Личностное эмоционально окрашенное восприятие исторического процесса как фактор гармонизации развития учащихся
статья по истории

Еникеева Юлия Загидулловна

Статья посвящена работе учителя над система практической деятельности, состоящей из  разнообразия образовательных технологий, приемов и методов. Она включат систему отбора учебного материала, систему домашних заданий, творческих и исследовательских работ, систему внеклассной и внеурочной деятельности, работу с одаренными и отстающими детьми и многое другое, что использует учитель. Основой, стержнем такой системы будут являться индивидуальные ценностные смыслы личности педагога. В учителя практике преобладает своя система ценностей, на реализации которой сделан особый акцент. Она задает следующие векторы:

  • Создание условий для гармонизации и гуманизации личности ученика;
  • Обеспечение эмоционально-личностного восприятия  исторического процесса;
  • Реализация социокультурного подхода в преподавании истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностное эмоционально окрашенное восприятие исторического процесса как фактор гармонизации развития учащихся

  1. Эмоциональная память и ее роль в формировании личности ученика………...3

  1. Обеспечение эмоционально-образного восприятия исторического процесса в условиях реализации различных педагогических технологий ………………………….4
  1.  Потенциал  проектных технологий для гармонизации развития личности ………………………………………………………………………………….4
  2. Применение технологии педагогических мастерских как условие для эмоционально-личностного восприятия истории………………………………….. 8
  3. Реализация социокультурного подхода в игровых (имитационных) технологиях…………………………………………………………………………… 10

  1. Оценка результата педагогической деятельности по созданию организационно-педагогических условий для личностного эмоционально окрашенного восприятия истории……………………………………………………………………... 11

  1. Основные источники и литература…………………………………………………12

«Память противостоит разрушающей силе времени»

Д.С. Лихачев

    Система практической деятельности, складывающаяся у каждого педагога, состоит из великого множества подсистем и разнокачественных элементов. Она включает разнообразие образовательных технологий, приемов и методов, систему отбора учебного материала, систему домашних заданий, творческих и исследовательских работ, систему внеклассной и внеурочной деятельности, работу с одаренными и отстающими детьми и многое другое, что использует учитель. Основой, стержнем такой системы будут являться индивидуальные ценностные смыслы личности педагога. В моей практике преобладает своя система ценностей, на реализации которой хотелось бы сделать особый акцент. Она задает следующие векторы:

  • Создание условий для гармонизации и гуманизации личности ученика;
  • Обеспечение эмоционально-личностного восприятия  исторического процесса;
  • Реализация социокультурного подхода в преподавании истории и обществознания.

        Этот фундамент складывался на протяжении моей тридцатилетней работы в школе, и по сей день не потерял актуальности. ФГОС ООО второго поколения ориентируют нас на реализацию системно-деятельностного подхода, на становление личностных характеристик выпускника, заключающихся в понимании ценности человеческой жизни, осознании своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством, уважении как к своему народу, его культуре и духовным традициям, так и к человечеству в целом[1]. Требования Стандарта в части личностных и предметных результатов могут быть успешно реализованы в предлагаемой ценностной парадигме.  Представляется, что эти подходы позволят успешно реализовывать основные положения  Историко-культурного стандарта, провозгласившего антропологический подходформирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого. «В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы"[2].

      В качестве обобщения педагогического опыта рассказ «обо всем сразу» представляется непродуктивным. Хочу представить только три новеллы о собственной педагогической практике, имеющие некоторую автономность и смысловую завершенность. Объединяет их акцент на эмоционально-личностное восприятие исторического процесса как учащимися, так и самим педагогом.

