Справочник по организации и проведению I этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» - первобытное общество
методическая разработка (5 класс)

Анашкина Оксана Михайловна

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мира в ходе реализации серии игр, построенных на основе межпредметного взаимодействия.

В основу методики длительной образовательной игры «Дорогами цивилизаций» положено выделение культурологической составляющей всех учебных дисциплин, изучаемых в 5-9 классах средней общеобразовательной школы. Данная методика предполагает, что культурологическое содержание образования – это не только историко-культурологические факты, присутствующие во всех учебных дисциплинах, но, может быть, самое главное – это специальным образом, организованный учебный материал, который воспринимается детьми как личностная образовательная ценность, глубоко затрагивающая личные интересы ребенка, связанный с продуктивной и творческой деятельностью в урочное и внеурочное время. Это позволяет интегрировать основное и дополнительное образование, способствовать преемственности воспитания в учебной и внеучебной деятельности, создавая целостное образовательное пространство школы.

Уникальность длительной образовательной игры «Дорогами цивилизаций» заключается в том, что через участие в командной игре-реконструкции, каждый участник имеет возможность получить личный опыт погружения в проблемы исторического пути человечества, накопления научных знаний, культурных достижений разных народов, развития экономики разных цивилизаций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций»

Этап I. «Человечество в начале пути – Первобытное общество»

Задания участникам на подготовительном этапе

За несколько дней до проведения игры класс получает «Тайное послание». На запечатанном конверте написано: «Вскрыть, когда собирается весь класс»

Текст послания:

«Уважаемые учащиеся 5 класса!

Вас приглашают принять участие в серии игр

«Дорогами цивилизаций».

Первая игра будет посвящена первобытному обществу.

По игровой легенде ваш класс является племенем.

Вам необходимо во главе с вождем, (классным руководителем), который приведет свое племя, прибыть 26 октября в 13:00 в спортивный зал школы

для прохождения «Тропы испытаний».

В вашем племени два рода,

во главе каждого из которых стоит старейшина.

Вам необходимо разделиться на две группы и выбрать старейшин (самый старший ученик в группе). Все должны придумать название племени, рода и свое игровое имя.

Вы можете прийти в одежде первобытных людей

и сделать раскраску для охоты».

Сценарий проведения игры

  1. Ведущий:
  2. Шаман:
  3. Хранители (учителя-предметники на станциях):
  4. Корреспондент и фотограф – Анашкина Оксана Михайловна;
  5. Хранитель времени (звонок) –
  6. «Духи предков» (волонтеры) -
  7. Помощники Хранителей (младшие волонтеры) -  

Все собираются в зале.

5 класс готовиться к представлению своего племени и родов.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое, в мир, в котором жили наши предки.

Сегодня наши пятиклассники на пару часов попробуют прожить так, как жили первобытные люди. Сегодня они одно племя, которое состоит из двух родов.

Ведущий: Между высокими горами и большой широкой рекой раскинулся Великий лес. Здесь в пещерах у подножья гор жили первобытные люди. Не было между ними мира и согласия: постоянно они боролись за охотничьи угодья и места сбора даров леса. Жили они в дикости и тратили силы на борьбу друг с другом.

Обращаясь к 5-му классу: «Представьтесь нам, пожалуйста».

Вождь племени: Наше племя носит название «Племя Огня». В нашем племени два рода: «Медведи» и «Мамонты».

Сейчас каждый род расскажет вам о себе.

Ведущий: И вот однажды собрались старейшины и решили: нужно им жить в мире и всем вместе идти к цивилизации по тропе знаний. Пошли они к шаману (указывает на шамана), ведь он один знал дорогу к храму Хранителей, где хранятся знания о прошлом, настоящем и будущем.

И поведали старейшины о своем решении шаману.

Не хотел шаман терять свою власть, но и отказать старейшинам не мог. И решил он, пусть только достойные получат знания.

