Рабочая программа 6 класс история
рабочая программа по истории (6 класс)

Кальчук Ольга Игоревна

Рабочая программа по истории 6 класс на основе учебника Е.В. Агибаловой "История средних веков" и у чебника "История России" А.В.Торкунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_istoriya.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

основная общеобразовательная школа п. Тургенево

Аткарского района Саратовской области

          «Согласовано»

      Руководитель ШМО    

      ________/ ________/  

     Протокол № __ от «__»

      ________ 2018 г.

                   «Согласовано»

      Заместитель руководителя по    

      УВР МОУ-ООШ п. Тургенево    

       __________/О.И.Кальчук/

      «____» ________ 2018 г.

                     «Утверждаю»

   Руководитель МОУ-ООШ п. Тургенево

    __________ /Т.В. Мартынова/

   Приказ №___ от «___»____ 2018г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кальчук Ольги Игоревны

Первая квалификационная категория

История

6 класс

                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                   педагогического совета

                                                                               протокол №____

                                                                от «__» _____2018 г.

поселок Тургенево Аткарского района

2018- 2019 учебный год

  1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

в 6 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;
  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

2.Содержание тем учебного курса

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Раздел 1.Введение

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв)

 Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Раздел 3. Арабы в VI – XI вв.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне.

 Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 5. Средневековый город и его обитатели

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

Раздел 6. Католическая церковь.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Раздел 8.  Германия и Италия в XII-XV веках.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Раздел 9. Славянские государства и Византия.

Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.

Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Раздел 12. Итоговое повторение.

Итоговое повторение курса История Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)

Введение

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-

тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Тема 2. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских

общин.

Тема 3. Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-

во, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Тема 4. Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-

ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Тема 5. Русь в середине ХII — начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель  самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория

и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема 6. Русские земли в середине XIII  —  XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-

дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства.  Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.        

Тема 7. Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-

занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-

скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-

дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-

сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Формы урока, которые являются наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д.

Формы организации познавательной деятельности: исследовательская, коллективная, групповая, работа в парах.

Система оценивания: наряду с традиционным и письменным опросом, тестированием,        

           проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы

           методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.

 Формы контроля:

Тестирование;

Устный опрос, письменный опрос;

Защита проекта

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

                          Учебно-методический комплект

 Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:

  • Раздел рабочей программы по всеобщей истории: «История Средних веков»;
  • Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. / Е. В. Агибалова., Г. М. Донской / под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2016;
  • Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних Веков»: 6 класс.— М.: Просвещение, 2016.

Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.

Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья

  1. Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
  1. Манускрипты и рукописи на латыни:

http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm

3.        Материалы по курсу «История средних веков» на сайте
исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова:

http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
  2. Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.
  3. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом/Ж. Дюби. — М., 2000.
  4. Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.
  5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.
  6. Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001.
  7. Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.

Тематическая литература

  1. Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.
  2. Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. — М., 1997.
  3. Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.
  4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 2000.
  5. Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб., 1999.
  6. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. — М., 1997.
  7. Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.

ИСТОРИЯ РОССИИ

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)

                          Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древняя и средневековая Русь последовательно отражено в учебнике «История России от Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.)для 6 класса авторов Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. в 2 ч. под ред. А.В. Торкунова                                                          

Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.

УМК по истории Древняя и средневековая Русь составляют:

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

      Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Древняя и средневековая Русь.

Список образовательных интернет-ресурсов по истории России

1.«История России»  Данилов

http://school-collection.edu.ru/catalog/?&subject[0]=20 .

2. Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»

http://his.1september.ru

3.Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете                                                

        http://www.hrono.ru                                                                                                                    4.История Отечества с древнейших времен до наших дней                          

       http://slovari.yandex.ru/dict/io                                                                                                                5.Русская история, искусство, культура                                                            

      http://www.bibliotekar.ru/rus/

Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово. 2005.
  2. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (X1I-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
  3. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
  4. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI—XII вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
  5. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. 10. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
  6. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.