  1. Эмоциональная память и ее роль в формировании личности ученика

       В процессе становления личность формирует свой образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной. Чувственную деятельность обеспечивают ощущение и восприятие, а рациональную – мышление и воображение. Результаты такого познавания действительности становятся опытом человека благодаря памяти. Сложно переоценить ее значение, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, ее потерю можно смело сравнить с потерей свободы. В современной психологии одна из классификаций видов памяти основана на ее смысле: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная

      Эмоциональная память имеет большое значение в жизни и деятельности каждого человека. Этот вид памяти считается наиболее прочным. Впечатлительность и отзывчивость, способность «влезть в шкуру» другого человека – важные предпосылки для становления коммуникативных черт характера личности.[3] Эмоциональная память – непременное условие развития эмпатии -  постижения эмоционального состояния, проникновения в чувствование и переживания другого человека; основы профессионального мастерства учителя, актера, психолога и многих других.[4]

    В преподавании общественно-научных предметов, особенно истории, ставка на эмоциональное запоминание, восприятие наиболее актуальна и уместна. Мнемическая фотовспышка (flashbulb memory) – яркое воспоминание, связанное с эмоциональным потрясением – безотказный прием, моделируемый учителем на уроке с целью быстрого и прочного запоминания самой информации, вызвавшей данное эмоциональное состояние.

Способность мозга отдавать приоритет той информации, которая вызывает эмоции, лежит в основе приемов мнемотехники.

    Итак, эмоциональная память закрепляет единство логического и чувственно-наглядного содержания. Абсолютное большинство моих коллег делает ставку именно на эмоцию, чувство ученика, ведя его к пониманию целостности и многоаспектности социально-исторических процессов, к развитию его собственной личности. Лев Львович Любимов, доктор экономических наук, один из основателей Высшей школы экономики, специалист по экономике образования в одном из выступлений подчеркивал, что «проживание [чувств, эмоций] с другими для переживания, созидающего и гуманизирующего личность», открывает человеку «подлинные смыслы: гуманистические, светлые, милосердные». Партиципация – участие, сопричастность – необходимое условие для самопревращения в личность, в носителя усилия «быть (а не существовать), сбыться, осуществиться».

  1. Обеспечение эмоционально-образного восприятия исторического процесса в условиях реализации различных педагогических технологий
  1.  Потенциал  проектных технологий для гармонизации развития личности 

   Тенденции развития современного российского образования, переходящего на новые стандарты (ФГОС второго поколения), требуют от учителя серьезных размышлений и системных шагов по формированию личностных компетентностей учащихся (личностных образовательных результатов).

Какими средствами можно создать педагогические условия для гармонизации личности через эмоциональное восприятие? Какие технологии более всего соответствуют поставленным задачам? Какие содержательные элементы и дидактические единицы обеспечат деятельность педагога и ученика в данном направлении? 

   Как показывает практика (а она, как известно, - критерий истины), универсальными педагогическими технологиями, позволяющими решить большинство задач, являются проектно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ; технология педагогической мастерской, которая созвучна технологии развития критического мышления и разнообразные игровые (имитационные) технологии. Комбинируя работу в данных образовательных парадигмах, педагог ориентируется на следующие практикоориентированные цели преподавания:

  • Формирование базовых компетентностей ученика
  • Отработка универсальных учебных действий учащихся
  • Освоение учащимися требований образовательного стандарта в предметной области, особенно содержательных линий «Человек в истории», «История познания человеком окружающего мира и себя в мире».

  Системно - деятельностный подход в практической работе дал возможность реализовать ряд учебных проектов.

Проект «От Средневековья к Новому времени» (10 класс)

      Существующая ныне система концентрического изучения истории в средней школе позволяет на более высоком уровне обобщения и систематизации рассматривать узловые вопросы культурологического контента Всеобщей истории в 10-11 классах. Темы, раскрывающие генезис европейской цивилизации, вызывают интерес учащихся именно благодаря их глубокому гуманистическому содержанию: «Культурное наследие Античности и Средневековья», «От Средневековья к Новому времени», «Просвещение. Царство Разума», «Золотой век» русской культуры» и т.д. Существует ряд особенностей изучения вопросов культуры на уроках истории в старших классах: учебный материал представлен обзорно и схематично; постоянно ощущается нехватка учебного времени на изучение вопросов культуры в условиях второго концентра; слабо освещены темы по зарубежной культуре в учебных пособиях интегрированного курса истории. Из этих особенностей вытекают цели реализации культурологических проектов на уроках истории в старших классах:

