Роль исторической памяти в формировании национальной идентичности
статья

Акулинин Константин Владимирович

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема модернизации школьного образования в русле современного содержания исторического знания. В своей работе автор опирается на труды П. Нора, М. Хальбвакса, Л.П. Репиной, О.Б. Леонтьевой и др. Цель статьи – показать ценность и перспективы изучения «истории памяти» в рамках школьного курса. Главная мысль заключается в том, что обращение к исторической памяти социума позволит развить у учащихся базовые умения и навыки, сформировать представление о национальной идентичности, а также уважительное отношение к своей стране и ее прошлому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_akulinin_k_v_2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Роль исторической памяти в формировании национальной идентичности.

Константин Владимирович АКУЛИНИН

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24», г. Тамбов, Российская Федерация, учитель истории, кандидат исторических наук, e-mail: ackulinin.constantin@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема модернизации школьного образования в русле современного содержания исторического знания. В своей работе автор опирается на труды П. Нора, М. Хальбвакса, Л.П. Репиной, О.Б. Леонтьевой и др. Цель статьи – показать ценность и перспективы изучения «истории памяти» в рамках школьного курса. Главная мысль заключается в том, что обращение к исторической памяти социума позволит развить у учащихся базовые умения и навыки, сформировать представление о национальной идентичности, а также уважительное отношение к своей стране и ее прошлому.

Ключевые слова: история памяти, историческая память, коллективная память, национальная идентичность, образ прошлого.

Актуальность данной темы обусловлена новыми подходами, набравшими оборот в рамках отечественной исторической науки за последние  10-15 лет, которые диктуют определенную стратегию обновления образования: необходимость внедрения передовых методов исследования событий прошлого в повседневную учебную практику. Данная инициатива, во-первых, позволит повысить познавательные способности учеников, а, во-вторых, укрепит их чувство национальной идентичности с согражданами, поможет развить любовь к Родине и к исторической науке в целом.

Анализируя учебный процесс, мы выявили некоторые противоречия: существуют определенные расхождения между новыми требованиями к качеству исторического образования выпускника и традиционными технологиями обучения.

Гипотеза. Для разрешения данного противоречия считаем целесообразным применять новую методику, которая базируется на использовании современных исторических подходов. В частности, речь идет о так называемой «истории памяти». Дети должны как можно чаще стараться взглянуть на события прошлого с позиций их непосредственных очевидцев. Это позволит развить у учеников такие важные для будущего абитуриента навыки, как, например, работа с источниками, а также даст необходимый для детей творческий простор.

Целью нашего педагогического проекта является изучение феномена исторической памяти в рамках школьного курса, а также достижение нового качества образования.

Как отмечала член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Л.П. Репина: «Последние десятилетия XX и начало XXI в. ознаменовалось глубокими изменениями в структуре, содержании и методологии социально-гуманитарного знания. В этом общем интеллектуальном контексте произошла радикальная перестройка исторической науки. Изучение исторической памяти на рубеже XX - XXI вв. прочно утвердилось в качестве самостоятельного  исследовательского направления»[1].

Под исторической памятью в современной науке принято понимать совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом[2]. Она заключает в себе сведения о значимых для общества событиях, деятельности выдающихся личностей, традициях, морали. Историческая память, отличающаяся от истории большей степенью стереотипизации, в тоже время во многом больше определяет картину мира того или иного социума, чем все та же история, которая носит скорее элитарный характер и становится достоянием небольшого круга профессионалов.

Необходимо видеть, что историческая память (как и всякая память) выборочна: она оперирует иерархией фактов, выделяя одни и передавая забвению другие. Но, в целом, народ без исторической памяти утратил бы свою идентичность[3].

Таким образом, историческая память способствует стабилизации общества, саморефлексии его как единого целого и выступает основой  его духовной культуры. Социокультурная значимость указанного феномена для ценностной самоидентификации того или иного национального коллектива порождает острую потребность в его тщательном научном анализе.

Широкое признание в современной науке получил подход французского исследователя М. Хальбвакса, раскрывшего механизм формирования коллективной исторической памяти отдельных социальных групп. Память, согласно Хальбваксу, представляет собой не чисто индивидуальный процесс хранения и обработки полученных впечатлений, на самом деле ее деятельность определяется обществом. Воспоминания, интересующие не только данного индивида, но и все общество, закрепляются и передаются от одного члена данного общества к другому, а уже на основе этого социально-мемориального каркаса каждый индивид припоминает или реконструирует все прочие свои воспоминания[4]. Соотечественник М. Хальбвакса – П. Нора склонен противопоставлять историю и память: «Память всегда подозрительна для истории, истинная миссия которой состоит в том, чтобы разрушить и вытеснить её»[5].

Особенно актуальной становится проблема отношения к прошлому в исторической памяти, если общество проходит через период серьезных социокультурных перемен, ломки традиционных стандартов и стереотипов мышления, если в сознании людей сталкиваются несхожие, а подчас и противоположные ценностные системы. Как мы знаем из собственного опыта, смысл любого исторического события и значение деятельности любого исторического персонажа могут подвергнуться радикальному переосмыслению на протяжении жизни одного и того же поколения. Более того: в коллективной памяти могут одновременно уживаться различные образы прошлого и способы повествования о прошлом; в каждом из таких повествований могут присутствовать одни и те же опорные моменты, персонажи, сюжетные эпизоды, но смысловое наполнение этих сюжетов будет различным. В силу этого реконструкция исторических представлений, существовавших в памяти той или иной эпохи, представляет собой благодатное поле для исследований[6].

