Часть адаптированной образовательной программы по истории
рабочая программа по истории (7 класс)

Малухин Андрей Игоревич

В данной работе представлена адаптированная рабочая программа по истории России  для ученика 7 класса. Целью программы является адаптация курса истории России для ученика с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.

Адаптированная образовательная программа по истории России для 7 класса может быть использована при изучении курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma_po_istorii.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение                        высшего профессионального образования города Москва          «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Малухин Андрей Игоревич

МКОУ Мильковская СОШ № 2, с. Мильково, Камчатский край

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Часть адаптированной образовательной программы по истории

2014 год

1.Введение

Актуальность составления адаптированных образовательных работ по различным предметам и в частности по истории весьма высока вследствие того, что работа с детьми с ОВЗ требует особого подхода. Программа «Доступная среда», реализуемая в Российской Федерации, направлена на адаптацию детей с ОВЗ, инклюзивное обучение часть этой адаптации, соответственно и разработка адаптированных образовательных программ становится все более актуальной.

В данной работе представлена адаптированная рабочая программа по истории России  для ученика 7 класса. Целью программы является адаптация курса истории России для ученика с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.

Адаптированная образовательная программа по истории России для 7 класса может быть использована при изучении курса.

Данная программа составлена на основе Государственного Образовательного Стандарта по примерной программе основной школы и основана на материалах учебной литературы (список прилагается).

Цели и задачи:

образовательная – способствовать усвоению материала по всеобщей истории зарубежных стран, истории России, истории  Камчатки;

развивающая – способствовать развитию знаний об исторических событиях и деятельности исторических персоналий, умений применять эти знания на других уроках, как по истории, так и по географии, литературе (межпредметные связи), навыков работы с картой, атласом, рабочей тетрадью;

воспитательная – прививать такие общечеловеческие ценности, как уважение к истории и культуре предков, патриотизм, сознательность (нравственно-патриотическое воспитание)

Нормативно-правовые основания для разработки примерной адаптированной программы курса «История»

1. Конституция Российской Федерации  от 25.12.1993 года, с изменениями от 30.12.2008 года

2. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 года №124

3. Закон РФ от 29.12.2012года  №273 «Об образовании в Российской Федерации».

4. Учебный план образовательной организации

5.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством

образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию по предмету «История».

6.  Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России / сост. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.   М.: Просвещение, 2014

Индивидуальная образовательная программа – документ,  описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Индивидуальная образовательная программа реализует

индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательной организации  

Адаптация рабочей  программы для детей с ограниченными возможностями здоровья включает следующие  направления деятельности учителя:

- Анализ и подбор содержания;

- Изменение структуры и временных рамок;

- Использование  адекватных форм организации учебной деятельности для детей с ОВЗ;

- Использование  специальных коррекционно-развивающих технологических приемов;

- Использование  специальных дидактических материалов, адаптированных для детей с ОВЗ.

Алгоритм деятельности учителя по адаптации рабочей программы в инклюзивном классе:

Осуществление  педагогической  диагностики.  На основе результатов диагностических исследований уровня развития познавательной деятельности и речи составляется рабочая программа. Учитель сам выбирает формы и методы диагностической работы с учетом особенностей ребенка, запроса его родителей.

Особенности преподавания в условиях инклюзивного образования.

-    Усиление практической направленности учебного материала (нового).

- Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главного в материале).

-  Опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов)

- Соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности.

- Учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;

- Практико - ориентированная направленность учебного процесса;

- Связь предметного содержания с жизнью - проектирование жизненных компетенций обучающегося с ОВЗ.

- Включение всего коллектива учащихся в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;

- Ориентация на постоянное развитие через проектирование раздела программы   коррекционная работа.

- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства.

Увеличение количества часов на повторение и пропедевтическую работу.

Особенности методики с учетом требований коррекционной педагогики (специфические технологии )

 Коррекционные методы на уроках:

  1. Наглядная опора в обучении; алгоритмы.
  2. Комментированное управление.
  3. Поэтапное формирование умственных действий.
  4. Опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика.
  5. Безусловное принятие ребёнка (да он, такой как есть).
  6. Игнорирование некоторых негативных проступков.
  7. Обязательно эмоциональное поглаживание.
  8. Метод ожидания завтрашней радости

 Проектирование основных образовательных задач урока и индивидуальных образовательных задач для детей с ОВЗ.

Для проектирования индивидуальных образовательных задач нужно руководствоваться следующими принципами обучения детей с ОВЗ:

  1. Динамичность восприятия, предполагает обучение, таким образом, в ходе которого у ученика должны создаваться возможности упражняться во всё более усложняющихся заданий и тем самым создавались бы условия для развития меж - реализаторских связей на уроке.

Методы реализации на уроке:

а) задания по степени нарастающих трудностей;

б) включение в урок заданий включающих различные доминантные характеры;

в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности урока.