  • Стимулирование познавательной активности старшеклассников в процессе работы над проектами и во время презентации результатов;
  • Интеграция возможностей учащихся в различных предметных областях;
  • Совершенствование метапредметных компетенций учащихся
  • Углубление и систематизация знаний учащихся по истории культуры

Выработаны универсальные и простые требования к работе над проектами:

  • Определить проблематику исследования;
  • Изучить теоретический аспект вопроса, сформулировать аргументированные выводы по проблеме;
  • Подобрать иллюстративный материал и подготовить презентацию;
  • Провести презентацию и защиту проекта в рамках учебного занятия

Периодичность представления результатов работы – один раз в четверть. Каждый желающий подключается на уровне мини-проекта. Задача ученика – избежать простого описательного подхода.

     Наиболее ярким и эмоциональным выглядит сюжет «От Средневековья к Новому времени». Это период торжества человеческого духа и воли, фундамент европейской цивилизации. Тематика мини-проектов предлагается на выбор:

  1. Великие географические открытия
  2. Реформация
  3. Флоренция – колыбель Возрождения
  4. Высокое Возрождение: время титанов
  5. Гуманизм в литературе переходного периода
  6. Московская Русь на пороге Нового времени

 Практические цели и задачи работы над проектом «От Средневековья к Новому времени»:

  • Проанализировать и обобщить тенденции развития Западной Европы на рубеже эпох;
  • Рассмотреть значение эпохи Великих географических открытий, Реформации и Возрождения для начала Новой истории;
  • Провести параллели западноевропейской и российской истории на сломе эпох;

Провести защиту проектов на уроке истории «Переход от средневековья к Новому времени» в 10 классе

      Значение применения проектных технологий при изучении вопросов культуры на уроках истории в старших классах:

  • Стимулирование активной познавательной деятельности учащихся
  • Совершенствование навыков применения ИКТ в самостоятельной исследовательской работе учащихся
  • Оптимизация использования учебного времени на уроке, повышение интенсивности усвоения нового  материала
  • Пополнение медиатеки кабинета истории собственными пособиями

     Помимо утилитарного результата важнейшим является эмоционально-личностное обогащение каждого участника в процессе работы над материалом, и зрителя, внимающего выступлению. Задача учителя – подсказать выступающим, где то яркое эмоциональное пятно, акцент на которое сделает презентацию проекта запоминающейся. Рассказывая о титане Возрождения Микеланджело, выступающий иллюстрирует высочайшую цену  ярких красок и великолепной композиции росписей Сикстинской капеллы – предполагаемый автопортрет художника в образе содранной кожи Св. Варфоломея. Методическая разработка была представлена на конференции в КЦТТ.

      Проект «Ленинградцы» носит несколько иной характер. Он был посвящен 70-летию Великой Победы. Стремясь систематизировать внеурочную работу по предмету, мы стремились найти структурирующий стержень, вокруг которого можно было собрать результаты школьных исследований. Участники работы – учащиеся 9-х классов, интересующиеся историческими исследованиями – готовили свои индивидуальные модули для их публичного представления на различных конкурсах, конференциях, исторических чтениях, которые планировались на предыдущий учебный год.]

         Первоначально предполагалось, что материалом для исследовательской деятельности послужит история семьи. Но по различным причинам историческая связь поколений в семьях наших участников оказалась прервана. Исследования перенеслись в плоскость поиска малоизвестных, но выразительных военных и блокадных историй о жителях нашего города. Информационные технологии и ресурсы играли вспомогательную роль в процессе выполнения модульных работ: в сети Интернет развернулся поиск материалов, в т.ч. архивных, что напоминало квест. Для координации усилий участников (ребята учатся в разных зданиях) использовались социальные сети (оперативней всего оказалась группа нашего класса ВКонтакте) – видеофайлы, ссылки, объявления, актуальные фото очень оживляли совместную деятельность. Важен был и сам процесс получения нового опыта исследования и взаимодействия, и внешний продукт – мультимедийные презентации результатов исследований. Выполненные работы представляют исторический и краеведческий интерес. Роль учителя в современных условиях становится координирующей – «менеджерской» - организация работы над проектом, привлечение участников, распределение ролей, выдвижение перспектив и продвижение результатов работы всей группы. Задачей учителя будет и мотивация учащихся во время работы над проектом, и функция промежуточного контроля. Исходя из того, что презентовать результаты исследования предполагалось публично и в разных аудиториях, решено было не использовать видеофайлы, сложную анимацию, особые шрифты и т.д., чтобы презентация «не рассыпалась» при показе.

