Главные вкладки

    Рабочая программа 6 класс история
    рабочая программа по истории (6 класс)

    Кальчук Ольга Игоревна

    Рабочая программа по истории 6 класс на основе учебника Е.В. Агибаловой "История средних веков" и у чебника "История России" А.В.Торкунова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6_klass_istoriya.doc226 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

    основная общеобразовательная школа п. Тургенево

    Аткарского района Саратовской области

              «Согласовано»

          Руководитель ШМО    

          ________/ ________/  

         Протокол № __ от «__»

          ________ 2018 г.

                       «Согласовано»

          Заместитель руководителя по    

          УВР МОУ-ООШ п. Тургенево    

           __________/О.И.Кальчук/

          «____» ________ 2018 г.

                         «Утверждаю»

       Руководитель МОУ-ООШ п. Тургенево

        __________ /Т.В. Мартынова/

       Приказ №___ от «___»____ 2018г.  

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    Кальчук Ольги Игоревны

    Первая квалификационная категория

    История

    6 класс

                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                       педагогического совета

                                                                                   протокол №____

                                                                    от «__» _____2018 г.

    поселок Тургенево Аткарского района

    2018- 2019 учебный год

    1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

    в 6 классе

    Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

    • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
    • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
    • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
    • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

    Учащиеся должны знать:

    • хронологию, работу с хронологией;
    • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
    • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
    • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
    • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

    Уметь:

    • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
    • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
    • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
    • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
    • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
    • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

    Метапредметные результаты 

    • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
    • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
    • готовность к сотрудничеству с соучениками,

    Личностные результаты

    • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
    • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
    • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
    • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

    Учащиеся должны владеть:

    • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
    • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

    2.Содержание тем учебного курса

    ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

    Раздел 1.Введение

    Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

    Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв)

     Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

    Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

    Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

    Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

    Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

    Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

    Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

    Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

    Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

    Раздел 3. Арабы в VI – XI вв.

    Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

    Раздел 4. Феодалы и крестьяне.

     Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

    Раздел 5. Средневековый город и его обитатели

    Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

    Раздел 6. Католическая церковь.

    Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

    Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

    Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

    Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе

    Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

    Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

    Раздел 8.  Германия и Италия в XII-XV веках.

    Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

    Раздел 9. Славянские государства и Византия.

    Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

    Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

    Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.

    Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

    Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

    Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

    Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

    Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

    Раздел 12. Итоговое повторение.

    Итоговое повторение курса История Средних веков.

    ИСТОРИЯ РОССИИ

    ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

    (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

    Введение

    Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-

    тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

    Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 

    Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

    Тема 2. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

    Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

    Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

    Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских

    общин.

    Тема 3. Образование государства Русь

    Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

    Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-

    во, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

    Быт и образ жизни разных слоёв населения.

    Тема 4. Русь в конце X — начале XII в.

    Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-

    ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

    Тема 5. Русь в середине ХII — начале XIII в.

    Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель  самостоятельных государств.

    Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория

    и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

    Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

    Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

    Тема 6. Русские земли в середине XIII  —  XIV в.

    Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-

    дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

    Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

    Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

    Народные выступления против ордынского господства.  Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

    Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

    Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.        

    Тема 7. Формирование единого Русского государства

    Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-

    занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

    Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-

    скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-

    дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-

    сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

    Формы урока, которые являются наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д.

    Формы организации познавательной деятельности: исследовательская, коллективная, групповая, работа в парах.

    Система оценивания: наряду с традиционным и письменным опросом, тестированием,        

               проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы

               методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.

     Формы контроля:

    Тестирование;

    Устный опрос, письменный опрос;

    Защита проекта

    ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

                              Учебно-методический комплект

     Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.

    Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:

    • Раздел рабочей программы по всеобщей истории: «История Средних веков»;
    • Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. / Е. В. Агибалова., Г. М. Донской / под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2016;
    • Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних Веков»: 6 класс.— М.: Просвещение, 2016.

    Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.

    Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья

    1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
    1. Манускрипты и рукописи на латыни:

    http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm

    3.        Материалы по курсу «История средних веков» на сайте
    исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова:

    http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm

    Список литературы для учителя

    Основная литература

    1. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
    2. Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.
    3. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом/Ж. Дюби. — М., 2000.
    4. Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.
    5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.
    6. Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001.
    7. Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.

    Тематическая литература

    1. Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.
    2. Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. — М., 1997.
    3. Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.
    4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 2000.
    5. Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб., 1999.
    6. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. — М., 1997.
    7. Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.

    ИСТОРИЯ РОССИИ

    ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

    (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)

                              Учебно-методический комплект

    Содержание раздела программы по истории Древняя и средневековая Русь последовательно отражено в учебнике «История России от Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.)для 6 класса авторов Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. в 2 ч. под ред. А.В. Торкунова                                                          

    Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.

    УМК по истории Древняя и средневековая Русь составляют:

    Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

          Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Древняя и средневековая Русь.

    Список образовательных интернет-ресурсов по истории России

    1.«История России»  Данилов

    http://school-collection.edu.ru/catalog/?&subject[0]=20 .

