Рабочие программы 5-9 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс) составлено на основе программы: Алексашкина Л.Н. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории». Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, сознающий свою роль в окружающем мире, что соответствует следующим компетенциям отечественного образования.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
- способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин
формации в соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
─ способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
На основе общеобразовательных компетенций сформулированные следующие цели и задачи курса:
Задачи курса: формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.
Цели курса:
- Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
- Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Основные умения:
- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- спорить и отстаивать свои взгляды;
- самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
- работать с исторической картой;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Курс «История Древнего мира» 5 класс оснащен в учебном плане 67 учебными часами в 2015-2016 уч. году ( 2 ч. в неделю) и включает в себя все основные компоненты обязательного минимума содержания обществоведческого образования в основной школе, утвержденного Министерством общего и профессионального образования.
Содержание и учебно-методическое обеспечение курса
Учебники | Методические пособия и интернет ресурсы |
Учебник: Вигасин А.А. и др. «История древнего мира» М., «Просвещение» 2013. |
|
п/п | Содержательные линии (темы) | Федеральный компонент ГОСа | |
знать | уметь | ||
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 15) | Древний Восток Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний Рим Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | 1. Знание хронологии, работа с хронологией.: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; • группировать (классифицировать) факты по различным признакам. | 1. Работать с историческими источниками: • читать историческую карту с опорой на легенду; • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 2 Описывать (реконструировать): • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 3. Анализировать, объяснять: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); • соотносить единичные исторические факты и общие явления; • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 4. Работать с версиями, оценками: • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 5. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). |
Календарно-тематическое планирование курса: «История Древнего мира»5 класс
Количество часов:
В год: 67 ч.
В неделю:2 ч.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Планируемые результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Домашнее задание | Мониторинг | |||||||||||||||||
личностные | предметные | метапредметные | |||||||||||||||||||||||
1 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Введение (1 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Введение. Источники знаний по истории Древнего мира | 1 | Заинтересовать учащихся учебным предметом. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, как члена семьи, этнической и религиозной группы | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история и исторический источник | Способность сознательно планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность | История, вещественные источники, археология, этнография. | Введение, привести примеры письменных и вещественных источников | Наличие принадлежностей на уроке | |||||||||||||||||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Древнейшие люди | 1 | Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Умение выполнения творческих заданий, составлять рассказ по иллюстрациям, используя изученный материал | Человеческое стадо, собирательство | §1, вопросы устно. | ||||||||||||||||||
Первобытные охотники и собиратели | 1 | Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Умение выполнения творческих заданий, составлять рассказ по иллюстрациям, используя изученный материал | Родовая община | §2, нарисовать рисунок и описать картин | ||||||||||||||||||
Возникновение искусства и религии | 1 | Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Характеризовать достижения людей в Древнем мире. Составлять описание исторических объектов, памятников. Анализировать причины появления религии и искусства | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | Религия, духи, душа, молитвы. | §3 | опрос | |||||||||||||||||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) + 1ч.повторение | |||||||||||||||||||||||||
Первобытные земледельцы и скотоводы | 1 | Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Формировать навыки поиска информации по теме | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе | Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие. | §4, определения | ||||||||||||||||||
Возникновение неравенства между людьми | 1 | Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Определить истоки социального неравенства в первобытном обществе и провести параллели с современностью | Совершенствовать умение выделять главное из общего | Знать, вождь, неравенство, соседская община. | §5; вопросы | ||||||||||||||||||
Повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы. | Уважение к культурному наследию человечества. | Применять полученные знания при выполнении заданий. Определять значение первобытной эпохи в мировой истории | Отрабатывать навыки самостоятельной работы, умение работать самостоятельно с тестовым материалом | к/р. По т: первобытные земледельцы и скотоводы. | |||||||||||||||||||
Тема 3 счет лет в истории | |||||||||||||||||||||||||
Счет лет в истории | 1 | Формирование у учащихся представления о счете лет в истории. До Р.Хр. и после Р.Хр. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | Рождество Христово, н.э, век, тысячелетие | С. 29-32 | Зачет по т. Счет лет истории | |||||||||||||||||
Раздел 2. Древний Восток (18 ч) Тема 1 Древний Египет (7 ч)+ 1 час повторение | |||||||||||||||||||||||||
Местоположение и природные условия Др.Египта | 1 | Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Знать основные понятия темы, показывать на карте Древний Египет. Описывать особенности месторасположения стран | Умение оценивать свою деятельность на уроке | Дельта, дамбы, каналы Фараон, крестьяне, ремесленники | §6 | ||||||||||||||||||
