Сохранение и развитие родного языка в учреждении интернатного типа как способ формирования национальной идентичности детей и подростков
статья по теме

Пакачакова Татьяна Васильевна

«Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка.  Во многих семьях, детских садах и школах образовательная и воспитательная работа ведется на родном, хакасском языке. Хакасский язык, как многие другие языки народов России, находится в положении языков национального меньшинства. Это означает, что если хакасский народ потеряет свой язык, то он рано или поздно сольется с окружающим большинством, уйдет навсегда, потеряв свои культурные, исторические, духовные ценности. У обучающихся Аскизского лицея-интерната, проживающих в пришкольном интернате, проблемы языка актуализируются тем, что их родители, рожденные в конце XX века, – это во многом поколение людей, оторванных от духовных корней. Общение на бытовом уровне в их семьях происходит в основном на русском языке. Печально, но очевидно, что подобная картина характерна для многих деревень даже такого национального района в РХ, как Аскизский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пакачакова Татьяна Васильевна, старший воспитатель, МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия  

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В любой школе любой страны родной язык – самый важный учебный предмет, именно поэтому обучение родному языку в Российской Федерации – дело наибольшей государственной важности. «Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка.  Во многих семьях, детских садах и школах образовательная и воспитательная работа ведется на родном, хакасском языке.

Хакасский язык, как многие другие языки народов России, находится в положении языков национального меньшинства. Это означает, что если хакасский народ потеряет свой язык, то он рано или поздно сольется с окружающим большинством, уйдет навсегда, потеряв свои культурные, исторические, духовные ценности.

Главная роль в передаче родного языка в семье принадлежит матери. Язык матери есть родной язык, потому что именно мать определяет, на каком языке говорят в семье. Любая женщина несет огромную ответственность в качестве воспитателя, передающего родной язык своим детям.

У обучающихся Аскизского лицея-интерната, проживающих в пришкольном интернате, проблемы языка актуализируются тем, что их родители, рожденные в конце XX века, – это во многом поколение людей, оторванных от духовных корней. Общение на бытовом уровне в их семьях происходит в основном на русском языке. Печально, но очевидно, что подобная картина характерна для многих деревень даже такого национального района в РХ, как Аскизский.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» выделены слова Президента РФ В.В.Путина о том, что именно школе отводится ключевая роль в формировании уважения «к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2013).

Воспитатели Аскизского пришкольного интерната, руководствуясь данным документом, как ценностно-нормативной основой взаимодействия общеобразовательных организаций с другими субъектами социализации (семьи воспитанников, общественные организации, организации дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и др.), обеспечивают создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.    

В условиях пришкольного интерната, при огромной занятости и большой учебной нагрузке обучающихся 5-11 классов, можно и нужно формировать национальную идентичность (национальное самосознание) воспитанников, для этого проводится много мероприятий – от ежедневных небольших заметок-размышлений (индивидуальных бесед на нравственные темы) до полномасштабных общеинтернатных тематических праздников: классные часы, беседы, поездки-экскурсии в музеи района и республики, соревнования по хакасским национальным видам спорта, «Битва хоров» с исполнением песен на хакасском языке и др.  

Хоть школьный, хоть государственный музей – это хранитель памяти народа. В свое время воспитателями была выполнена важная задача – внесена своя лепта в систему воспитания учащихся, т.е. был создан свой «Музей искусств» (с богатейшим материалом), который сейчас является одной из достопримечательностей нашего интерната.

Его самобытность определяется тем, что он функционирует в форме музея-клуба, и адресован детской аудитории, интересующейся некоторыми видами искусства (музыкальное, декоративно-прикладное, театральное, изобразительное и др.). Региональный компонент образования и воспитания прослеживается во всех разделах музея:

  • музыкальное – здесь расположены музыкальные инструменты (на постоянной основе демонстрируются духовые медные, духовые клавишные, струнные инструменты, и сданы на временное хранение другие инструменты, в т.ч. хакасский национальный инструмент чатхан);
  • театральное – информация о четырех национальных театральных коллективах (театр им.М.Ю.Лермонтова, театр им.А.М.Топанова, «Читiген», «Сказка»);
  •  декоративно-прикладное – изделия из дерева с сюжетом из хакасских художественных произведений);
  • изобразительное – например, сменный стенд, посвященный юбилею известного хакасского художника Ричарда Субракова, работающего в технике точечной графики (в 2016 году преподаватель высшей квалификационной категории, педагог с более чем 25-летним стажем, сотрудник МБУ ДО Аскизская ДШИ Канзычаков Леонид Николаевич, показал мастер класс работы с воспитанниками – рассказал об азах техники работы художника, помог в оформлении выставки, дал хорошие рекомендации по работе с разделом «Изобразительное искусство», дал возможность воспитанникам интерната и приглашенным гостям самим попробовали свои силы в изображении иллюстрации точечным способом). Иллюстрации Р.Субракова украшают все школьные учебники по хакасскому языку и литературе и многие книжные издания хакасских авторов.

Родной язык не может сохраняться, если он не имеет официально признанного статуса в обществе. Наличие закона, определяющего равноправный статус русского и хакасского языков на республиканском уровне, является обязательным условием повышения престижа хакасского языка и обеспечения прав носителей хакасского языка. Все муниципальные учреждения и многие частные организации имеют вывески на двух языках. А в интернате ежегодно обновляется стендовая информация разной тематики:  связанная с историей интерната, о флоре и фауне района, об известных спортсменах-земляках и др.

Большинство воспитателей является носителями хакасского языка, многие воспитанники считают хакасский язык родным, поэтому в интернате круглые сутки звучит разговорная хакасская речь. На неповторимом хакасском языке отлично говорят более 50% воспитанников, особенно дети, приехавшие из небольших национальных аалов. 5 из 12 воспитателей являются специалистами по обучению хакасскому языку, следовательно, общение на хакасском языке в условиях интерната не представляется проблемой.  

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что педагогический коллектив Аскизского пришкольного интерната создает благоприятные условия для сохранения и развития родного языка, содействует формированию национальной идентичности школьников.

Литература

1. Чебаненко Т.А. Социальные функции музея на современном этапе исторического развития общества (http://kukiit.ru/docs/ts/no3/4.pdf).

2. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3-е издание. М.: Издательство «Просвещение», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Формирование позитивного мышления обучающихся воспитанников учреждений интернатного типа. (реферат)

Позитивное мышление – это  оптимистичное отношение  к жизни,   к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир. Мыслить позитивно – знач...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...

Доклад на тему: «Формирование и сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений интернатного типа через выполнение режимных моментов»

Фундамент здоровья человека закладывается в детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни. Одним из условий успешн...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условия...