Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тохтобина Надежда Петровна

Данный урок проводился в рамках  методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gorode_bogini_afiny_.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

В городе богини Афины

Открытый урок истории в 5 А классе

Тохтобина Надежда Петровна, учитель истории и обществознания

 

Тема урока

В городе богини Афины

План урока

  1. Что мы знаем об Афинах
  2. В гончарной мастерской
  3.  Агора- сердце Афин
  4.  На афинском Акрополе

Цель урока

Цель урока: создать условия для ознакомления с особенностями повседневной жизни древних греков, дать яркое образное представление о самых известных памятниках архитектуры древних Афин.

Учащиеся должны познакомиться с достопримечательностями  главного города Афинского государства.

Воспитывать уважение к культуре другого народа .

Задачи урока

Планируемые результаты:

предметные: описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат  исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры; сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя черты их сходства и различия по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

метапредметные  УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою собственную точку зрения; слушать и слышать друг друга; с  достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляя в ходе исследования учебного материала;

личностные УУД:

обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих

Воспитательные

Приобщить учащихся к навыкам:

Творческого сотрудничества в процессе работы в команде;

Объективной оценки себя и своих товарищей;

Приобщения  и воспитания уважения к  ценностям мировой культуры.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-путешествие

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительный, проблемный, частично-поисковая деятельность учащихся в группах, технология критического мышления.

Приёмы деятельности

Беседа,  фронтальный опрос, объяснение, показ,  составление плана,  формулировка темы урока, решение проблемных заданий, практическая деятельность учащихся, игра, работа с иллюстрациями, планом местности.

Основные понятия и термины

Керамик, Фидий, чернофигурные и краснофигурные сосуды, Агора, портик, Акрополь, Парфенон,  Эрехтейон.

Оборудование

Компьютер

Мультимедийный проектор

Раздаточный материал

учебник Презентация «В городе богини Афины»

Ход урока:

 I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и гости! 

- На  каждом уроке мы с вами переносимся в прекрасный и удивительный Древний мир истории человечества. Вы открываете для себя много нового и интересного. Знакомство с новым параграфом является для вас маленьким открытием. И, прежде чем сегодня мы с вами перейдём к постижению новых высот нашего захватывающего путешествия по страницам Древнего мира, я предлагаю вам не просто урок, а небольшую экскурсию в один из прекраснейших уголков Древней Греции. Я буду вашим экскурсоводом, а вам предлагаю роли экскурсантов и, одновременно, моих помощников.

 Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки,  справочник туриста – учебник. Проверьте, пожалуйста, всё ли необходимое к уроку есть у вас на партах.

 

У вас у каждого на парте лежат «Оценочные листы». После каждого этапа работы вы сделаете самооценку  деятельности, поставив в определённой графе знак «+».

II. Повторение изученного материала.

- Прежде чем листать страницы путеводителя – учебника, давайте полистаем страницы нашей памяти. Для этого предлагаю сыграть в интеллектуальную игру «Жили ли они?».

У каждого  на столе лежат рабочие листы, выполняем задание №1. Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую имена тех, кто известен вам из мифов  – сказаний о богах и вымышленных героях. Приступаем к работе (учащиеся работают).

Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.

Ответ: Жили: Хеопс, Солон, Тутмос, Геродот, Хаммурапи, Гомер, Фемистокл, Дарий Первый, Мильтиад, остальные – герои мифов.

- Заканчиваем работу. Прошу вас обратить внимание на экран (1-й слайд) и сравнить правильность ответов. Если в ваших карточках в какой-либо из колонок есть слово из другой колонки – зачеркните его (идёт проверка работы). Пожалуйста, поднимите руки те, которые выполнили работу без ошибок. Молодцы! Спасибо. 

Поставьте в своих «Оценочных листах» в графе «задание №1»  знак +.

Учитель. Друзья мои, среди нас есть путешественники, совсем недавно вернувшиеся из дальних странствий. Давайте, послушаем их рассказы о том, что они видели и слышали.

3. Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся.

- Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, где находятся Афины. Дайте характеристику местоположения города. (После работы оцените в оценочных листах свой ответ – Задание № 2).

