Технологическая карта урока "Походы Александра Македонского на Восток"
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Технологическая карта на тему "Походы Александра Македонского на Восток" с оответствует требованияям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока "Походы Александра Македонского на Восток"

Педагогические
цели

Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с процессом создания державы Александра Македонского, развития умения анализировать причины внутренней личностной трансформации македонского полководца

Тип и вид урока

Усвоение знаний и способов действий / урок-исследование

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные
результаты

Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Метапредметные
результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Основное содержание темы, понятия и термины

Планы Александра Македонского по завоеванию Персии. Начало похода в Малую Азию (334 г. до н. э.). Завоевание Сирии. Взятие Тира. Вступление греко-македонской армии в Египет. Битва у Гавгамел (331 г. до н. э.). Гибель Персидской державы (325 г. до н. э.). Внутренние противоречия в окружении полководца, подавление заговора. Поход через Центральную Азию в Индию. Основание новых городов и установление эллинистических порядков на завоеванной территории. Смерть Александра в Вавилонии (323 г. до н. э.). Завоевательные войны, держава. «Гордиев узел»

Образовательные ресурсы

Учебник.  "История Древнего мира", авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер. Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток».. Рабочая тетрадь № 2


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Повторение изученного материала

Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Работа с хронологией, беседа

1. 1.Организует работу с хронологией:1200г. до н.э.,776г. до н.э., 554г. до н.э.,490г. до н.э.,480г. до н.э.,443г. до н. э.,338г.до н.э.

– Подсчитайте с помощью «линии времени», сколько лет прошло от сражения при Саламине до сражения при Херонее. В каком веке (в первой или во второй его половине) произошли битвы?

2.Организует работу по карте.

Задание 1. Покажите на карте Македонию, скажите где она расположена? Сравните территорию Греции и Македонии?

3.Организует индивидуальные ответы у доски.

1.Почему македонскому царю Филиппу II удалось завоевать Грецию?

4.Беседа по вопросам  1. Почему Филиппу не удалось возглавить поход на Восток?

2. Кто стал новым царем Македонии?

Указывают даты важнейших событий всеобщей истории. Работают с «линией времени». Производят счет лет в истории до н. э.

Индивидуальная работа по карте.

Индивидуальные ответы у доски.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Хронология, работа
с «линией времени»

Работа по карте

III. Мотивация  к уроку.Постановка учебной задачи

Психологический настрой на урок.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя,
беседа

Демонстрируется картина «Гордиев узел». Учитель рассказывает легенду. После обсуждения сообщает тему занятия и предлагает сформулировать цели урока.

На партах у учащиеся лежат по три смайлика с веселым, нейтральным, грустным выражением лица. Учитель предлагает определиться, какие эмоции вызывает предстоящая работа и кратко высказать свои ожидания или опасения, взяв в руку соответствующий смайлик.

Ученики рассматривают картину «Гордиев узел», слушают учителя, затем делают предположения о том, кто изображён на иллюстрации. Ставят свои цели на уроке.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Личностные: обретают стартовую мотивацию к изучению нового материала

Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние Личностные: обретают стартовую мотивацию к изучению нового материала

Беседа

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Подготовка
к походу
на Восток

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой, беседа

 Учитель рассказывает о планах македонского царя.

– Предположите, почему греки поддержали план похода на Восток?

Учитель организует работу с картой, обращает внимание на размеры Персидского царства.

– До какой реки доходили владения персов на востоке? До какого моря на западе? До каких морей на севере?

– Почему царь Македонии, несмотря
на огромные размеры Персидского царства, рассчитывал на успех похода?

Находят на карте и показывают

Персидское царство, описывают его границы. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения

Работа с картой, беседа
по вопросам

«Гордиев узел»

Коллективная. Словесный, проблемный.
Работа с документом, беседа

Предлагает прочитать документ «Из рассказов древних писателей об Александре Македонском» и ответить на вопрос:

– Очень часто при возникновении сложной и запутанной ситуации мы употребляем крылатое выражение «разрубить гордиев узел». Подумайте, какие реальные исторические события

скрываются под этим выражением?

Анализируют исторический документ. Объясняют смысл крылатого выражения, приводят в подтверждение реальные исторические события

Регулятивные: в сотрудничестве
с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием документального источника; осуществляют анализ.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Работа с документом, беседа по вопросам

Походы Александра Македонского и создание огромной державы

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой, беседа

Используя карту и иллюстрации в учебнике, рассказывает о походе Александра Македонского на Восток и о создании огромной державы. Знакомит с датами важнейших событий. Организует беседу по вопросам к § 42

Ориентируются
на карте, находят

места важнейших

сражений. Называют даты изучаемых событий. Фиксируют информацию в тетради (термины, даты)

Познавательные: используют знаково-символические средства; структурируют знания.