       В рамках проекта получилось несколько модулей – по числу героев исследований. Первый модуль посвящен детям блокадного Ленинграда и судьбе поэта и журналиста Ю.П. Воронова, который в подростковом возрасте пережил блокаду. Трагедия семьи ленинградского подростка, своими руками откопавшего и хоронившего своих младших брата и сестру, отражена в простых пронзительных стихотворных формах. Мультимедийная презентация готовилась для конкурса «В поисках великого времени». Она идет в автоматическом режиме, состоит из 18 озвученных слайдов. Основой стал сценарий «живого» выступления учащихся 9-г класса «Детство в огненном кольце», традиционно приуроченного к годовщине снятия блокады 27 января. Также презентация использовалась на уроках мужества в 5 – 7-х классах. Главным общешкольным мероприятием, подводящим ежегодные итоги исследовательской работы, является День науки. Один из докладов секции истории был посвящен положению детей в блокадном Ленинграде и выстроен по материалам проектного модуля «Детство в огненном кольце».

         Тема для второго модуля проекта - «Подвиг художника» - была подсказана тележурналисткой Е. Листовой, сделавшей фильм к юбилею московского метро. В него был включен пронзительный сюжет о ленинградском художнике – мозаичисте Владимире Фролове, умершем в блокаду от голода, но успевшем закончить мозаики для московских станций Маяковская и Автозаводская. Ребята нашли адреса мастерских, зданий, на которых есть мозаики, выполненные под руководством В. Фролова, сделали фотографии. Изображения из московского метро были подобраны в сети Интернет. Работа была представлена на дне науки и многих заинтересовала. Мы планируем углубить исследование о судьбах художников-блокадников, покоящихся в братской могиле Академии художеств на Смоленском кладбище, и в будущем.

      Третий модуль состоял из сюжета о жительнице нашего города Л.Г. Ананьевой – ветеране полярных конвоев. Исследование было основано на ее личных рассказах, интервью и воспоминаниях. Работа над этим сюжетом оказалась самой интересной с т.з. использования Интернет-ресурсов для поиска исторических источников: как выглядит сегодня Териберка, где базировался корабль, на котором служила наша героиня; документальные фильмы, в которые включены ее интервью; новостной сюжет, где она в составе делегации посещает Англию; рассекреченные реестры кораблей вспомогательного флота, сведения о капитане Юдине и т.д. Работа, выполненная совместно с краеведческим отделом ДД(Ю)Т, получила высокую оценку на районной конференции «Непобежденный Ленинград», на городских чтениях «Война. Блокада. Ленинград» во Дворце творчества юных. Лидия Григорьевна присутствовала лично на районной конференции. История этой женщины уникальна, она использовалась на уроке «С войной покончили мы счеты…»  в 9 и в 11 классах.

      Работая над проектом, мы все получили важный опыт свободного интернет – поиска, отбора, обобщения и презентации результатов, использования анимации, звукозаписи и т.д.  Но более важным представляется внутренний, личный результат: ребята, соприкасаясь с судьбами реальных героев, получили эмоционально окрашенное знание и опыт сопереживания, что в совокупности создает и гармонизирует личность.

Проект «Война изменившая мир»

       Целью проекта было обеспечение организационно-педагогических условий для личностно-эмоционального осмысления учащимися событий Первой мировой войны и ее влияния на  ход мировой истории. Учебный материал по теме «Первая мировая война» изучается в курсах новейшей истории и истории России ХХ века в 9 классе. Проект презентуется на интегрированном сдвоенном уроке открытия нового знания по всеобщей и отечественной истории. В ходе урока показывается ряд ученических мини-проектов.

