Рабочая программа 6 класс история
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории 6 класс на основе учебника Е.В. Агибаловой "История средних веков" и у чебника "История России" А.В.Торкунова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_istoriya.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п. Тургенево
Аткарского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель ШМО ________/ ________/ Протокол № __ от «__» ________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ-ООШ п. Тургенево __________/О.И.Кальчук/ «____» ________ 2018 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ-ООШ п. Тургенево __________ /Т.В. Мартынова/ Приказ №___ от «___»____ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кальчук Ольги Игоревны
Первая квалификационная категория
История
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____
от «__» _____2018 г.
поселок Тургенево Аткарского района
2018- 2019 учебный год
- Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
в 6 классе
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
- Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
- работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
2.Содержание тем учебного курса
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Раздел 1.Введение
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Раздел 2. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Раздел 3. Арабы в VI – XI вв.
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.
Раздел 4. Феодалы и крестьяне.
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 5. Средневековый город и его обитатели
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Раздел 6. Католическая церковь.
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Раздел 8. Германия и Италия в XII-XV веках.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Раздел 9. Славянские государства и Византия.
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв.
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Раздел 12. Итоговое повторение.
Итоговое повторение курса История Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (40 ч)
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-
тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Тема 2. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских
общин.
Тема 3. Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-
во, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Тема 4. Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-
ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Тема 5. Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория
и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Тема 6. Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-
дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Тема 7. Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-
занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-
скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-
дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-
сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Формы урока, которые являются наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д.
Формы организации познавательной деятельности: исследовательская, коллективная, групповая, работа в парах.
Система оценивания: наряду с традиционным и письменным опросом, тестированием,
проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы
методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
Тестирование;
Устный опрос, письменный опрос;
Защита проекта
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Учебно-методический комплект
Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.
Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:
- Раздел рабочей программы по всеобщей истории: «История Средних веков»;
- Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. / Е. В. Агибалова., Г. М. Донской / под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2016;
- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних Веков»: 6 класс.— М.: Просвещение, 2016.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.
Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья
- Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
- Манускрипты и рукописи на латыни:
http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/ manuscripts apologeticum.htm
3. Материалы по курсу «История средних веков» на сайте
исторического Факультета МГУ им. М. В.Ломоносова:
http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm
Список литературы для учителя
Основная литература
- Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
- Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк/Ж. Дюби. - М., 2000.
- Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом/Ж. Дюби. — М., 2000.
- Егер О. История Средних веков/О. Егер. — М., 2007.
- Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.
- Право в средневековом мире/под ред. О. И. Варьяш.— СПб., 2001.
- Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.
Тематическая литература
- Алаев Л. Б. Средневековая Индия /Л. Б. Алаев. — СПб., 2003.
- Артамонов С. Д. Литература Средних веков / С. Д. Артамонов. — М., 1997.
- Вихнович В. Л. Иудаизм / В. Л. Вихнович. — СПб., 2006.
- Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 2000.
- Ермакова Т. В. Введение в буддизм / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская и др. — СПб., 1999.
- Успенский Ф. И. История Византийской империи XI— XV вв. / Ф. И. Успенский. — М., 1997.
- Куглер Б. История Крестовых походов / Б. Куглер. — Ростов-н/Д, 1995.
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Древняя и средневековая Русь последовательно отражено в учебнике «История России от Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.)для 6 класса авторов Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. в 2 ч. под ред. А.В. Торкунова
Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.
УМК по истории Древняя и средневековая Русь составляют:
- учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016год;
- Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы
- Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс
- Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс
- Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс
- Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс
- Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 6 класс
- Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Древняя и средневековая Русь.
Список образовательных интернет-ресурсов по истории России
1.«История России» Данилов
http://school-collection.edu.ru/catalog/?&subject[0]=20 .
2. Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
3.Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете
http://www.hrono.ru 4.История Отечества с древнейших времен до наших дней
http://slovari.yandex.ru/dict/io 5.Русская история, искусство, культура
http://www.bibliotekar.ru/rus/
Список литературы для учителя
Основная литература
- Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово. 2005.
- Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (X1I-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
- Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
- Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI—XII вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
- История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. 10. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
- История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
Тематическая литература
- История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. 11. П. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
- История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. - Волгоград : Учитель, 2008.
- Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
- Черкашииа. Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашииа. - Волгоград : Учитель, 2012.