Город находится в 5 км от порта Пирей. Путь в Афины проходит по дороге, которая носит название Длинные стены, так как на всем протяжении пути построены эти удивительные стены.                                                                                                                                                                     - Порт Пирей был главным в Афинском государстве. Как вы думаете, какое название носила столица Афинского государства? (Дети отвечают, что название города – Афины.) Исходя из вышесказанного, как вы думаете, куда же мы сегодня на уроке отправимся на экскурсию? (Звучит ответ ребят, что мы будем путешествовать по городу Афины). Да, конечно, ребята, мы познакомимся с достопримечательностями этого великолепного города. Какое бы название темы урока вы предложили? (Учащиеся предлагают различные варианты, например «Путешествие в город Афины» и др). Наши мнения почти совпали, т.к. тема нашего урока «В городе богини Афины». (Учитель открывает доску. Вверху написана тема урока «В городе богини Афины», ниже – план урока, а внизу плана новые слова).                                                                                                            

 Откройте, ребята, дневники путешественника. На полях запишем дату 18.02.14 и сделаем первую запись - «В городе богини Афины».

Для того, чтобы наша экскурсия была совсем как настоящая, я предлагаю вам пользоваться, как делают все экскурсанты, планом экскурсии, который написан для вас на доске, и, конечно же, картой города (слайд №2), которую вы видите на экране и точно такая же карта города есть у вас в учебниках на стр. 166. Ещё на доске я написала для вас новые слова, со значением которых мы познакомимся в ходе урока. (Учитель зачитывает план урока — экскурсии и новые слова).    

                                                          План экскурсии:                                                                                                                                            1. Район гончарных мастерских – Керамик.                                                                                           2. Агора – сердце Афин.                                                                                                                                 3. На вершине Акрополя.                                                                                                                   - Такой план экскурсии выбран для вас не случайно, т.к. Керамик, Агора и Акрополь – это самые интересные районы города.                                                                                                               Новые слова: Керамик, Фидий, Агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.

  1. Начало заочной экскурсии.

Снятие первоначального напряжения (2 слайд щелчок звучит музыка: шум моря).                                              - Наш белый теплоход отправляется в путь. Закройте глаза и представьте себя в уютной каюте. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей. А вот уже великолепные Афины, о которых греки любили повторять: «Если ты не бывал в Афинах – ты чурбан; если был и не восхищался ими, ты – осел, а если ты покинул их по своей воле, ты- верблюд».

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание на название нашего урока-экскурсии, что на доске написано непросто город Афины, а город богини Афины. Статую Афины вы сейчас видите на нашем экране (слайд №3). Кто такая богиня Афина и как она появилась на свет, расскажет нам один из моих помощников, который подготовил на эту тему небольшой рассказ. (Учащийся рассказывает миф о рождении богини Афины). Мы узнали, как появилась на свет богиня Афина. Но почему, же именно в её честь греки назвали свой город? Об этом нам сейчас расскажет (фамилия, имя ребёнка, который рассказывает миф о споре Афины с Посейдоном).

- Теперь, ребята, мы знаем, в чей город совершим нашу экскурсию. Но мы также должны знать, что прежде чем начать какое-то дело, необходимо понять, для чего мы это будем делать, с какой целью? (Учащиеся предлагают свои цели урока, например, узнать много нового об Афинах; узнать, как жили люди много веков назад; познакомиться со знаменитыми памятниками архитектуры, узнать новые слова и т.д.). Молодцы, ребятки, вы знаете, а наши цели совпадают. Обратите внимание на экран (слайд №4), это почти те же самые цели, только они выражены другими словами. (На слайде №4 написаны цели урока).

Проблема.  А в конце нашей экскурсии попытаться объяснить - Почему афиняне так любили свой город и гордились им?  

4. Изучение нового материала.

а) Экскурсия по району Керамик.

- Начинаем нашу экскурсию по городу. Первым пунктом которой будет район гончарных мастерских – Керамик (учитель показывает на доске новое слово) Кто желает показать на карте эту часть города? ( слайд №5-6) (Один ученик указкой показывает на экране-слайде район Керамик).