      На вводном этапе урока для создания должного эмоционального настроя предлагается музыкальный фрагмент - вступительная часть «Военного реквиема» Б. Бриттена. Учащиеся отмечают, что в музыке и голосах слышится печаль, тревога, горе. Вокруг этого фрагмента разворачивается первый мини-проект об истории этого антивоенного реквиема: Бриттен, детство которого прошло в тени первой мировой войны, потерявший несколько друзей во второй мировой войне, был убежденным пацифистом [краткое пояснение смысла данного понятия] и без раздумий согласился сочинить такое произведение. Правда войны вошла в его произведение вместе с поэзией У. Оуэна, также «убежденного пацифиста со жгучим чувством воинского долга», который погиб за несколько дней до окончания Первой мировой войны. Эпиграфом к «Реквиему» стали его строки: «Моя тема — война и скорбь войны. Моя поэзия скорбна. Все, что поэт может сделать — это предостеречь». В стихах поэта с огромной силой выражен протест против войны, его мироощущение:

После того, как стихнет лютый смерч, // И лавры победы стяжает Смерть,// А барабан

Судьбы свой треск прервет,// И горн Заката зорю пропоет,// Вернется жизнь к убитым?// Правда ль то,// Что Он, Смерть одолев, вновь мир создаст// И, живою водой омыв его,// Навек ему весны цветенье даст?// Откликнулось седое Время так:// «Мой цепенеет шаг...» // Припав к Земле, я услыхал в ответ: //«Огня в остывших недрах больше нет. // Мой в шрамах лик. Иссохла грудь моя. // Не высохнут лишь слез моих моря»

    На фотографиях открытого слайда представлена художественная акция в честь памяти погибших: ледяные фигурки людей бесследно растаяли в считанные минуты… 

      Презентация ученического проекта «Технологические прорывы Первой мировой войны»  обращает внимание на кровопролитность и жестокость войны, когда гибель сотен, тысяч людей становится просто статистикой. Человечество изобретает новые способы и орудия для массового убийства. Совершенно иное видение истории Великой войны раскрывается  в ходе презентации ученического проекта «Юные добровольцы на фронтах Первой мировой войны» (по материалам публикации В. Пархоменко, журнал "Родина" 2013 №8). «Сыны  полков», «братики милосердия», которые являются сверстниками наших учеников, в своих дневниках и воспоминаниях раскрывают психологический настрой и мотивацию всего молодого поколения Великой войны. С этой же целью в ходе урока зачитывается ряд фрагментов из романа Э.-М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Весь урок по своей сути становится учебным проектом, где учитель и учащиеся прилагают равные усилия для решения общей задачи.

  1. Применение технологии педагогических мастерских как условие для эмоционально-личностного восприятия истории

    На примере урока с элементами педагогической мастерской «С войной покончили мы счеты…» рассмотрим потенциал данной технологии для реализации антропологического подхода к изучению истории. Тема учебного занятия: «Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы» - прекрасный материал для очеловечивания истории, который реализуется в рамках педагогической мастерской «Письма Победы». В процессе погружения учащихся в познавательную деятельность предполагается достичь понимания смысловой значимости Победы советского народа в Великой Отечественной войне; осознание учащимися итогов Великой Отечественной войны; осмысление цены Победы; раскрытие роли советского народа в Великой Победе; рассмотрение надежд и чаяний советских людей после Победы, их мечтаний о мирной жизни, понимание сути следующего периода в истории СССР – периода восстановления страны и последнего этапа сталинского правления. Планируется достижение личностных результатов: воспитание патриотического чувства гордости за героизм советского народа в Великой Отечественной войне; пробуждение эмоционально окрашенного восприятия подвига, цены Победы, силы человеческого духа;  сопереживание чувствам людей, прошедших и переживших войну и мечтающих о мирной жизни. На этапе ВЫЗОВА демонстрируется видеоролик «Бери шинель, пошли домой», включающего кадры кинохроники и сопровождаемые песней Б. Окуджавы в исполнении автора, создающий настрой аудитории. Учитель предлагает подобрать строки из песни, наиболее точно подходящие к теме урока, подводя к теме, выведенной на слайде «С войной покончили мы счеты…», указывает, что переход к мирной жизни был переломным не только для военнослужащих, но и для всех советских людей. У каждого были свои горести и потери, у каждого были свои надежды и мечты.

