авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.
проект по психологии (9, 10, 11 класс) по теме

Полякова Наталья Владимировна

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообразований данного возрастного периода, имеющих свои особенности у категории детей с НОДА. Особенность программы психолого-педагогического сопровождеия самоопределения ребенка юношеского возраста с врожденными или приобретенными нарущениями опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте, а так же осложненных посттравматическим синдромом в случае приобретенных НОДА заключается в коррекции, и дальнейшей профилактике негативного влияния подрбных психофизических особенностей на главные новообразования данного возраста, а так же в сопровождении возрастного развития с учетом данных особенностей для возможности дальнейшей социализации и самореализации юноши с НОДА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Проект

программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Выполнил:  Полякова Наталья Владимировна, педагог-психолог, МОАУ «Гимназия № 6», г. Оренбург

Руководитель:  Шавшаева Л.Ю., к.п.н., доцент

Оренбург, 2016

Содержание.

Пояснительная записка…………………………………………………………..3

Планирование……………………………………………………………………16

Содержание программы………………………………………………………..19

Методическое обеспечение…………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………26

«Не существует положения, которое нельзя было бы облагородить либо достижением, либо терпением»

Гёте

Пояснительная записка

Актуальность программы. Содержание современного образования ориентировано на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся и воспитанников в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Особую актуальность данное положение приобретает по отношению к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу большого разнообразия психофизических нарушений среди обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и ростом численности детей с сочетанной патологией разработать единую структурно-содержательную модель индивидуальной образовательной программы крайне сложно. В этой связи одним из актуальных направлений теории и практики психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания данной категории детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями. Образовательные результаты каждого ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в частности, зависят от того, какова структура и содержание программ, которые они осваивают в процессе получения образования. Так, структура и содержание программы психолого-педагогического сопровождения зависят, прежде всего, от особенностей конкретного ребенка и задач, решаемых специалистом в работе с ним. В этой связи актуальным вопросом является характеристика ребенка с конкретным психофизическим недостатком с позиции его индивидуальности. Это позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения, воспитания и развития.

Проект программы сориентирован на ребенка раннего юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогического сопровождение основных новообразований данного возрастного периода, имеющих свои особенности у категории детей с НОДА. Актуальность и необходимость разработки и внедрения программы психолого-педагогического сопровождения самоопределения ребенка юношеского возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте, а так же осложненных посттравматическим синдромом в случае приобретенных НОДА, заключается в коррекции, и дальнейшей профилактике негативного влияния подобных психофизических особенностей на главные новообразования данного возраста, а так же в сопровождении возрастного развития с учетом данных особенностей, для возможности дальнейшей социализации и самореализации юноши с НОДА.

Период ранней юности охватывает возрастные рамки от 14-15 до 18 лет. Социальная ситуация развития обусловлена подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь, которая заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую деятельность т.п.) Отсюда – наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения (личностного, профессионального), которое бы дало ему в будущем в полной мере реализовать себя в труде, общественной жизни, в семьи. Ведущей деятельностью для старшеклассников выступает учебно-профессиональная деятельность. Центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность ребенка к жизненному самоопределению.

Вопрос самоопределения для юноши в современное время является непростым, а для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющего свои психофизические и психоэмоциональные особенности, особые образовательные потребности,  еще более сложным.

Цель: формирование готовности к самоопределению профессиональному, личностному, жизненному для принятия учащимся самостоятельного, взвешенного решения о своем будущем, в соответствии со своими индивидуальными личностными и психофизическими особенностями, согласованного со своими интересами, потребностями и намерениями, а также реальными возможностями рынка труда.

