Справочник по организации и проведению II этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» Древний Египет
методическая разработка (5 класс)

Анашкина Оксана Михайловна

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мира в ходе реализации серии игр, построенных на основе межпредметного взаимодействия.

В основу методики длительной образовательной игры «Дорогами цивилизаций» положено выделение культурологической составляющей всех учебных дисциплин, изучаемых в 5-9 классах средней общеобразовательной школы. Данная методика предполагает, что культурологическое содержание образования – это не только историко-культурологические факты, присутствующие во всех учебных дисциплинах, но, может быть, самое главное – это специальным образом, организованный учебный материал, который воспринимается детьми как личностная образовательная ценность, глубоко затрагивающая личные интересы ребенка, связанный с продуктивной и творческой деятельностью в урочное и внеурочное время. Это позволяет интегрировать основное и дополнительное образование, способствовать преемственности воспитания в учебной и внеучебной деятельности, создавая целостное образовательное пространство школы.

Уникальность длительной образовательной игры «Дорогами цивилизаций» заключается в том, что через участие в командной игре-реконструкции, каждый участник имеет возможность получить личный опыт погружения в проблемы исторического пути человечества, накопления научных знаний, культурных достижений разных народов, развития экономики разных цивилизаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etap_ii._strana_peskov_-_drevniy_egipet.docx604.45 КБ

Предварительный просмотр:

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций»

Этап II. «Страна песков – Древний Египет»

Задания участникам на подготовительном этапе

За несколько дней до проведения игры класс получает «Тайное послание». На запечатанном конверте написано: «Вскрыть, когда собирается весь класс»

Текст послания:

«Уважаемые учащиеся 5 класса!

Вас приглашают принять участие в продолжении серии игр

«Дорогами цивилизаций».

Вторая игра будет посвящена Древнему Египту.

По игровой легенде ваш класс, в прошлом – первобытное племя, состоящее из двух родов, стал представлять собой население двух септов

(административных единиц)

принадлежавших Южному Египту и Северному Египту.

Вам необходимо прибыть 23 декабря в 12:30 в храм бога Ра (холл школы)

к верховному жрецу  для прохождения «Тропы испытаний».

Во главе каждого септа стоит старейшина (самый старший ученик в группе).

Вы должны придумать название септа, и свое игровое имя.

Кроме того, вы можете прийти в одежде древних египтян».

Сценарий проведения игры

  1. Ведущий:
  2. Верховный жрец бога Ра:
  3. Хранители:  
  4. Корреспондент и фотограф, Хранитель времени (звонок)
  5. «Духи предков»
  6. Помощники Хранителей (дополнительно)

Все собираются в холле.

5 класс готовиться к представлению своего септа.

Выходит, Верховный жрец, направляется к трону, присаживается.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы продолжаем наше путешествие в далекое прошлое, в мир древних цивилизаций.

Сегодня наши герои оказались в стране песка, пирамид и сфинксов – загадочном Египте. Теперь они представляют собой жителей двух септов, расположенных на территории Северного и Южного Египта.

Ведущий:

Египет – величественный и уникальный. Здесь все окутано тайнами, легендами и мифами.

Берега Великого Нила были заселены давным давно и племена уже тогда отличались высокоразвитой культурой. Во главе племени стоял вождь. Каждое пламя, осмеливавшееся спуститься в долину Нила и поселится в ней на немногих возвышенных и недоступных наводнению местах, немедленно вступало в героическое единоборство с природой. Приобретенный опыт и навыки, упорный труд всего племени в конце концов приносили успех - осваивалась малая часть долины, налаживалась жизнь.

B проживали здесь два септа – одни принадлежали Северному Египту, другие – Южному. Когда Египет объединился, люди долгое время не могли ужиться вместе… Но, помня слова, сказанные им Шаманом в первобытное время, они старались жить в мире и согласии.

Обращаясь к 5-му классу: «Представьтесь нам, пожалуйста».

Старейшины: Наш септ принадлежит Северному/Южному Египту. Мы поклоняемся множеству богов, но особо чтим ____________.

Ведущий: И вот однажды собрались старейшины и решили: пора двигаться дальше. Они знали, что жрецы и здесь подвергнут их испытаниям, но вера в свой народ придавала им сил и уверенности.  

Представ перед Верховным жрецом бога Ра, они просили его, показать им путь в следующую цивилизацию.

Верховный жрец был мудр и не стал отказывать старейшинам.

