ктп внеурочных занятий 6-7 классов
календарно-тематическое планирование по истории (6, 7 класс)

Салчак Айдыс Арионович

ктп внеурочных занятий 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_vneurochka6.docx81.7 КБ
Файл ktp_vneurochka7.docx59.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 6 классе.

Программа «Юный историк» (Путешествие в Средневековье) имеет научнопознавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «История Родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011, Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс. М. : Просвещение, 2010 г., Всеобщая история : 5-9 классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. : Просвещение, 2011 г. Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

Вид программы - авторская.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению европейского средневековья  через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организации познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие.

        

Цель:

создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

познакомить детей с культурой стран Европы, России  в период средневековья  через активную деятельность;

способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;

познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;

формировать универсальные исторические понятия;

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

развивать творческие  способности. Их умения работать с красками, бумагой,  картоном, пластилином.

Воспитательный аспект:

способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

приобщать к общечеловеческим ценностям;

способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории

Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:

«Становление средневековой Европы.», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XII—XIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.».  Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.

Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю).

Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.

Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

Особенность набора детей - свободная.

Сформирована  группа из обучающихся 6 в класса, в составе 15 человек

Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, - 34 часа в год, количество часов и занятий в неделю - 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.        •

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.

Место проведения занятий.

Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

добровольность участия и желание проявить себя,

сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

эстетичность всех проводимых мероприятий;

четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

наличие целевых установок и перспектив деятельности;

широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.

Планируемые результаты.

Личностные:

формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

толерантное отношение к истории других стран;

познавательная, творческая, общественная активность;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;

личная и взаимная ответственность;

готовность действия в нестандартных ситуациях;

творчество.

Метапредметные :

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

понимать смысл адаптированного текста;

уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

участвовать в диалоге;

инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

презентаций творческих работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественнопедагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.


№ 
п/п


Наименование раздела


Всего часов

1

Вводный урок

1

2

Становление средневековой Европы.

10

3

Восточные славяне

2

4

Русь в IХ-первой половине XII в

6

5

Русь во второй половине XII—XIII в

5

6

Образование централизованного государства

5

7

Московское государство XVI в.

3

8

Резерв

2

Итого

34

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводный урок 1 ч

Тема1. Средневековая Европа 10 ч.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.  

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Тема 4. Восточные славяне (2 ч)

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 5. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей.  Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

 Тема 6.    Русь во второй половине XII—XIII в. (5 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 7. Образование централизованного государства (5 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в

Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.  Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.

Тема  8. Московское государство XVI в. (3 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Повторение- 2 часа

                                                                           

                                                                                           

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Методы

Виды деятельности  

Примечания

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Вводный урок  

1

Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени

Умение  определять понятия, создавать обобщения,

Формирование осознанного, уважительного   отношения к истории

Беседа

Участие в диалоге

2

СредневековаяЕвропа.

Образование варварских королевств

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего, человечества

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая мастерская

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

3

СредневековаяЕвропа.

Христианская церковь в раннее средневековье.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая мастерская

Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации

4

СредневековаяЕвропа.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;

Формирование

личной и  взаимной ответственности;

Творческая мастерская

Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мастерская ремесленника»,

5

СредневековаяЕвропа.

Англия в раннее Средневековье

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

 Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

6

СредневековаяЕвропа.

В рыцарском замке

1

Умение понимать законы «Рыцарской чести»

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Игра-путешест

вие,

творческая мастерская

Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона )

7

СредневековаяЕвропа.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Практикум

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина»

8

СредневековаяЕвропа.

Формирование средневековых городов

1

Умение характеризовать условия ,  описывать архитектурные памятники средневековых городов

 Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Умение работать в группе, паре, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;  формирование

личной и  взаимной ответственности;

Творческая лаборатория

 Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона )

9

СредневековаяЕвропа.

Горожане и их образ жизни

1

Умение характеризовать образ жизни, занятия людей населявших города

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Заочное путешествие

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина

10

СредневековаяЕвропа.

Крестовые походы Католическая церковь и еретики

1

Умения  работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Творческая лаборатория

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь».

«Духовно-рыцарские ордена «

11

СредневековаяЕвропа.