Исходя из поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:

  1. Изучить психоэмоциональные и личностные особенности ребенка раннего юношеского возраста с НОДА;
  2. Формировать  конструктивный образ-Я, положительную Я-концепцию, самопринятие, самоценность, самооценку, осознание своей уникальности, сильных сторон личности;
  3. содействовать учащемуся в изучении психологических особенностей своей личности, собственных способностей, талантов, мотивов, личностных характеристик, могущих соответствовать определенной профессиональной направленности;
  4. обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и  психофизическим возможностям;
  5. развитие самоанализа, самопонимания, саморегуляции психоэмоциональных состояний;
  6. развитие эмоционально-волевой сферы и мотивации к достижению успеха, самореализации;
  7. формировать позитивное мышление и позитивный образ будущего;
  8. создание безопасных условий для принятия и проживания травматичных переживаний и чувств;
  9. формирование конструктивного отношения к своим физическим особенностям, содействие в поиске духовного смысла своих физических особенностей;  
  10. расширить знания учащихся о мире профессий и понимание современного рынка труда, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним;
  11. развитие мышления воображения, интуиции, творческих способностей и личностных качеств;
  12. развить мотивацию и притязания к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей.

Отличительные особенности  программы

Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата направлена на детей раннего юношеского возраста, с ортопедическим характером двигательных расстройств, предполагающее поражение ОДА не неврологического характера, а так же на детей, имеющих приобретенные заболевания и повреждения ОДА, с осложнением психоэмоционального состояния посттравматического синдрома, с сохранным интеллектом, или не имеющих выраженных нарушений интеллектуального развития. В основу разработки данной программы положено психолого-педагогическое сопровождение таких основных новообразований ранней юности как самоопределение, самосознание, мировоззрение, самовоспитании, потребность в автономии у детей с НОДА.

Так, данная программа психолого-педагогического сопровождения в своей основе предполагает,  во-первых, коррекционно-развивающую работу с негативными психоэмоциональными посттравматическими состояниями, развитие умений саморегуляции, мотивации и эмоционально-волевой сферы, формирование конструктивного образа-Я и конструктивного отношения и смысла своих физических особенностей, формирование позитивного мышления и позитивного образа будущего; во-вторых, изучение и развитие своих личностных особенностей, собственных способностей, талантов, мотивов, личностных характеристик, могущих соответствовать определенной профессиональной направленности; в-третьих, просветительскую и развивающую работу, включающую в себя работу по расширению знания учащихся о мире профессий, знакомству их с классификацией, типами и подтипами профессий, бучение выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям, помощь в поиске себя как индивидуальности в профессиональном мире, быть нужным, полезным, самореализующимся.

Данная программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, сопровождающиеся негативными психоэмоциональными состояниями, может быть реализована как в условиях инклюзии, так и в условиях надомного обучения.

Характеристика контингента НОДА

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются разные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Однако нас интересует категория детей с ортопедическим характером двигательных расстройств   поражение ОДА не неврологического характера, в том числе приобретенных НОДА, осложненных посттравматическим синдромом. Обычно не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления.

Посттравматическое расстройство может быть вызвано трагическими несчастными случаями, травматичными событиями. Для ребенка с ПТСР характерен ряд клинических симптомов, которые в зависимости от характера и степени ортопедического дефекта, а так же индивидуальных особенностей и этапа реабилитационно-восстановительных работ, выражены в той или иной степени:

1. Повышенная тревожность как основная составляющая обычного эмоционального фона. Проявляется как психической сфере (беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления, чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины), так и на физиологическом уровне (повышенное артериального давление, спазмы желудка, головные боли, мышечное напряжение, повышенная утомляемость).

2. Повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помощью грубой силы. Периодические приступы ярости, особенно после приема алкоголя или других наркотических веществ.

3. Немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность, ожидание угрозы и нападения.

4. Пониженное настроение, депрессия, чувство одиночества и отчаяния. Этим чувствам сопутствует нервное истощение, апатия и негативизм.

5. Шок, отвержение, потеря веры;

6. Нарушения памяти и концентрации внимания, трудности сосредоточения, особенно в социально-значимых ситуациях (публичное выступление, экзамен и т. д.).

7. Наличие так называемых «непрошеных воспоминаний». Периодически в сознании человека, страдающего ПТСР внезапно всплывают крайне неприятные сцены, связанные с травмирующим событием, которые сопровождаются очень сильными негативными эмоциями. Эти воспоминания могут возникать как во время бодрствования, так и во сне, принимая форму ночных кошмаров. Человек пробуждается от такого сна потным, разбитым, с напряженными мышцами.