     Организуется подведение итогов Великой Отечественной войны: выявление причин победы советского народа и определение цены победы.  Предлагает обсудить вопрос о том, почему потери были столь велики. Задается вопрос аудитории: Что позволило СССР одержать победу? Называя основные итоги войны, учитель делает акцент на огромных людские (27 млн человеческих жизней) и материальные (1/3 национального богатства) потерях. Здесь уместно чтение фрагмента стихотворения Д. Самойлова «Перебирая наши даты»:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны…

   Главный источник Победы – беспримерные мужество и героизм советских людей. Причина столь высоких потерь – тот факт, что на СССР пришелся основной удар сил противника; что СССР вел самые масштабные сухопутные сражения   и  взял на себя основную тяжесть по разгрому Германии и сухопутных сил Японии.

     Приглашение к творческой деятельности  на этапе реконструкции реализуется через  прием «вживания» в образ. Учащиеся распределены по творческим группам. Каждая группа получает пакет с реальной биография героя и фрагменты документов (исторических текстов), которые содержат необходимую, но не исчерпывающую информацию. Участникам надо соотнести материал, проанализировать его, реконструировать кусочек истории (поставить себя на место реального участника событий). Участники групп выполняют задание «Письмо Победы».  Группы пишут письмо на почтовой карточке, листочке бумаги, открытке, от имени своего героя. Самостоятельно определяют адресата, включают в письмо радостные ожидания, трудности и опасения своего героя сразу после победы. Готовятся презентовать свое письмо и провести самоанализ групповой работы.

     Учитель может провести небольшой обзор особенностей работы почты в военное время, напоминает о сдержанности корреспондентов в связи с деятельностью цензуры, о возможности писать «с оказией». Указывает ограниченность объема письма – открытки.

       На этапе показа (предъявления) творческого продукта представители групп зачитывают готовые письма, дают комментарии по заданию. Называют затруднения.

     Этап корректировки нового знания (Разрыв) предполагает предъявление реального продолжения истории реальных героев. Комментируются результаты работы. Если письма написаны формально и в них нет конкретной привязки к судьбе героя и эпохе, то педагог сам показывает особенности каждой человеческой судьбы после Победы. Например, обращает внимание на то, что бывший военнопленный не может послать письмо открыто, только «с оказией»; эвакуированной вдове, потерявшей в блокаду всех родственников, некому писать, кроме соседки или подружки. В качестве биографии ленинградской вдовы использована история моей родной бабушки Еникеевой Х.А. Сама она мне этого не рассказывала, времена не располагали. А вот папа часто к этому времени возвращался: мой дед пропал без вести в июле 1943, прадед и сестра деда упокоились рядом со Смоленским кладбищем, где потом сделали кольцо 6-ого трамвая. Бабушка с двумя мальчишками уцелела только потому, что каким-то хитрым образом (папа мой этого не помнит) выбралась из блокированного города до первой блокадной зимы. Возвращаться было некуда и не к кому, вызов прислать не могли. Она нелегально вернулась из мордовской деревни (дом ее семьи сгорел и оставаться было негде, т.к. родственники деда ее недолюбливали). Мальчишки ехали в угольном ящике поезда. В семейном архиве была бумага от прокурора с отказом в прописке, как вернувшимся без вызова. В их довоенной комнате жили другие люди, а венские стулья и швейную машинку утащила соседка. Бабушка нашла добрых людей – дали ей работу дворника и дворницкую. Другой героиней «Письма Победы» была «принцесса полярных конвоев» Л.Г. Ананьева, биография которой исследована в проекте «Ленинградцы». Она, девочка-подросток, была демобилизована после всех взрослых – в октябре 1945. Заехала к маме и уехала в Ленинград – восстанавливать город и порт, где и трудилась всю жизнь.

