Разработка урока и презентация 9 класс "Блокада Ленинграда"
методическая разработка по истории (9 класс)

Луканина Елена Игоревна

Разработка урока предполагает обобщение информации по пройденной теме- блокада Ленинграда. Может быть использовна для проведения открытого урока по заявленной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._blkada_leningrada.docx873.09 КБ
Файл https://yadi.sk/i/7pR8Yc0l3qWs7w316.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала.

Тема: «Блокада Ленинграда»

Цель: ознакомление с историей блокадного Ленинграда как основа для  формирования духовно-нравственных идеалов,  патриотического сознания учащихся, понимания чести и достоинства на примере героической обороны Города-Героя, привить чувство уважения к ветеранам войны и всей истории.

Задачи: 1. Изучение истории блокадного Ленинграда;

2. Формирование системы духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания;

3. Воспитание чувства патриотизма на основе исторических событий, традиционных ценностей, роли России в мире;

4.  Развитие качеств, присущих гражданскому обществу

Термины и понятия: блокада, «Дорога жизни», суточная норма хлеба, иждивенец, метроном, Город-Герой, Ленинградский фронт, Волховский фронт, симфония.

Ход урока. Урока сопровождается показом презентации. ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Вступительное слово. (звук метронома). Монолог отрывок «Два капитана»

Учитель:  Ребята, какие ассоциации возникли у вас при звуках метронома? Да, этот звук у любого человека в нашей стране ассоциируется с горем, потерей, печалью. Давайте предположим, какая тема будет звучать на нашем сегодняшнем уроке. (Метроном, монолог, плакаты) –  урока «Блокада Ленинграда».

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вспомните, как развивались события   (ответы учащихся – начало Вов, страны – агрессоры, цели Германии в этой войне).

Выступление ученика Ленинград был окончательно окружен немецкими и финскими войсками 8 сентября 1941 года. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Кроме воинских формирований армии и флота, в осаде оказалось более трех миллионов человек – ленинградцев и беженцев из Прибалтики и соседних регионов. Ленинград во время блокады потерял более 600 тыс. гражданского населения, из них только три процента погибли от бомбежек и артиллерийских обстрелов, остальные умерли от истощения и болезней. Эвакуировано было более полутора миллионов человек. Мы узнаем, что по отношению к Ленинграду у немецкого правительства существовал особый план. Давайте ознакомимся с выдержками из приказов. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

3. Работа с картой.

Учитель: проследим замыкание блокадного кольца.

Вызов к карте ученика. Прослеживаем замыкание кольца. Работаем с раздаточным материалом ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Учитель. Как же удавалось выживать в городе, окруженном со всех сторон врагом? Перед вами документы. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. организация распределения питания. (Анализ документа –…). Демонстрация норм выдачи хлеба  - 200 г для рабочих, 150 г для иждивенцев.

Учитель. (возможно, это вопрос возникнет у детей) – как вы думаете, неужели жители Ленинграда не желали покинуть город? – возможное ответы –

2. эвакуация населения (Анализ документа)

Чтение стихотворения ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Учитель. Жизнь в городе шла своим чередом, работали магазины, библиотеки. Открывались кинотеатры, и даже театры. Примером продолжения культурной жизни в осажденной городе является симфония № 7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича. (звучит  часть симфонии).

Учитель. Самой суровой выдалась зима 1941-1942 гг. жизнь блокадного Ленинграда заставляла воинов КА самоотверженно стремиться к его освобождению.

Выступление ученика.( повар) Множество попыток наступления совершили советские бойцы, несмотря на превосходящие силы противника.

 Выступление ученика.(попытки прорыва 1941-1942) Только за 1942 год  было совершено три попытки (январь, сентябрь, октябрь)установить стабильную связь с городом, облегчить те нечеловечные усилия, в которых приходилось жить ленинградцам.  

Выступление ученика. (прорыв 1943) Частичный прорыв блокады случился 18 января 1943 года. После этого наладились поставки продовольствия и медикаментов, но по-прежнему, жизнь города замирала при звуках метронома. (звук метронома) Так продолжался еще целый год.

Учитель. 27 января - день воинской славы России. Именно в этот день мы вспоминаем героизм и самоотверженность советских воинов и простых жителей.

 К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины, остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион  всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой

5. Рефлексия. 

Сегодня мы познакомились с одной из героических страничек нашего народа. Давайте подумаем, какие качества помогли как ленинградцам, так и бойцам КА справиться с этой сложнейшей, практически невыполнимой задачей – устоять перед  ожесточенным врагом, преодолеть его попытки уничтожить и сам город и его жителей… перед вами листочки, предлагаю вам записать на них те качества, которые по вашему мнению характеризуют героев нашего сегодняшнего урока и значение сохранения северной столицы, города на Неве. На доске мы видим древо. Назовем его Древом Ленинграда. И украсим его листвой из наших листьев.

Может кто-то пожелает высказаться.

Да, именно эти качества советского народа помогли выстоять во время тяжких испытаний. Подобные качества характерны не только для защитников города Ленинград. Они присущи каждому гражданину нашей Родины.

Заключительное слово: Может потому и в год жестокий деревца держались на корню, из родной земли вбирая соки, вопреки железу и огню.

6. Домашнее задание: эссе "Блокадный Ленинград газами -ребенка - работника завода - безработного взрослого - воина, оказавшегося в окружении"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Фельдмаршал Ф. Паулюс: «Овладением Ленинградом преследовалось несколько военных целей: ликвидация основных баз русского Балтийского флота, вывод из строя военной промышленности и ликвидация Ленинграда как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, наступавших на Москву».

Генерал-полковник Ф. Гальдер ««Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?


Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

__
Анна Андреевна Ахматова. 1943г



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Пропорции" ( разработка урока и презентация)

Урок применения знаний, умений и навыков. Учащиеся решают пропорции; идёт пропедевтика материала, связанного с пропорциональными зависимостями; связь теории и практики (задача о курящих детях). Зад...

Урок математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями" (разработка урока и презентация)

Данный урок – это урок комплексного применения знаний, умений и навыков. На протяжении всего урока повторяются правила действий над обыкновенными дробями, которые подкрепляются примерами различного с...

Методическая разработка урока и презентация урока "Chocolate Is Good For Your Heart" (для 9-10 классов ОУ).

Хочу предложить, в качестве еще одного примера использования материалов статейсайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com, мою презентацию к статье-уроку "Chocolate Is Good For Your Heart"....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Урок "Рациональные выражения" (разработка урока и презентация)

Предмет — математика (обучение по учебнику Г.В. Дорофеева, С.Б.Суворовой)Класс — 9Тема урока:  Рациональные выраженияЦель урока: знать определение рационального, целого  и дробного выражения...

Методическая разработка урока и презентация урока "The Sandwich Celebrates 250th Birthday" (для 8-10 классов ОУ).

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и очень х...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...