Система работы с одарёнными детьми.
статья по истории

            Обобщение опыта работы учителя  истории  и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi_uchitelya_istorii.docx50.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»

Система работы с одарёнными детьми.

 

     

            Обобщение опыта работы учителя  истории  и обществознания

Питкевич Любовь Петровны.


 
 Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

         Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными вопросами, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

         В современной школе, при использовании традиционных форм и методов преподавания возникли определенные противоречия: между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлением многих одаренных учащихся (особенно старших классов) творчески развивать себя.

         Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

         Таким образом, главная цель – развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения истории и обществознания.
В своей работе  я использую концепцию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего интеллектуального развития ребенка, принципы «теории развивающего обучения» академика Л.В.Занкова, идеи доктора психологических наук И.С.Якиманской о личностно-ориентированном обучении. Использую ведущие идеи Н.К. Винокурова, В.А.Онищук, Ю.К. Бабанского. Эти авторы одной из центральных задач обучения считают целенаправленное интенсивное развитие личности, ее творческого потенциала.

Творческие способности – высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов. Творческие способности – базовый фактор одаренности.
 Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии креативных способностей одаренных детей на уроках истории и обществознания, проецирование накопленного опыта на работу по гуманитарным предметам.

  Системный подход выражается в четко выстроенной структуре работы с одаренными детьми, через классно-урочную работу, где указаны способы и методы, которые можно применять для развития одаренности и внеклассную – с формами организации занятий для углубления знаний, умений и навыков.

Создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня самостоятельной интеллектуальной деятельности, формирование учебно-информационных, учебно-логических (интеллектуальных) и специальных умений – основы развития креативных способностей.

Технология опыта.

 Классно-урочная система.

 Определение значения индивидуального подхода (уровневой дифференциации)

Диагностика учащихся с целью выявления одаренных детей

Собственно работа с одаренными детьми

Внеклассная работа

Задания творческого характера.

 Задания развивающего характера

Задания на самостоятельное выполнение учебных операций

Элективные курсы  по краеведению 8 класс «Страницы  истории. Далёкие и близкие»,

9 класс «Мир русской деревни»,

5 класс факультативный курс «Основы научно – исследовательской деятельности»,

Индивидуальные консультации

 2. Методы работы:

В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются

методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.  

Все приемы, которые я применяю в своей педагогической деятельности, направлены на решение главной задачи – разбудить в каждом ученике желание учиться.                                    

 Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.

3. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология развития критического мышления

  • Формирование у школьников через интерактивное включение в

учебный процесс критического мышления.

  • Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Стимулирование познавательного интереса.
  • Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов,
  • построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

  • Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Технология проблемно-диалогического обучения.

  • Главная функция проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей
  • Воспитание творческой личности, подготовленной к решению

  сложных проблем в различных областях деятельности.

  • Решение   задач  проблемного   содержания  обеспечивает  высокий уровень познавательной активности учащихся.

Исследовательские методы обучения

  • Целенаправленное формирование всех компонентов

исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Методика обучения в малых группах

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют,   рецензируют  и  делают  дополнения.  

Развитие творческих способностей одаренных детей строится с учетом возрастных особенностей и проходит в несколько этапов.

 

1 этап. Учащиеся 5-8 классов.

        
Основная цель: формирование интеллектуальных, информационно-учебных и специальных навыков и умений. Обучение происходит через урок, элективные курсы, творческие конкурсы ( историческая викторина, конкурс сочинений,  олимпиады  и т. д.), внеклассные мероприятия.

 

2 этап. Учащиеся 9 класса.

         Этот этап очень важен. Согласно данным возрастной психологии, у большинства учащихся в 13-14 - 15 лет происходит переход от конкретно-образного мышления к абстрактно-логическому.

        
Основная цель: развитие интеллектуальной и творческой сфер. Выявление одаренных детей из числа показывающих высокие результаты в процессе учебной и внеучебной деятельности. Обучение происходит через урок в различных его модификациях, элективные курсы, творческие конкурсы, олимпиады, реферативные работы, творческие, научно-исследовательские работы и так далее. Особая роль на этом этапе отводится написанию рефератов, что является необходимым условием для перехода учащегося к самостоятельной научно-исследовательской работе..

        

Для достижения целей на различных этапах работы с одаренными детьми, использую различные формы и методические приемы. Вот некоторые из них:

- Работа над понятиями

Этот вид работы очень важен, так как понятия – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения. Для развития мышления учащихся при работе над понятиями целесообразно использовать специальные задания.

        
Задание «Логичность». Ученику предлагается задание с двумя связанными между собой категориальными суждениями и вывод-заключение. Умозаключения частично даются логично, а в ряде случаев и заведомо ложно. Необходимо определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.

