОГО ИЛИ

ХУЛИГАНСТВО                           СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ                                                                                   ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

                                           ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ

ПОХИЩЕНИЕ

ЧЕЛОВЕКА                         - УМЫШЛЕННОЕ                                         

                                           ПРИЧИНЕНИЕ                                                                                                   ТЯЖКОГО ИЛИ

                                           СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ

                                           ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

                                        

                                         - УБИЙСТВО

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛКОГОЛЬ ОБВИНЯЕТСЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ ПРОТИВ ПОДРОСТКОВ.

Статья предназначена для выступления на родительском лектории....

Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"

Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"...

"Вторая мировая война. Преступление против человечества. Нюрнбергский процесс"

Звучит песня- Городам- героям.         Фильм- « Самый лучший ролик о войне».            Слайд- испуганные...

К вопросу о факторах способствующих совершению преступлений против несовершеннолетних

В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, способствующие противоправному поведению взрослых лиц направленных на несовершеннолетних.Причины, факторы, способствующие совершению престу...

«Фашизм – преступление против человечности и человечества».

laquo;Фашизм – преступление против человечности и человечества»Шрамко Маргарита в своей работе предприняла попытку  раскрыть сущность фашизма, различные формы его проявления. Проводя...

Правовой час "Преступления против морали"

Воспитание правовой активности подростков. Понятие противоправного поведения, административного и уголовного преступления. Беседа о том, какие преступления подростки совершают чаще всего....