Эссе.Мое профессиональное кредо. 2018
материал по истории

Харламова Янина Николаевна

Эссе к "Золотой астре 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harlamova_ya.n._esse.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2018

Эссе

Подготовка специалистов среднего звена –

взгляд в будущее

Номинация

ФИО      Харламова Янина Николаевна

Должность  преподаватель

Преподаваемые дисциплины, ПМ- история, основы философии, история медицины

Педагогический стаж – 22 года

Стаж работы в данном образовательном учреждении – 8 лет

Москва

2018


Подготовка специалиста среднего звена – взгляд в будущее

Будущее обязательно принесет счастье каждому,

 кто в него верит,

кто идет к нему своим непростым путем,

спотыкается, иногда даже падает,

но все равно сохраняет веру в добро

и желание нести это добро людям… 

Олег Рой

Москва. Осень 2010 года. Я бреду по городу, раскидывая по пути пожухлую осеннюю листву. Моя дорога ведет меня в неизвестное. Жизнь молодой вчерашней школьной учительницы сделала вираж. Меня пригласили на работу в учреждение, о работе которого, на тот момент, я мало что понимала. Так моя  судьба завела меня в стены медицинского колледжа. Приняв меня на работу, администрация заверила в том, что переживать не стоит, я буду делать привычное для меня дело, ничего кардинального не произойдет, и я скоро привыкну к переменам. Однако….

С самого первого дня я поняла, что колледж – это совсем другой мир, со своими особенностями и присущими только ему отличиями.  

Во-первых, моими учениками стали студенты. До того мой ассоциативный ряд рисовал в воображении образ молодого человека в возрасте от 16 до 25 лет. Однако с самых первых занятий стало ясно, что за парты сели не только те, кого дотоле рисовало воображение, но и люди более старшего возраста.  А значит, готовясь к занятиям, я должна была отныне учитывать разновозрастность собравшейся публики, как будто напоминая прописные истины, когда-то изученных в Вузе учебников по возрастной психологии. Методы и приемы, работавшие на подростках, совершенно не подходили к людям старшего возраста. Это отчасти объясняется разными системами образования, в которых были взращены мои студенты. Но для меня это означало, что индивидуальный подход теперь становился постоянным спутником каждого занятия.

Во-вторых, отныне я должна была учитывать особое направление, избранное моими студентами за основу профессии. Они выбрали медицину. И это накладывало на меня особую ответственность в подготовке по содержанию и отбору материала для каждого занятия.  Любой изучаемый исторический период я должна была подкреплять рассказами о развитии естественных наук и успехах в области медицины. Любимый вопрос моих студентов: «Чем болел и от чего умер тот или иной правитель Руси?» И поверьте, я погрузилась в долгую поисковую работу, о которой я ранее и не подозревала. Утоляя их любопытство, я должна была попытаться докопаться до истины, узнать диагнозы, особенности течения болезни. Иногда, ломая голову над разработкой очередного занятия, я старалась предвидеть «любимые мною» медицинские вопросы, и заранее погружалась в поиск ответов на пока еще незаданные вопросы. Опять же работали лозунги, заученные со времен института. Помните слова знаменитого китайского философа Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе...»? И я понимала, что мое совершенствование, мое познание будят мои студенты. И это прекрасно! Они не дают окостенеть, остановиться. Ведь остановившись, ты перестанешь быть им интересной. А интерес, мотив, желание учиться, пожалуй, самый главный фактор преподавания. И это желание во многом может пробудить педагог!

Каждый год ко мне в руки попадают сотни ребят, вчерашних девятиклассников или выпускников школы. И, приходя на первое занятие, я зачастую вижу потухшие глаза. Так и хочется процитировать слова Ш. Амонишвили: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?».

Я тоже всматриваюсь в своих студентов и зачастую вижу те же потухшие глаза, а хочется их вновь сделать «лучезарными». И тут начинается мой ежедневный бой со стереотипами, сложившимися у большинства студентов, которым не повезло с преподавателями истории. Они как один полагают, что история – скучная и нудная наука.