 Задание «Выявление общих понятий». Его методика заключается в подборе понятий, имеющих общие признаки, логически связанные с определенным обобщающим словом. В каждой строке, состоящей из пяти слов, нужно выбрать два, наиболее связанных с обобщающим словом. 

Прием «Синквейн»  («5строк») первая строка - слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь; во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта; третья строка - три глагола, описывающие характерные действия объекта; четвертая строка- фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту; в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.

Например:  Пирамида Великая, огромная. Построенная, удивляет, хранит. Сохранившееся седьмое чудо света. Гробница.

        
Задание «Исключение понятий». Учащимся зачитываются пять слов, из числа которых только четыре объединены общим родовым понятием. Необходимо вычленить слово, не относящееся к данному понятию.

        
Задание  «Сходство и различие». Учащимся необходимо сравнить между собой понятия, события, явления, персоналии.

        
Задание «Ошибающийся учитель». Учитель умышленно делает ошибки при рассуждении, чтении исторического документа, доказательстве и т.д. Ученики должны находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, при этом аргументируя и обосновывая свою точку зрения.

Задание «Поиск аналогов». Учитель называет определенное понятие или событие, а учащимся необходимо найти аналогичное, ранее изученное и обосновать свой вариант ответа.

        
Задание « Формулирование определений». Ученику надо дать наиболее точное определение чему-либо, оперируя только существенными признаками и игнорируя несущественные.

         При организации работы над понятиями нельзя забывать об уровневой дифференциации. Например, для более сильных учеников 7 -8  класса, помимо терминов из словаря учебника вводятся более сложные (родоплеменные идеалы, обычное и сословное право, принцип престолонаследия, авторитарность…). Примеры упражнений «Исключение понятий» и «Ошибающийся учитель» применяются на уроках  повторения.
Деятельность по решению познавательно-развивающих вопросов. Познавательно-развивающие вопросы позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей совершать краткие, но увлекательные путешествия в прошлое.

 Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умение сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы.

         Привожу  пример таких вопросов.

«Однажды А.В.Суворов с большим трудом убедил своего австрийского союзника принца Кобургского с объединенным русско-австрийским 25-тысячным отрядом напасть на    100-тысячную турецкую армию. Однако робкий принц, постоянно сомневаясь в успехе, каждый день звал Суворова к себе для очередного совещания. В конце концов, Суворову это надоело. Накануне битвы посланнику  от принца в первый раз было отвечено: «Суворов ужинает», во второй раз: «Суворов Богу молиться». Что было отвечено посланному от принца в третий раз? (В третий раз было отвечено: «Суворов спит». Но на самом деле Суворов не спал, а с дерева обозревал турецкий лагерь.)

         На средневековых иллюстрациях-миниатюрах было принято отдельные понятия изображать характерными символами. Так поступали и мастера Киевской Руси. Например, изображение одной башни означало целый город, изображение одного всадника – целое войско и т.д. Предположите, каким характерным для средневековья символом обозначалось такое понятие, как государство? (Изображение князя обозначало все государство.)»

         Это  есть использование элементов технологии развивающего обучения В.В.Сухова, А.Ю.Морозова, Э.Н. Абдулаева.

 

 – Тестирование. Предлагаю использовать такие тесты, которые помогут  определить, кто перед нами находиться – всего-навсего человек с феноменальной памятью, или же юное дарование с большими интеллектуальными возможностями, способное к решению сложных проблем, требующего творческого, неординарного подхода. Методику построения таких тестов разработал специалист в области педагогики и дидактики В.П.Беспалько. В соответствии с данной методикой предлагаемые вопросы и задания имеют 5 уровней сложности.
- Самостоятельная работа. Большое значение в данной ситуации имеет самостоятельная работа учащихся: это и составление задач (например, в 5 классе по теме «Счет лет в истории» задания на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий), написание лекций    (в 8 – 9 классах) с использованием памяток. Например:

   - запиши тему и план лекции;

   — составь тезисы, запишите выводы;

   — выделите в записях трудные термины и объясните их значение;

   — не упустите нужные даты;

   — конспект лекции дополните сведения из учебника;

   — подготовьте ответы на вопросы, поставленные учителем перед    

     лекцией.

Если в лекцию включаются сообщения учащихся, классу предлагается дать рецензии на них. Целесообразно использовать раздаточный материал – заранее подготовленные таблицы, чтобы свести поурочные записи к пометкам в раздаточном материале и концентрировать внимание класса не на фиксации записей, а на осмыслении внутренней логики событий.