  1. Продуктивной обработке учебной информации предполагает организации учебной деятельности в ходе, которой ученики упражнялись бы в освоении только что показанных способов работы с информацией, но только на своём индивидуальном задании.

Методы:

а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

б) дозированная поэтапная помощь педагога;

в) перенос способов обработки информации на своё индивидуальное задание.

  1. Принцип развития и коррекции высших психических функций, т.е. включение в урок специальных упражнений для развития памяти, внимания, мышления, моторики. Нельзя корректировать на уроке всё нужно выбрать две функции.
  2. Принцип мотивации к учению.

Методы:

а) постановка лаконичных закономерных условий;

б) создание условий для достижения, а не получения оценки;

в) включение в урок проблемных заданий, познавательных вопросов;

          г) введение призов, поощрений  

 Количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и  темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Для детей с задержкой психического развития используются те же учебники, по которым обучаются и дети без особенностей в развитии.

Основные функции адаптированного образования.

Гуманитарная: суть ее состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество.

Культуросозидательная: направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать почувствовать ему общность с другими людьми посредством единой культуры.

Функция социализации: предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно, механизмами реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

 

Общая характеристика учебного курса «История»

Курс  «История» носит комплексный характер, знакомит учащихся с процессом появления и развития человеческого общества, возникновения государств и роли России на международной арене в исторической ретроспективе. Курс состоит из нескольких модулей (в 7 классе: «История России с конца XVI до XVIII века» и «История Нового времени»).

Учебный курс истории направлен на развитие у школьников представлений о развитии человеческого общества, взаимоотношениях между государствами и значении России в формировании современной картины мира.

Все модули  курса согласуются между собой по педагогическим целям,

задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания,

достижение, которых обучающимися должен обеспечить образовательный

процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных,

понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими

гуманитарными предметами основной школы.  

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей, а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей курса. При этом выбор родителей является приоритетным для организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля.

Основное содержание курса «Истории» в 7 классе.

Курс истории представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных модулей. Содержание каждого модуля организовано в рамках трех тематических разделов:

Блок 1.  Введение и повторение ранее изученного материала. (1 час).

Блок 2.  История России с конца XVI до XVIII века (16 часов).  

Блок 3.  История Нового времени (17 часов).

Изучая курс, обучающийся получит представление о конкретном этапе истории человечества и его основных характеристиках.

Блок «История России с конца XVI до XVIII века». Россия на рубеже XVI – XVII веков. Россия в XVII веке. Россия при Петре I. Россия в 1725 – 1762 годах. Россия в 1762 – 1801 годах.  

Блок «История Нового времени». Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Эпоха Просвещения. Время преобразований. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса «История».

Основные задачи реализации курса Истории  -  формирование знаний об истории и современности России и стран мира.

Требования к личностным результатам:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-  понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Требования к метапредметным результатам:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

-  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и синтезировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности  в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты курса истории включают:

-  овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и других государств земного шара.

Особенности изучения курса «История»  в условиях инклюзивного обучения.

Преподавание истории в общеобразовательной школе актуализирует решение труднейших психолого-педагогических, дидактических, этико-правовых, культуроведческих проблем.  В  условиях  инклюзивного обучения  курс способствует упорядочению имеющихся нравственных ориентиров с опорой на

представления об идеях гуманизма и эпохи Просвещения. Курс направлен на

развитие навыков и умений социальной ориентировки, слушать собеседника и излагать свое мнение. Важным условием успешности организации инклюзивного образовательного процесса  является использование учителем диалоговых методов работы:  обсуждения,  использования  картинного словаря, сюжетно-ролевых игр, деловых игр, постановки  сценок, обращения  к  личностному опыту учеников  и т.п.

Изучение  материала должно быть организовано  по принципу от простого

к сложному, с опорой на более развитые способности ребенка.  Учебный

материал рекомендуется делить на содержательные части, применяя способы

поэтапного усвоения нового материала.  Педагог должен  целенаправленно

вести каждый этап и вид деятельности учеников с ОВЗ и умственно отсталых

детей,  чередуя разные виды деятельности,  обеспечивая  учеников

необходимыми опорами: карточками-инструкциями,  таблицами,

алгоритмами ответов или выполнения заданий, разделением  сложных

текстов на части, посильные для усвоения,  предостережениями  о возможных

ошибках и т.д.  

Рекомендуется уделять больше внимания и времени  аналитическому

чтению произведений  художественной литературы и документов,  выдержек  из биографий общественных деятелей. Усиливают эффективность преподавания курса музыкальное сопровождение, демонстрация изображений  памятников изобразительного искусства, архитектуры, репродукций  изобразительного искусства, макетов  культовых сооружений, видеозаписей познавательных передач, развивающих учебных игр, сборников  познавательных задач и викторин на электронных носителях, альбомов любительских фотографий.