8. Притупленность эмоций и агедония (отсутствие чувства удовольствия, радости жизни).

9. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда, человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон..

10. Чувство вины.

Ребенок с ортопедическим характером двигательных врожденных и приобретенных расстройств и повреждений, предполагающее поражение ОДА не неврологического характера, с сохранным интеллектом, нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет следующие особые образовательные потребности:

  1. потребность в максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка, восстановительном лечении, психологической реабилитации с учетом особенностей психофизического развития;
  2. потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций соблюдение ортопедического режима;
  3. потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
  4.  потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
  5. потребность в предоставлении услуг тьютора;
  6. потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
  7. потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
  8. потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей ребенка указанной категории.

Эти образовательные потребности имеют особенности проявления на разных возрастных этапах, а также зависят от тяжести нарушения.

Трудность юноши с НДОА заключается в том, что его психофизические особенности могут негативно сказываться на главных новообразованиях данного возраста. Ситуация самоопределения может осложняться посттравматическим синдромом в случае приобретенной травмы, деформациями опорно-двигательного аппарата. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет индивидуальное своеобразие, в зависимости от причины, повлекшей данное нарушение, как следствие, влекущее за собой нарушения в психическом развитии. Указанные факты могут негативно влиять на психические состояния, самооценку, образ жизни, социализацию и личность в целом. Достаточное интеллектуальное развитие у такого ребенка часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью.

Сроки реализации программы

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения спланирована сроком на один учебный год.

Принципы и подходы, положенные в основу разработки программы.

В основу разработки данной программы был положен главный принцип эклектичности подходов, учитывая коррекционно-развивающую направленность, объединяющую в себе такие отрасли психологии как психологию травмы или кризисную психологию, возрастную психологию или психологию юношества, а так же профориентационную психологию, основной идеей которой является интеграция и самоопределение личности юноши с НОДА.

Основные принципы, которые легли в разработку программы:

Принцип соотнесенности подразумевает соответствие характера и интенсивности воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики.

Принцип единства ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Принцип целостного и системного подхода предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип целостности подразумевает понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

Генетический принцип, или принцип развития, выражается в том, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений. Эти направления определяются в критических, где система делает выбор, касающийся пути своего дальнейшего развития. система находится в состоянии временной нестабильности на начальном этапе кризиса, когда на: фоне нарастающей нестабильности происходит мобилизация психических и физических ресурсов и активный поиск новых путей развития.

Принцип позитивности подразумевает центрирование специалиста и клиента на положительном опыте.

Принцип потенциальности подразумевает особый способ восприятия пространства, базирующийся на особенности русской ментальности, оно переживается как простор, как чистая потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная неволей.

Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, учение, идея, о психической реальности при кажущейся их полноте и универсальности справедливы лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности.

Базовые подходы, на которые опирается данная программа:

Личностно-деятельностный  подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Личностный компонент данного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося.

Личностно-ориентированный подход основан на осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Гуманистический подход, признающий своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром).

Экзистенциальный подход, где сущность человека обретается человеком в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. Одной из ключевых категорий экзистенциальной философии является свобода. Свобода – это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает и свободу, которая является основным источником и движущей силой его существования.

Логотерапия В. Франкла, как одно из ведущих теоретических подходов экзистенциально-гуманистического направления, основана на поиске и анализе смыслов существования. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни, который не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. В. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной: созидание; получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути; нахождение смысла в страданиях.

Интегративный подход, как современная масштабная тенденция психологических знаний, опираясь на целостное видение человека в перспективе его материального, социального, духовного роста, предусматривает при психосоциальной работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов.