Быт земледельцев и ремесленников | 1 | Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Характеризовать существенные признаки и интересы различных групп. Уметь высказывать своё мнение | Совершенствовать навык работы в группе. Совершенствовать умение выделять главное из общего | Налоги, шадуф, орошение полей, амулет, писцы, кораблестроители | §7 | ||||||||||||||||||
Жизнь египетского вельможи | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Характеризовать существенные признаки и интересы различных групп. Уметь высказывать своё мнение. | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | вельможи | §8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона | ||||||||||||||||||
Военные походы фараонов | 1 | Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты военных походов фараонов. Раскрывать причины и последствия военных походов. Уметь высказывать своё мнение | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Колесница, пехотинцы | §9, вопросы, выводы к таблице | ||||||||||||||||||
Религия древних египтян | 1 | Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян. Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий | Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников | Храмы, жрецы | §10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа. | ||||||||||||||||||
Искусство Древнего Египта | 1 | Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Формировать убеждение о ценности знаний, как в древности так и в современном мире | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Пирамиды, архитектура, скульптура | §11 | Опрос по т: Культура Др. Египта. | |||||||||||||||||
В Древнеегипетской школе | 1 | Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей. | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | Иероглифы, папирус | §12 | ||||||||||||||||||
Тема 2 Западная Азия в древности (7 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Древнее Двуречье | 1 | Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья | Совершенствовать умение выполнения творческих заданий | клинопись | §13 | ||||||||||||||||||
Повторение и обобщение по т: Др. Египет | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | Уважение к культурному наследию человечества. | Применять полученные знания при выполнении заданий | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | С/р. По т: «Др. Египет» | |||||||||||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи». Уметь высказывать своё мнение | Совершенствовать навык работы в группе | Аренда, ростовщик. | §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?». | ||||||||||||||||||
Финикийские мореплаватели | 1 | Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Показывать на исторической карте месторасположение Финикии и пути следования мореплавателей. Характеризовать важнейшие достижения финикийцев в области культуры | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | Колонии | §15 | ||||||||||||||||||
Библейские сказания | 1 | Познакомить ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть имена библейских пророков. Понимание смысла библейских сказаний | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. | §16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок. | ||||||||||||||||||
Древнееврейское царство и его правители | 1 | Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть имена библейских пророков. Понимание смысла библейских сказаний | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Иерихон, храм Соломона | §19, вопросы | ||||||||||||||||||
Ассирийская держава | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Определять причины возникновения и гибели Ассирии. Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев. Осознание смысла восточной деспотии и особенностей управления Ассирийской державой | Умение оценивать свою деятельность на уроке | Железо, держава. | §18, вопросы | ||||||||||||||||||
Образование Персидской державы | 1 | Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Показывать на исторической карте месторасположение Персии. Раскрывать особенности государственно - административного устройства | Совершенствовать навык работы в группе | Сатрапии | §19, разобрать схему. | С/р. По т: «Западная Азия в древности» | |||||||||||||||||
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч) + 1 час повторение | |||||||||||||||||||||||||
Местоположение и природа Древней Индии | 1 | Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение Индию. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Характеризовать религиозные верования жителей Древней Индии. Определить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Индия, Ганг, Инд, Гималаи | §21, прочесть легенды о Раме и Будде. | ||||||||||||||||||
Индийские касты | 1 | Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. | Уважение к народам мира, формирование толерантности | Показывать на исторической карте месторасположение Индию. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Характеризовать религиозные верования жителей Древней Индии. Определить истоки социального неравенства в индийском обществе и провести параллели с современностью | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Касты, брахманы, буддизм | §21, повторить термины из словаря | ||||||||||||||||||
Местоположение и природа Древнего Китая | 1 | Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы | конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы. | §22, вопросы | ||||||||||||||||||
Объединение Китая | 1 | Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Показывать на исторической карте месторасположение Китая. Раскрывать особенности государственно- административного устройства. Вклад китайской цивилизации в мировую. Уяснить значение Великого шелкового пути для становления и развития Древнего Китая. | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде сообщения | Гунны, Великая Китайская стена. | §23, вопросы | опрос | |||||||||||||||||
Раздел 3. Древняя Греция (20 ч) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Природа и население Древней Греции | 1 | Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Характеризовать природно-географические условия, основные занятия греков и критян. Сравнивать условия жизни и их различия греков и критян | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Греция Минотавр, «нить Ариадны», лабиринт | §24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу. | ||||||||||||||||||
