"Крестьянская реформа 1861 года"
методическая разработка по истории (8 класс)

Марина Аслановна Наатыж

Урок-лабораторное занятие с презентацией на тему "Крестьянская реформа 1861 года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Крестьянская реформа 1861 года»

(урок -  лабораторно-практическое занятие с презентацией учителя)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
  • провести исторический анализ произведений искусства;
  • развивать навыки работы с документами,  обобщения материала, умение выделять главное.

План урока: 1. Текущий контроль

                      2. Подготовка реформы

                     3. Основные положения реформы

                  4. отношение крестьян к реформе

                  5. Значение отмены крепостного права

Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)

На доске написан эпиграф: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете» Н.Г.Чернышевский и проблемный вопрос: ««Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Учитель: Я, начинаю наш урок со слов известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

(читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение).

Беден, нечесан Калинушка

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый

Еле Калина бредет…

Вопрос учащимся: Ребята, о чем это стихотворение?

-Предполагаемые ответы (о тяжелом положении крестьян)

Учитель: (показываю на доску) Эпиграфом к нашему уроку будут слова ещё одного русского писателя Никола́я Гаври́ловича Черныше́вского, обращённые к крестьянам: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете».

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор? Определите тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: Крестьянская реформа.

Учитель: Действительно, темой сегодняшнего урока будет «Крестьянская реформа 1861 г.»

Определение цели урока совместно с учащимися.

Учитель: Какой ещё вопрос напрашивается по прочтении слов Чернышевского?

Учащиеся: Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

Учитель: Вы сами сформулировали проблемный вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока (показываю на доску) «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Учитель: Итак, начнём искать ответ на этот вопрос.

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Крепостничество тормозило дальнейшее развитие России. Эта проблема имела моральную и человеческую сторону. Веками крестьяне стремились к свободе, и этот долгожданный день настал! Это был день 19 февраля 1861 года. 

Сначала давайте вспомним: «Каковы были предпосылки и причины отмены крепостного права?». Для этого вам в течение 5-7 минут следует ответить на вопросы теста.

Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Ответы учащихся:

- Поражение в Крымской войне

- Военно-техническое отставание России от европейских государств

- Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

- Массовое крестьянское движение

Учитель:  Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.

  1. Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий, предшествующих отмене крепостного права.

Результат работы учащихся сверяется с таблицей (презентация, слайд 1)

Портрет Александра II и слова “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”)

И звучала она так: (читает Савченко В.) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Учитель: Александр II имел ввиду что свыше, то есть, путем реформ, нежеле снизу - то есть, путём народной революции.

4 года шла сложная работа по разработке реформы. Сложная, потому что Александр II прекрасно помнил слова своей бабки Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”. Поэтому Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков-дворян.

И вот, несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведение реформы, 19 февраля 1861 года Александр II подписал два важных документа

      Учитель: сразу после выступления Александра II перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян (презентация слайд 2).

        - Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II. Свой ответ аргументируйте.

       Запись в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния  свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

  1. Задание: ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:
  • Цели реформы
  • Порядок личного освобождения
  • Наделение крестьян землей
  • Порядок совершения выкупной сделки
  • Функции мировых посредников

Работа учащихся с документами (выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.; из Положения о выкупе крестьянами…их усадебной оседлости)

Результаты своей работы учащиеся записывают в тетрадь в виде смысловых схем.

        ( презентация, слайды 3-7).

  1. Учитель:  (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

В каком году рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова, Неурожайна тож.

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся  временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).

- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).

 - (Слайд 8 презентации -  Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)

- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)

- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?

Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.

        В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились  расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

- Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?

Распалась цепь великая,

                                                       Распалась и ударила,

                                                       Одним концом – по барину,

                                        Другим – по мужику.

- Как автор оценивает отмену крепостного права?

- Как вы оцениваете эти события?

Учитель: Так как же вы ответили на наш проблемный вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Крепостные крестьяне освобождались с землёй, но земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины. И пока крестьянин полностью не выкупит землю, он должен был отбывать барщину и оброк, то есть опять оставаться зависимым от помещика. Таким образом, настоящей воли эта реформа крестьянам не давала. Крестьянин полностью счастливым не стал.

«Волнения в селе Бездна и Кандеевка.

В апреле 1861 г. в сёлах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян».

Всего за 1861 г. произошло 1859 крестьянских волнений»

Примерный ответ: Крестьяне были не согласны, не довольны таким освобождением, так как многие положения  реформы ущемляли положение крестьян. Реакцией стали многочисленные крестьянские бунты.

Задание 2. Прочитайте последний пункт  §20 «Значение отмены крепостного права» и ответьте на вопрос: «Каково было экономическое и моральное и человеческое, то есть нравственное значение крестьянской реформы 1861 г.?»

Примерный ответ: Нравственное – ликвидировано крепостничество, крестьяне стали свободными людьми.

Экономическое – создала условия для утверждения капиталистического уклада в

экономике страны.

Учитель: Ваш ответ на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Примерный ответ: Нет, не счастлив. Если бы был счастлив, то реакцией не стали бы многочисленные крестьянские бунты.