    Для чего эти рассказы ученикам? Для понимания того, что и послевоенное восстановление требовало мужества и самоотверженности от всех и каждого. Эти люди мечтали об одном – лишь бы не было войны. Вот портрет поколения.

    В качестве положительного результата данного урока можно назвать всплеск интереса к истории собственной семьи. И сами ребята, и родители с энтузиазмом рассказывали о своих изысканиях и сетовали, что не у кого спросить, что семейные архивы пропали в переездах. А так хотелось бы знать о своих личных героях.

    На этапе рефлексии завершить образ Победы помогают строки И. Эренбурга:

Она была в линялой гимнастерке,

И ноги были до крови натерты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был черный хлеб белее белых дней,

И слезы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке,

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины как мертвые молчали

    На этом этапе все участники мастерской могут предложить свои варианты ответов на вопросы: Какие надежды возлагали люди на мирное время? О чем мечтали? Какие трудности стояли на их пути?  Обобщенные ответы могут содержать следующее:

  • Люди мечтали вернуться домой (или обрести свой мирный дом); увидеть родных и близких;
  • Горюют о потерях, надеются, что их родные и близкие живы;
  • Готовы восстанавливать разрушенный войной мир, работать, учиться, растить детей.

     В финале предлагается посмотреть фрагмент фильма «Место встречи изменить нельзя», где герой Зиновия Гердта говорит о пережитой войне и об «эре милосердия».  

     Мне была предоставлена уникальная возможность показать мастер-класс по этому уроку для учителей  из города и регионов в рамках VI  Петербургского образовательного форума и для учителей района. Не скажу, что все получилось отлично – но понимание и одобрение аудитории чувствовалось, особенно у коллег-историков.

  1.  Реализация социокультурного подхода в игровых (имитационных) технологиях

       На возможностях игровых технологий в реализации условий для личностного эмоционально окрашенного восприятия прошлого остановимся конспективно.  Это и игры-соревнования, и театрализация. Командная игра-соревнование сама по себе построена на эмоциях: состязательный дух повышает познавательную активность до небывалых высот. Помимо предъявления знаний игра предполагает и их пополнение за счет новой информации. В арсенале каждого педагога есть несколько разработок, отточенных годами. Например, повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира и Средних веков успешно проводятся в игровой форме. В играх используются задания с фрагментами литературных произведений, стихов, репродукциями живописных полотен и т.д. Для создания необходимого настроя подходят музыкальные фрагменты: для игры «Древни Восток» - марш Дж. Верди из оперы «Аида», для игры по Риму – фрагмент из балета А. Хачатуряна «Спартак». Краткая справка на уроке об этих произведениях пробуждает интерес к культурному саморазвитию – не у всех, но у многих.

  Урок - игра  «В гостях у Клио» подводит итог изучению античной Греции.  В качестве жюри приглашается старшеклассница – муза истории Клио. Ей преподносят «Оду», которую сочинила одна из моих давних выпускниц: «Молю, о Клио! Помоги найти // Разгадку предков умерших делам. // Не дай пойти по ложному пути // Ни детям нашим будущим, ни нам!» Игра включает конкурс «Знаменитые греки», где по отрывкам из мифов нужно догадаться, о ком идет речь. Конкурс «Боги и герои» включает задание по художественным  иллюстрациям. Кроссворд содержит вопросы по культуре Древней Греции. Кульминацией игры становится конкурс «Письмо из Афин», в котором нужно найти ошибки в описании города и его достопримечательностей. Остальные задания проверяют знание хронологии, исторической географии и терминологии. Необходимо отметить, что правильность ответов надо проговорить на уроке, иначе пробелы в знаниях, в т.ч. культурологических, не закроются.