Планируемые результаты и способы их проверки

В результате реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащийся должен:

приобрести следующие психологические качества:

  1. Сформированность положительной Я-концепции, положительных установок в отношении самого себя;
  2. Знание своих личностных и индивидуально-типологических особенностей, способность к самопониманию и самоанализу;
  3. Положительный эмоциональный фон, конструктивные психоэмоциональные состояний, преобладание настроений активности и тонуса, чувств интереса и вдохновения;
  4. Преобладание позитивного мышления, сформированность позитивного образа будущего;
  5. Сформированность ориентации к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, с учетом индивидуальных психофизических особенностей;

иметь представление о самоопределении, проектировании профессионального жизненного пути, типах и подтипах профессий, профессиограмме, профессиональной пригодности, психологических особенностях личности, профессиональных интересах и склонностях, способностях, профессионально важных качествах, профессиональной пригодности, компенсации способностей.

знать:

  1. Содержание следующих понятий: профессия, специальность, специализация, классификация профессий, личный профессиональный план, рынок труда,  работодатель, должность, карьера, виды карьеры, внутренняя оценка карьеры, внешняя оценка карьеры.

уметь:

  1. Определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  2. Составлять личный профессиональный план;
  3. Проектировать свою профессиональную карьеру.

Способы проверки планируемых результатов.

  1. Положительная динамика в результате повторного диагностического исследования;
  2. Обобщения, выводы, обратная связь от ребенка;
  3. Творческая работа – самоанализ, предусматривающий  обоснованный выбор будущей профессии, знания по схеме анализа профессии, показать способы выхода на рынок труда.

Формы подведения итогов реализации программы.

Анализ динамики коррекционных показателей  диагностического исследования при первичной и вторичной диагностике.

Планирование

Курс занятий рассчитан на 31 часов, по одному часу в неделю.

Тема программы: «Я и мир»

Раздел. Тема.

Время

Результат

Вводная часть

2 часа

Знакомство с целями и задачами курса, мотивация на дальнейшую совместную работу, сбор ожиданий, первичная диагностика

Раздел 1. Мои внутренние силы.

Тема 1. Источник силы.

Тема 2. Многообразие и целостность моего Я.

Тема 3. Мой путь – мое богатство.

Тема 4. Закрепление. Обобщение. Выводы.

4 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

Овладение умениями саморегуляции, повышение самооценки, изменение настроения, преобладание чувств вдохновения, тонуса, подъема положительный эмоциональный фон, духовное понимание своих психофизических особенностей

Раздел 2. Составление психологического портрета. Образ-Я».

Тема 1. «Личность. Изучение личности».

Тема 2. Природные свойства нервной системы.

Тема 3. Тема 4. Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности.

Тема 4. Интеллектуально-когнитивная сфера личности.

Тема 5. Ценностно-смысловая сфера личности. Направленность личности.

Тема 6. Личностные качества и социальное взаимодействие.

Тема 7. Анализ. Обобщение. Выводы по разделу.

7 часов

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

Составление психологического портрета, знание своих личностных и индивидуально-типологических качеств, которые могут явиться основанием для выбора профессиональной сферы.

Раздел 3. Мир профессий.

Тема 1. Основные положения. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.

Тема 2. Классификация профессий. Характеристика профессий. Признаки профессии.

Тема 3. Типология профессий А.Е. Климова.

Тема 4. Типология профессий Дж. Л. Голланда.

Тема 5. Рынок труда. Современное состояние.

Тема 6. Основы профессиографии.

Тема 7. Способности к видам деятельности и профпригодность.

Тема 8. Профессия и здоровье.

Тема 9. Основные сферы трудовой деятельности. Видеопросвещение. Профессии.

Тема 10. Анализ. Обобщение. Выводы по разделу.

10 часов

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

Знание основ профориентации и психологии труда, классификации профессий, знание собственных способностей и склонностей к той или иной профессии. Знание современного состояния рынка труда. Способность к сопоставительному анализу своих способностей, возможностей и интересов в соответствие с требованиями профессии. Рассмотрение наиболее приемлемых путей реализации своих способностей в подходящей и интересующей сфере деятельности.

Раздел 4. Профессиональное самоопределение.