    2. Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»

    http://his.1september.ru

    3.Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете                                                

            http://www.hrono.ru                                                                                                                    4.История Отечества с древнейших времен до наших дней                          

           http://slovari.yandex.ru/dict/io                                                                                                                5.Русская история, искусство, культура                                                            

          http://www.bibliotekar.ru/rus/

    Список литературы для учителя

    Основная литература

    1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово. 2005.
    2. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (X1I-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
    3. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
    4. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI—XII вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
    5. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. 10. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
    6. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.

     

    Тематическая литература

    1. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. 11. П. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
    2. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
    3. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
    4. Черкашииа. Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашииа. - Волгоград : Учитель, 2012.
    5. История России в произведениях русских поэтов. 6 -11 классы : дополнительные материа-лы к урокам / авт.-сост. П. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО

    Количество часов в год  - 70

        Количество часов в неделю  - 2

                Кол-во контрольных работ в год -  4

                        Кол-во самостоятельных работ в год  - 10

    УМК

    1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской;    

    под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2016. – 288 с.

    1.  История России. От Древней Руси к Российскому государству ( с древности до конца XV в.) 6 класс: учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. для общеобразоват. организаций. в 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2016год – 256 с.

    Программа

        1.   Рабочая программа. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

    Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

        2.  Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – Стандарты второго поколения. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2012. – 288 с


    № п/п

    Тема урока

    Тип

    урока

    Кол-во часов

    Дата

    Методы и приемы

    Оборудование и наглядность

    Домашнее задание

    план

    факт

    1

    Что изучает история Средних веков

    Урок усвоения новых знаний

    1

    03.09

    Проблемный, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради

    Введение

    Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов)

    2

    Образование варварских королевств. Государство франков в V – VIII веков

    Урок освоения новых знаний

    1

    06.09

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.1, р.т

    3

    Христианская церковь в раннее Средневековье

    Комбинированный урок

    1

    10.09

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.2 (кроме п.4); р.т.

    4

    Возникновение и распад империи Карла Великого.

    Комбинированный урок

    1

    13.09

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.3(кроме п.4); р.т

    5

    Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI вв.

    Комбинированный урок

    1

    17.09

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.4;р.т

    6

    Англия в раннее Средневековье

    Комбинированный урок

    1

    24.09

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, контроля

    Учебник, рабочие тетради, презентация

    П.5;
    р.т

    Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа)

    7

    Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом.

    Культура Византии

    Комбинированный урок

    1

    27.09

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.6 - 7, ; р.т

    8

    Образование славянских государств

    Урок освоения новых знаний

    1

    01.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.8;
    р.т

    Глава III. АРАБЫ в VI-XI ВВ. (2 часа)

    9

    Возникновение ислама.

    Арабский халифат и его распад

    Комбинированный урок

    1

    04.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.9;
    р.т

    10

    Культура стран халифата

    Комбинированный урок

    1

    08.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация

    П.10;
    р.т

    Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

    11

    Средневековая деревня и ее обитатели

    Комбинированный урок

    1

    11.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов

    Учебник, рабочие тетради, схема «Натуральное хозяйство»

    П. 11; р.т

    12

    В рыцарском замке

    Комбинированный урок

    1

    15.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов

    Учебник, рабочие тетради, презентация, иллюстрации

    П.12; р.т

    Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (3 часа)

    13

    Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

    Комбинированный урок

    1

    18.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради

    П. 13; р.т

    14

    Торговля в Средние века

    Комбинированный урок

    1

    22.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради

    П. 14; р.т

    15

    Горожане и их образ жизни

    Комбинированный урок

    1

    25.10

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради

    П. 15; р.т

    Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)

    16

    Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

    Комбинированный урок

    1

    08.11

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация

    П. 16; р.т

    17

    Крестовые походы

    Урок изучения нового материала

    1

    12.11

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.17; р.т

    Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (5 часов)

    18

    Как происходило объединение Франции

    Комбинированный урок

    1

    15.11

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 18; р.т

    19

    Что англичане считают началом своих свобод

    Комбинированный урок

    1

    19.11

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация

    П.19; р.т

    20

    Столетняя война

    Урок изучения нового материала

    1

    22.11

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта,презентация

    П.20; р.т

    21

    Усиление королевской власти во Франции и Англии

    Урок изучения нового материала

    1

    26.11

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 21; р.т

    22

    Реконкиста и образование централизованных государств на  Пиренейском полуострове

    Комбинированный урок

    1

    29.11

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 22; р.т

    Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (1 час)

    23

    Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

    Комбинированный урок

    1

    03.12

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 23; р.т

    Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

    24

    Гуситское движение в Чехии

    Комбинированный урок

    1

    06.12

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 24; р.т

    25

    Завоевание турками-османами Балканского полуострова

    Урок изучения нового материала

    1

    10.12

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 25; р.т

    Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)

    26

    Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство.

    Урок изучения нового материала

    1

    13.12

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет

    П.26 – 27 - 28,; р.т

    27

    Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

    Комбинированный урок

    1

    17.12

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, видеосюжет

    П. 29 - 30;

    р.т.