Когда-то и я, будучи школьницей, могла пополнить их ряды и подписываться под этими словами. Но в старшей школе в мою жизнь ворвалась учительница, способная разбить вдребезги все вчерашние представления. Моя преподавательница истории – Анна Алексеевна Романова. Человек, перевернувший мою жизнь, заразивший любовью к истории. По ее стопам пошла и я, в надежде, что когда-то смогу так же виртуозно и искусно прививать любовь к предмету. Поэтому я абсолютно уверена, что личность педагога и его способность увлечь, увести за собой, заинтересовать предметом, играет ключевую роль в педагогическом процессе. А когда мои студенты говорят о том, что и не подозревали, что история может быть интересной – я счастлива! Даже понимая, что их увлечение, может быть, и не перерастет во что-то существенное. И мне отрадно, что отношение к предмету поменялось!

Третьим отличием, с которым мне пришлось считаться при работе в колледже, стало довольно ограниченное по программе количество часов по дисциплине История. Сжатость курса, занятия «по парам» заставляли постоянно работать над объемом содержательной части занятия. Работая в школе, мне не приходилось огромные временные периоды истории давать за столь короткое учебное время. И тут на выручку всякий раз приходила внеаудиторная самостоятельная работа, помноженная на работу исторического гражданско-патриотического клуба «Патриот». В клубе состояли студенты, интересующиеся историей, желающие участвовать в развитии гражданско-патриотического направления колледжа.

Работа клуба – это целиком и полностью поисковая проектная деятельность студентов. С самого начала и до конца все мероприятия клуба подготавливают  студенты. Моя миссия как педагога состояла в посильной помощи, советах и наставничестве. На протяжении многих лет другом и наставником клуба стал Совет ветеранов района «Беговой». Вместе с ними студенты за 7 лет провели более 50-ти крупных городских мероприятий, отмеченных благодарственными грамотами общественных ветеранских организаций. Эта работа, на мой взгляд, крайне необходима современной молодежи для становления личности, поиска правильных ценностных ориентиров.

Ключевым для меня фактором любого занятия или мероприятия клуба становится воспитание. Я абсолютно согласна со словами великого педагога В. А. Сухомлинского: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».  Моя дисциплина позволяет как раз воспитывать не только на примерах героических страниц истории, но и на ее ошибках.  

Важно ли это для медицинских работников? Безусловно да! Не могу не опереться на мнение гениального врача-анатома Н. И. Пирогова: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком». Научить профессиональным навыкам можно. А вот взрастить в человеке человека – сложнейшая задача! По моему искреннему убеждению, студентам, носящим белые халаты, человечность и гуманность нужны не менее, чем профессионализм. Им доверены хрупкие жизни людей, что налагает на них особую ответственность перед обществом, в котором они живут.

Можно ли воспитать в человеке человека?  Этот вопрос я задаю себе уже более 20 лет – ровно столько, сколько работаю педагогом. И думаю – да, можно! «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним» – говорил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Любовь к предмету, к студентам, к жизни поистине способна творить чудеса! Еще Сократ говорил: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить». Заставить светить это «солнце» сможет педагог, если он зажжет в душе каждого своего подопечного маленькие искорки большой любви к делу, к людям, к Родине.

Москва. Осень 2018 года. Я все так же спешу на работу, разбрасывая в сторону пожухлую опавшую листву. И я счастлива, что впереди у меня любимое дело, которому я служу и пытливые глаза моих студентов, которым я должна преподать новый урок любви к людям! Завершить эссе мне хотелось бы словами Роберта Рождественского:

Все начинается с любви...

Твердят:

«Вначале

было

слово...»

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..

Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка –

все начинается с любви.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Философские размышления на тему школы и образования....

Эссе "Моё профессиональное кредо"

Эссе мое не заграничное, Вполне и абсолютно личное. И для детей, и взрослых, Для маленьких и рослых, Для старых и молодых, Для полных и худых. Я вам расскажу, Как сумею, покажу,...

Эссе "Моё профессиональное кредо"

Эссе - небольшое по размеру прозаическое произведение, в котором в свободной форме неформальным литературным языком высказываются собственные мысли и чувства.Эссе может носить характер философского ра...

Эссе "Моё профессиональное кредо"

Эссе написано для участия в региональном этапе конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики «Формула успеха»(региональный этап Всероссийского конкурс...

Эссе "Мое профессиональное кредо"

Ответ на вопрос: Почему я работаю учителем?...

Конкурсное эссе "Моё профессиональное кредо".

Размышления  о самом важном в профессии учителя.......