открытый урок по истории
план-конспект урока по истории (7 класс)

Донгак Инга Андреевна

Материалы открытого урока по истории России в 7 кл на тему: "Начало правления Ивана 4"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока58 КБ
Файл презентация урока407.21 КБ
Файл источники 15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемный диалог

План-конспект  урока по истории России

Класс:7 «Г»

Дата проведения урока: 6 февраля 2018 года

Учитель: Донгак Инга андреевна

Тема: «Начало правления Ивана IV: становление личности царя»

Цель урока:

 - познакомить учащихся с началом правления Ивана IV.

 Задачи урока:

 - обучающие: способствовать формированию у учащихся  представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства.

- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

- воспитательная: формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные:

регулятивные:

-самостоятельно определять цели своего обучения;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

познавательные:

-использовать общие приёмы решения поставленных задач, выбирать наиболее эффективные способы их решения;

-сопоставлять и обобщать факты;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально и в паре;

-осуществлять самооценку и взаимооценку.

Личностные:

-Осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- усваивать традиционные ценности многонационального российского общества;

-приобрести опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.

Тип урока - урок изучения нового материала, проблемный диалог.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в парах,  применение предыдущих знаний в новой ситуации.

Ресурсы урока:

-История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1./ {Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, Ф.Я.Токарева}; под ред. А.В.Торкунова - М.: Просвещение, 2016

-ноутбук,  проектор, презентация к уроку, тест, рабочие листы

Основные понятия и термины: сирота, завещание, венчание на царство, боярское правление, денежная реформа.

Основные даты: 1533-1584 гг. - правление Ивана IV, 1533-1584 гг.- правление Елены Глинской, 1547 г - венчание Ивана IV на царство.

Персоналии: Елена Глинская, Иван IV, Василий III, Юрий Дмитровский, бояре-опекуны.

Структура и ход урока

I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята!

Проверьте, готовы ли вы начать урок?

Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Улыбнулись!
Я рада приветствовать Вас, ребята, в вашем классе.
Я, Вам желаю проявить сегодня на уроке, все свои самые лучшие качества.

II. Этап проверки домашнего задания.

2.1.Фронтальный опрос:

Учитель: посмотрите пожалуйста на эти картины (картины Ивана Грозного в детстве и в зрелости)

- У вас есть предположения кто это? (Иван Грозный) Правильно годы жизни Ивана 1530-1684 гг, а годы правления 1533-1584 гг.

- Что вы можете сказать об Иване IV посмотрев на его картины в детстве и в зрелости? определение слова Грозный. (учащиеся – учитель)

 - Что здесь можно увидеть интересного? Иван стал царем в 3 года.

-Может ли 3 летний ребенок управлять страной? – Нет. Он не мог управлять страной, ему кто-то помогал.

III. Мотивационно-целевой этап

Поставьте пожалуйста тему и цель нашего урока.

3.1.Введение в тему урока. Определение целей.

Выполняем следующее задание: Учитель предлагает посмотреть на текст.

- Давайте вспомним, кто является родителями Ивана IV? (Василий 3 и Елена Глинская)

Как Васили 3 женился на Елене Глинской? (развелся с 1й женой и женился на Елене Глинской)

Почему он развелся со своей первой женой? – бездетный

От Елены Глинской у него 2е детей –Иван и Юрий.

Письмо царя Василия III жене Елене Глинской.

Из писем Василия III Елене Глинской, когда у наследника Ивана образовался нарыв на шее.

«Ты мне прежде об этом зачем не писала? И ты б ко мне теперь отписала, как Ивана сына Бог милует, и что у него такое на шее явилось, и каким образом явилось, и бывает ли это у детей малых? Если бывает, то отчего бывает, с роду ли, или от иного чего? О всем бы об этом ты с боярынями поговорила и их выспросила, да ко мне отписала подлинно… обо всем отпиши».

«Да и о кушанье сына Ивана вперед ко мне отписывай, что Иван сын покушает, чтоб мне было ведомо».

(Панова Т., Пежемский Д. Отравили! Жизнь и смерть Елены Глинской)

-Какой вывод можно сделать из письма Василия III к жене Елене Глинской о сыне Иване?

Учитель: Определим цели, которые помогут  раскрыть эту тему?

Цель изучить особенности начала правления Ивана 4.

IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

4.1.Рассказ учителя:п.1  Боярское правление.

Задание: На основе рассказа учителя уч-ся сделать вывод и ответить на вопросы.

Василий III умер в 1533 г., оставив наследником трёхлетнего сына Ивана, назначив для попечения о сыне опекунский совет - из 7 бояр. Постоянная борьба за власть между боярами-опекунами Шуйскими, Бельскими, Глинскими, вынудила мать наследника взять управление государством в свои руки. Елена Васильевна (из рода князей Глинских) управляла страной с 1533 по 1538 г. Что же известно историкам о Елене Глинской?  Как оценивают они её правление?

Мы узнаем с помощью таблицы(стр 42)

Реформы.

-Задание заполнить таблицу: Реформы Елены Глинской (работа с текстом учебника) стр 42.

Годы правления

Реформы

Итоги реформ

1533-1538гг

–Денежная (утверждение единой общегосударственной системы счёта; введение

копейки).

– Единые для всех меры веса и длины

– Укрепление Москвы.

-централизация государства

В апреле 1538 г. молодая правительница внезапно скончалась. Очевидцы утверждали: вид покойной, положение её тела – всё ясно говорило, что умерла она в страшных конвульсиях и мучениях. Ходила молва, что её отравили.

