Древнее Двуречье
методическая разработка по истории (5 класс)

Елена Александровна Шевченко

Представлен дидактический материал по истории 5 класса, для проверки усвоения знаний по теме "Древнее Двуречье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_dvureche.docx20.62 КБ
Файл testy_dvureche.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА устного ответа «Древнее Двуречье»

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»
Для этого вспомни:
— Какие природные явления происходили с реками в этих странах?
— Как называются эти реки?
— Почему говорят, что обе эти реки давали возможность заниматься земледелием?
— Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?
— Какие признаки цивилизации существовали здесь?
Сделай вывод.

Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания

а) У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает — себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

— Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. 

Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания

а) У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает — себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

— Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. 

Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания

а) У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает — себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

— Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. 

Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания

а) У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает — себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

— Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. 

Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания

а) У народов Междуречья были распространены такие поговорки и пословицы: «Бедняк в долг занимает — себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинаково покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

— Кто, по-вашему, создал эти пословицы — бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. 

Решение задач

а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

— Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение

б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо

— Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?  

Ответ задачи

а) (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

б) (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)

Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек — вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета — около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату… 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 59-63.

Вопросы к документу.

— На какие группы делилось население Вавилонского царства? 

 — Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? 

— Каких домашних животных разводили жители Вавилона? 

— Что умели делать жители этой страны? 

— Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? 

—Как наказывали рабов? 

— Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? 

— С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? 

 

Ответы к документу

— На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человека (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)


— Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? 
(Золото, серебро.)
— Каких домашних животных разводили жители Вавилона? 
(Волов, овец, ослов.)
— Что умели делать жители этой страны? 
(Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)
— Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? 
(Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)
— Как наказывали рабов? 
(Наносили увечье — отрезали ухо, но не убивали.)
— Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? 
(Убивали.)
— С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? 
(Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

Дополнительный материал

Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) — шестого царя первой Вавилонской династии — найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — ок. 630 гг. до н. э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове…» В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурагш стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства.

В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, торговля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие.

Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве-должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, лишении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяйственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем.
В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного — 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей.

Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убивали, не калечили. Им наносили физическое увечье — отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев. Но их ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.
Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось на царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным видом этого довольствования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.

Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя. Из плена воина выкупали. Вернувшемуся из плена воину возвращали его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолетнему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 58-64.



Предварительный просмотр:

Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

1 вариант

Часть А

А1. В самом центре Двуречья располагался город

1) Фивы 2) Урук 3) Вавилон

А2. Самым могущественным царем Вавилонского царства был

1) Хаммурапи 2) Гильгамеш 3) Утнапишти

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«На вершине горы был насыпан тростник, зажжён огонь и принесена жертва богам. Боги обрадовались и простили спасшихся людей».

О ком (о чём) этот миф?

1) о Гильгамеше 2) о потопе 3) об Осирисе и Исиде

А4. Почему установленные в Вавилонском царстве законы будущие цари не могли изменять?

1) законы отвечали интересам всех людей 2) законы были написаны на камне, и их трудно было уничтожить 3) законы считались волей богов

А5. Какое событие из названных произошло раньше?

1) правление царя Хаммурапи 2) военные походы Тутмоса 3) объединение Северного и Южного Египта

Часть B

В1. О каком боге говорится в тексте?

Бог Солнца __________ вручает царю жезл — знак власти над людьми. Этот бог — небесный судья и владыка, а царь-земной.

Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

1 вариант

Часть А

А1. В самом центре Двуречья располагался город

1) Фивы 2) Урук 3) Вавилон

А2. Самым могущественным царем Вавилонского царства был

1) Хаммурапи 2) Гильгамеш 3) Утнапишти

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«На вершине горы был насыпан тростник, зажжён огонь и принесена жертва богам. Боги обрадовались и простили спасшихся людей».

О ком (о чём) этот миф?

1) о Гильгамеше 2) о потопе 3) об Осирисе и Исиде

А4. Почему установленные в Вавилонском царстве законы будущие цари не могли изменять?

1) законы отвечали интересам всех людей 2) законы были написаны на камне, и их трудно было уничтожить 3) законы считались волей богов

А5. Какое событие из названных произошло раньше?

1) правление царя Хаммурапи 2) военные походы Тутмоса 3) объединение Северного и Южного Египта

Часть B

В1. О каком боге говорится в тексте? Бог Солнца __________ вручает царю жезл — знак власти над людьми. Этот бог — небесный судья и владыка, а царь-земной.

Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

1 вариант

Часть А

А1. В самом центре Двуречья располагался город

1) Фивы 2) Урук 3) Вавилон

А2. Самым могущественным царем Вавилонского царства был

1) Хаммурапи 2) Гильгамеш 3) Утнапишти

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«На вершине горы был насыпан тростник, зажжён огонь и принесена жертва богам. Боги обрадовались и простили спасшихся людей».

О ком (о чём) этот миф?

1) о Гильгамеше 2) о потопе 3) об Осирисе и Исиде

А4. Почему установленные в Вавилонском царстве законы будущие цари не могли изменять?

1) законы отвечали интересам всех людей 2) законы были написаны на камне, и их трудно было уничтожить 3) законы считались волей богов

А5. Какое событие из названных произошло раньше?

1) правление царя Хаммурапи 2) военные походы Тутмоса 3) объединение Северного и Южного Египта

Часть B

В1. О каком боге говорится в тексте?

Бог Солнца __________ вручает царю жезл — знак власти над людьми. Этот бог — небесный судья и владыка, а царь-земной.

Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

1 вариант

Часть А

А1. В самом центре Двуречья располагался город

1) Фивы 2) Урук 3) Вавилон

А2. Самым могущественным царем Вавилонского царства был

1) Хаммурапи 2) Гильгамеш 3) Утнапишти

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«На вершине горы был насыпан тростник, зажжён огонь и принесена жертва богам. Боги обрадовались и простили спасшихся людей».

О ком (о чём) этот миф?

1) о Гильгамеше 2) о потопе 3) об Осирисе и Исиде

А4. Почему установленные в Вавилонском царстве законы будущие цари не могли изменять?

1) законы отвечали интересам всех людей 2) законы были написаны на камне, и их трудно было уничтожить 3) законы считались волей богов

А5. Какое событие из названных произошло раньше?

1) правление царя Хаммурапи 2) военные походы Тутмоса 3) объединение Северного и Южного Египта

Часть B

В1. О каком боге говорится в тексте? Бог Солнца __________ вручает царю жезл — знак власти над людьми. Этот бог — небесный судья и владыка, а царь-земной.


Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

2 вариант

Часть А

А1. К какой богине жители Двуречья обращались с просьбой о богатых урожаях и рождении детей?

1) Иштар 2) Маат 3) Исиде

А2. К какому году относится начало правления Хаммурапи?

1) 2600 году до н.э. 2) 1792 году до н.э. 3) 1500 году до н.э.

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь уснул, подкралась змея и проглотила ее».

О ком (о чём) этот миф?

1) о потопе 2) об Осирисе и Исиде 3) о Гильгамеше

А4. Ростовщиками называли

1) людей, долги которых росли 2) людей, которые требовали вернуть больше, чем они давали в долг 3) людей, в чьих садах росли декоративные растения

А5. Какое событие произошло позже?

1) объединение Северного и Южного Египта 2) возникновение государств в Двуречье 3) правление царя Хаммурапи

Часть B

В1. О каком герое сказания о Гильгамеше говорится в тексте?

«Полузверь-получеловек стал другом Гильгамеша. Но вскоре он заболел и умер»._______________

Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

2 вариант

Часть А

А1. К какой богине жители Двуречья обращались с просьбой о богатых урожаях и рождении детей?

1) Иштар 2) Маат 3) Исиде

А2. К какому году относится начало правления Хаммурапи?

1) 2600 году до н.э. 2) 1792 году до н.э. 3) 1500 году до н.э.

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь уснул, подкралась змея и проглотила ее».

О ком (о чём) этот миф?

1) о потопе 2) об Осирисе и Исиде 3) о Гильгамеше

А4. Ростовщиками называли

1) людей, долги которых росли 2) людей, которые требовали вернуть больше, чем они давали в долг 3) людей, в чьих садах росли декоративные растения

А5. Какое событие произошло позже?

1) объединение Северного и Южного Египта 2) возникновение государств в Двуречье 3) правление царя Хаммурапи

Часть B

В1. О каком герое сказания о Гильгамеше говорится в тексте?

«Полузверь-получеловек стал другом Гильгамеша. Но вскоре он заболел и умер».________________

Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

2 вариант

Часть А

А1. К какой богине жители Двуречья обращались с просьбой о богатых урожаях и рождении детей?

1) Иштар 2) Маат 3) Исиде

А2. К какому году относится начало правления Хаммурапи?

1) 2600 году до н.э. 2) 1792 году до н.э. 3) 1500 году до н.э.

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь уснул, подкралась змея и проглотила ее».

О ком (о чём) этот миф?

1) о потопе 2) об Осирисе и Исиде 3) о Гильгамеше

А4. Ростовщиками называли

1) людей, долги которых росли 2) людей, которые требовали вернуть больше, чем они давали в долг 3) людей, в чьих садах росли декоративные растения

А5. Какое событие произошло позже?

1) объединение Северного и Южного Египта 2) возникновение государств в Двуречье 3) правление царя Хаммурапи

Часть B

В1. О каком герое сказания о Гильгамеше говорится в тексте?

«Полузверь-получеловек стал другом Гильгамеша. Но вскоре он заболел и умер»._______________

Ф.И._____________________________________ 5 класс

 Тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 5 класс

2 вариант

Часть А

А1. К какой богине жители Двуречья обращались с просьбой о богатых урожаях и рождении детей?

1) Иштар 2) Маат 3) Исиде

А2. К какому году относится начало правления Хаммурапи?

1) 2600 году до н.э. 2) 1792 году до н.э. 3) 1500 году до н.э.

А3. Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

«Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь уснул, подкралась змея и проглотила ее».

О ком (о чём) этот миф?

1) о потопе 2) об Осирисе и Исиде 3) о Гильгамеше

А4. Ростовщиками называли

1) людей, долги которых росли 2) людей, которые требовали вернуть больше, чем они давали в долг 3) людей, в чьих садах росли декоративные растения

А5. Какое событие произошло позже?

1) объединение Северного и Южного Египта 2) возникновение государств в Двуречье 3) правление царя Хаммурапи

Часть B

В1. О каком герое сказания о Гильгамеше говорится в тексте?

«Полузверь-получеловек стал другом Гильгамеша. Но вскоре он заболел и умер»._______________


Ответы на тест по истории Вавилонский царь Хаммурапи

1 вариант А1-3 А2-1 А3-2 А4-3 А5-3 В1-Шамаш

2 вариант А1-1 А2-2 А3-3 А4-2 А5-3 В1-Энкиду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Древнее Двуречье

Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...

Урок по истории древнего мира "Древнее Двуречье"

Урок в 5 классе на тему  «Древнее Двуречье» разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Вигасина, Годера.Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока:Дидактическая: форми...

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данная презентация даст полное представление о первых жителях Древнего Двуречья и их основных занятиях....