Шаман: Принесите мне солнечные диски, и покажу я вам дорогу к храму. Каждый род пойдет по своему маршруту (передает маршрутные листы старейшинам). И теперь от каждого члена рода зависит, двинетесь ли вы к цивилизации, или задержатся в своем развитии. (Далее, обращаясь к вождю): а ты, вождь, будь бдителен! Если во время испытания между вами вновь произойдет конфликт, не видать вам знаний и останетесь вы на этой ступени развития навсегда!

Ведущий: Знал шаман, что тяжело будет добыть «солнечные диски», ведь Хранители знаний заставят людей пройти испытания. Но старейшины собрали каждый свой род и двинулись «тропой испытаний».

Шаман: По звонку вам следует отправиться к Хранителям, для прохождения испытания. На каждое испытание вам дается 15 минут, на перемещение от одного Хранителя к другому – 2 минуты.

 Ровно в 14:30 я буду ждать ваше племя для оглашения приговора – отправитесь вы дальше, по дороге знаний или нет.

Удачи вам!

Звенит звонок.

Оба рода отправляются на станции.

Команда прибывает на станцию, где уже подготовлено все необходимое.

По звонку Хранители зачитывают Роду легенду и задание.

5-классники приступают к выполнению.

Помощники Хранителей и Духи предков, при необходимости,

помогают своим младшим товарищам.

Описание станций

  1. «Рисунки в дальней пещере».

Необходимо:

Обои серого или коричневого цвета и мольберт = скала, мел, графит, хна (нескольких оттенков), гуашь (черная, красная, белая, коричневая), вода, образцы наскальных рисунков.

Легенда:

«Древнейшие наскальные рисунки первобытных людей представляли собой удивительные изображения, которые были, в основном, нарисованы на каменных стенах. Первобытные люди, вероятно, верили, что изображения животных защищают от злых сил и помогают во время охоты, от исхода которой зависело само существование племени. Часто на рисунках изображены копья, что по замыслу художника должно было принести удачу на охоте.

Задача вашего рода: на этом куске скалы изобразить животного или сцену охоты, чтобы духи помогли вам пройти следующее испытание. Для этого у вас есть мел, хна, графит, гуашь и вода. Вместо кистей используйте свои пальчики. Удачи!».

Помощники Хранителей к концу испытания готовят

ведро с водой для вытья рук и салфетки.

Хранители выдают от 1 до 5 солнечных дисков (на свое усмотрение).

Род отправляется на следующее испытание.

  1. «Воззвание к предкам»

Необходимо:  На полу расстелить ткань (плед) коричневого цвета (имитация земли), или стол задрапировать темной и серой тканью (обоями) = большой камень.   Также необходим бубен.

Легенда: Представления о сверхъестественных силах вызывали у первобытных людей желание заставить эти силы действовать в нужном им направлении. Не зная правильных путей воздействия на природу, люди возлагали надежды на магию. Наиболее острым в жизни первобытных людей был вопрос об обеспечении средств к существованию. Поэтому значительная часть магических обрядов была связана с хозяйственной деятельностью. Например, существовала охотничья магия. Широко была распространена лечебная магия, связанная с незнанием подлинных причин болезней и неумением лечить их. Лечебная магия состояла в произнесении над больным разного рода заклинаний, в попытках изгнать из него «злого духа», якобы являющегося причиной заболевания, и ритуальных плясках вокруг больного и т. д. Лечебная магия иногда сочеталась с применением разного рода рациональных средств лечения, связанных с народной медициной. Но все это сопровождалось магическими действиями и заклинаниями, что создавало впечатление, будто больному помогают не естественные средства, а колдовство.

На вчерашней охоте был ранен тот, на кого укажет мой Помощник (Помощник клад руку на голову любого ученика).

Ваша задача: назначить одного человека из племени колдуном (Помощник вручает ему бубен). Теперь Помощник Хранителя выбивает три несложных ритма, который внимательно слушает колдун. После чего колдун передает этот ритм своим сородичам при помощи бубна, а те, в свою очередь повторяют за ним, выстукивая этот ритм ладошками и пританцовывая. Удачи!»