 (В дневнике путешественника делаем вторую запись)

Район гончарных мастерских – Керамик.

 В этот район города я предлагаю вам отправиться самостоятельно, используя только учебник – путеводитель. Откройте, пожалуйста, учебники на стр.175 и прочитайте самостоятельно п.1 §37, а затем мы с вами проведём интересную игру по тому материалу, с которым вы познакомитесь по путеводителю — учебнику. (Класс в течение 3-х минут читает п.1 §37, а потом учитель достаёт ранее скрытый от глаз учащихся «чёрный ящик» и дети по желанию вытаскивают оттуда пронумерованные листочки с вопросами. Когда «чёрный ящик» опустеет, учащиеся в соответствии с порядковым номером на листочке отвечают на доставшиеся им вопросы).                                       Заканчиваем чтение и давайте начнём игру. Перед вами не обыкновенная коробка, а настоящий «чёрный ящик». Он поможет нам определить, насколько вы внимательно путешествовали по району Керамик города Афины. За каждый правильный ответ или дополнения к ответу, которые могут сделать те ребята, которым не досталось заданий из «чёрного ящика», отвечающие поставят себе знак «+» в «Оценочный лист» в графу «чёрный ящик». Чтобы ваши ответы имели между собой связный характер, на листочках с заданиями написаны порядковые номера. Начнём мы с вами, конечно же, с номера один. Слушаем первого отвечающего.

Вопросы из «чёрного ящика»:

1. Как назывался район гончарных мастерских? Как выглядел этот район?

2. Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик? (Ответ детей: гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды).                                                                                                                                                             3. Перед вами на экране (7-9й слайд) образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы? (Ответ: вазы украшали чёрнофигурными и краснофигурными рисунками).

4. Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы? (Ответ: по красноватой глине рисовали фигуры чёрным лаком, поэтому назывались чёрнофигурными, а потом стали делать наоборот: фигуры оставались красного цвета, а фон закрашивался чёрным).

5. Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы).                               У нас с вами остался последний 6-й вопрос. Мы завершаем путешествие по району Керамик.

6. Какой же вывод мы с вами можем сделать из этой части нашей экскурсии? Какие особенности этого района вы заметили? (Дети отвечают, что в самом грязном и непривлекательном районе Керамик руками искусных мастеров создавались прекрасные произведения искусства, славившиеся далеко за пределами Эллады. Ещё узнали, кто и какую выполнял в мастерских работу).

б) Экскурсия по району Агора. Конечно, дети, вы правы, район Керамик имел далеко не привлекательный вид. Сердцем Афин была Агора (указкой сначала показать на слово на доске) – главная площадь города. (Учитель указкой показывает на экране район Агора, слайд №10). (В дневнике путешественника делаем запись.)

Агора- главная площадь Афин.

Здесь всегда было шумно и многолюдно (слайд №11 с изображением площади Агора), так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жён с собой не брали. Когда все покупки были сделаны, рабов с ними отправляли домой, а сами проводили время с друзьями в специально отведённых местах – портиках (слайд12). Это помещение, крышу которого поддерживали колонны.

В другой части Агоры находилось здание, в котором почти ежедневно собирался Совет пятисот – орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, храмы, дороги, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно. Что ещё интересного было, на этой вечно многолюдной площади, я предлагаю вам узнать самим. С помощью путеводителя-учебника погуляйте по площади самостоятельно, понаблюдайте за горожанами, затем проверьте свою внимательность. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

1ТЕКСТ

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова

О, Агора- наша   главная  афинская ______! Как  шумно здесь  и многолюдно! Как  бойко здесь  идёт _______!  Мы любим петушиные бои, выступления заклинателей змей и фокусников.  Всё своё свободное  время мы проводим  с друзьями в специально отведённых местах- портиках- крыша, поддерживаемая колоннами.

  Здесь ежедневно собирается Совет пятисот- орган ________ Афинами. Мы ходим на Агору каждый день и не представляем себе  другой жизни!

Выполните задание

  1. Вставьте в текст пропущенные слова: площадь,  управления, торговля,
  2. Придумайте название для текста.