«Вряд ли Елене дали быстродействующий яд… Это было бы слишком явным и опасным делом, - считает Л. Е. Морозова. – Великая княгиня, видимо, чахла постепенно. В последний год жизни она страдала от какого-то непонятного недуга: испытывала слабость, головокружение, тошноту. Это заставляло её часто отправляться в богомольные поездки по монастырям. Во время них она чувствовала себя много лучше, полагая, что её спасают истовые молитвы у чудотворных икон и мощей. На самом деле великая княгиня покидала дворец, где, видимо, находился источник хворобы, и это улучшало её здоровье. Но постоянно пребывать в разъездах она не могла и в конце концов умерла».

Настораживает спешка, с которой была похоронена Елена Глинская: погребение состоялось… в день её смерти, и родственникам едва дали проститься с покойной. Может, виновники её гибели торопились скрыть следы своего злодеяния? (В настоящее время уже доказано, что Елена Глинская умерла от отравления солями ртути. Это выяснилось при исследовании её останков.)

Физминутка для глаз:

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

3. Учитель: После смерти матери Иван остался сиротой. Он еще был слишком мал, чтобы править самостоятельно. В России началось правление различных боярских группировок – Шуйские, Бельские, Глинские.

-Фрагмент 1 – посмотреть психологическое насилие от бояр (фрагмент из т/с «Иван Грозный» 2009г)

-Фрагмент 2  - прочитать исторический текст «Детство и характеристика Ивана Грозного по В.О. Ключевскому» и текстом учебника – Личность Ивана 4 (стр 43) – нарисовать схему «положительные и отрицательные черты в характере Ивана 4»

-ответить на вопросы.

4.4.Венчание на царство.

-Просмотр фрагмента венчания Ивана Грозного.

- Митрополит Макарий старался внушить молодому Ивану мысль о его особом предназначении – быть наместником Бога на земле. Макарий считал, что Иван должен принять титул царя, чтобы, во-первых, возвыситься над боярами и князьями, во-вторых, стать вровень с великими монархами мира.

   16 января 1547 года (запись в тетрадь) венчание на царство. Оно проходило в Успенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон, на плечи одели бармы (круг золототканой материи), и митрополит возложил ему на голову шапку Мономаха. (слайд)

Вывод: (делают учащиеся) Таким образом, после венчания на царство в 1547 году началось самостоятельное правление Ивана IV Грозного. Начало правления – опекунство-бояр повлияло на сформирование личности Ивана Грозного.

V.Контрольно - оценочный (в том числе рефлексивный)

5.2. Рефлексия: нарисовать схему «Начало правления Ивана Грозного» Даты 1533-1584; 1533-1538; 1538-1547; Кластер на тему «Начало правления Ивана Грозного»

5.3. Оценивание

VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

для всех уч-ся:  параграф 6, с.47-48 вопросы,

дополнительно для высокой оценки: с.49 вопросы 3, 4 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» на выбор

 

Благодарю за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Годы жизни 1530-1584 гг Годы правления 1533-1584 гг

Слайд 2

Значение слова «ГРОЗНЫЙ» 1) Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Жестокий свирепый, суровый. Грозный муж. Иван Грозный. Содержащий в себе угрозу, угрожающий. Грозный взгляд. Грозное послание. Устрашающий, внушающий страх, ужас. Грозная сила. Грозный час. 2)Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Суровый и жестокий. Г. правитель. Заключающий, выражающий угрозу. Грозное письмо. Г. взгляд. Грозно (нареч.) посмотреть.

Слайд 3

Тема : Начало правления Ивана IV .

Слайд 4

Письмо царя Василия III жене Елене Глинской. Из писем Василия III Елене Глинской, когда у наследника Ивана образовался нарыв на шее . «Ты мне прежде об этом зачем не писала? И ты б ко мне теперь отписала, как Ивана сына Бог милует, и что у него такое на шее явилось, и каким образом явилось, и бывает ли это у детей малых? Если бывает, то отчего бывает, с роду ли, или от иного чего? О всем бы об этом ты с боярынями поговорила и их выспросила, да ко мне отписала подлинно… обо всем отпиши». «Да и о кушанье сына Ивана вперед ко мне отписывай, что Иван сын покушает, чтоб мне было ведомо». (Панова Т., Пежемский Д. «Отравили! Жизнь и смерть Елены Глинской»)

Слайд 5

Деятельность Я доволен своей работой Я старался, но не все получилось Я не доволен своей работой Оценка «5» «4» «3» Карта самонаблюдения:

Слайд 6

Параграф 6 прочитать, вопрос 3 стр 47 (оценка «3») Параграф 6 прочитать, работа с документами стр 48 (оценка «4») Параграф 6 прочитать, Задания «Думаем, сравниваем, размышляем» стр 49 (оценка «5») Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Источники

Детство и характеристика Ивана Грозного по В.О. Ключевскому

Отец Ивана назначил сыну опекунский совет, который должен был воспитывать его до 15 лет.

«Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел - на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чём он твердил при всяком случае; «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, как держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, всё заставляли делать насильно и не по возрасту.  В торжественные церемониальные случаи - при выходе или приёме послов - его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, порой дразнили. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребёнка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слёзы питала в нём раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами».                                         Источник: http://vikent.ru/enc/879/

Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина

«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).

«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»

ВОПРОС: Что повлияло на становление характера Ивана Васильевича? Какие качества характера отмечают русские историки?                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Открытый урок по Истории. Краеведческий курс «История Ставрополя - Тольятти» в 8 классе по ФГОС ООО

Представляется разработка урока, проведённого в рамках значимого для города Тольятти события (50-летие ВАЗа)....