Культура Западной Европы

1

Умения  работать с историческими источниками , текстом учебника и историческими документами

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории

Толерантное отношение к истории других стран;

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

12

Восточные славяне. Происхождение восточных славян 

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

 Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства

Заочное путешествие

Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

13

.Восточные славяне: строй занятия, соседи

Уметь правильно читать не

сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

14

Русь в IХ-первой половине XII в

Формирование древнерусского государства

1

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Творческая лаборатория

Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)»

15

Первые киевские князья

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о в истории материальной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Ролевая игра

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги»

16

Князь Владимир Святославович Принятие христианства

1

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Владимира Святого

Владение сведениями о поворотных моментах в истории Российского государства и наиболее значимых событиях в истории материальной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Устный журнал (выступления с презентациями)

Групповые информационные проекты по темам: «Русь  и Византия », «Принятие  христианства: легенды и факты»

17

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Умение использовать  дополнительные ресурсы для  изучения истории древнерусской народности

Способность регулировать собственную деятельность.

владение основами нравственного поведения.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Игра-путе

шествие

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности архитектуры Древней Руси»,

18

Культура Древней Руси IX – XII вв.

1

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание

Практикум

Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей  литературных памятников

19

 Русь во второй половине XII—XIII в

Начало раздробления  Древнерусского государства

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия»,

20

Главные политические центры: Новгородская  земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Беседа

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

21

Нашествие с Востока

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Сообщения

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани;

«Подвиг Е..Коловрат»

Оборона Козельска

«Битва на Сити»

22

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ледовое побоище»

«Невская битва»

«Александр Невский»

23

Русь и Золотая Орда

1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Ордыы

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Презентация

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде»,

24

Культура русских земель в XII -  XIII вв.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Путешествие в новгород»

«Золотое кольцо Рос сии»

25

Образование централизованного государства.

Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

Творческая лаборатория

Сбор, анализ и представление информациив в виде схем

26

. Куликовская битва.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая лаборатория

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Дмитрий  Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска»  

27

Московское княжество и Литва

1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Литвы

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Диспут

Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации.

28

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Интеллектуальная игра

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д

29

Московское государство в конце XV- начале XVIвв

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Викторина, презентация

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисунков» Герба, стягов , аппликаций, макетов из пластилина).

30

Московское государство XVI в

 Реформы Избранной рады.

1

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

Сообщения

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д

31

Опричнина

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

Дискуссия

Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников.

32

Внешняя политика Ивана IV.

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

презентация

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ливонская война»

«Присоединение Казани»

 «Покорение Сибири Ермаком «

33

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Викторина, интерактивная экскурсия

. Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее»,  исторический лабиринт и др.

34

1

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Защита проектов

Участие в обсуждении , аргументированное выступление,

Учебно-методическое обеспечение

  1. ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
  2. Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
  3. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
  4. 3. Григорьев  Д.В.   Программы внеурочной  деятельности школьников. Игра. Досуговое общение  [Текст] : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев  Д.В. , Куприянов Б.В.)  М. Просвещение 2011.
  5. Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru
  6. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая  программа - М., Просвещение, 2009 г.
  7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.  Рабочая программа - М., Просвещение, 2011 г.
  8. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.
  9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.
  10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.
  11. Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.  Москва ,  «Просвещение», 2012  г.
  12. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
  13. Интерактивное  наглядное пособие по истории России .6 класс.
  14. Интерактивное пособие истории России
  15. DVDдиск. по истории средних веков и истории России
  16. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
  17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Авторская программа внеурочной деятельности «История России в лицах» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6.Программа  предназначена для организации внеурочной деятельности в 9 классе.

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу позволяющую осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними событий.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

 освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

 овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии   развития современных научных знаний;

- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое  должно закрепить полученные знания и навыки;

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от    неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их  развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских  работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала,  постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и  самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует  самостоятельно.

Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).

2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.

Актуальность программы обусловлена тем, что  позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые способствуют расширению и углублению знаний  о  данной науке.

Успешность в изучении истории, одной из основных гуманитарных наук, может быть достигнута при условии овладения обучающимися навыками и алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями. Данный курс позволит развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы,  потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Творческие работы,  используемые в системе работы,  основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять.  Данная практика поможет  успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 Новизна программы  по внеурочной деятельности по истории  «История России в лицах» предполагает демократический стиль общения учителя и учеников.  Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся  интерес к истории и научно-познавательной деятельности.

Описание места курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом количество учебных часов по рабочей программе – 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа является предметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний для изучения курса истории.

Программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» воспитательной направленности. По характеру реализации тип образовательной программы внеурочной деятельности относится к тематическим образовательным программам и направлена на получение результатов патриотического воспитания. Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию Программы воспитания и социализации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История России в лицах» в основной школе являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

 3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:

1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

 4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История России в лицах» являются: знать/понимать:• основные этапы и ключевые события истории России. уметь:• соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

 • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

 • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.

Прогнозируемые результаты освоения курсаЛичностные универсальные учебные действия:В рамках когнитивного компонента формируется:

Образ социально-политического устройства; Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; Уважение к истории, культурным и историческим памятникам; Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; Уважение другим народам России и мира, межэтническая толерантность, готовность к сотрудничеству.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в группе; Основам коммуникативной рефлексии;

Познавательные универсальные учебные действия. 

Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников; Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.

Формирование ИКТ компетентности

Ученик научится: Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме;  Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных,  описание и интерпретации фактов;

Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:

Ученик научится: Находить в тексте, требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Содержание курса.

Раздел 1. Методологические основы курса (5 часов)

Тема 1. Работа с персоналиями. (1 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).

Тема 2. Исторический документ как источник информации. (1 ч.)

Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.

Тема 3. Последовательно-текстуальное изучение источников. (1 ч.)

Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.

Тема 4.Логические задания (1 ч.)

Логическое задание - ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. Поиск ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого источника.

Тема 5. Метод поэтапного изучения источника. (1 ч.)

Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором).  Уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника).  Выполнение обобщающих и практических заданий.

Раздел 2. Киевская Русь. (4 часа)

Тема 1. Первые князья (1 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 2. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 3. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 4. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Раздел 3. Феодальная раздробленность. (3 часа)

Тема 1. Князья периода феодальной раздробленности (2 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 2. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Раздел 4. Московская Русь (5 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (2 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Раздел 3. Россия в XVII веке (2 часа)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6 часов)

Тема 1. Петр Первый (2 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (2 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Раздел 4.Россия в первой половине XIX в. (4 часа)

Тема 1. Александр I (2 ч.)

Император Александр I и его окружение (М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.М. Кутузов и др.). Основные направления внутренней и внешней политики.

Тема 2. Николай I (2 ч.)

Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия.

Раздел 5. Россия во второй половине XIX в. (4 часа)

Тема 1. Александр II (2 ч.)

Личность Александра II  и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

Тема 2. Александр III (2 ч.)

Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Итоговое занятие (1 час) 

Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.


Тематическое планирование курса

Тема

Часы

Планируемые результаты

Виды
деятельности

1

Личность в истории. Алгоритмы изучения.

1

Сформировать представление о роли личности в истории.

Определить причины и недостатки изучения персоналий

Раскрыть содержание понятий метафорические и гиперболические прозвища

Умение работать с различными источниками, информации, презентационные умения, навыки работы в группе.

Работа по составлению памятки «Алгоритм изучения исторической личности».

Анализ биографии А.В. Суворова.

2

Исторический документ как источник информации

1

Сформировать представление о важности работы с историческим источником.

Определить алгоритм работы при работе с историческим понятием. Раскрыть содержание понятий атрибуция, исторический источник.

Практическое занятие «Работа с историческим источником» умение работать
с различными источниками
информации, презентационные умения, навыки работы в группе.

Работа по составлению памятки «Алгоритм изучения исторического источника».

3

Последовательно-текстуальное изучение источников.

1

Формировать умения раскрывать основные аспекты выделения основополагающих идей и положений (проблем) из текста.

Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества.

Практическая работа с текстами на отработку умений последовательно-текстуального изучения источников.

4

Логические задания

1

Определить алгоритм поиска ответа на вопросы логического задания в тексте документа.

Умение работать с различными источниками, информации, презентационные умения, навыки работы в группе.

Написание конспекта изучаемого источника.

5

Метод поэтапного изучения источника

1

Определить этапы изучения исторического источника, определив особенности каждого из них.

Умение работать с различными источниками, информации, презентационные умения, навыки работы в группе. Формирование умений методики поэтапного изучения источника

Выполнение обобщающих и практических заданий.

6

Первые князья

1

Проводить поиск информации в источниках о деятельности первых князей. Составление исторических портретов на основе данных летописного свода ПВЛ.

Использовать сведения из летописи для выявления особенностей устройства Древнерусского
государства.
Выполнять творческие задания.
Моделировать возможное отношение различных персоналий к
тем или иным историческим событиям.

Умение анализировать информацию по
отрывку из летописи.
Определять хронологические периоды.
Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Составление исторических портретов первых киевских князей.