Верховный жрец: Я укажу вам дорогу, но вы должны кое-что сделать для меня. Отправляйтесь в храмы Мемфиса, Фив и Гелиополя, и, принесите мне оттуда жуков-скарабеев, которых хранят жрецы.  Каждый септ пойдет по своему маршруту.

(передает маршрутные листы старейшинам)

Помните, жрецы так просто скарабеев не отдадут, в обмен они заставят вас пройти испытания. Не все справлялись с ними. Да поможет вам Ра!

Ведущий: Знал жрец, что тяжело будет добыть скарабеев. Но старейшины собрали каждый свой род и двинулись «тропой испытаний».

Верховный жрец: По звонку вам следует отправиться к Жрецам, для прохождения испытания. На каждое испытание вам дается 5-10 минут.

Я буду ждать вас для оглашения приговора – отправитесь вы дальше, по дороге знаний или нет.

Удачи вам!

Звенит звонок.

Оба септа отправляются на станции.

Команда прибывает на станцию, где уже подготовлено все необходимое.

По звонку Хранители зачитывают Септу легенду и задание.

5-классники приступают к выполнению.

Помощники Хранителей и Духи предков, при необходимости,

помогают своим младшим товарищам.

  1.  «ХРАМ ТОТА».

Описание станции

Необходимо:

Мультимедийное оборудование (по желанию).

Заготовить задачи с использованием иероглифов-цифр.

Основание пирамиды Снорфу – несколько сдвинутых вместе парт.

Легенда:

 Приветствую вас в храме бога Тота. Скажите, покровителем чего является этот бог? (ответы детей) Правильно, он бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Верховный жрец приказал мне проверить ваши знания в области такой науки как математика.

Вспомните, древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Важность этой науки нельзя недооценивать! Египтяне уже знали точные формулы для площади прямоугольника, треугольника и трапеции. А вспомните, как мы измеряем длину в Древнем Египте? В Древнем Египте существовало следующие меры длины: локоть (длина предплечья до кончика среднего пальца), он подразделялся на ладонь, пядь, ступню и палец.

Задача вашего септа: разделитесь на две группы.

Первая группа отправляется измерять основание пирамиды Снорфу, используя известные вам меры длины и вычисляет их площадь.

Вторая группа остается со мной. Вам необходимо решить следующие задачи:

1 задача:

Перед пальмами в белых льняных одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: «Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена. Сколько же мешков останется?».

Ответ: Жрец задумывается, складывает, вычитает, наконец, подсчитывает: «240 мешков зерна можно продать».

2 задача: «Задача землемеров»

Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали бечевку, разделенную на 12 равных частей. Покажите, как они это делали, с учетом того, что в углах должны быть узлы.

Ответ:

3 задача:

В доме живут семь людей, у каждого человека по семь кошек, каждая кошка съедает семь мышей, каждая мышь съедает по семь колосков, в каждом колоске вырастает по семь зернышек. Как велики числа в задаче и их сумма.

Ответ: всего 7 людей, 49 кошек, 343 мышки, 2401 колосок, 16807 зернышек. Сумма – 19607.

Хранители выдают от 1 до 5 жуков-скарабеев (на свое усмотрение).

Септ отправляется на следующее испытание.

  1. «ХРАМ СЕШАТ»

Описание станции

Необходимо:

Заранее подготовить алфавит Древнего Египта и его расшифровку.

Легенда: Приветствую вас в храме богини Сешат – дочери бога мудрости Тота! Сешат – богиня письма, а умение писать раскрывает перед вами множество замечательных перспектив!

Несколько дней назад я услышала, как отец говорил своему сыну: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми»

Хочу проверить ваши знания в области чтения рукописных текстов.

Ваша задача: перед Вами свиток. Вам необходимо записать на нем ваши имена, для регистрации в книге убывающих из Египта. Используя образцы иероглифов, а также вашу фантазию, постарайтесь максимально правильно их записать. У вас 3 минуты. Удачи!

Хранители выдают от 1 до 5 жуков-скарабеев (на свое усмотрение).

Септ отправляется на следующее испытание.

  1. «ХРАМ ОНУРИСА»

Необходимо: Мячи, копья и тп.

Легенда:

Древнеегипетские тексты свидетельствуют о том, что спортивные состязания проводила еще царица Хатшепсут, правившая Египтом за 1500 тысячи лет до нашей эры, в эпоху Нового царства. Некоторые историки считают, что прародительницей Олимпийских игр можно считать древнеегипетскую цивилизацию за тысячелетия до греков, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные иероглифы.