Тема 1. Самоопределение. Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

Тема 2. Практическое занятие с элементами тренинга.

Тема 3. Стратегия выбора профессии. Ошибки в выборе профессии.

Тема 4. Интересы и склонности в выборе профессии.

4 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

Осмысленное понимание категорий «предназначение», «смысл», «самоопределение», «самореализация», «самоактуализация». Представление о собственном жизненном пути, мотивация и чувство вдохновения на успешное будущее и реализацию своего потенциала. Развитие творческого потенциала, воображения, позитивного мышления.

Раздел 5. Трудовая деятельность человека и его профессиональная карьера.

Тема 1. Основные положения. Понятие карьеры. Виды карьеры.

Тема 2. Практическое занятие с элементами тренинга. Составление резюме.

2 часа

1 час

1 час

Сформированное представление о трудовой деятельности, понятии «карьеры» и «карьеризма», осознание своего места и стратегии действий в трудовой деятельности.

Обобщающая часть

2 часа

Представление самоанализа и обоснованный выбор будущей профессии, продемонстрировать знания по схеме анализа профессии, показать способы выхода на рынок труда. Вторичная диагностика. Сбор обратной связи.

Содержание программы

Направления, реализуемые в программе

Психодиагностическое направление осуществляется в рамках программы психолого-педагогического сопровождения в качестве первичного и вторичного диагностического среза с целью анализа динамики коррекционных показателей и оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия, а так же в ходе реализации программы в соответствии с развивающими целями, и направлено на изучение психоэмоционального состояния, личностно-типологических особенностей и профессиональных склонностей.

Коррекционно-развивающее направление как основное направление программы психолого-педагогического сопровождения юноши с НОДА нацелено на коррекцию психоэмоциональных состояний деструктивного характера, в том числе посттравматического синдрома в случае приобретенных нарушений ОДА и сопровождение развитие основных новообразований юношеского возраста – самоопределения профессионального, личностного, жизненного – с учетом психофизических особенностей данной категории юношей.

Психолого-педагогическое консультирование осуществляется ребенку, родителям и педагогам по запросу и в экстренных случаях; консультативное сопровождение ребенка в течение года в ходе занятий.

Психологическая профилактика и просвещение осуществляется в рамках профориентационного, коррекционно-развивающего, а так же консультативного направления и сориентировано на предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Ход и описание занятий

Введение

Предмет и задачи курса занятий. Важность выбора профессии в жизни человека. Сбор ожиданий предстоящей работы. Первичная диагностика.

Раздел 1. Мои внутренние силы.

Тема 1. Источник силы. Освоение приемов саморегуляции. путём визуализаций, релаксаций, дыхательных методов,  аффирмаций, арт-технологий, музыкальной терапии.

Тема 2. Многообразие и целостность моего Я. принятие себя как ценности, осознание собственной уникальности путем аналитических приёмов, арт-терапии, метафорических карт.

Тема 3. Мой путь – мое богатство. Работа с травматичными переживаниями и чувствами, кризисом, посттравматическим синдромом посредством метафоры, сказкотерапии, изо-терапии, метафорических карт.

Тема 4. Закрепление. Обобщение. Выводы. Закрепление приемов саморегуляции. Рефлексивное объединение результатов предыдущих занятий.

Раздел 2. Составление психологического портрета. Образ «Я»

Тема 1. «Личность. Изучение личности». Понятие о личности, структура личности. Личность, сознание, деятельность. Внутренний мир человека и система представлений о себе.

 Тема 2. Природные свойства нервной системы. Темперамент в профессиональном становлении личности. Виды темперамента, изучение типа темперамента. Тип темперамента и профессиональная деятельность.

 Тема 3. Тема 4. Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности. Понятие о потребностях, мотивов, воле в структуре личности. Изучение Потребностно-мотивационной и волевой сфер личности. Роль мотивации в трудовой деятельности

 Тема 4. Интеллектуально-когнитивная сфера личности. Понятие об интеллекте, социальном и эмоциональном интеллекте.  Понятие о креативности. Значение креативности в решении задач. Познавательные процессы. Изучение интеллектуально-когнитивной сферы личности и креативности. Познавательные процессы, интеллект, креативность  и виды профессий. Типы мышления.