Микены и Троя | 1 | Познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Излагать суждения о причинах и следствиях Троянской войны. Характеризовать основные события и участников Троянской войны | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Ахейцы, дорийцы, Троя. | §25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними? | ||||||||||||||||||
Повторение | 1 | Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. | Уважение к культурному наследию человечества | . Уметь определять важнейшие события и процессы в истории Древнего мира и характеризовать их | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | К/р по т: «Индия и Китай в древности» | |||||||||||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Рассказывать основное содержание поэм. Характеризовать героев, анализировать их поступки | Совершенствовать навык работы в группе | Циклоп , сирены | §26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой. | ||||||||||||||||||
Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Рассказывать основное содержание поэм. Характеризовать героев, анализировать их поступки | Совершенствовать навык работы в группе | §27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку. | |||||||||||||||||||
Религия древних греков | 1 | Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований. | Принятие культурного и религиозного многообразия мира | Называть характерные признаки и особенности верований греков. Извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни греков | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Пантеон | §28, пересказ одного из мифов о богах. | ||||||||||||||||||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. | Освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире | Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. Называть характерные черты политического устройства Афин Характеризовать результаты важнейших исторических событий. | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Полис, демос, аристократ | §29, термины учить. | ||||||||||||||||||
Зарождение демократии в Афинах | 1 | Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции | Излагать суждения о причинах и следствиях зарождения демократии в Афинах. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Применять новые знания и умения в общении с новыми фактами, источниками и памятниками | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Реформы Демократия, граждане, реформы, Народное собрани | §30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других? | ||||||||||||||||||
Древняя Спарта | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью | Формирование чувства патриотизма на примере спартанцев | Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Сравнивать общественное устройство Спарты и Афинского государства Описывать образ жизни спартанцев и илотов | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Илоты | §31 | ||||||||||||||||||
Основание греческих колоний | 1 | Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. | Осознание процесса колонизации как ист. явления | Выявить роль колоний в жизни греков | Умение логически выстраивать ответ, используя ист. терминологию | Колонии | §32, подготовить пересказ о царе Скиле | тест | |||||||||||||||||
Олимпийские игры | 1 | Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. Описывать игры, раскрывать причины возникновения олимпийских игр. | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Олимпия, «Священный мир», олимпионик | §33 | ||||||||||||||||||
Греко-персидские войны | 1 | Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. | Овладение чувством патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами | Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду. Рассказывать о наиболее крупных сражениях | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде рассказа | Марафон, экспансия, стратег, триера | §34, нарисовать план Марафонского сражения. | ||||||||||||||||||
Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков. | Овладение чувством патриотизма на примере героизма греков в борьбе с персами | Умение датировать важнейшие события греко-персидских войн, определять их последовательность, соотносить с веками, тысячелетиями, умение читать историческую карту с опорой на легенду. Рассказывать о наиболее крупных сражениях | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде сочинения | триера | §35 | К/р. По т: «Полисы Греции» | |||||||||||||||||
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Граждане, метеки, пошлина | §36 | ||||||||||||||||||
В городе богини Афины | 1 | Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Граждане, метеки, пошлины, верфь, метеки, Совет пяти портики, Акрополь, Агора, Парфенон, Керамик | §37 | ||||||||||||||||||
В афинских школах и гимнасиях | 1 | Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого | Развивать навык смыслового чтения и анализа текста, навыки выражения своего мнения через устную речь | Стиль, палестра, педагог | §38. | ||||||||||||||||||
В театре Диониса | 1 | Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств. | Понимание культурного многообразия мира | Описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Орхестра, скене, трагедия, комедия. | §39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы» | ||||||||||||||||||
Афинская демократия при Перикле | 1 | Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Демократия | §40 | Тест по теме «Возвышение Афин. Афинская демократия» | |||||||||||||||||
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Умение выявлять причинно- следственные связи, обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее в виде схемы. Датировать важнейшие события и процессы, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций. | Совершенствовать навык работы в группе | Македония, монархия, Филиппики, сариссы. | §42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским | ||||||||||||||||||
Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты связанные с темой возвышение Македонии , описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Доп.мат. Личность Александра Македонского. «Великая держава». | |||||||||||||||||||
В Древней Александрии Египетской | 1 | Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Составлять описание исторических объектов, памятников. Раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию | Обсерватория, музы | §43, сопоставить муз с видами искусств. | ||||||||||||||||||