Рекомендуется  избегать  излишнего количества сложных терминов,

особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или

новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель должен

планировать, какие понятия вводятся для обязательного запоминания и

оперативного  применения учащимися, какие потребуются им только для

адекватного понимания конкретного материала, какие вообще можно

исключить без ущерба для понимания.

Манера объяснения, ведения беседы учителем  должна быть максимально увлекательной, яркой,  эмоциональной.  По оценкам дефектологов внешнее обаяние, увлеченность предметом, доброжелательность  учителя часто являются основными факторами, вызывающими у умственно отсталых учеников положительное отношение к обучению. Дружелюбная среда в классе, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей. Средствами инклюзивного пространства являются педагогическая любовь к ребёнку, понимание его трудностей и проблем, принятие ребёнка таким, каков он есть, педагогическая поддержка.

Такая особенность методики преподавания курса истории,  как

привлечение к выполнению домашних работ и проектов родителей

учащихся, способствует индивидуализации обучения,  решению задач

инклюзии.  Полезно использование возможностей местной культурно-исторической среды (экскурсии, встречи с интересными людьми, участие в

праздниках и т.п.). Успешному решению задач курса способствуют

межпредметные связи с такими учебными предметами,  как литература, окружающий мир,география, обществознание, музыка и изобразительное искусство.

Обязательным является использование физкультурных  пауз, соблюдение

специальных требований к организации этапов урока, соблюдение

требований охранительного режима.

Об интерпретации основных понятий комплексного курса «Основы

религиозных культур и светской этики» в инклюзивном обучении.

Понятийно-терминологический аппарат курса ОРКСЭ относится к социально-мировоззренческой сфере.

Знакомство с понятиями в рамках курса истории направлено  на

воспитание, самоопределение личности на  основе приобщения к культурным и духовным достижениям человеческого общества.

При инклюзивном обучении усиливаются различия интерпретаций основных терминов-понятий курса ОРКСЭ: умственно отсталые дети усваивают преимущественно произвольные образы, дети с ограниченными

возможностями здоровья, как и дети нормы в основном справляются с

задачей формулирования адекватных суждений  –  мыслей об изучаемых

явлениях.

Пояснительная записка

Тематическая программа составлена на основе федерального государственного  стандарта школьного образования и программы «История России. Конец XVI – XVIII век».

В цели курса входит:

Показать взаимодействие России с другими странами, экономическое развитие нашей страны;

Показать наиболее яркие личности России, их роль в истории и культуре;

Раскрыть положение о том, что русский народ оставил позитивный след в истории человечества.

Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащегося:

Умение в связной монологической речи пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;

Умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

Умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

Умения спорить и отстаивать свои взгляды;

Умения анализировать исторический источник;

Умения оперировать историческими датами;

Умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

В соответствии с индивидуальными (психологическими, физиологическими, психическими) особенностями учащегося календарно-тематическая программа, предлагаемая Министерством образования и науки РФ, претерпела ряд изменений. Сокращено время на изучение тем, посвященных изучению культуры и повседневной  жизни. Что не мешает освоить курс истории России в целом и разбираться в особенностях российской политики изучаемого периода. Знать основные события, даты и понятия. Уметь интерпретировать то или иное событие. В целом программа составлена с учетом индивидуальных возможностей учащегося.

Оборудование:

Учебник: История России: конец XVI – XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 8-е издание. – М.: Просвещение, 2006 год.

Атлас: История России: конец XVI – XVIII век: 7 класс. – 13-е издание. – М.: Дрофа, 2010 год

Контурные карты: История России: конец XVI – XVIII век. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 г.

Мультимедийные презентации

Интерактивные карты

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1

Политика Бориса Годунова. Смута. Окончание Смутного времени.

§1 – 3, работа с записями в тетради, вопрос 4 (письменно)

2

Основные сословия России. Церковный раскол.

§5, 7; заполнить таблицу

3

Народные движения. Внешняя политика.

§8 – 9

4

Образование и культура в XVII веке. Сословный быт.

§10–11, составить рассказ о быте одного из сословий

5

Предпосылки петровских преобразований. Петр I.

§12 - 13

6

Северная война.

§14, составить таблицу «ход военных действий»

7

Реформы Петра I. Экономика России.

§15 - 16, закончить таблицу

8

Изменения в культуре и быте.

§18 - 19

9

Дворцовые перевороты.

§20 - 21

10

Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762 годах.

§22 – 23, составить таблицу

11

Внутренняя политика Екатерины II.

§24

12

Война под предводительством Е. Пугачева

§25

13

Внешняя политика Екатерины II.

§27 – 28, составить таблицу

14

Россия при Павле I.

§29

15

Наука и образование. Художественная культура.

§30 - 32

16

Быт и обычаи

Подготовка к повторительно-обобщающему уроку

17

Повторительно-обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Цели и задачи программы  Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...

ПРОЕКТ Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получения образования  может быть путем организации интегрированного обучения со сверстниками общеобразовательных классов....