 3.Выразительно прочитайте текст.                                                                                                               - Покажи на карте города район Агора (слайд №13).                                                                                    - Молодцы, ребята. Вы оказались очень наблюдательны.    Оцените себя.                                                                            в) Экскурсия по району Акрополь.                                                                                                            - Наша экскурсия по Древним Афинам продолжается.

Давайте вновь обратимся к карте города (тот же слайд №13). Чуть юго-восточнее Агоры расположился ещё один район города – это всемирно известный Акрополь (слайд №13). Это холм с крутыми и обрывистыми склонами. 

 (В дневнике путешественника делаем запись.)

Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.

В каждом греческом городе был Акрополь- укреплённый холм-крепость. Но самым известным и красивым акрополем был афинский. Именно отсюда начинались Афины. Это самый древний район города. Главный храм города - Парфенон - посвящен богини Афине. Слово «парфенос» - по-гречески значит «девушка». У Парфенона 4 портика.                                                         Шли десятилетия, века,   и городские постройки постепенно «спустились» с Акрополя вниз,  город разросся и со временем стал большим и красивым. А на Акрополе как на самом священном месте греки построили храмы своим богам. Во время Греко-персидских войн Акрополь был разрушен персами, поэтому греки отстроили его заново в к.5 в. до н.э. Его вершину украшает бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. На прошлом уроке вы получили опережающее задание познакомиться с содержанием 3-го пункта §37, так как он более сложный по содержанию, и сейчас, я предлагаю поработать вам в парах.

                2 ТЕКСТ        

       Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

 Только одна дорога ведёт на Акрополь! О, какой это высокий _______! Твою вершину украшает множество _______. Мы их отстроили заново после победы над персами!  При входе на наш священный холм мы поклоняемся богине победы- Нике _________. Раньше она была крылатой, но мы лишили её   крыльев!

Выполните задание.

  1. Вставьте в текст пропущенные слова: Бескрылой, холм, храмов

       2. Придумайте название для текста.

       3. Прочитайте текст выразительно.

- Пожалуйста, поднимите руку те ребята, которые сумели правильно выполнить задание. Молодцы, я вас поздравляю с успешным результатом. Оцените себя.  Подошло время сделать вывод после очередной экскурсии.  С какими достопримечательностями города богини Афины мы познакомились, побывав в Акрополе?  ( бронзовая статуя Афины, храм богини Ники, храм богини Афины Парфенон)

5. Первичное закрепление изученного материала.

А сейчас обратите вновь своё внимание на доску. Внизу плана написаны новые слова, которые мы с вами использовали сегодня путешествуя по городу. Я предлагаю вспомнить их значение: (звучат ответы ребят: Керамик – район гончарных мастерских;                                 Фидий – известный греческий скульптор,                                                                                                  Агора – главная площадь Афин,                                                                                                                  Ника – богиня победы,                                                                                                                         Акрополь – холм, где построены прекрасные храмы в честь богов;                                                        Парфенон – храм богини Афины;                                                                                                                               портики – полуоткрытые помещения, крышу которых поддерживают колонны).

- Вы хорошо справились и с этим заданием. Наша экскурсия подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие? Если кому-нибудь повезет, вы сможете посетить современные Афины-столицу Греции. Давайте посмотрим сможете ли вы блеснуть знаниями перед греками.              

 - Итак, в каком городе мы сегодня побывали?                                                                                             - Какие районы Афин мы посетили?                                                                                                             - Какие впечатления у вас остались от посещения Керамик?                                                                             - Агора?                                                                                                                                                   - Акрополя?                                                                                                                                                                - Что особенно вам понравилось?                                                                                                       - Действительно ли он так прекрасен, как о нём говорили афиняне?

- А теперь давайте вернемся к вопросу  поставленному в начале урока и попробуем на них ответить.                                                                                                                                                       Скажите, пожалуйста, почему же афиняне так любили свой город и гордились им? (стр.172)

6. Информация о домашнем задании.    