      Разработка урока-игры «В гостях у Клио» была опубликована в сборнике «Методический аспект реализации новой системы оценивания на уроке. Выпуск 7» – СПб.: ООО «Лингвистический центр» в 2013 году.

   «Господин Великий Новгород» - внеурочное мероприятие, имеющее метапредметный характер. Группа шестиклассников с классным руководителем – учителем литературы, посетила Великий Новгород. Родилась идея организовать заочное путешествие не только в пространстве, но и во времени для всех остальных. За основу взяли историко-культурный материал. Самым интересным оказался конкурс «Я послал тебе бересту…» Сначала выступили ребята, рассказавшие об истории находок берестяных грамот, об их значении, а затем команды получили неадаптированный текст грамоты для истолкования. Получилось неожиданно удачно. Не знаю, кто был рад больше, учителя или дети: оказалось, что понять человека из прошлого можно и через сотни лет.

   Игровые технологии незаменимы при обобщении и предъявлении знаний по любой учебной теме, но наиболее успешно их применение при изучении вопросов культуры.  

  1. Оценка результата педагогической деятельности по созданию организационно-педагогических условий для личностного эмоционально окрашенного восприятия истории

   Подводя итоги, отмечу, что без эмоциональной окраски материала изучение истории малоэффективно.  Конструировать эмоции, дирижировать их развитием на уроке призван учитель. Для этого необходим арсенал технологий, методических приемов, в рамках которых эмоции уместны: технология проектов, педагогических мастерских, игровые (имитационные) технологии (в т.ч. театрализация) и т.д. Кроме того, необходима подборка материалов: музыкальных произведений, видеофрагментов, иллюстраций, фотоальбомов, стихотворений и цитат из литературных произведений, с помощью которых можно создать эмоциональный настрой на любом учебном занятии.

   Необходим анализ результатов саморефлексии. Дети и подростки искренне и непосредственно выражают свои переживания и впечатления после урока: если их как-то «зацепили» эмоциональные моменты, они подходят к учителю, спрашивают, фрагмент какого фильма посмотрели, какую музыку услышали. После урока «Искусство Древнего Египта» пятиклассники принесли свои домашние папирусы, скарабеев и пирамидки, фотографии с экскурсий, на которых они побывали. Экспромтом, охваченные радостью узнавания,  рассказывают прямо на уроке по соответствующей теме: «А мы там были, мы это видели…» (и про Кносский дворец, и про Колизей, и про Москву, Псков, Новгород, и про Эрмитаж).  Хочется надеяться, что  эмоционально окрашенные усилия педагога не оставят наших учеников равнодушными и новое поколение не утратит тот культурный код, на котором держится связь времен.

   Характеризуя инновационность своего опыта,  могу сказать, что педагогическая инновация – это традиция, победившая время. 

  1. Основные источники и литература
  1. Петербургский урок: материалы Четвертого городского фестиваля. – СПб.: СПб АППО, Вып. 1(6). – 2015. – 240 с.
  2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова и др.- СПб.: КАРО, 2014
  3. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учеб.-метод. Пособие для учителей / Под. Ред. А.П. Тряпициной. – СПб: КАРО, 2006
  4. http://минобрнауки.рф/документы/3483 
  5. http://минобрнауки.рф/документы/543 


[1]См.: Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта среднего общего образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта основного общего образования»

[2] См. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, 2014

[3] См.: Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

[4] Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «Феникс» Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование слухового восприятия – важный фактор творческого развития учащихся»

Вспоминая великих музыкантов прошлых столетий, мы наблюдаем, что они были и исполнителями, и композиторами, и дирижерами, и теоретиками, и импровизаторами одновременно. Однако,  с начала 20-го ст...

Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов в процессе обучения

Обощение опыта работы проектной деятельности обучающихся в рамках предмета "Музыкальная литература"  в ДШИ...

«Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся на основе синтеза искусств».

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ш...

ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Статья для музыкальных руководителей и психологов. Связь эмоционального состояния ребенка с музыкой....

«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»

ž«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»...

Модульное описание педагогического опыта "Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование".

ИПМ – 11. Наименование темы:            Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через си...

"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...