После того, как все верно повторят ритм, Помощник Хранителя останавливает их и предлагает Духу предка помочь подняться исцеленному.

 Хранители выдают от 1 до 5 солнечных дисков (на свое усмотрение).

Род отправляется на следующее испытание.

  1. Охота и рыбалка в лесу близ пещеры Альтамира

Необходимо: две палки, моток ниток, 2 заостренных камня. Во избежание травм, изготовленные стрелы и копья обматываются пластилином и скотчем.

У стены сделать драпировку и расставить растения = лес. В лесу установить пару мягких игрушек = животных для охоты. Голубая ткань на полу = ручей. В ручье несколько видов рыб (на хвостах пропечатать названия).

Легенда:

«Охота — вот основной способ добычи пищи, который на протяжении сотен тысяч лет обеспечивал само существование человечества. Отбирая добычу у животных или птиц, человек отгонял их камнями и палками. В какое-то время он заметил, что камнем можно убить зверя. Так камень стал и первым оружием первобытного человека. С тех пор охота превратилась в основной способ добывания пищи.

Вместе с человеком эволюционировало и древнее оружие. Первобытные охотники обнаружили, что убить и разделать животное легче специально заостренным камнем. Так появились каменные (кремневые) ножи и наконечники.

Брошенный камень, каменный топор или деревянное копье с каменным наконечником — это уже метательное оружие. Простота этого оружия обманчива, в умелых руках оно было так же смертоносно, как и появившееся много позже более сложное ручное оружие.

Ваша задача: из предложенных материалов изготовить копье (символически заострить конец палки или попытаться привязать к нему небольшой камень-наконечник) и поразить ими животных в лесу. Далее отправляетесь на рыбалку и за 30 секунд выловите руками из реки карасей, окуней и осетров. Предупреждаем, в реке заплыли несколько ядовитых рыб, не перепутайте их со съедобными».

Хранители и их Помощник помогают измерить дальность броска копья и подсчитать количество выловленных рыб.

 Хранители выдают от 1 до 5 солнечных дисков (на свое усмотрение).

Род отправляется на следующее испытание или завершает маршрут.

  1. Мой дом – моя крепость

Необходимо: 10 палок, моток ниток, разные ткани (коричневые или черные) = «шкуры» зверей. Картинка – образец первобытного жилья.

На полу расстелена ткань/плед, имитирующий землю.

Легенда:

«Последняя ледниковая эра в истории Земли – Кайнозойская. Она началась 65 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. Современному человеку повезло: он живет в межледниковье, в один из самых теплых периодов жизни планеты. Далеко позади самая суровая ледниковая эра – позднепротерозойская. Ледник стал настоящим испытанием человеку, заставив его изобретать средства для своего выживания. Вюрмское или Вислинское оледенение началось примерно 110 000 лет назад и окончилось в десятом тысячелетии до нашей эры. Пик холодов пришелся на период 26—20 тысяч лет назад, завершающую стадию каменного века, когда ледник был наибольшим.

Благодаря охоте и мясной пище древний человек получал большой запас энергии, позволявший ему лучше выносить холода. Шкуры убитых животных использовались в качестве одежды, обуви и стен жилища, что увеличивало шансы выжить в суровом климате.

Ваша задача: из предложенных материалов соорудить жилище, в котором ваше племя будет проводить свободное от работы время и укрываться от непогоды. Удачи!»

Хранители выдают от 1 до 5 солнечных дисков (на свое усмотрение).

Род отправляется на следующее испытание или завершает маршрут.

  1. «Хранители очага»

Необходимо:

На полу расстелить ткань (плед) коричневого цвета (имитация земли), или стол задрапировать темной и серой тканью (обоями) = большой камень.  

Рядом положить хворост.

На столе расположить пару камней (плоских) и горсть зерна.

