Проектно-исследовательская деятельность
проект по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Степанова Тамара Гатыповна

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС проектная и учебно-исследовательская виды деятельности являются основными. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность в школьном музееведении.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС проектная и учебно-исследовательская виды деятельности являются основными. Школьный музей  - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников  в процессе совместной деятельности. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, проектно-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной работы, апробирования музейно-педагогических технологий. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

В 1975 году в МАОУ СОШ №35, был открыт музей « Зал Боевой славы». Целью школьного музея является гражданско-патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея Боевой Славы. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, личности.

В нашей школе реализуется долгосрочный проект «Виртуальный музей».

Основные цели проекта:

1.Сохранение исторической памяти и наследия;

Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как:

а) любовь и уважение к родному краю;

б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти. 

2.Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.

3.Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

5.Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

3. Основные задачи проекта:

1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающим миром, воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, к родному городу, своему району.

2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

-интерес к историческим знаниям, формирование отчетливых представлений о неразрывной с  исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

-приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, могилами уважаемых земляков, героев войны и труда, вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания ветеранов,     биографические сведения о них; изучать историю родного края,  своего класса.

Результат проекта: Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, знание истории, прошлого народа, родного края.

Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система проектно-исследовательских заданий. Проектно-исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.  Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников компетенций;

Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

а) постановку проблемы;

б) изучение теории, посвященной данной проблематике;

в) подбор методик исследования и практическое овладение ими;

г) сбор собственного материала;

д) его анализ и обобщение;

е) собственные выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой его проведения.

Главным отличием исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что главной целью является развитие личности учащегося, а не открытие объективно нового результата, как в  науке. В образовании цель исследовательской деятельности: в приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения объективно новых знаний. (1)

В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. а) исследовательская деятельность. Музей осуществляет и поддерживает связь с научными учреждениями города, выполняет их задания, обменивается материалами, накопленным опытом, участвует в научно-практических конференциях, олимпиадах. Предметный мир музея используется для проведения уроков-исследований. б) поисковая работа. Совет музея при поддержке учителей, учащихся школы и их родителей, населения микрорайона осуществляет поисковую работу на территории края с целью пополнения фондов музея, а именно: организовывают исследования, экспедиции, налаживают переписку и личные контакты с различными организациями и частными лицами, устанавливают связи с другими музеями. в) просветительская деятельность. Совет музея систематизирует и изучает собранный материал на основании предварительного изучения первоисточников  по соответствующей тематике. г) организационно-техническое обеспечение. Совет музея изучает собранный материал, вносит сведения о нем в электронную базу данных, обеспечивает его учет и хранение; оформляет экспозиции и выставки; проводит экскурсии и тематические мероприятия для учащихся, учителей, родителей ; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе; выполняет запросы, соответствующие профилю музея, от организаций и частных лиц.   д) музейно-педагогическая практика Школьный музей имеет свою структуру взаимодействия с научными и общественными организациями. Участие детей в поисково-исследовательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует формированию всестороннему развитию личности. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии,  источниковедения, этнографии, музееведения и т. п. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями: исследователя, экскурсовода, археолога, видеооператора и т. д. Практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: Систематическая связь с уроками, со всем образовательным процессом.  Проведение научного и учебно-исследовательского поиска.  Использование в образовательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.  Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.  Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.  Организация постоянных связей с государственными музеями  архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

1)  цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2)  учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом,  чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями и т. д.  Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3)  организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач  с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования[2]. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным.

Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:  анализ актуальности проводимого исследования;  целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;·  компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию.

 Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности  исследовательской деятельности.

1] Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 200с.

(Гусева Н. А., 2014. с. 125).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...