 Самостоятельны и индивидуальные творческие задания, которые учащиеся выполняют на домашнем компьютере. Творческие компьютерные презентации  по отдельным историческим (обществоведческим) темам. Найти дополнительный материал по теме на компьютерных дисках или в Интернете. Работа с интерактивной доской.

- Работа по развитию прогностических умений школьников. Наиболее эффективным методом овладения учащимися прогностической деятельностью является проведения занятий, ориентированных на построение общественной модели, либо на осмысление альтернатив исторического развития. занятие в 7, 9 классе «Смутное время – время упущенных возможностей» предоставляет возможность учащимся выявлять закономерности происходивших процессов социально-общественного развития на основе анализа исторических фактов.

 

- Проведение практически-лабораторных занятий. Лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; повысить интенсивность труда старшеклассников; научить их анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание. Основными способами «учебного исследования» выступают исторический анализ и критика источников.

                   Большая роль в работе с одаренными детьми принадлежит и внеклассной работе, через  музей,  элективные курсы,  предметные недели, которые позволяют учащимся продвигаться в обучении по индивидуальной траектории развития. Они помогают школьникам, работающим в повышенном и опережающем режиме развития найти свое место в учебном процессе. Следуя плану работы с одаренными детьми во внеклассной работе, провожу индивидуальные занятия с учащимися, которые предполагают изучение исторического материала с использованием современных форм интеллектуальных игр, таких как «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Счастливый случай» и т.д.                                                                                        

         Эта работа имеет некоторые особенности:

— при подготовке к игре учащиеся углубленно и самостоятельно изучают исторические источники в таком объеме и с таким качеством, которые при обычных формах можно изучить только в течение нескольких лет;
— образуются неформальные разновозрастные коллективы со своими лидерами, которые формируются самостоятельно, принимают самостоятельные решения, и ядро этих коллективов является постоянным;

— формируется постоянный и устойчивый интерес к изучению истории;

— укрепляется связь урока с внеурочной деятельностью учащихся;

         Элективные курсы в 8-9 классе,  занятия факультатива  дают учащимся возможность более подробно изучить алгоритмы ведения самостоятельной, творческой работы, разобрать спорные, неоднозначные вопросы.  

 Главное  в работе - развить интерес к изучению истории, ведь если ребенку не интересно на уроке он просто не будет учиться. Значит, учителю нужно искать способы мотивировать детей и пробудить в них не только интерес к предмету, но и интерес к процессу познания. Можно построить учебный процесс так, чтобы дети почувствовали удовлетворение от приобретения знаний и умений. Я делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона. Это вселяет уверенность ребенка в том, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства, для этого активно использую в образовательном процессе наглядность.  Постоянно включаю в образовательный процесс электронные  презентации. Сейчас практически у всех учащихся есть личные компьютеры, в том числе и с выходом в интернет, поэтому я практикую создание презентации, как один из видов творческих домашних заданий. На выбор даю темы, оговариваю количество слайдов и обращаю внимание, что каждый слайд нужно прокомментировать.

Вот некоторые советы из сети интернет и своего опыта по составлению учебной презентации:

слайды желательно не перегружать текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые надо записать; наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;

цифровой материал по возможности лучше представить в виде графиков и диаграмм;

анимация не должна быть слишком активной;

звуковое сопровождение совершенно излишне, исключением являются аудио- и видеофрагменты, которые преподаватель не предполагает комментировать во время просмотра;

соблюдайте единый стиль оформления, избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок);

на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов (фон, заголовок, текст);

для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета;

 предпочтительно горизонтальное расположение информации;

наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней;

шрифты для заголовков – не менее 24,для информации – не менее 18;

шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных);

для выделения информации следует использовать: рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

Презентация исследования учащегося должна включать:  

название исследования,

 цель самостоятельной работы,

 ход и результат исследования,

выводы,

 аннотированный список использованных ресурсов.

.

  Много полезной информации я нахожу на сайте Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ). На элективных курсах периодически предлагаю учащимся поработать с открытыми образовательными модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные (http://fcior.edu.ru/).

   Результаты и  достижения учащиеся демонстрируют на школьных, районных  олимпиадах, ученических  конференциях,  предметных  неделях по истории  и обществознанию. В рамках работы над этой темой, помимо изучения методической литературы, передового педагогического опыта и повышения квалификации, я так же много внимания уделяю практической форме представления результатов. Для этого участвую в школьной методической неделе, делюсь опытом с коллегами на педагогических советах.  Выступаю на августовской секции учителей истории  (разработки уроков, методические разработки, презентации так же представлены на сайте).

 Исследовательская деятельность учащихся.

