Урок по теме: "Новгородская республика"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Технологическая карта к уроку по теме: "Новгородская республика" (географическое положение, система управления, быт и культура). Дополнительный материал: рабочие листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_novgorodskaya_respublika.docx21.42 КБ
Файл rabochie_listy_novgorod.docx450.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – история России

Класс  - 6

Тема урока – Новгородская республика

Цели – сформировать у учащихся представление об особенностях управления в Новгороде, влиянии природно-климатических условий на хозяйственное развитие.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- смогут дать характеристику географического положения Новгородской республики;

- смогут назвать основные занятия и категории населения Новгорода;

- смогут дать определение понятию «республика», назвать отличительные черты;

- смогут рассказать о системе управления в Новгороде;

- назовут характерные черты культуры Новгородской земли;

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию на исторической карте, в тексте, историческом источнике;

- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме;

- научатся самостоятельно вести отбор информации и её преобразование;

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении;

-принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

- продолжить развитие способности к саморазвитию;

- смогут применить исторические знания для оценивания роли культурного наследия Руси.

Словарь урока: артель, «Иваново сто», республика, посадник, тысяцкий, владыка.

Ресурсы урока: историческая карта «Феодальная раздробленность», компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент (1 мин.)

- самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

(3-4 мин.)

Постановка проблемы:

Посмотрите, пожалуйста внимательно на слайд (№ 1). Вашему вниманию представлены экспонаты выставки, учителя ИЗО школы № 38 г. Орла, Проваленовой О. А. Эти прекрасные картины сделаны из бересты. Был ли этот материал известен на Руси? А где наиболее широко его использовали? Где находят большинство берестяных грамот?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Анализируют информацию, высказывают свои предположения. (ответ: материал был известен и популярен на Руси. Из него делали предметы быта и использовали для письма. Большое количество берестяных грамот найдено в Новгороде.)

Общий вывод: мы будем говорить не только о Новгороде, но и о Новгородской республике, особенностях её развития.

Тема урока: «Новгородская республика». (Слайд № 2)

А вы знаете значение всех слов? Какое понятие приводит к затруднению?

Проблема: Почему в Новгороде сложилась республиканская система? (Слайд № 3)

Делают записи в тетради.

Участвуют в формулировании проблемы урока.

3 этап. Актуализация знаний (3 мин.)

Вопросы:

-Что такое феодальная раздробленность?

-О каком княжестве мы говорили на прошлом уроке? Кто управлял им?

-Какие памятники архитектуры на территории этого княжества вы знаете?

-Какие княжества образовались на территории Руси?

- вспоминают нужную информацию. (Владимиро-Суздальское княжество, им управлял князь; Покрова на Нерли, Успенский собор; 15 княжеств)

4 этап.

Целеполагание

и планирование

(3 мин.)

Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?

План урока:

  1. Географическое положение.
  2. Занятия новгородцев.
  3. Категории населения.
  4. Политическое устройство Новгородской республики.
  5. Культура Новгородской земли.

В результате урока вы сможете:

- охарактеризовать географическое положение Новгородской земли;

- назвать занятия жителей и категории населения Новгорода;

- рассказать о политическом устройстве;

- назвать особенности культуры и архитектурные памятники 12 века.

Как вы думаете, какими источниками мы будем пользоваться? Какие источники нам помогут ответить на вопросы?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

Учебник, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

 (25 мин)

Этап «открытия» новых знаний.

1) Географическое положение.

Работа с исторической картой с. 105, учебник п.1, с. 117. Рабочий лист № 1.

 Для взаимопроверки (слайд №4)

Покажите на карте территорию Новгородской земли, город Новгород, озеро Ильмень, р. Волхов.

Перечислите племена, проживающие по-соседству?

Какой вывод мы можем сделать?

2) Занятия новгородцев.

Давайте предположим, чем занималось население?

Для того, чтобы точно сказать о занятиях новгородцев обратимся к рабочему листу № 2. Работа с текстом учебника с. 117-118 п.2, РТ №1. Самопроверка. (Слайд № 5)

Какими видами деятельности занимались новгородцы? Чем это было обусловлено?

Мы решили поставленную задачу?

3) Основные категории населения Новгорода.

Теперь мы знаем, чем занимались жители города и всей республики. А мы можем предположить какие социальные слои проживали в городе?

