урок "Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Благодарёва Марина Валерьевна

Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава" (ФГОС). УМК Свенцицкая, Годер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пермогорская основная общеобразовательная школа»                                                         МО «Красноборский муниципальный район»

Урок истории в 5 классе по теме  «Ассирийская держава»

Автор: Благодарёва Марина Валерьевна, учитель истории МБОУ «Пермогорская школа»

Урок истории в 5 классе «Ассирийская держава»

Тип урока: изучение нового материала.

Количество часов: 1

Цель урока: подвести обучающихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии, продолжить формирование представления о влиянии природных условий на занятия населения.

 Задачи урока:

образовательные

развивающие

воспитательные

1.формирование  представления о влиянии природных условий на занятия населения,

2.формирование умения извлекать информацию из различных источников;

3. Обогащение словарного запаса обучающихся (таран, конница, держава)

1. развитие способности обучающихся анализировать информацию из различных источников;

2. развитие картографических навыков;

3. формирование УУД

1. воспитание интереса к предмету;

2.показать, что жестокость к покоренным народам и их унижение порождают ответную жестокость и приводит к гибели государства

Планируемые результаты обучения:

предметные

метапредметные

личностные

уметь в реальной ситуации использовать следующий понятийный аппарат: таран, конница, держава; знать примерные даты расцвета и гибели Ассирии; характеризовать цели и результаты военных походов; читать историческую карту с опорой на легенду; применять полученные знания для решения проблемной ситуации

учащиеся должны сознательно организовывать свою деятельность, уметь отбирать информацию из текста и других источников; выявлять особенности природных условий,  ассирийского войска, оценивать результаты своей деятельности

учащиеся должны строить продуктивное взаимодействие  в парах, уметь слушать и вступать в диалог, объяснять свои мысли, свои оценки исторических событий  на примере завоевательных походов

Содержательные линии

Историческое время

Историческое пространство

Историческое движение

Человек в истории

Х в. до н.э. – освоение железа;

8-7 в. до н.э. – завоевания ассирийских царей и расцвет государства;

612 г. до н.э. – гибель Ниневии

Северное Двуречье,

 Малая Азия

Эволюция орудий труда (из железа);

Образование и развитие государства;

Завоевание соседних территорий, подчинение народов

Ценности ассирийских царей - военная добыча, казнь непокорных  (это доблесть и справедливость); Ашшурбанапал – ценность знаний, искусства

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная,   индивидуальная,  работа в парах.

Оборудование урока:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М.:Просвещение, 2013
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира»
  3. Мультимедийная установка
  4. Презентация «Ассирийская держава»
  5. Карты «Древний Восток», «Политическая карта мира» (на 2000г.)

Использованная литература:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffc2b788-6a4d-4aa5-bd4d-8218506bd13d/28-100315.pps
  2. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2005
  3. 1.Шевченко Н.И. История Древнего мира: Методические рекомендации. 5 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012

Технологическая карта урока «Ассирийская держава»

Этап урока

Цель этапа, формирование УУД

Деятельность учителя, методы, приемы

Деятельность учащихся, формы работы

Организационный

1 мин

Воспитание организованности, ценностного отношения к времени

Поставить песочные часы,                                            подготовка своего рабочего места – включение мультимедийной установки,

проверка готовности класса к уроку.                          Приветствие

Организация своего рабочего места. Приветствие.

Актуализация знаний.

3 мин

Постановка учебной задачи

6 мин

Формулировка темы, целей и задач урока, создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса.

Умение учащимися планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм решений

На протяжении нескольких уроков мы с вами учились находить объекты на исторической карте и переносить их на контурную карту. Сейчас попрошу выйти к карте 2-х учеников.

Картографическая разминка. Ответы: Египет – Египет, Вавилон – Кувейт, Ирак, Финикия - Ливан, Палестина – Иордания

Какую еще информацию об этих странах можете получить из карты?

Откройте учебник на с.33 (карта), возьмите в руки карандаш. У меня в руках письмо вавилонского купца, в котором он советует другим купцам: «Из Вавилона надо на корабле пройти по каналу в другую реку    (ставим карандаш на г. Вавилон и переходим на другую реку. Как она называется?). По ней плыть вверх по Тигру (плывём вверх по реке). Не забудьте взять с собой ослов, они тянут корабль, когда трудно справиться с бурной рекой… Узнайте, где можно причалить к берегу, т.к. берега Тигра здесь гористые» (Куда мы приплыли?)

Записывает тему урока на доске: Ассирийская держава

Какую страну можно назвать державой?

Используя опыт учащихся, полученный на прошлых уроках, учитель помогает им цель и задачи урока:

- Что изучаем?

- Что должны узнать?

- Откуда будем получать информацию?

-Назовите главную проблему урока (записывает на доске) – Почему Ассирию стали называть державой?