Успехи и достижения учащихся в результате реализации системы работы с одаренными детьми: 

Участвуют  10 – 12 детей  ежегодно   в краевом  конкурсе  по русской  традиционной  культуре «Живая старина», Чинкова Кристина - 2 место в регионе

Исследовательские работы:  

«Памятники Тогула и Тогульского района»,

 «Герои – земляки», - «Они защищали  Родину»,          

  «Тыл в годы войны»,  «Я познакомился с тобой, война»   в дни победы под Москвой»

«Подвиг земляков – героев Сталинградской  битвы».

 «Тогул в годы Гражданской войны»,

«Герои необъявленной войны.  Афганистан»

«Деловые люди нашего села.  История предпринимательства в  Тогульском районе»

«Страницы исчезнувших сёл района»,

«Страницы летописи школы»,

 «Страницы истории школьной формы» - Мальцева Таня,ученица 5 класса.

Семенькова Настя (6 кл): «Репрессированные немцы в Тогульском  районе»,

Чинкова Кристина «Пионерское детство наших родителей»,

Глухих Настя(8 кл.) «Топонимика Тогульского района», Мосягин Иван (9 кл.) «Топонимика Алтайского края»,

Жердева Юля «Мой дед – ровесник Алтая. Герой целины»,  участница краевой программы

« Шаг в будущее».  

Группа учащихся приняли участие  с исследовательской  работой и презентацией «Учителя нашего района на фронте и в тылу» в краевом конкурсе         

«Я помню! Я горжусь!»

Чинкова Кристина прекрасно показала свои  способности  на  районном конкурсе «Ученик года-2014», заняв 2 место. Победитель в конкурсе проектов на тему  «Широка страна моя родная» .

Участие в районном  конкурсе  «Тогульский район глазами современников», к  90 -летию  Тогульского района:

Глухих Настя – сочинение «О чём  рассказывают географические названия  Тогульского района»,

Семенькова Настя «Страницы  истории моей семьи  в истории Тогульского района».

Большая исследовательская работа предшествовала выставке  пионерской атрибутики,  выставке « Фотографии  военных лет», «Пионерское детство  наших родителей».  

Создана видеотека:  компьютерные презентации, видеофильмы о   тогульчанах - героях войны , тружениках села – первоцелинниках. 1 место на  региональном конкурсе  видеофильмы «Памяти  героя Сталинградской битвы М.А. Баскакова»; ( Мосягин В, Глухих Н., Сорокина А., Фех К.) «Моя Россия – мой край родной», (3 место- районный конкурс)

Детские исследовательские работы  помогают  при проведении торжественных мероприятий,  поддерживать тесную связь  и проводить совместные мероприятия  со школьной и районной библиотеками,   сельским Домом культуры.

  

1. Результаты олимпиад  2014 год

Год, предмет

Ф.И. класс

Место

История

Кречетов Миша 6класс

1 место

Ефимцева Вика 6 класс

2 место

Алибеков Кирилл

2 место

Мальцева Таня

3 место

Семенькова Настя 7 класс

1 место

Попов Андрей

2 место

Семенюк Ваня

3 место

Койнова Даша 8 класс

2 место

Прокудина Альбина  8 класс

3 место

Ходакова Настя 9 класс

1 место

Шабалина Аня  9 класс

2 место

Фех Кристина  9 класс

3 место

Обществознание

Панова  Катя  8 класс

1 место

Абросимов Даниил 8 класс

1 место

Прокудина Альбина  8 класс

2 место

Апонякин Сергей  8 класс

3 место

Койнова Дарья  8 класс

3 место

  

 

 

     Главные помощники – родители, они и психологи, они и советчики, они главные творцы победы. И  тут немаловажно правильно замотивировать родителей, проводя конференции, выставки, встречи, индивидуальную работу.

                     Одни дети уже выросли, нашли себя, другие еще только набирают обороты, но нас уже захватил всецело этот мир улыбок и чистых сердец, в котором органично взаимосвязаны знания, способности, хорошие манеры, любознательность и жажда победы. Наши  дети уникальны тем, что они интересуются абсолютно всем, хотят знать больше и умеют получать эти знания. Это действительно новое поколение.

Наша задача — поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения. Вместе мы сможем многое. Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

 «Настоящий эрудит должен постоянно испытывать информационный и эмоциональный голод. А утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья» - утверждает учитель.

Результативность опыта.

 

1.Учащиеся овладевают  научной терминологией, учатся давать     определения терминов   своими словами, эффективно использовать термины в самостоятельных         предложениях.

2.Учатся  применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.

3.Овладевают  рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.

4.Самостоятельно приобретают  знания, учатся рассуждать по  заданной теме..

5.Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.

 

Литература

1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.

3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.

5. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.

6. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.

7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)

Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных  форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....

Система работы с одарёнными детьми

Презентация представлена на творческом семинаре"Работа с одарёнными детьми"...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...