- История России в произведениях русских поэтов. 6 -11 классы : дополнительные материа-лы к урокам / авт.-сост. П. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО
Количество часов в год - 70
Количество часов в неделю - 2
Кол-во контрольных работ в год - 4
Кол-во самостоятельных работ в год - 10
УМК
- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской;
под ред. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2016. – 288 с.
- История России. От Древней Руси к Российскому государству ( с древности до конца XV в.) 6 класс: учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. для общеобразоват. организаций. в 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016год – 256 с.
Программа
1. Рабочая программа. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы
2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – Стандарты второго поколения. А.А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2012. – 288 с
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Кол-во часов | Дата | Методы и приемы | Оборудование и наглядность | Домашнее задание | |
план | факт | |||||||
1 | Что изучает история Средних веков | Урок усвоения новых знаний | 1 | 03.09 | Проблемный, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради | Введение | |
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов) | ||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в V – VIII веков | Урок освоения новых знаний | 1 | 06.09 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.1, р.т | |
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье | Комбинированный урок | 1 | 10.09 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.2 (кроме п.4); р.т. | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Комбинированный урок | 1 | 13.09 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.3(кроме п.4); р.т | |
5 | Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX-XI вв. | Комбинированный урок | 1 | 17.09 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.4;р.т | |
6 | Англия в раннее Средневековье | Комбинированный урок | 1 | 24.09 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, контроля | Учебник, рабочие тетради, презентация | П.5; | |
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа) | ||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом. Культура Византии | Комбинированный урок | 1 | 27.09 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.6 - 7, ; р.т | |
8 | Образование славянских государств | Урок освоения новых знаний | 1 | 01.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.8; | |
Глава III. АРАБЫ в VI-XI ВВ. (2 часа) | ||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | Комбинированный урок | 1 | 04.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.9; | |
10 | Культура стран халифата | Комбинированный урок | 1 | 08.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация | П.10; | |
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | ||||||||
11 | Средневековая деревня и ее обитатели | Комбинированный урок | 1 | 11.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов | Учебник, рабочие тетради, схема «Натуральное хозяйство» | П. 11; р.т | |
12 | В рыцарском замке | Комбинированный урок | 1 | 15.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов | Учебник, рабочие тетради, презентация, иллюстрации | П.12; р.т | |
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (3 часа) | ||||||||
13 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | Комбинированный урок | 1 | 18.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради | П. 13; р.т | |
14 | Торговля в Средние века | Комбинированный урок | 1 | 22.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради | П. 14; р.т | |
15 | Горожане и их образ жизни | Комбинированный урок | 1 | 25.10 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради | П. 15; р.т | |
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа) | ||||||||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | Комбинированный урок | 1 | 08.11 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация | П. 16; р.т | |
17 | Крестовые походы | Урок изучения нового материала | 1 | 12.11 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.17; р.т | |
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (5 часов) | ||||||||
18 | Как происходило объединение Франции | Комбинированный урок | 1 | 15.11 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 18; р.т | |
19 | Что англичане считают началом своих свобод | Комбинированный урок | 1 | 19.11 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация | П.19; р.т | |
20 | Столетняя война | Урок изучения нового материала | 1 | 22.11 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта,презентация | П.20; р.т | |
21 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | Урок изучения нового материала | 1 | 26.11 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 21; р.т | |
22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | Комбинированный урок | 1 | 29.11 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 22; р.т | |
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (1 час) | ||||||||
23 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках | Комбинированный урок | 1 | 03.12 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 23; р.т | |
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа) | ||||||||
24 | Гуситское движение в Чехии | Комбинированный урок | 1 | 06.12 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 24; р.т | |
25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Урок изучения нового материала | 1 | 10.12 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 25; р.т | |
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов) | ||||||||
26 | Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. | Урок изучения нового материала | 1 | 13.12 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет | П.26 – 27 - 28,; р.т | |
27 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | Комбинированный урок | 1 | 17.12 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, видеосюжет | П. 29 - 30; р.т. | |
28 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | Урок изучения нового материала | 1 | 20.12 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет | П. 31; р.т | |
29 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 24.12 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация, видеосюжет | П. 32 Подготовка к контрольному тестированию | |||
30 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | Применение знаний и умений, урок-турнир | 1 | 10.01 | Проблемный, частично-поисковый | Тесты, индивид. задания | ||
