Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов в процессе обучения
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Обощение опыта работы проектной деятельности обучающихся в рамках предмета "Музыкальная литература"  в ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_dopolnitelnom_obrazovanii.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                           дополнительного образования детей                                                                                «Детская школа искусств №2 имени А.И. Островского»                                                          г. о. Сызрань

Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных                                         ресурсов в процессе обучения

                     

                                                                 

                                                                         Чугай И. Н.

- преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

               

2014                  

Развитие интереса у учащихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных                                         ресурсов в процессе обучения

Современное образование любого направления в настоящее время неразрывно связано с понятием «инновация», что означает новшество, новизну, изменение. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации в области образования, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Человек должен легко и гибко адаптироваться  в меняющихся  жизненных  ситуациях, уметь грамотно  работать  с  информацией; обладать такими личностными качествами, как коммуникабельность, контактность,  умение работать в команде.

Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствование и внедрение инновационных педагогических технологий, таких как: личностно - ориентированное обучение, коллективно - индивидуальная мыследеятельность, информационно - коммуникационные и проектно - исследовательские технологии [2, с.7]. Активное проникновение научно-технического прогресса во все формы обучения диктуют преподавателю необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.  Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс, в рамках которого происходит становление и воспитание человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, принимать самостоятельные решения, уметь конструктивно взаимодействовать с другими людьми[3, с. 9].

Комплексное использование инновационных образовательных технологий, их внедрение в образовательный процесс  - вопрос сложный. Одним из необходимых условий для   успешного осуществления этого процесса является обобщение и распространение опыта педагогов, которые внедряют в практику инновационные технологии. Говоря о конкретном опыте внедрения инноваций в нашей школе, я хотела бы поделиться опытом проектной деятельности на уроках «Музыкальной литературы» среди учащихся старших классов ДШИ №2 им. А. И. Островского г. Сызрани.

Музыкальная литература – тот предмет в системе музыкального образования, где использование проблемно-исследовательских и проектных методов обучения наиболее приемлемо и целесообразно. Использование проектно - исследовательских технологий на уроках «Музыкальной литературы» позволяет осуществить переход к идеологии развития, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В настоящее время данный метод становится социальным явлением, эффективным средством получения современного образования, одним из мощных средств вовлечения школьника в реальную жизнь искусства, [4, с. 11].

Под методом проекта понимается система обучения, при которой учащийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения практических заданий – проектов. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых уч-ся самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Для её решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести. Личный интерес учащегося в данной деятельности является необходимым условием успешной работы [5, с. 5-7]. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации, изучение способов ее переработки, проведение практических работ, разработка авторских исследовательских проектов способствуют повышению качества образования в ДШИ.

Проектный метод обучения                                                                                        предполагает развитие у детей познавательной активности и широких познавательных интересов, системного мышления и целостного миропонимания, способности к исследовательской, коммуникативной деятельности;                                                                                                                  развивает критическое,  креативное мышление;                                                   вырабатывает стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания;                                                                                                                  позволяет применять в комплексе все вышеперечисленные знания и навыки, приобретать личностный и профессиональный опыт в процессе обучения нестандартными средствами, развивать познавательные, творческие навыки учащихся [6, с. 23].

                              Основные требования к проекту

1. Работа над проектом должна быть направлена на разрешение конкретной, социально значимой исследовательской информационной практической проблемы.                                                                                                                                     2. Выполнение должно начинаться с проектирования самого проекта, т. е. планирования действий по разрешению проблемы.                                                                                             3. Исследовательская работа заключается в поиске и обработке информации.                         4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита проекта.

В 2009 году проектная деятельность учащихся была направлена на создание наглядных пособий в виде презентаций по творчеству русских композиторов.

 Информационные технологии – система средств, обеспечивающих все виды работы с информацией. В настоящее время созрела необходимость научиться ее использовать, передавать, воспринимать и оценивать по-новому.  Компьютер позволяет манипулировать с информацией в любом ее виде: книги, статьи, ноты, аудио и видеозаписи. Систематическое внедрение электронных ресурсов в повседневный учебный процесс способствует росту мотивации,  интереса и стимула к усвоению учебной информации, к освоению практических навыков. Одно из направлений применения возможностей компьютера - обеспечение наглядности в представлении учебных материалов.

Объем информации различного типа, которую необходимо использовать на уроках «Музыкальной литературы» достаточно широк и разнообразен. Подготовка иллюстративного материала (ноты, книги, альбомы, музыкальный материал даже в записи на CD) требует от преподавателя много времени и усилий. Использование технологии презентации позволяет оптимизировать как процесс подготовки к урокам, так и сам процесс обучения.

Презентация – представление учебной информации – это использование мультимедийной природы компьютера, который, в отличие ранее существующих технических средств, увеличил возможности совмещения операций создания и трансляции информации. При помощи компьютера можно обеспечить наглядность любой учебной информации: наименование темы, значимые элементы словесного текста, цитаты, иллюстрации, звуковое сопровождение. Трансляция любых иллюстраций на экране обеспечивает наибольший эффект усвоения основной информации; а звук, схемы, изображения (нотная запись в том числе), видео являются вспомогательными факторами. [7, с. 25-36].

Принципы построения презентации могут быть сформулированы следующим образом: их дидактическую значимость определяют концентрация, лаконизм и рациональность. Любые материалы нужно тщательно отбирать с позиции их привлекательности, простоты и легкости для понимания и восприятия. Создание и разработка электронных методических ресурсов, в данном случае презентаций, требует информационной компетентности: необходимо умение обращаться с различными компьютерными программами, владение общими принципами работы с информацией. Одно из основополагающих требований к презентациям -  они должны быть составлены привлекательно: красочно, наглядно, ярко [7, с. 15-18].