Легенда: 

Итак, представим, жизнь людей в первобытные времена, где-то 30 тыс. лет назад. В это время люди еще не умели строить дома, у них не было хлебопечек и даже простых печек, а готовили они еду на костре. В поисках пищи они ходим по полям и лесам и пробовали на вкус все, что казалось мало-мальски съедобным. Однажды они набрели на поле очень интересной травы - в колосках ее были по нескольку зерен, которые можно было есть. А если зерна закопать, то на этом месте потом вырастет еще больше новых колосков. Эта трава была предком наших пшеницы, ржи, овса. Людям эта трава понравилась. Хоть одним зернышком голод и не утолишь, но на поле их много. Да еще и впрок можно зерен запасти - они не портятся и хранятся всю зиму. Никуда идти искать еду не надо - живи себе рядом с полем.  Так наши предки перестали быть кочевниками и стали оседлыми жителями. Но до выпечки хлеба им было еще очень далеко!

Представим, что мы первобытные и попробуем есть эти зерна.

Они очень жесткие - их с трудом разгрызешь. Может, попробуем сделать зерна мягче? Или раскрошим их? Конечно, без мельницы или хотя бы ступки это трудно, но мы же их еще не изобрели!

Ваша задача: разделитесь между собой. Одни должны сложить костер, в соответствии с представленными образцами. Другие добыть муку, чтобы потом замесить тесто для приготовления лепешек.

Хранители выдают от 1 до 5 солнечных дисков (на свое усмотрение).

Род отправляется на следующее испытание или завершает маршрут.

  1. Шатер мыслящих

Необходимо: несколько маленьких камешков (20 шт) и отрезы грубой нитки. 

Легенда:

Учиться считать люди научились в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

Вместо числа «пять» они говорили «рука»,  десять – «две руки»,  а двадцать – «весь человек», - тут уж присчитываются и пальцы ног.

1 задача:

Вдоль участка длиной 100 м поставили столбы для ограды на расстоянии друг от друга -4 м. Сколько столбов поставили?

Решение: 100 : 4 + 1 = 25 + 1 = 26 (столбов).

Ответ: 26 столбов.

Решите следующие задачи и ответ покажите камешками

2 задача:

По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?(8 дней)

3 задача:

6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?(6 дней)

4 задача:

На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?(0, остальные улетели)

5 задача:

Сколько концов у одной палки? А у двух? А у двух с половиной? (2, 4, 6)

Хранители выдают от 1 до 5 солнечных дисков (на свое усмотрение).

Род отправляется на следующее испытание или завершает маршрут.

По завершении прохождения маршрута вождь племени и старейшины вновь отправляются к Шаману.

У Шамана также собираются Хранители.

Ведется подсчет солнечных дисков.

Вождь и старейшины строят племя перед Шаманом и Хранителями.

Ведущий: Внимание! Подошло к концу прохождение испытаний племенем «Огня». Послушаем, что же решил Шаман.

Шаман: Не мог я подумать, что вы действительно готовы к тому, чтобы идти к цивилизации, но Хранители считают обратное. Благодаря своим знаниям, умениям и отваге вы набрали достаточное количество солнечных дисков, чтобы перейти к следующему этапу приобретения знаний. Теперь вы отправляетесь в Древний Египет, где вас ждут новые приключения.

Вручаю вам свиток, где прописано, что Первобытная жизнь была проведена достойно. Надеюсь увидеться с вами в скором времени.

Ведущий: Итак. теперь вам остается получить новые знания, чтобы следующие испытания были пройдены также успешно.

Удачи вам, дорогие друзья, до скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Организация и проведение школьного этапа ВОШ по физической культуре

    Школьный этап является первым отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».  На данном этапе в олимпиаде могут принимать участие все...

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

Справочник по организации и проведению II этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» Древний Египет

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мир...

Справочник по организации и проведению III этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» Древняя Греция

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мир...

Справочник по организации и проведению IV этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» Древний Рим

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мир...