Тема 5. Ценностно-смысловая сфера личности. Направленность личности. Понятие о ценностях и установках. Роль и значение ценностей, смыслов и установок в жизни человека и принятия им решений. Диагностика ценностно-смысловой сферы. Ценности, смыслы и установки и профессиональная деятельность

Тема 6. Личностные качества и социальное взаимодействие. Изучение личностных качеств и социального взаимодействия. Значение,  роль  и особенности социального взаимодействия в трудовой и профессиональной деятельности. Профессии и особенности социального взаимодействия. Значение навыков ораторского мастерства и самопозиционирования, взаимодействие, сработанность в трудовом коллективе.

 Тема 7. Анализ. Обобщение. Выводы по разделу.  «Что я знаю о своих возможностях?». Составление индивидуального психологического портрета личности по результатам диагностики. Индивидуальный профиль личности и мир профессий.

Раздел 3. Мир профессий.

Тема 1. Основные положения. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Уровень профессионального образования. Какие бывают профессиональные учебные заведения. Мониторинг образовательных услуг.  Формы профессионального образования. Порядок поступления в профессиональные ученые заведения. Формула профессии.

 Тема 2. Классификация профессий. Характеристика профессий. Признаки профессии.

Тема 3. Типология профессий А.Е. Климова. Типы профессий «Человек-техника» «Человек-природа» «Человек-человек» «Человек - знаковая система», «Человек-художественный образ». Требования профессий различного типа к человеку. Изучение принадлежности к типу профессий.

Тема 4. Типология профессий Дж. Л. Голланда. Классификация профессий социальный, предпринимательский, конвенциональный, артистический, исследовательский, реалистический Изучение принадлежности к типу профессий

 Тема 5. Рынок труда. Современное состояние. Поведение на рынке труда. Возможные пути выхода на рынок труда и планирования профессиональной карьеры. Смежные профессии. Запасной вариант. Профессии современного рынка труда. Мониторинг рынка труда. Описание профессий. «Старые» - «Новые» профессии.  Анализ в контексте рассмотренных типологий профессий 

Тема 6. Основы профессиографии. Профессиограммы и ПВК.  Составление профессиограмм.

Тема 7. Способности к видам деятельности и профпригодность. Специальные способности к интеллектуальной, офисной, эстетической и др. деятельности. Уровни профессиональной пригодности.

 Тема 8. Профессия и здоровье. Особенности здоровья и выбор профессии. Сохранение здоровья в профессиональной деятельности. Эмоции и стресс.

Тема 9. Основные сферы трудовой деятельности. Видеопросвещение. Профессии. Технология индустриального производства. Профессии тяжелой индустрии агропромышленного производства Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности,  в торговле и общественном питании. Арттехнологии. Профессии типа «Человек – художественный образ». Структура социальной сферы. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Технология управленческой деятельности. Видео-урок с обсуждением

Тема 10. Анализ. Обобщение. Выводы по разделу. «Что я знаю о профессиях?» Обсуждение.

Раздел 4. Профессиональное самоопределение.  

Тема 1. Самоопределение. Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». 

Тема 2. Практическое занятие с элементами тренинга. Построение коллажа «Я и моя жизнь», упражнения «Мои цели. Мои таланты».

Тема 3. Стратегия выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. Три слагаемых правильного выбора профессии. Основные ошибки при выборе профессии.

Тема 4. Интересы и склонности в выборе профессии. Понятие и сущность «интереса». Типы интересов. Определение своих интересов.

Раздел 5. Трудовая деятельность человека и его профессиональная карьера.

Тема 1. Основные положения. Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Представление о современной ситуации трудоустройства молодежи. Требования предъявляемые работодателями. Несовпадение интересов работодателей, возможностей и запросов молодежи. Служба занятости и содействие в трудоустройстве молодежи. Этапы трудоустройства (постановка цели, поиск работы, прохождение собеседования и испытаний, заключение контракта). Построение личного профессионального плана. 