ИСТОРИЯ РОССИИ ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | ||||||||
31 | Наша Родина - Россия | Урок изучения нового материала | 1 | 14.01 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | введение | |
ТЕМА 1. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (5 ч) | ||||||||
32 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | Комбинированный урок | 1 | 17.01 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 1 | |
33 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | Урок изучения нового материала | 1 | 21.01 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, развитие критического мышления (фишбоун) | Учебник, рабочие тетради, карта, схема | с. 15-19 | |
34 | Образование первых государств | Комбинированный урок | 1 | 24.01 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.2 | |
35 | Восточные славяне и их соседи | Урок изучения нового материала | 1 | 28.01 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 3 | |
36 | История заселения территории родного края. | Комбинированный урок | 1 | 31.01 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | Записи в тетради, проект | |
ТЕМА 2. РУСЬ В IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIIв (11 часов) | ||||||||
37 | Первые известия о Руси | Урок усвоения новых знаний | 1 | 04.02 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация | П.4 | |
38-39 | Становление Древнерусского государства | Урок усвоения новых знаний /Комбинированный урок | 2 | 07.02 – 11.02 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 5 | |
40 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | Применение знаний и умений | 1 | 14.02 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Тесты, рабочие тетради | П.6 | |
41 | Русское государство при Ярославе Мудром | Урок изучения нового материала | 1 | 18.02 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 7 | |
42 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | Комбинированный урок | 1 | 21.02 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 8 | |
43 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | Комбинированный урок | 1 | 25.02 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 9 | |
44 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | Урок изучения нового материала | 1 | 28.02 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 10 | |
45 | Повседневная жизнь населения. | Комбинированный урок | 1 | 04.03 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 11 | |
46 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. | Урок систематизации и обобщения | 1 | 07.03 | Метод контроля | Контрольные задания | Повт. | |
47 | Урок истории и культуры родного края в древности. | Урок актуализации знаний и умений | 1 | 11.03 | Метод проектов, объяснительно-иллюстративный | рабочие тетради | проекты | |
ТЕМА 3. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII – НАЧАЛЕ XIII в. (5 ч) | ||||||||
48 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | Урок усвоения новых знаний | 1 | 14.03 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, видеосюжет | П. 12 | |
49 | Владимиро-Суздальское княжество | Урок усвоения новых знаний | 1 | 18.03 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, видеосюжет | П.13 | |
50 | Новгородская республика | Урок изучения нового материала | 1 | 21.03 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 14; | |
51 | Южные и юго-западные русские княжества | Комбинированный урок | 1 | 04.04 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | С.123-128 | |
52 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» | Обобщающее повторение | 1 | 08.04 | Метод контроля | Тесты | Повторение | |
ТЕМА 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII-XIV веках (10 ч) | ||||||||
53 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | Комбинированный урок | 1 | 11.04 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 15 | |
54 | Батыево нашествие на Русь | Комбинированный урок | 1 | 15.04 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П.16 | |
55 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | Комбинированный урок | 1 | 18.04 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентация | П. 17 | |
56 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | Комбинированный урок | 1 | 22.04 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта, опорный конспект | П. 18 | |
57 | Литовское государство и Русь | Комбинированный | 1 | 25.04 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 19 | |
58 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | Комбинированный урок | 1 | 29.04 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, карта | П. 20 | |
59 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | Комбинированный урок | 1 | 02.05 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради | П. 21 | |
60 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв | Комбинированный урок | 1 | 06.05 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради | П. 22 | |
61 | Родной край в истории и культуре Руси. | Комбинированный урок | 1 | 13.05 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | Конспект | |
62 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв» | Урок применения знаний и умений | 1 | 16.05 | Контроля | Контрольные задания | Повторение | |
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч) | ||||||||
63 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | Урок усвоения новых знаний | 1 | 20.05 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | П. 23 | |
64 | Московское княжество в первой половине XV в. | Комбинированный | 1 | 23.05 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | П.24 | |
65 | Распад Золотой Орды и его поседствия | Комбинированный | 1 | 27.05 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | П. 25 | |
66 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | Комбинированный | 1 | 30.05 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | П. 26 | |
67 | Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. | Урок усвоения новых знаний | 1 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | С.96-101 (2 часть) | ||
68 | Человек в Российском государстве второй пол. XV в. | Комбинированный | 1 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | С. 101-106 | ||
69 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | Комбинированный | 1 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | П.27 | ||
70 | Урок истории и культуры родного края. | Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный | Учебник, рабочие тетради, презентации | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс
поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...