5.Рефлексия

Учитель: Чтобы сделать окончательную оценку реформе 1861 года, я предлагаю вам ещё один отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Слайд 10: В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

Учитель:

- Когда могло происходить действие поэмы? (После реформы)

- Почему вы так думаете? (Есть термин «временнообязанные)

– О чем говорят названия губернии, уезда и деревень, из которых были мужики? (крестьяне остались разутыми «Разутова», голодными «Неелова», «Неурожайка». Им по-прежнему приходилось туго «Терпигорева».

Учитель: Ребята, а давайте с вами попробуем сформулировать название крестьянской реформы 1861 г.

Слайд 11.

  1. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
  2. Кому на Руси жить хорошо?
  3. Обманутые надежды.
  4. Да здравствует Свобода!
  5. Униженные и оскорбленные.
  6. СВОЙ ВАРИАНТ.__________________________________________

Учащиеся выбирают название.

Учитель: Вот вы сами и сформулировали суть крестьянской реформы 1861 г. Она была непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

Но, тем не менее, Александр II за эту историческую реформу получил почетное звание царь-освободитель.

Впереди Россию ждали новые реформы. Но эта первая крестьянская реформа имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Крестьяне, пусть и не сразу, получили возможность свободно заниматься своим главным трудом – распахивать поля, растить хлеб, а это значит – дарить людям жизнь. Ведь не зря говорится:

«Когда же последний крестьянин умрет,
Исчезнет Россия, исчезнет народ!»

6.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу. Особенно мне понравилось (называю по именам, говорю оценки).

Я оставляю вам Информационные карты, в них вы найдете домашнее задание: обязательное для всех и одно на выбор.

1.§20,

2.Творческое задание на выбор: написать эссе на тему «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» или Уставную грамоту (договор крестьян деревни с помещиком).

  1. Значение реформы 1861 года определяется учениками  на основе анализа изученного материала. (презентация, слайд 9).

                             Тест «Накануне отмены крепостного права».

Вариант 1.

1.Годы правления Александра II:

А) 1825-1855 гг. Б) 1817-1864 гг. В) 1837-1841 гг. Г) 1855-1881 гг.

2.Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?

А) Ф.Лагарп Б) В.А.Жуковский В) М.Н.Погодин Г) С.С.Уваров

3. До Александра II предпринимались попытки принятий законов, которые бы подтачивали устои крепостного права. Соотнесите имена правителей с годами принятия таких законов.

Год принятия закона

Правитель

А. 1797 г.

1.Николай I

Б. 1803 г

2.Павел I

В. 1842 г.

3.Александр I

Ответ: ______________________________________

4.Что не было причиной отмены крепостного права?

А) Поражение в Крымской войне

Б) Военно-техническое отставание России от европейских государств

В) Улучшение положения помещиков

Г) Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

5. Кто обратился к Александру II с такими словами: «Государь, дайте свободу русскому слову… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния…»

Ответ: __________________

Тест «Накануне отмены крепостного права».

Вариант 2.

1.Кто не был наставником великого князя Александра Николаевича?А) Мердер К.К. Б) Жуковский В.А. В) Сперанский М. М. Г) М.Н.Погодин2. Годы правления Александра II:

А) 1825-1855 гг. Б) 1817-1864 гг. В) 1837-1841 гг. Г) 1855-1881 гг.3. До Александра II предпринимались попытки принятий законов, которые бы подтачивали устои крепостного права. Соотнесите годы принятия таких законов с названием закона.

Дата

Законы

А.1797 г.

1. об «обязанных крестьянах»

Б.1803 г.

2. «о трёхдневной барщине»

В.1842 г.

3. «о вольных хлебопашцах»

Ответ: ______________________________________

4.Что не было причиной отмены крепостного права?

А) Массовое крестьянское движение

Б) Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

В) Улучшение положения помещиков

Г) Поражение в Крымской войне

5.Какие тайные общества и организации не выступали за отмену крепостного права?

А) тайные общества декабристов

Б) представители либерального движения – западники и славянофилы,

В) революционеры-демократы.

Г) представители консервативного движения

Ключ: Вариант1: 1-Г; 2-Б; 3:А-2, Б-3, В-1; 4-В; 5-Герцену

Вариант2: 1-Г; 2-Г; 3: А-2, Б-3, В- 1; 4-В; 5-Г

Извлечения из документа

«Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

  • лично свободны;
  • наделены общегражданскими и имущественными правами;
  • крестьяне могли переходить в другие сословия.

НО! сохранилось:

  • сословное деление;
  • подать от крестьян;
  • рекрутские наборы;
  • зависимость от общины.
  • Пункт 6 – Порядок наделения землей.
  • Сохранялось помещичье землевладение.
  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.
  • Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось  земли больше установленной нормы, то помещик имеет право отрезать излишки  (отрезки)
  • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа
  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной, а не  с каждым крестьянином. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, но не выкупившие ее назывались временнообязанными. Временнообязанное состояние могло  продолжаться в течении 9 лет.

Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой – соглашением между помещиком и крестьянами. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:

25% - 20 % стоимости земли крестьянин платит помещику;

  • 75% -80% стоимости земли помещику возмещает государство.
  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.
  • Размер выкупа определять таким образом, чтобы размер процентов, начисленных на него (в течении года) равнялся размеру оброка, который прежде уплачивали ему крестьяне за аренду земли.
  • После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.

  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.
  • Контроль над этим лежал на мировых посредниках, которые наделялись судебно-административной властью для разбора споров между крестьянами и помещиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества  XIX в. в 8 классе....

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Данный урок  был  проведён как открытый  урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории  и обществознания"...