Изучение феномена исторической памяти позволит ученикам сформировать следующие ключевые умения:

  1. умение выстраивать причинно-следственные связи;
  2. умение сопоставлять исторические источники;
  3. умение пользоваться ресурсами электронных библиотек;
  4. умение искать и классифицировать исторические источники;
  5. умение работать в Microsoft Office;
  6. умение пользоваться сканером и принтером;
  7. умение анализировать произведения художественной литературы с позиций исторических источников;
  8. умение координировать свою работу с членами группы.

Изучение исторической памяти может быть реализовано в рамках элективного курса или выполняться во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний. Так, например, возможно привлечение к учебному процессу учителей литературы. Известно, что многие писатели были современниками грандиозных исторических событий и отразили свое отношение к ним в произведениях художественной литературы. Анализ этих книг позволит ученикам создать в своей голове целостную картину прошлого.

Результаты своей деятельности учащиеся могут представить в виде: ответа на уроке, эссе, научного доклада, демонстрации видеофильма или видеофрагмента, экскурсии, театрализации, игры, диалога исторических или литературных персонажей и т. п.

Критерии оценки должны быть понятны и доступны ученикам, их должно быть не более 5 и они должны быть известны с самого начала работы в рамках нового подхода.

Несмотря на то, что данный подход носит инновационный характер, при его организации можно опираться на уже известные и хорошо себя зарекомендовавшие общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, контент-анализ) и специальные исторические методы познания (историко-сравнительный). Применяя эти методы познания, учащимся удастся раскрывать содержание исторической памяти о событиях прошлого, не выходя за рамки тематического учебного плана.

Урок, реализованный на основе нашего подхода, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Приобщение учащихся к передовым научным достижениям и подходам является одной из целей обучения в современной школе. Изучение феномена исторической памяти в рамках школьного курса истории позволяет повысить познавательные способности детей, предполагает широкое разнообразие тем, материалов, методов, активное использование ИКТ и т.д.

В результате реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень использования наглядности, изменится отношение к предмету у ребят далеких от истории, но увлеченных художественной литературой, музыкой, кино-фото-документами и архитектурой. Кроме того, у учащихся развиваются базовые умения и навыки, формируется представление о национальной идентичности, формируется уважительное отношение к своей стране и ее истории.

Литература:

  1. Леонтьева О.Б. Историческая память и образ прошлого в культуре пореформенной России // Фонд исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=291497 
  2. Мегилл А. Историческая эпистемология: Научная монография. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2007.
  3. Нора П. Франция - память. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999 .
  4. Приходько Е.А., Лебедева С.О. Историческая память и историческое сознание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. № 1 (5). С.132-135.
  5. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  6. Репина Л.П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании // Ученые записки Казанского университета. Том 153, кн.3. Казань. 2011.С.191-201.
  7. Романовская Е.В. Морис Хальбвакс: культурные контексты памяти // Известия Саратовского университета. 2010. Т.10.Сер.Философия. Психология. Педагогика, вып.3.С.39-44.
  8. Хальбвакс M. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. –М.: Новое издательство, 2007.


[1] Репина Л.П. Феномен памяти в современном гуманитарном знании // Ученые записки Казанского университета. Том 153, кн.3. Казань. 2011. С.191.

[2] Романовская Е.В. Морис Хальбвакс: культурные контексты памяти // Известия Саратовского университета. 2010. Т.10.Сер.Философия. Психология. Педагогика, вып.3. С.41

[3] Приходько Е.А., Лебедева С.О. Историческая память и историческое сознание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. № 1 (5). C. 133.

[4] Хальбвакс M. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. –М.: Новое издательство, 2007. С.9.

[5] Нора П. Франция - память. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999 . С. 20.

[6] Леонтьева О.Б. Историческая память и образ прошлого в культуре пореформенной России // Фонд исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=291497


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование национальной идентичности у нахимовцев на примерах истории великих побед России.

Формирование национальной идентичности у нахимовцев на примерах истории великих побед России....

Исследовательская работа «Влияние исторических событий на формирование национального самосознания»

Исследовательская работа по истории РоссииНаправление: «Из истории народной жизни Руси-России (быт, традиции, духовная жизнь)»Работа была представлена на конкурсе  исследовательских работ шк...

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Кризис мультикультурного общества в XXI веке напрямую связан с кризисом западных ценностей, не воспринимаемых и отвергаемых мигрантами, имеющими собственные традиционные ценности. Процесс глобализации...

Значимость исторического образования в формировании национальной и общегражданской идентичности в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны.

Цель:           - показать значимость исторического образования в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны...

Сохранение и развитие родного языка в учреждении интернатного типа как способ формирования национальной идентичности детей и подростков

laquo;Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка....

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ( научная статья)

      В современной образовательной системе  необходимо создание условий для дальнейшего развития и поддержки русского языка, повышения его популярности, престижа, а также о...

«Этнография Смоленского края в формировании национальной идентичности обучающихся»

Выступление на IV Межрегиональная с международным участием научно-практической конференции «Образовательная миссия музея XXI века: новая музейная парадигма» декабрь 2019 г. по теме «...