 

Тематическая литература

  1. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. 11. П. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
  2. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
  3. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
  4. Черкашииа. Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашииа. - Волгоград : Учитель, 2012.
  5. История России в произведениях русских поэтов. 6 -11 классы : дополнительные материа-лы к урокам / авт.-сост. П. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО

Количество часов в год  - 70

    Количество часов в неделю  - 2

            Кол-во контрольных работ в год -  4

                    Кол-во самостоятельных работ в год  - 10

УМК

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской;    

под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2016. – 288 с.

  1.  История России. От Древней Руси к Российскому государству ( с древности до конца XV в.) 6 класс: учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. для общеобразоват. организаций. в 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2016год – 256 с.

Программа

    1.   Рабочая программа. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы

    2.  Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – Стандарты второго поколения. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2012. – 288 с


№ п/п

Тема урока

Тип

урока

Кол-во часов

Дата

Методы и приемы

Оборудование и наглядность

Домашнее задание

план

факт

1

Что изучает история Средних веков

Урок усвоения новых знаний

1

03.09

Проблемный, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради

Введение

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов)

2

Образование варварских королевств. Государство франков в V – VIII веков

Урок освоения новых знаний

1

06.09

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.1, р.т

3

Христианская церковь в раннее Средневековье

Комбинированный урок

1

10.09

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.2 (кроме п.4); р.т.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Комбинированный урок

1

13.09

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.3(кроме п.4); р.т

5

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI вв.

Комбинированный урок

1

17.09

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.4;р.т

6

Англия в раннее Средневековье

Комбинированный урок

1

24.09

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, контроля

Учебник, рабочие тетради, презентация

П.5;
р.т

Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа)

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом.

Культура Византии

Комбинированный урок

1

27.09

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.6 - 7, ; р.т

8

Образование славянских государств

Урок освоения новых знаний

1

01.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.8;
р.т

Глава III. АРАБЫ в VI-XI ВВ. (2 часа)

9

Возникновение ислама.

Арабский халифат и его распад

Комбинированный урок

1

04.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.9;
р.т

10

Культура стран халифата

Комбинированный урок

1

08.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация

П.10;
р.т

Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

11

Средневековая деревня и ее обитатели

Комбинированный урок

1

11.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов

Учебник, рабочие тетради, схема «Натуральное хозяйство»

П. 11; р.т

12

В рыцарском замке

Комбинированный урок

1

15.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов

Учебник, рабочие тетради, презентация, иллюстрации

П.12; р.т

Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (3 часа)

13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Комбинированный урок

1

18.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради

П. 13; р.т

14

Торговля в Средние века

Комбинированный урок

1

22.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради

П. 14; р.т

15

Горожане и их образ жизни

Комбинированный урок

1

25.10

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради

П. 15; р.т

Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)

16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Комбинированный урок

1

08.11

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация

П. 16; р.т

17

Крестовые походы

Урок изучения нового материала

1

12.11

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.17; р.т

Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (5 часов)

18

Как происходило объединение Франции

Комбинированный урок

1

15.11

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 18; р.т

19

Что англичане считают началом своих свобод

Комбинированный урок

1

19.11

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация

П.19; р.т

20

Столетняя война

Урок изучения нового материала

1

22.11

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта,презентация

П.20; р.т

21

Усиление королевской власти во Франции и Англии

Урок изучения нового материала

1

26.11

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 21; р.т

22

Реконкиста и образование централизованных государств на  Пиренейском полуострове

Комбинированный урок

1

29.11

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 22; р.т

Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (1 час)

23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

Комбинированный урок

1

03.12

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 23; р.т

Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

24

Гуситское движение в Чехии

Комбинированный урок

1

06.12

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 24; р.т

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Урок изучения нового материала

1

10.12

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 25; р.т

Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)

26

Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство.

Урок изучения нового материала

1

13.12

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет

П.26 – 27 - 28,; р.т

27

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

Комбинированный урок

1

17.12

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, видеосюжет

П. 29 - 30;

р.т.