Коммуникативные: воспринимают рассказ учителя; оформляют диалогическое высказывание

Работа с картой, беседа по вопросам

Динамическая пауза.

Учитель объясняет правила проведения  динамической паузы.: если я называю правильный вариант ответа вы поднимаете руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться, если неправильный – руки опускаете вниз с наклоном и расслаблением.

Приготовились. 1. В 334 г. до н.э. Александр разгромил персов у р. Граник. 2. Город Тир Александр держал в осаде . 3. В Египте Александр основал г. Александрию. 4. Войска персов возглавил Ксеркс (Дарий ІІІ). Для того, чтобы лучше запомнить даты, я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что нос вырос как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе - 334 г. до н.э – битва у реки Граник, 333 г. до н.э. – Битва возле города Исса

Обучающиеся выполняют разминочные упражнения. Ученики встают, руки вытянуты вперед.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

 Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество.

Александр Македонский

Индивидуальная, фронтальная. Словесный. Сообщение

Организует выступление учащегося
с сообщением об Александре Македонском.

– Что вас привлекает в личности

А. Македонского? Что вам не нравится в нем?

Рассказывают
об исторической личности, характеризуют ее

Личностные: оценивают поступки, в том числе неоднозначные, как хорошие или плохие, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Сообщение

V. Закрепление знаний
и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с картой, беседа, тестовое задание

– Когда начался и когда закончился поход А. Македонского?

– Покажите на карте Македонию, Персидское царство, места важнейших сражений.

– Найдите города с одинаковым названием. Чем можно это объяснить?

Тестовое задание (Приложение №1)

Называют даты важнейших исторических событий. Находят на карте и показывают Македонию, Персидское царство, места важнейших сражений, города Александрии

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; используют знаково-символические средства; выдвигают гипотезы и обосновывают их

Работа с картой, беседа
по вопросам

VI.

Рефлексия.

Цель: самоанализ деятельности и её результатов

Игра

Игровое упражнение: "Четыре Я.."

1. Я узнал…

2. Я научился…

3. Я проявил себя …

4. Я смогу применить …

Учитель просит  охарактеризовать своё эмоциональное состояние  к концу урока, показав  тот или другой смайлик.

Принимают игровое упражнение, заканчивают предложения,

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание. Изучить §

Задания 46, 47 (3–7) в рабочей тетради.

Работа по контурной карте:  показать направления походов Александра Македонского, даты сражений, зарисовать территорию Македонской державы.Индивидуальные задания: сообщения о достопримечательностях Александрии Египетской

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Задание

в рабочей тетради, контурная карта, индивидуальные сообщения

Приложение №1.

          Тест.

1 вариант.

  1. В каком году произошла битва на реке Граник

А. 333 г. До н.э.

Б. 332 г. До н.э.

В. 334 г. до н.э.

2. После какой битвы военные силы Дария III были полностью сломлены:

А. битва при Иссе

Б. битва при Гавгамеллах

В. Взятие Тира

3. Укажите дату начала похода Александра Македонского на Восток:

А.334 г.

Б. 333 г.

В. 334 г. До н.э.

4. Какой город был провозглашен столицей нового государства:

А. Египет

Б. Вавилон

В. Тир

5. Какой ученый был учителем Александра Македонского

вариант.

1.В каком году произошла битва при Иссе

А. 333 г. До н.э.

Б. 332 г. До н.э.

В. 334 г. до н.э.

2. После какой битвы македонцам был открыт путь в Малую Азию:

А. битва на р. Граник

Б. битва при Гавгамелах

В. Взятие Тира

3. Укажите дату начала похода Александра Македонского в Среднюю Азию, Индию:

А.334 г.до н.э.

Б. 333 г.до н.э.

В. 330 г. Дон.э.

4. Укажите основной итог битвы при Гавгамелах:

А. покорение  Египта

Б. силы Дария III были полностью сломлены

В. смерть Александра Македонского

5. как звали любимого коня Александра Македонского

Ответы:

1вариант: 1.в, 2. Б, 3.в, 4. Б, 5 – Аристотель

2 вариант: 1.а, 2.а, 3.в, 4.б. 5 – Буцефал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Походы Александра Македонского на Восток

Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....

Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!

Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....

Открытый урок по истори в 5 классе на тему "Поход Александра Македонского на Восток"

предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поход  Александра Македонского на Восток", которая включает в себя презентациюи и конспект урока...

Урок истории 5 класс "Поход Александра Македонского на восток" (технологическая карта)

Разработка урока истории 5 класс по теме "Поход Александра Македонского на восток". (технологическая карта)Имеется 6 приложений: раздаточный материал, лист самооценки, кроссворд, презентация, самоанал...

Технологическая карта урока по ФГОС на тему "Поход Александра Македонского на Восток" 5 класс.

Работа на уроке предполагает наличие развитых умений работы с картой и текстом учебника, а также навыков анализа предложенной информации. Ребята в качестве результата своей деятельности представляют д...