Повторение | Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий. Характеризовать важные факты из истории Древнего мира | Отрабатывать навыки самостоятельной работы | Основные поняти | Опрос по теме: « Македонские завоевания» | |||||||||||||||||||
Раздел 4. Древний Рим (17 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Древнейший Рим | 1 | Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий. Уметь работать с картой. Объяснять влияние природных условий и занятия жителей. Излагать легенду о возникновении Рима. Характеризовать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Патриции, плебеи. | §44 | ||||||||||||||||||
Завоевание Римом Италии | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать важные факты из истории Древнего Рима, характер событий и процессов, классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Республика | §45 | ||||||||||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||||||||||||
Устройство Римской республики | 1 | Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Характеризовать управление в древнейшем Риме | Способность представлять свое собственное мнение, аргументировать свою позицию, опираясь на дополнительную и учебную информацию | Консулы, легионы | §46, сделать рисунок римского легионера | ||||||||||||||||||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||
Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны. | Выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны | Характеризовать войны Рима с Карфагеном: участники, причины, ход, итоги и последствия. Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события, связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий | Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях | Пентеры «ворон» | §47, план «Битва при Каннах» | ||||||||||||||||||
Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. | 1 | Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Характеризовать причины и последствия господства Рима в Средиземноморье. Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизации Древнего Рима | Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, (составлять простой план) | Триумф, империя | §48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание. | ||||||||||||||||||
Рабство в Древнем Риме | 1 | Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. | Выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны | Различать причину и следствие исторических событий, явлений. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Гладиаторы | §49, рисунок гладиатора. | ||||||||||||||||||
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов | Владение навыками составлять тезисы | Аграрный закон | §50 | ||||||||||||||||||
Восстание Спартака | 1 | Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Описывать восстание. Раскрывать причины, ход, последствия | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | §51 | |||||||||||||||||||
Единовластие Цезаря в Риме | 1 | Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Анализировать деятельность Цезаря | Представить результат своей деятельности в виде эссе: «Каким должен быть правитель государства?» | Военная диктатура | §52 | ||||||||||||||||||
Установление империи в Риме | 1 | Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством. | Способность к определению своей позиции к изучаемым событиям | Раскрывать причины падения диктатуры Цезаря | Владение навыками составлять простой план | §53 | К/р. По т: «Гражданские войны в Риме» | ||||||||||||||||||
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч) | |||||||||||||||||||||||||
В Риме при императоре Нероне | 1 | На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Анализировать деятельность Нейрона | Обрабатывать информацию и представлять ее в виде творческого проекта | Диктатор | §54 | ||||||||||||||||||
Первые христиане и их учения | 1 | Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Рассказывать о жизни и деятельности первых христиан Объяснять суть христианского учения | Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников | христиане | §55 | ||||||||||||||||||
Расцвет Римской империи во 2 веке | 1 | Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Составлять описание исторических объектов, памятников | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде мини-сообщения | Колоны, рабы с хижинами | §56 | ||||||||||||||||||
«Вечный город» во времена империи и его жители | 1 | Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями. | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Составлять описание исторических объектов, памятников | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде мини-сообщения | Термы, Колизей, Пантеон | §57, вопрос 4 письменно | К/р. По т: «Расцвет Римской империи» | |||||||||||||||||
Тема 5. Падение Западной Римской империи. (3 ч.) | |||||||||||||||||||||||||
Римская империя при Константине | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи | Уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках | Обрабатывать самостоятельно информацию и представлять ее в виде презентаций | Варвары, епископ. | §58 | ||||||||||||||||||
Взятие Рима готами | 1 | Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. Объяснять причины распада Римской империи | Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по причинам упадка Западной Римской империи, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов | §59, подготовка к проверочной работе | |||||||||||||||||||
Особенности цивилизации Греции и Рима. | 1 | Проверка и закрепление изученного материала. | Уважение к культурному наследию человечества | Применять полученные знания при выполнении заданий. | Способность решать творческие и проблемные задачи | Понятия по теме | Итоговая к/р. По истории Древнего мира. | ||||||||||||||||||
Вклад народов в мировую культуру | 1 | Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира» Проверка, закрепление изученной информации. | Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны | Применять полученные знания при выполнении заданий. Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния, а также феномен единства мира в многообразии культур | Способность решать творческие и проблемные задачи. Активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме | Повторение основных понятий по курсу «Древний мир» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...