Составьте схему «Категории населения Новгорода». Учебник с. 118- 119, п.3.

Проверка схемы (1-2 пары у доски).

- Что такое артель?

- Чем занималось, и кто входил в «Иваново сто»?

- Если бы вы были новгородцем, к какой категории хотели бы принадлежать? Почему?

4) Политические особенности Новгородской земли.

Какие вы знаете формы правления? (кто может стоять во главе государства, княжества). А кто же управлял Новгородской землей? Заполните в рабочем листе № 3 таблицу с помощью учебника с. 119-120 п.4. А теперь, давайте посмотрим на слайд № 6 (Управление в Новгородской республике), параллельно самопроверка таблицы.

Чем же отличалось управление Новгородом?

Давайте, сами сформулируем, чем характеризуется республиканская форма правления?

А какие современные республики вы знаете?

5) Культура Новгородской земли.

В начале урока мы говорили, что в Новгороде находят большое количество берестяных грамот. О чем это свидетельствует?

Учебник с. 120-121. Составление кластера «Особенности новгородской культуры».

Сравнение с образцом. (Слайд № 7)

Какие направления культуры развивались? Почему?

Какие архитектурные памятники 12 века можно увидеть в Новгородской земле?

- Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

- Осуществляют взаимопроверку, полученных результатов.

(работа у доски)

Это самое крупное княжество, Новгород находился на пересечении торговых путей и т.д.

Делают предположения.

Работа с текстом берестяных грамот. Ответы на поставленные вопросы.

Перечисляют: охота, рыболовство, торговля, ремесло, ростовщичество.

Природными условиями и географическим положением.

Делают предположения (купцы, ремесленники, крестьяне).

Работа в парах. Составление схемы.

Артель- объединение людей для совместной работы. Входили купцы, защита и поддержка купцов.

Высказывают свои мнения.

Высказывают предположения.

Заполняют таблицу. Самопроверка. Записи в тетради схемы.

Наличие выборных должностей, верховная власть принадлежала вече. Власть принадлежит выборным лицам. Выписывают определение «республика» в тетрадь с. 123.

Высказываются.

Люди были грамотные, умели писать, читать. Развитие культуры.

Работа в парах, составление кластера.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (3 мин.)

Проблемная ситуация. Расскажите от имени немецкого купца о его поездке в Новгород.

7 этап. Рефлексия и оценивание (3 мин)

-Какую проблему мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам решить поставленную проблему? Все ли удалось выполнить?

Рефлексия.

Представьте, что есть возможность отправиться в прошлое. Кто из вас хотел бы отправиться в Новгородскую республику 12 в.? Почему?

Оценивание учителем, взаимооценка.

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, делают выводы.

 

Предлагают свои размышления

Комментирование оценок.

8 этап. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание предполагает

- инвариантная часть (§ 14, вопросы № 1,4,6),

- вариативная часть (Используя Интернет, подготовьте экскурсию для одноклассников по храмам Новгорода; РТ № 7 Эссе по картине А.М. Васнецова «Новгородское вече.»).



Предварительный просмотр:

Ф.И._________________________________________, класс _______

Рабочий лист № 1

1)Какая из рек не протекала по территории Новгородской земли: Северная Двина, Волхов, Ловать, Дунай, Онега.

2)В каком веке возник Новгород ______.

3)Какие крупные города находились на Новгородской земле ______________

______________________________________________________________.

4)Новгородцы взимали дань с ______________________.

Рабочий лист № 2

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0419.jpg

Рабочий  лист №3.

Должность (организация)

Функции

Вече

Посадник

Тысяцкий

Владыка

Князь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка "Моя Республика"

Совершенствование лексико-грамматических навыков по теме "Татарстан"...

План-конспект урока по татарскому языку "Республика Татарстан"

Урок построен в форме путешествия по Республике Татарстан...

Урок истории по теме"Новгородская республика"

Предмет: История РоссииКласс: 6 «и»Тип урока: комбинированный с элементами игровой технологииФормы и методы:Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.Методы: наглядный, словесный,...

Тест № 1(6 класс) по теме: "Новгородская республика"

Тест № 1 «Новгородская республика» (§ 14) по истории России для 6 класса. Автор:Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,П.С.Стефанович, А.Я.Токарева .Задание – тест – опрос по прочитан...

презентация на тему "Новгородская республика"

Урок для 6 класса по теме: "Новгородская республика"...