Главные вкладки

    Урок по теме: "Новгородская республика"
    план-конспект урока по истории (6 класс)

    Технологическая карта к уроку по теме: "Новгородская республика" (географическое положение, система управления, быт и культура). Дополнительный материал: рабочие листы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_novgorodskaya_respublika.docx21.42 КБ
    Файл rabochie_listy_novgorod.docx450.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

    (Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Предмет – история России

    Класс  - 6

    Тема урока – Новгородская республика

    Цели – сформировать у учащихся представление об особенностях управления в Новгороде, влиянии природно-климатических условий на хозяйственное развитие.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    - смогут дать характеристику географического положения Новгородской республики;

    - смогут назвать основные занятия и категории населения Новгорода;

    - смогут дать определение понятию «республика», назвать отличительные черты;

    - смогут рассказать о системе управления в Новгороде;

    - назовут характерные черты культуры Новгородской земли;

    Регулятивные УУД:

    - примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

    - самостоятельно оценят достигнутые результаты.

    Познавательные УУД:

    - научатся находить информацию на исторической карте, в тексте, историческом источнике;

    - сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме;

    - научатся самостоятельно вести отбор информации и её преобразование;

    Коммуникативные УУД:

    - примут участие в обсуждении;

    -принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

    - продолжить развитие способности к саморазвитию;

    - смогут применить исторические знания для оценивания роли культурного наследия Руси.

    Словарь урока: артель, «Иваново сто», республика, посадник, тысяцкий, владыка.

    Ресурсы урока: историческая карта «Феодальная раздробленность», компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

    Этап урока (+время)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1 этап. Орг. момент (1 мин.)

    - самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

    2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

    (3-4 мин.)

    Постановка проблемы:

    Посмотрите, пожалуйста внимательно на слайд (№ 1). Вашему вниманию представлены экспонаты выставки, учителя ИЗО школы № 38 г. Орла, Проваленовой О. А. Эти прекрасные картины сделаны из бересты. Был ли этот материал известен на Руси? А где наиболее широко его использовали? Где находят большинство берестяных грамот?

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

    Анализируют информацию, высказывают свои предположения. (ответ: материал был известен и популярен на Руси. Из него делали предметы быта и использовали для письма. Большое количество берестяных грамот найдено в Новгороде.)

    Общий вывод: мы будем говорить не только о Новгороде, но и о Новгородской республике, особенностях её развития.

    Тема урока: «Новгородская республика». (Слайд № 2)

    А вы знаете значение всех слов? Какое понятие приводит к затруднению?

    Проблема: Почему в Новгороде сложилась республиканская система? (Слайд № 3)

    Делают записи в тетради.

    Участвуют в формулировании проблемы урока.

    3 этап. Актуализация знаний (3 мин.)

    Вопросы:

    -Что такое феодальная раздробленность?

    -О каком княжестве мы говорили на прошлом уроке? Кто управлял им?

    -Какие памятники архитектуры на территории этого княжества вы знаете?

    -Какие княжества образовались на территории Руси?

    - вспоминают нужную информацию. (Владимиро-Суздальское княжество, им управлял князь; Покрова на Нерли, Успенский собор; 15 княжеств)

    4 этап.

    Целеполагание

    и планирование

    (3 мин.)

    Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?

    План урока:

    1. Географическое положение.
    2. Занятия новгородцев.
    3. Категории населения.
    4. Политическое устройство Новгородской республики.
    5. Культура Новгородской земли.

    В результате урока вы сможете:

    - охарактеризовать географическое положение Новгородской земли;

    - назвать занятия жителей и категории населения Новгорода;

    - рассказать о политическом устройстве;

    - назвать особенности культуры и архитектурные памятники 12 века.

    Как вы думаете, какими источниками мы будем пользоваться? Какие источники нам помогут ответить на вопросы?

    Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

    Учебник, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д.

    5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

     (25 мин)

    Этап «открытия» новых знаний.

    1) Географическое положение.

    Работа с исторической картой с. 105, учебник п.1, с. 117. Рабочий лист № 1.

     Для взаимопроверки (слайд №4)

    Покажите на карте территорию Новгородской земли, город Новгород, озеро Ильмень, р. Волхов.

    Перечислите племена, проживающие по-соседству?

    Какой вывод мы можем сделать?

    2) Занятия новгородцев.

    Давайте предположим, чем занималось население?

    Для того, чтобы точно сказать о занятиях новгородцев обратимся к рабочему листу № 2. Работа с текстом учебника с. 117-118 п.2, РТ №1. Самопроверка. (Слайд № 5)

    Какими видами деятельности занимались новгородцы? Чем это было обусловлено?

    Мы решили поставленную задачу?

    3) Основные категории населения Новгорода.