   - К следующему уроку я предлагаю вам такое задание: обратите внимание на экран (слайд №17): всему классу выучить §37. Для тех, кто желает получить оценку «5», необходимо письменно ответить на 3-й вопрос в конце параграфа в виде небольшого рассказа. Это задание творческое, поэтому так высоко оценивается. На «4» нужен подробный ответ на 1-й вопрос. На оценку «3» достаточно ответить на 2-й вопрос к данному параграфу.      7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.                                                                                           С учётом поставленных вами «+», я выставлю всем оценки за работу на уроке (выставление и озвучивание оценок). (Слайд 18) Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышко» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если нет возьмите «тучку». Урок окончен. Всем спасибо.

Рабочий лист

Фамилия имя учащегося_____________________________________

Задание № 1

Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую — имена тех, кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях.

Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.

Жили:                               Герои мифов:                                  _____________________           ________________________                          _____________________           ________________________                      _____________________          ________________________                        _____________________          ________________________                       _____________________           ________________________                        _____________________           ________________________                       _____________________           ________________________                     _____________________          ________________________                     _____________________          ________________________                       _____________________         _________________________

 

1 ТЕКСТ

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова

О, Агора- наша   главная  афинская ______! Как  шумно здесь  и многолюдно! Как  бойко здесь  идёт _______!  Мы любим петушиные бои, выступления заклинателей змей и фокусников.  Всё своё свободное  время мы проводим  с друзьями в специально отведённых местах- портиках- крыша, поддерживаемая колоннами.

  Здесь ежедневно собирается Совет пятисот- орган ________ Афинами. Мы ходим на Агору каждый день и не представляем себе  другой жизни!

Выполните задание

  1. Вставьте в текст пропущенные слова: площадь,  управления, торговля,
  2. Придумайте название для текста

 3. Выразительно прочитайте текст.                                                                                                              

2 ТЕКСТ

                                                                                                                                      Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.                                                                                      Только одна дорога ведёт на Акрополь! О, какой это высокий _______! Твою вершину украшает множество _______. Мы их отстроили заново после победы над персами!  При входе на наш священный холм мы поклоняемся богине победы- Нике _________. Раньше она была крылатой, но мы лишили её   крыльев!

Выполните задание.

  1. Вставьте в текст пропущенные слова: Бескрылой, холм, храмов

      2. Придумайте название для текста.

      3. Прочитайте текст выразительно.

Оценочный лист                                 

Фамилия имя учащегося_____________________________________

Задание  №1 «Жили ли они»

Задание  №2

«Чёрный ящик»

Текст 1

Текст 2

Итог

Оценочный лист                                 

Фамилия имя учащегося_____________________________________

Задание №1 «Жили ли они»

Задание №2

«Чёрный ящик»

Текст 1

Текст 2

Итог

 Оценочный лист                                 

Фамилия имя учащегося_____________________________________

Задание  №1 «Жили ли они»

Задание  №2

«Чёрный ящик»

Текст 1

Текст 2

Итог

Вопросы из «чёрного ящика»:

  1. Как назывался район гончарных мастерских? Как выглядел это район?

  1. Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик?

3.Перед вами на экране образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы?

4.Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы?

  1. Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской?

6. Какой вывод можно сделать из экскурсии по району Керамик? Какие особенности этого района вы заметили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -путешествие по химии "Химическая тропа здоровья" 10 класс

Данный урок проводится в конце изученной темы. Цель урока: В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся об углеводородах: их номенклатуре, изомерии, химических свойствах....

Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)

Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...

Урок-путешествие по Новой истории в 8 классе "Страны промышленной цивилизации в конце 19- начале 20 века"

Урок содержит задания в виде маршрутных листов. Учащиеся выполняют задания, двигаясь по маршруту....

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ К 150 -ЛЕТИЮ ГОРОДА АПШЕРОНСКА

УРОК ОПК,  ПОСВЯЩЕННЫЙ  ИСТОРИИ  ХРАМА....

Урок-путешествие по Новой истории

Обобщающий урок за курс всеобщей истории за 7 класс в игровой форме....

Урок-путешествие по Новой истории

Лысковец Елизавета Александровнаhttp://nsportal.ru/lyskovec-elizaveta-aleksandrovna...

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....