Царица Хатшепсут устраивала соревнования по вольной борьбе, плаванию, фехтованию и играм с мячом. Сама Хатшепсут занималась бегом. Подтверждения этим сведениям можно найти в одном из храмов в Дейр аль-Бахри в окрестностях Луксора, сообщим Диаб. Об этом же говорят фрески в верхнеегипетской провинции Эль-Минья, персонажи которых стреляют из лука, борются, выполняют гимнастические упражнения и играют в игру с мячом, по которому бьют палками.

Ваша задача: Фараон выбрал вас представлять его на спортивных испытаниях. Ваша задача – не ударить в грязь лицом.

Хранители выдают от 1 до 5 жуков-скарабеев (на свое усмотрение).

Септ отправляется на следующее испытание.

  1. «ХРАМ ПТАХА»

Необходимо: коробки (камни), веревка-шпагат, свиток для вельможи-писца или палка-копье для воина, головной убор для фараона. Карточки с ролями.

Картинка «Строительство пирамиды»

Легенда: Приветствую вас в храме бога ремесла и искусства!

Подойдите ко мне! От верховного жреца мне известно, что вы хотите продолжить свой путь по дороге цивилизаций. Но не убедившись в том, что вы знаете, как построено наше общество, я отпустить вас не смогу.

Ваша задача: Итак, здесь неподалеку идет строительство гробницы знатного вельможи. Хотелось бы увидеть процесс строительства пирамиды, а именно, как ведут себя мои подданные. Перед вами лежат свитки, на которых написаны основные слои общества нашей страны – Египта. Возьмите по свитку. Ваша задача показать мини спектакль «Строительство пирамиды».

Хранители выдают от 1 до 5 жуков-скарабеев (на свое усмотрение).

Септ отправляется на следующее испытание.

  1. «ХРАМ БАСТЕТ»

Необходимо: два листа ватмана, свернутые в тубусы – колонны, тонкие тростинки (кисти), гуашь красная, белая и черная и тд.

Картинка «Роспись внутри пирамиды»

Легенда: Приветствую вас в храме богини Бастет. Скажите, покровительницей чего она является? (ответы детей: богиня любви, женской красоты, плодородия). Верно! А еще она покровительница уюта и домашнего очага!

Для создания уюта египтяне использовали все свои таланты, и ярче всего это проявилось в различных видах искусства. Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герцейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились, скорее всего, немного позже - на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий, когда эти искусства достигли высокого уровня развития, художники при создании своих произведений часто использовали оба приема в сочетании. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.

Ваша задача: Зодчий и художник никак не успевают завершить роспись гробницы знатного вельможи. Помогите им уложиться в срок и сохранить свои жизни. Перед вами колонна, на которую следует нанести фрагменты жизни вельможи. Приступайте.

Хранители выдают от 1 до 5 жуков-скарабеев (на свое усмотрение).

Септ отправляется на следующее испытание.

По завершении прохождения маршрута старейшины и жители септа вновь отправляются к Верховному жрецу.

У Жреца также собираются Хранители и жрецы храмов.

Ведется подсчет жуков-скарабеев.

Старейшины строят жителей перед Верховным жрецом

и жрецами богов Египта.

Ведущий: Внимание! Подошло к концу прохождение испытаний.

Послушаем, что же решил Жрец.

Верховный жрец: Не мог я подумать, что вы и в этой стране сумеете выполнить мои требования. По всей видимости вы действительно готовы к дальнейшему путешествию. Я получил от вас достаточное число скарабеев, теперь могу дальше возносить молитвы Ра и просить его помочь вам на вашем пути! Отправляйтесь же в эпоху Античности – в Грецию, там будут ждать вас новые приключения.

Вручаю вам свиток с подтверждением вашей достойной жизни в Египте. Надеюсь увидеться с вами в скором времени.

Ведущий: Итак, теперь вам остается получить новые знания, чтобы следующие испытания были пройдены также успешно.

Удачи вам, дорогие друзья, до скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Организация и проведение школьного этапа ВОШ по физической культуре

    Школьный этап является первым отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».  На данном этапе в олимпиаде могут принимать участие все...

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...

Справочник по организации и проведению I этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» - первобытное общество

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мир...

Справочник по организации и проведению III этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» Древняя Греция

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мир...

Справочник по организации и проведению IV этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» Древний Рим

Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мир...