28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

Урок изучения нового материала

1

20.12

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет

П. 31; р.т

29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

24.12

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет

П. 32

Подготовка к контрольному тестированию

30

Итоговое повторение по курсу «Средние века»

Применение знаний и умений, урок-турнир

1

10.01

Проблемный, частично-поисковый

Тесты, индивид. задания

ИСТОРИЯ РОССИИ

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

31

Наша Родина - Россия

Урок изучения нового материала

1

14.01

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

введение

ТЕМА 1. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (5 ч)

32

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Комбинированный урок

1

17.01

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 1

33

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Урок изучения нового материала

1

21.01

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, развитие критического мышления (фишбоун)

Учебник, рабочие тетради, карта, схема

с. 15-19

34

Образование первых государств

Комбинированный урок

1

24.01

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.2

35

Восточные славяне и  их соседи

Урок изучения нового материала

1

28.01

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 3

36

История заселения территории родного края.

Комбинированный урок

1

31.01

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

Записи в тетради, проект

ТЕМА 2. РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIIв (11 часов)

37

Первые известия о Руси

Урок усвоения новых знаний

1

04.02

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация

П.4

38-39

Становление Древнерусского государства

Урок усвоения новых знаний /Комбинированный урок

2

07.02 – 11.02

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 5

40

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Применение знаний и умений

1

14.02

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Тесты, рабочие тетради

П.6

41

Русское государство при Ярославе Мудром

Урок изучения нового материала

1

18.02

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 7

42

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Комбинированный урок

1

21.02

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 8

43

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Комбинированный урок

1

25.02

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 9

44

Культурное  пространство Европы и культура Древней Руси.

Урок изучения нового материала

1

28.02

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 10

45

Повседневная жизнь населения.

Комбинированный урок

1

04.03

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 11

46

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок.

Урок систематизации и обобщения

1

07.03

Метод  контроля

Контрольные задания

Повт.

47

Урок истории и культуры родного края в древности.

Урок актуализации знаний и умений

1

11.03

Метод проектов, объяснительно-иллюстративный

рабочие тетради

проекты

ТЕМА 3. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII – НАЧАЛЕ XIII в. (5 ч)

48

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Урок усвоения новых знаний

1

14.03

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, видеосюжет

П. 12

49

Владимиро-Суздальское княжество

Урок усвоения новых знаний

1

18.03

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, видеосюжет

П.13

50

Новгородская республика

Урок изучения нового материала

1

21.03

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 14;

51

Южные и юго-западные русские княжества

Комбинированный урок

1

04.04

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

С.123-128

52

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

Обобщающее повторение

1

08.04

Метод контроля

Тесты

Повторение

ТЕМА 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII-XIV веках (10 ч)

53

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Комбинированный урок

1

11.04

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 15

54

Батыево нашествие на Русь

Комбинированный урок

1

15.04

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П.16

55

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Комбинированный урок

1

18.04

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентация

П. 17

56

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Комбинированный урок

1

22.04

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта, опорный конспект

П. 18

57

Литовское государство и Русь

Комбинированный

1

25.04

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 19

58

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Комбинированный урок

1

29.04

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, карта

П. 20

59

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Комбинированный урок

1

02.05

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради

П. 21

60

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв

Комбинированный урок

1

06.05

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради

П. 22

61

Родной край в истории и культуре Руси.

Комбинированный урок

1

13.05

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

Конспект

62

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»

Урок применения знаний и умений

1

16.05

Контроля

Контрольные задания

Повторение

ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч)

63

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Урок усвоения новых знаний

1

20.05

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

П. 23

64

Московское княжество в первой половине XV в.

Комбинированный

1

23.05

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

П.24

65

Распад Золотой Орды и его поседствия

Комбинированный

1

27.05

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

П. 25

66

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Комбинированный

1

30.05

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

П. 26

67

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.

Урок усвоения новых знаний

1

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

С.96-101 (2 часть)

68

Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

Комбинированный

1

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

С. 101-106

69

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Комбинированный

1

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

П.27

70

Урок истории и культуры родного края.

Урок комплексного применения знаний и умений

1

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Учебник, рабочие тетради, презентации

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...