7

Владимир Святой

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет)

Практическая работа по составлению портретной характеристики князя Владимира Святого.

8

Ярослав Мудрый

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Аргументировать точку зрения с
помощью примеров.

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет) князя Ярослава Мудрого.

Практическая работа по составлению портретной характеристики князя Ярослава Мудрого.

9

Владимир Мономах

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Аргументировать точку зрения с

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет) Владимира Мономаха.

Практическая работа по составлению портретной характеристики Владимира Мономаха.

10

Князья периода феодальной раздробленности

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет)
 князей периода феодальной раздробленности

Практическая работа по составлению портретной характеристики князей периода феодальной раздробленности

11

Александр Невский

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет)
 полководца Александра Невского

Практическая работа по составлению портретной характеристики

12

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет) Ивана Калиты.

Практическая работа по составлению портретной характеристики Ивана Калиты

13

Дмитрий Донской

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Аргументировать точку зрения с
помощью примеров.

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) полководца и государственного деятеля Дмитрия Донского.

Практическая работа по составлению портретной характеристики полководца и государственного деятеля Дмитрия Донского.

14

Иван III

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) государя всея Руси Ивана III

Практическая работа по составлению портретной характеристики государя всея Руси Ивана III

15

Иван Грозный

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет)
 Ивана IV Грозного

Практическая работа по составлению портретной характеристики Ивана IV Грозного

16

Тема 1. Цари смутного времени.

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет) царей смутного времени.

Практическая работа по составлению портретной характеристики царей смутного времени.

17

Алексей Михайлович “Тишайший”

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) Алексея Михайловича Романова.

Практическая работа по составлению портретной характеристики Алексея Михайловича Романова.

18

Петр Первый

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Аргументировать точку зрения с
помощью примеров.

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет)
 Петра Первого.

Практическая работа по составлению портретной характеристики Петра Первого

19

Женщины на престоле

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику
(исторический портрет) Екатерины I, Анны Иоанновны.

Практическая работа по составлению портретной характеристики Екатерины I, Анны Иоанновны.

20

Елизавета Петровна

1

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Аргументировать точку зрения с
помощью примеров.

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) Елизаветы Петровны

Практическая работа по составлению портретной характеристики Елизаветы Петровны

21

Екатерина Великая

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) Екатерины Великой

Практическая работа по составлению портретной характеристики Екатерины Великой

22

Александр I

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Аргументировать точку зрения с
помощью примеров.

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) Александра I

Практическая работа по составлению портретной характеристики Александра I

23

Николай I

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) Николая I

Практическая работа по составлению портретной характеристики Николая I

24

Александр II

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Аргументировать точку зрения с
помощью примеров.

Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) Александра II

Практическая работа по составлению портретной характеристики Александра II

25

Александр III

2

Характеризовать историческую
личность.

Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания.

Аргументировать  свою позицию по отношению к результатам деятельности правителя.

Анализировать исторические источники разного вида для получения информации по теме.

Понимать особенности художественного текста как исторического источника.

Составлять исторические портреты. 

Умение анализировать информацию по отрывку из летописи.

Определять хронологические периоды.

Перечислять различные толкования, версии исторических событий с опорой на рассказ учителя, дополнительные сведения

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Умение составлять характеристику (исторический портрет) Александра III

Практическая работа по составлению портретной характеристики Александра III

26

Итоговое занятие

1

Аргументировать точку зрения с
помощью примеров.

 Выражать уважительное отношение к культурному и историческому наследию

Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.

Совместный проект.


Справочная литература:

 l. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История» (М.Дрофа,2000 г.) 2.Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2011г)

3.Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс, 2013). 4. Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олма-пресс,2013)

5. А.А. Данилов справочное пособие «История России в таблицах ХХ век» (М.: рофа,2012г)

 6. А.А. Данилов справочное пособие «История России в XX веке» (М.: Дрофа,2012г)

 7.Серия «Эрудит» справочник «История России с древнейших времён до конца ХV века» (М. Мир книг, 2006г)

8. Серия «Эрудит» справочник « История России XV-XX века» (М.:Мир книг,2006г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....

Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"

Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...

Внеурочное занятие в 1 классе «Сказка о красках».

Разработка внеурочного занятия курса "Волшебная кисточка". Цель занятия: познакомить обучающихся с понятиями основных и составных цветов. В ходе занятия обучающиеся проводят учебно-экспериментальную р...

внеурочное занятие в 1 классе

Отличие внеурочного занятия от урока...