    Теперь мы знаем, чем занимались жители города и всей республики. А мы можем предположить какие социальные слои проживали в городе?

    Составьте схему «Категории населения Новгорода». Учебник с. 118- 119, п.3.

    Проверка схемы (1-2 пары у доски).

    - Что такое артель?

    - Чем занималось, и кто входил в «Иваново сто»?

    - Если бы вы были новгородцем, к какой категории хотели бы принадлежать? Почему?

    4) Политические особенности Новгородской земли.

    Какие вы знаете формы правления? (кто может стоять во главе государства, княжества). А кто же управлял Новгородской землей? Заполните в рабочем листе № 3 таблицу с помощью учебника с. 119-120 п.4. А теперь, давайте посмотрим на слайд № 6 (Управление в Новгородской республике), параллельно самопроверка таблицы.

    Чем же отличалось управление Новгородом?

    Давайте, сами сформулируем, чем характеризуется республиканская форма правления?

    А какие современные республики вы знаете?

    5) Культура Новгородской земли.

    В начале урока мы говорили, что в Новгороде находят большое количество берестяных грамот. О чем это свидетельствует?

    Учебник с. 120-121. Составление кластера «Особенности новгородской культуры».

    Сравнение с образцом. (Слайд № 7)

    Какие направления культуры развивались? Почему?

    Какие архитектурные памятники 12 века можно увидеть в Новгородской земле?

    - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

    - Осуществляют взаимопроверку, полученных результатов.

    (работа у доски)

    Это самое крупное княжество, Новгород находился на пересечении торговых путей и т.д.

    Делают предположения.

    Работа с текстом берестяных грамот. Ответы на поставленные вопросы.

    Перечисляют: охота, рыболовство, торговля, ремесло, ростовщичество.

    Природными условиями и географическим положением.

    Делают предположения (купцы, ремесленники, крестьяне).

    Работа в парах. Составление схемы.

    Артель- объединение людей для совместной работы. Входили купцы, защита и поддержка купцов.

    Высказывают свои мнения.

    Высказывают предположения.

    Заполняют таблицу. Самопроверка. Записи в тетради схемы.

    Наличие выборных должностей, верховная власть принадлежала вече. Власть принадлежит выборным лицам. Выписывают определение «республика» в тетрадь с. 123.

    Высказываются.

    Люди были грамотные, умели писать, читать. Развитие культуры.

    Работа в парах, составление кластера.

    Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

    6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (3 мин.)

    Проблемная ситуация. Расскажите от имени немецкого купца о его поездке в Новгород.

    7 этап. Рефлексия и оценивание (3 мин)

    -Какую проблему мы ставили в начале урока?

    -Удалось ли нам решить поставленную проблему? Все ли удалось выполнить?

    Рефлексия.

    Представьте, что есть возможность отправиться в прошлое. Кто из вас хотел бы отправиться в Новгородскую республику 12 в.? Почему?

    Оценивание учителем, взаимооценка.

    - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, делают выводы.

     

    Предлагают свои размышления

    Комментирование оценок.

    8 этап. Домашнее задание (1 мин)

    Домашнее задание предполагает

    - инвариантная часть (§ 14, вопросы № 1,4,6),

    - вариативная часть (Используя Интернет, подготовьте экскурсию для одноклассников по храмам Новгорода; РТ № 7 Эссе по картине А.М. Васнецова «Новгородское вече.»).



    Предварительный просмотр:

    Ф.И._________________________________________, класс _______

    Рабочий лист № 1

    1)Какая из рек не протекала по территории Новгородской земли: Северная Двина, Волхов, Ловать, Дунай, Онега.

    2)В каком веке возник Новгород ______.

    3)Какие крупные города находились на Новгородской земле ______________

    ______________________________________________________________.

    4)Новгородцы взимали дань с ______________________.

    Рабочий лист № 2

    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0419.jpg

    Рабочий  лист №3.

    Должность (организация)

    Функции

    Вече

    Посадник

    Тысяцкий

    Владыка

    Князь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока английского языка "Моя Республика"

    Совершенствование лексико-грамматических навыков по теме "Татарстан"...

    План-конспект урока по татарскому языку "Республика Татарстан"

    Урок построен в форме путешествия по Республике Татарстан...

    Конспект и презентация к парламентскому уроку на тему: "Конституции Республики Татарстан - 25 лет!"

    В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентских уроков. впервые в Татарстане парламентский урок прошел 28 октября 2009 году по теме: "Где рождаются законы". ...

    Урок истории по теме"Новгородская республика"

    Предмет: История РоссииКласс: 6 «и»Тип урока: комбинированный с элементами игровой технологииФормы и методы:Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.Методы: наглядный, словесный,...