    28

    Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

    Урок изучения нового материала

    1

    20.12

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет

    П. 31; р.т

    29

    Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

    24.12

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет

    П. 32

    Подготовка к контрольному тестированию

    30

    Итоговое повторение по курсу «Средние века»

    Применение знаний и умений, урок-турнир

    1

    10.01

    Проблемный, частично-поисковый

    Тесты, индивид. задания

    ИСТОРИЯ РОССИИ

    ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

    ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

    31

    Наша Родина - Россия

    Урок изучения нового материала

    1

    14.01

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    введение

    ТЕМА 1. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (5 ч)

    32

    Древние люди и их стоянки на территории современной России

    Комбинированный урок

    1

    17.01

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 1

    33

    Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

    Урок изучения нового материала

    1

    21.01

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, развитие критического мышления (фишбоун)

    Учебник, рабочие тетради, карта, схема

    с. 15-19

    34

    Образование первых государств

    Комбинированный урок

    1

    24.01

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.2

    35

    Восточные славяне и  их соседи

    Урок изучения нового материала

    1

    28.01

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 3

    36

    История заселения территории родного края.

    Комбинированный урок

    1

    31.01

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    Записи в тетради, проект

    ТЕМА 2. РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIIв (11 часов)

    37

    Первые известия о Руси

    Урок усвоения новых знаний

    1

    04.02

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация

    П.4

    38-39

    Становление Древнерусского государства

    Урок усвоения новых знаний /Комбинированный урок

    2

    07.02 – 11.02

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 5

    40

    Правление князя Владимира. Крещение Руси

    Применение знаний и умений

    1

    14.02

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Тесты, рабочие тетради

    П.6

    41

    Русское государство при Ярославе Мудром

    Урок изучения нового материала

    1

    18.02

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 7

    42

    Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

    Комбинированный урок

    1

    21.02

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 8

    43

    Общественный строй и церковная организация на Руси.

    Комбинированный урок

    1

    25.02

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 9

    44

    Культурное  пространство Европы и культура Древней Руси.

    Урок изучения нового материала

    1

    28.02

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 10

    45

    Повседневная жизнь населения.

    Комбинированный урок

    1

    04.03

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 11

    46

    Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок.

    Урок систематизации и обобщения

    1

    07.03

    Метод  контроля

    Контрольные задания

    Повт.

    47

    Урок истории и культуры родного края в древности.

    Урок актуализации знаний и умений

    1

    11.03

    Метод проектов, объяснительно-иллюстративный

    рабочие тетради

    проекты

    ТЕМА 3. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII – НАЧАЛЕ XIII в. (5 ч)

    48

    Политическая раздробленность в Европе и на Руси

    Урок усвоения новых знаний

    1

    14.03

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, видеосюжет

    П. 12

    49

    Владимиро-Суздальское княжество

    Урок усвоения новых знаний

    1

    18.03

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, видеосюжет

    П.13

    50

    Новгородская республика

    Урок изучения нового материала

    1

    21.03

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 14;

    51

    Южные и юго-западные русские княжества

    Комбинированный урок

    1

    04.04

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    С.123-128

    52

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

    Обобщающее повторение

    1

    08.04

    Метод контроля

    Тесты

    Повторение

    ТЕМА 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII-XIV веках (10 ч)

    53

    Монгольская империя и изменение политической картины мира

    Комбинированный урок

    1

    11.04

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 15

    54

    Батыево нашествие на Русь

    Комбинированный урок

    1

    15.04

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П.16

    55

    Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

    Комбинированный урок

    1

    18.04

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентация

    П. 17

    56

    Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

    Комбинированный урок

    1

    22.04

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта, опорный конспект

    П. 18

    57

    Литовское государство и Русь

    Комбинированный

    1

    25.04

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 19

    58

    Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

    Комбинированный урок

    1

    29.04

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, карта

    П. 20

    59

    Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

    Комбинированный урок

    1

    02.05

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради

    П. 21

    60

    Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв

    Комбинированный урок

    1

    06.05

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради

    П. 22

    61

    Родной край в истории и культуре Руси.

    Комбинированный урок

    1

    13.05

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    Конспект

    62

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»

    Урок применения знаний и умений

    1

    16.05

    Контроля

    Контрольные задания

    Повторение

    ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч)

    63

    Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

    Урок усвоения новых знаний

    1

    20.05

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    П. 23

    64

    Московское княжество в первой половине XV в.

    Комбинированный

    1

    23.05

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    П.24

    65

    Распад Золотой Орды и его поседствия

    Комбинированный

    1

    27.05

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    П. 25

    66

    Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

    Комбинированный

    1

    30.05

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    П. 26

    67

    Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.

    Урок усвоения новых знаний

    1

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    С.96-101 (2 часть)

    68

    Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

    Комбинированный

    1

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    С. 101-106

    69

    Формирование культурного пространства единого Российского государства.

    Комбинированный

    1

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    П.27

    70

    Урок истории и культуры родного края.

    Урок комплексного применения знаний и умений

    1

    Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

    Учебник, рабочие тетради, презентации

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

    Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

    Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

    Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

    Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

    Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

    Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

    Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

    Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

    Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

    Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

    Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...