Проводят картографическую разминку: 1-й ученик называет государства Древнего Востока и показывает их на карте «Древний Восток»,

2-й ученик – показывает эту же территорию на «Политической карте мира» и называет современное государство

Называют: определить природные условия, предположить основные занятия жителей

Работают с картой учебника, отвечают на вопросы учителя

Называют Ассирию и столицу г. Ашшур

Называют – большую, сильную, которая много завоевала

Предполагаемые ответы:

- изучить Ассирию, -почему Ассирию стали называть державой,

- узнать каким занятиям способствовали природные условия, кто правил, сравнить с другими государствами и определить отличия, есть ли сейчас такое государство;

- текст учебника, карта, иллюстрации

Изучение нового материала. Решение учебной задачи

1. Освоение железа

Презентация,

П.1. § 18

5 мин.

2.Ассирийское войско

Презентация

5 мин

Физкульминутка

1 мин

3.Завоевания ассирийских царей

С.    учебника

5 мин

С. 89 учебника

5 мин

4.Царский дворец, библиотека глиняных книг

1 мин

Развитие умения работать с различными источниками информации

Слайд №2 (карты)

1.Определите природные условия и каким занятиям они способствовали.

Найдите отличия от Египта и Вавилона. Обсудите с соседом по парте и запишите выводы в тетрадь

2. Озвучьте выводы

3. Чтобы проверить свои выводы и уточнить некоторые детали внимательно прочитайте п. 1

3. Беседа:

Правильны ли ваши выводы? Какой металл научились выплавлять ассирийцы? Когда это произошло? Каковы свойства железа? Какое ремесло было развито больше всего?

Благодаря тому, что  появляется еще один род занятий - война

Слайд №3 (Видеоряд с изображением ассирийского войска)

1.Опишите вооружение ассирийского воина.

2. Рассказ учителя о применении новшеств в войске (конница, таран, кожаные мешки)

Включает видеофрагмент

1.Чтобы узнать какие древние государства были завоеваны ассирийцами, выполните задание № 72 в рабочей тетради

2. Какие выводы можно сделать?

3. Прочитайте исторический источник на с. и найдите ответ на вопрос в тексте обсудите его с соседом по парте.

Беседа по вопросам

Слайд № 4 (царский дворец, библиотека)

Но  другой царь – Ашшурбанапал – оставил после себя добрую память.

 Анализируют карту (на слайде), обсуждают, записывают выводы:

Основные занятия -

земледелие затруднено; скотоводство;

ремесло; торговля.

Отличие – добывали полезные ископаемые

Отвечают на вопросы

Описывают вооружение, слушают рассказ учителя, задают вопросы

Выполняют упражнения

Работа с контурной картой в рабочей тетради

Делают вывод о том, что все ранее изученные государства были завоеваны

Читают, обсуждают, отвечают

Слушают рассказ учителя

Принятие и реализация ценностей ЗОЖ

Разрешение проблемы. Обобщение знаний

5 мин

3 мин

Выяснить, смогли ли у-ся установить связи межу фактами; проверить глубину понимания учебного материала, формулирование вывода

Обращает внимание на главную проблему урока. Свой ответ подтвердите фактами

А что же стало с Ассирией?

Прочитайте последний абзац параграфа, найдите ответ. 1 учащийся ищет ответ на «Политической карте мира».

Выполните задание  № 73 в рабочей тетради (на обобщение и закрепление)

Отвечают, называют факты

Читают последний абзац параграфа, находят ответ: завоеванные народы восстали против жестоких царей и сожгли Ниневию. Сейчас на месте Ассирии государство Ирак и часть Ирана

Рефлексия

2 мин

Выразите свое отношение к изученной теме, напишите синквейн

сочиняют

д/з

Творческое задание – составить рассказ по рис. на с.88 (с использованием материалов § 18 и текста документа на с.89)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс Автор: Благодарёва Марина Валерьевна Ассирийская держава

Слайд 2

Определите природные условия. Каким занятиям населения они способствовали? Найдите отличия от Вавилона

Слайд 3

Ассирийский конный воин (Современный рисунок) Ассирийская пехота (Современный рисунок)

Слайд 4

Ассирийская боевая колесница (макет) Орудие для пробивания стен (макет) Переправа ассирийских воинов на бурдюках через реку (современный рисунок) Штурм города (древняя роспись)

Слайд 5

С.89 «Летопись ассирийского царя» С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы? Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? Как обращались с пленными победители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

урал опорный край державы

У Уральских гор было много названий: Рифейские, Каменный пояс земли Русской, Камень, Земной пояс. Впервые название “Урал” появляется в работах историка и географа Василия Никитича Татищева в 1...

Держава персов

Открытый урок проведен на семинаре "Технология "Школы 2100"...

Рим превращается в мировую державу

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Рим превращается в мировую державу"....

Интеллектуальный конкурс "Урал -опорный край державы"

Материал содержит ответы на вопросы интеллектуального конкурса "Урал -опрный край державы!"...

Персидская держава

Презентация к уроку в 5 классе "Персидская держава". включен интерактивный  материал для проверки домашего задания....

Ассирийская военная держава

Презентация к уроку истории в 5 классе...