Тема 2. Практическое занятие с элементами тренинга. Составление резюме. Собеседование. Навыки самопрезентации.

Обобщение.

Практическое занятие с элементами тренинга: деловая игра «Собеседование»; «Я - эксперт». Обсуждение.

Защита профессии «Моя профессия».

Курс завершается итоговой творческой работой («Моя профессии»). При этом к итоговому занятию обучающийся должен представить самоанализ и обоснованный выбор будущей профессии, продемонстрировать знания по схеме анализа профессии, показать способы выхода на рынок труда.

Методическое обеспечение

Технологии. Арттерапия, игротерапия, технологии саморегуляции, видеопросвещение.

Методы и средства. Методы - тест, проективный тест, изо-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, визуализация, релаксация, аутогенная тренировка, дыхательные практики; интерактивные методы обучения; средства - метафорические карты, видеоурок, техники анализа и прогнозирования.

Методики.

  1. Цветовой тест изучения психоэмоционального состояния Люшера;
  2. Оценка функционального состояния «САН»;
  3. Шкала депрессии Э. Бека;
  4. Диагностика стрессового состояния А. О. Прохорова;
  5. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  6. Методика оценки уровня притязаний Ф.Хоппе;
  7. Методика изучения потребности в достижении;
  8. Многофакторный личностный опросник Кеттела (юношеский вариант);
  9. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
  10. Тест «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова;
  11. «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» Голомштока);
  12. Определение типа будущей профессии (модификация методики Е.А. Климова);
  13. Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л.А. Йовайши).

Организационные формы. Программа предусматривает занятия коррекционно-развивающей направленности интегрированного характера, которые включают в себя преимущественно индивидуальную форму работы. Занятие включает в себя формы работы: лекционно-диалоговые, диагностические, практические и творческие, игровые, психотерапевтические, аналитико-рефлексивные, и др. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по отдельным вопросам в рамках тем и разделов программы.

Список литературы (для детей, родителей, педагогов).

  1. Климов, Е. А. Как выбрать профессию/ Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
  2. Официальный сайт профориентации Г.В. Резапкиной - http://metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur.
  3. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки /  Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2014.
  4. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса. Авт.-сост. Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А.Сапрыкина; Под ред. Н.Н.Рождественской.

Список литературы

1. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: "Смысл", 2001.

2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. – СПб.: «Речь», 2004.

3. Зимняя И.А. «Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса" Московский городской психолого-педагогический университет. Электронная библиотека [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-244.HTM].

4. Климов, Е. А. Как выбрать профессию/ Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1990.

5. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)/ Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2005.

6. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки /  Г. В. Резапкина. - М.: Генезис, 2014.

7. Специальная педагогика: учеб. пособие [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. – 3е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

8. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников/ Т.В. Черникова. —  М.: Глобус, 2006.

9. Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха/ Учебник для учащихся 10-11 классов  / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2006.

10. Щербатых Ю."Психология стресса и методы коррекции" - СПб, Питер, 2008.

11. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/  под ред. Н. Н. Рождественской. — М.: Глобус, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-личностная сфера лиц юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены краткие статистические сведения о проблеме инвалидности в аспекте нарушений опорно-двигательного аппарата на данный момент, а также обзор литературных источников, посвященных пробле...

План - программа по формированию осознанного отношения к здоровью у детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Приобщение детей к здоровому образу жизни, имеющих заболевание опорно-двигательного аппарата,  является важнейшим аспектом работы учителя физической культуры....

Тетрадь здоровья для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тетрадь здоровья - это не дневник, а настоящий медицинский документ. В ней предусмотрены специальные записи веса и роста ребенка в разном возрасте, показатели физических данных, перенесенные болезни и...

Рабочая программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройством аутистического спектра

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения аутистического спектра. Программа позволяет проследить динамику развития данной категории детей, сформирован...

Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений

Как развивать мелкую моторику у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как формировать пространственные представления, все это представлено в моем опыте....

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...