Процесс создания презентаций учащихся школы состоял из нескольких этапов:                               1-й - поиск информации из различных источников (включая обширнейшие возможности Интернета), ее обработка и систематизация.                                                                                                                              2-й -  подбор иллюстраций и их сканирование.                                                                     3-й – поиск, подбор, копирование  необходимых музыкальных фрагментов, вычленение (нарезка) необходимых эпизодов и создание звуковых файлов.                                                     4-й – создание слайдов, где вся подготовленная информация компонуется, и решаются дизайнерские задачи.                                                                                      5-й - заключительный – создание (запись) демонстрационного диска.

В работе над созданием презентаций учащиеся  самостоятельно планировали этапы своей работы, учились работать с гипертекстом и информацией различного рода, освоили практические навыки работы на компьютере в разных программах. В результате проведенных исследований и практических работ можно отметить, что у учащихся повысилась  их мотивация и самооценка. Они чувствовали большую ответственность за свою работу.

Презентации учащихся по творчеству композиторов

  • Презентация по творчеству Михаила Ивановича Глинки                  Выполнила: Кулебякина Анастасия, уч-ся 8 класса ОДИ    
  • Презентация по творчеству Модеста Петровича Мусорского           Выполнила: Кудашова Елизавета, уч-ся 7 класса ОНИ
  • Презентация по творчеству Петра Ильича Чайковского

Выполнила: Кулебякина Анастасия, уч-ся 8 класса ОНИ

В презентациях отражены основные события жизни и творчества композиторов, истории создания отдельных произведений; подобраны иллюстрации и звуковые файлы к произведениям, цитаты об их творчестве.

  • Проект  и презентация «Жизнь человека в   русском фольклоре. Младенчество. Детство.»

Выполнила: Батаева Татьяна, уч-ся 1 класса художественного отделения

Для создания презентации использован детский фольклор: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, перевертыши, колядки, веснянки и иллюстрации к ним.

Конкурс «Содружество. Евразийские art-диалоги 2013»

Диплом лауреата, II место.

Презентации проектов, посвященных творчеству А. И. Островского

 «Музыкальная карусель» - творческий проект игры - путешествия по творчеству А. И. Островского для учащихся средних и старших классов ДШИ. Выполнила Булатова Лилия (7 класс ФПО).                                                                      «Жизнь в песне» - каталог песен А. И. Островского, где интересно и увлекательно рассказывается история создания песен, представлены высказывания о них современников композитора.                                                                Выполнила: Батаева Татьяна (7 класс ФПО).                                                                                 «Мой неизвестный Островский». Ученица изучила сотрудничество Аркадия Ильича с певцами, поэтами и композиторами, создала таблицу, где отображены их высказывания о композиторе, их совместные работы; разработала «Планетарную систему сотрудничества» в виде графического изображения, в которой Аркадий Ильич - солнце, центр этой вселенной. Вокруг, каждый на своей орбите,  его соратники – музыканты, певцы, поэты.                       Выполнила: Кулебякина Анастасия (ОДИ 8 класс)

Конкурс «Содружество. Евразийские art-диалоги 2013»

Булатова Лилия (ФПО 7 класс) - ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА 1 место                            Батаева Татьяна (ФПО 7 класс) - ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА 3 место        Кулебякина Анастасия (ОДИ 8 класс) –        ДИПЛОМ

Заключение 

        Понятием инновации в образовании сегодня обозначают принципиальную новизну подходов к процессу обучения.  Инновации в процессе музыкального образования актуальны как никогда. Использование информационных и компьютерных технологий  в учебном процессе, адаптация их к учебным программам должны превратиться в педагогическую технологию.

Создание экспериментальных презентаций и использование их в процессе обучения - только начальный этап в создании и внедрении в образовательный процесс интерактивных технологий и программ. Это не окончательный результат нашей совместной деятельности. В дальнейшем мы планируем использовать технологию презентации для создания комплекса наглядных дидактических материалов по предметам теоретического цикла и выполнения различного рода творческих работ.

 Работа над проектами показала, что технология метода презентации направлена на интеллектуальное развитие учащихся, на формирование их критического и творческого мышления. Данный вид совместной деятельности предполагает интегрированный подход к обучению и знаниям. Метод проектов не только стимулирует интерес детей, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных концепций. Кардинальное отличие проектного обучения, и использование, в частности, технологии презентации, состоит в том, что роль преподавателя меняется. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Совместное сотрудничество и сотворчество по созданию презентаций и проектов позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с учащимися испытать вдохновение, творческий подъем, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Истинным же результатом подобной деятельности является сам процесс учения, который имел место в создании презентаций, а также способность перенести приобретенные навыки на следующую проектную работу, на иную ситуацию, на работу с другим материалом. В этом проявляется степень развития творческого потенциала ребенка, его способности к активной и плодотворной самостоятельной творческой деятельности.

Литература:

1.                 Коротков А.М. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде: Дис. …д-ра пед.наук. Волгоград, 2004

2.                 Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001

3.                 Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М. Изд.- во Корпорация “Логос”, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

Развитие интереса у учащихся на уроках математики

О том, как поддержать интересы учащихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока....

Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода

диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....

Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии.

Опыт развития мотивационной сферы личности детей с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в процессе обучения географии....

Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность. Развитие интереса к предмету

Идеальная дидактика это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать.Пусть гаснет свет, он будет читать при свечах....